fantlab ru

Иван Белов «Голос мёртвого леса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Голос мёртвого леса

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Среди заповедных и дремучих страшных новгородских лесов существует наособицу и Лес с большой буквы. Который действительно заграбастает тебя, будь ты пеший, конный или даже на тракторе. Иногда, когда Лесу интересно, он может выполнить любое желание, хотя безусловно потребует оплату...

Входит в:

— антологию «Истории Ворона», 2021 г.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Истории Ворона
2021 г.
Истории Ворона
2023 г.

Аудиокниги:

Истории Ворона
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю рассказы такого типа. Когда с самого начала рассказ нарастает какими-то интересными мелочами, типа детей в начале или чемодана припрятанного, эти мелочи в виде «якоря» в голове и держат в интересе, как же будет в дальнейшем, но в итоге рассказ заканчивается на кульминационном моменте и об этих мелочах мы дальше не узнаем, но в этом весь кайф от чтения.

Зато рассказ не затянут и очень насыщен событиями. Он начинается как будто продолжение какой-то истории и заканчивается на самом интересном месте, подразумевая продолжение. Ну да, интересно было бы знать, что будет дальше с героем, но заканчиваясь на полуслове и оставляя читателя в недоумении такие рассказы оставляют больше впечатлений.

Ну и само повествование построено в приключенческом ключе, а приключение в неизведанное всегда интересны, прям как долбанная Лара, мать ее, Крофт, если вы понимаете, о чем я).

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стоит где-то на новгородчине Мёртвый Лес.

Очередная инкарнация фантастической концепции Зоны. Много мы их повидали — от Стругацких, Вандермеера и Эда Макдональда до S.T.A.L.K.E.R.а и других сточкеров.

Зона всегда опасна, полна экзотичных топонимов и смертоносной фауны.

Но Зона не только пугает и убивает, но и даёт: исполняет желания, наделяет богатством.

Всегда находятся желающие попасть в Зону и всегда же есть те, кто оказывает туристам профессиональные услуги проводников.

Это неразрушимая триада субжанра: Зона, опытные сталкеры-проводники и дилетанты-туристы.

Большинство Зон в литературе смертоносны, страшны и опасны. И это с учётом того, что обычно вещи о Зонах написаны не в жанре ужаса. Представьте, чем можно заселить Зону и как глумиться над посетителями аномалии, если использовать все приёмы хоррора!

На опушке Мертвого леса притулилась полувымершая деревушка. До конца ей вымереть мешает как раз Лес. Оставшиеся жители деревни — проводники. Одна из таких потомственных проводников Катерина, сорокалетняя мать четырёх детей.

У местных есть правило — не водить в лес группы больше трёх-четырех человек. Не уследишь, и лес соберет кровавую дань. Отказав группе из дюжины городских пижонов, Катерина, мучима совестью, на следующий день отправляется за ними вдогон.

Лес в рассказе предстаёт аналогом злого загробного мира. Его даже опоясывает речушка Лешья — очевидный аналог Леты и других рек Аида. Леса боятся и ему же поклоняются.

В литературном плане пугать у автора получает, в основном, средне. Частое использование «мерзких» прилагательных с трудом выполняет свою роль — передать весь ужас места. Попытки вызвать отвращение «сочащейся розовой гнойной слизью» тоже проваливаются.

Гниющие Лесорубы; тварь-подменка, порождённая Лесом из пролитой в Лесу; крови; Святое озеро; потрошёные трупы, развешанные по кронам; одержимый олигарх-депутат.

В финале есть классный момент, напомнивший мне холодную планету Хот из Пятого Эпизода.

Прямолинейное повествование неожиданно обрывается на середине. Злодеи наказаны, но из Леса группа ещё не вышла. Такое ощущение, что автора позвали обедать, и там, где для закругления сюжета было необходимо еще десяток страниц, он обошёлся четырьмя предложениями.

Благодатный сеттинг, чей потенциал не раскрыт до конца. Отличная героиня, безусловно похожая на, цитата из рассказа, «Лару, мать её, Крофт». Я бы ещё почитал про её приключения в Мёртвом Лесу.

Как страшная зарисовка сталкерского хоррора — очень хорошо! Как претендент на лучший рассказ года... без вариантов, на мой взгляд. Не в последнюю очередь потому, что среди претендентов Кабир, играющий на том же поле, но лигой выше.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ООООО, истинная жемчужина сборника. Стоило купить даже ради одного этого рассказа. Неудивительно, что подписчики Ворона ссутся кипятком от его рассказов — Белов знает, как «зацепить», как показать что-то знакомое, родное и представить в новом свете. Тут тебе все — и капелька славянской мифологии, и сталкеровщина, и дерявенский ужос — все четко по мишеням. И ДАЖЕ БЕЗ РУХА МАТЬ ЕГО БУЧИЛЫ!!!

Кстати, если кто не знал, первое место по голосам в прошлом отборе Самой Страшной Книги занял именно Иван Белов со своей «Безгрешной», но... право вето его оттеснило. Почему? А черт его знает. Ладно, к сюжету.

Итак, есть некая Екатерина, которая подрабатывает время от времени проводником в Мертвый Лес. Лес этот непростой — водится в нем всякая мистика, нечисть, ужасть и мрак. Сдохнуть — раз плюнуть. Но Лес, как и Зона (как и Монолит) может... не то чтобы исполнять желания, скорее, одаривать. Одна беда — забирает он по факту всегда в два раза больше. И вот, наша героиня, не выдержав мук совести, решила пройтись в лесок и вывести оттуда заплутавших «туристов»...

На самом деле, главное достоинство рассказа — это, конечно же, Лес. Он — самый проработанный, самый интересный персонаж рассказа. Ощущается он во всем и со всех сторон, подступает с каждой строчки. Охренительно-опасный, а оттого — еще более интересный. Каждое его проявление глотаешь с жадностью любителей Руха Бучилы. Подсаживает на свое творчество Иван плотно, надо признать, дурь высшего качества, как слеза чиста.

Персонажи, помимо главной героини, наоборот отстают — и визуально и психологически. Но зато КАК прописана главная героиня — это стоит отдельного абзаца. Ее манеру мышления, ее внешность, ее характер, ее быт считываешь на раз-два и начинаешь воспринимать как вполне реального человека. Не знаю, то ли Иван так вложился в этого персонажа, то ли прототип был очень характерный, но прям моеувожение. Картоном и не пахнет.

А теперь о недостатках. Первый минус у меня, как всегда, к лору. Откуда он такой лес? почему такой? Зачем? Как? Почему всем насрать? Короче, как всегда, как принято у нас, авторов хоррора — «есть и все». Оно, конечно, мелочь, но на фоне того, КАКОЙ интерес вызывает этот лес (рифма ненамеренная), знать о нем хочется как можно больше. Стоило бы вкинуть хоть пару версий через персонажей — мол, метеорит упал, или АЭС рванула.

А второй минус — МАЛО! ОЧЕНЬ МАЛО проявлений, непосредственно, леса, и все они лежат в некой гнилостно-некротической плоскости — ходячие мертвецы, доппельгангеры и гниль-гниль-гниль. Я понимаю, что эти образы напрашиваются сами собой и — более того — ОБЯЗАТЕЛЬНЫ в данном контексте, но дабы великолепный образ леса не затерялся на фоне сотни подобных (кажется, что-то похожее было и у Провоторова) , ему необходимо ЛИЦО. Индивидуальность, а не просто «ух, какое опасное место!»

Впрочем, и то и другое можете воспринимать как мою личную дое6ку, потому что, повторюсь, рассказ мне ОЧЕНЬ понравился. Он ладно и крепко сбит, палец не просунешь, не прикопаешься. Логика, язык, психологизм, фантдоп, увлекательность, хоррор — ВСЕ на месте. Повторюсь — настоящий ВЕНЕЦ сборника. В очередной раз завидую Белову.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной классический хоррор про договор с нечистой силой.

Есть «мёртвый лес», и, он выполняет желания. Не все желания, и, не всегда. И, конечно, не бесплатно.

Как всегда, мораль: не нужно заключать сделки с нечистью — обманет.

Ещё, рассказ мне очень напомнил «Пикник на обочине» Стругацких. Аномальная зона, «исполнитель деланий». И, сталкер — главная героиня Катерина.

Да, сюжет стандартный, но, классический для хоррора и мистики. Написана история неплохо — атмосферно. Мрачный лес, болото, гниль, тухлятина — по-хорошему, неприятно и мерзко.

Логичный и предсказуемый финал.

В принципе, прочёл с удовольствием.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится образ тёмного беспощадного леса, с которым местные жители научились сосуществовать и даже извлекать для себя выгоду. Опасный симбиоз, который не прощает неосторожности и несоблюдения правил. И беспощадный к чужакам, эти правила нарушающим.

Мне понравилась и героиня — есть в ней что-то исконное, деревенское, архетипично женское. И при этом пусть она и не Лара Крофт, но вполне на уровне по способности преодолевать опасные места и побеждать плохих парней.

Что не очень получилось, так это весьма стереотипные туристы (от плохих парней до безвольного стада) и не самый разнообразный арсенал тёмного леса. Ну и ещё финал рассказа получился какой-то незаконченный, что ж это за финал, когда все ещё в лесу и не известно, выйдут ли.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

– Ты… ты куда меня завела?! – завизжал Лазарев.

– Ты сам сказал – тетя плохая.

А Белов-то верен себе. Пускай перед нами не исторический хоррор, но его атмосфера все равно присутствует. И вот хочется при драться к рассказу, но нет повода. Да, хороший, да стилистически идеален, но автор не растет над собой. У него нет явно напряженного момента, от которого захватывало бы дух. Даже спустя время, единственное, что можешь вспомнить — лес, какая-то аномалия и что-то в духе зомби.

Опять же, я не хочу ругать, просто перенасытилась схожестью рассказов Белова.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх