FantLab ru

Питер Уоттс «Морские звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
1152
Моя оценка:
-

подробнее

Морские звёзды

Starfish

Роман, год; цикл «Рифтеры»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На дне Тихого океана проходит странный эксперимент — геотермальная подводная станция вместила в себя необычный персонал. Каждый из этих людей модифицирован для работы под водой и... психически нездоров. Жертва детского насилия и маньяк, педофил и суицидальная личность... Случайный набор сумасшедших, неожиданно проявивших невероятную способность адаптироваться к жизни в непроглядной тьме океанских глубин, совсем скоро встретится лицом к лицу с Угрозой, медленно поднимающейся из гигантского разлома в тектонической плите Хуан де Фука.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Тексты рассказов «Ниша» и «Дом» были основательно переработаны, прежде чем стать частью романа.


В произведение входит:

7.50 (498)
-
16 отз.
7.12 (235)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Рифтеры»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2000 // Похвальный отзыв

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2000 // Крупная форма на английском языке

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Канада, 1999)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Морские звезды
2012 г.
Морские звезды
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Рифтеры
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Starfish
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж сильно перехватили. И это тоже отразилось на оценке.

Какая к черту фантастика, атмосфера. Это рассказ о типичных биопроблемах для девочек-школьниц. Нет, биопроблемы не из разряда фантастики, а из разряда истерик «Как ты можешь так ничего не боятся» .. «я так боялась, хотела с тобой поговорить, а ты даже глаза не показала, как ты могла, ты во всём виновата». И это тщательно отобранные и подготовленные люди. Смеяться или плакать?

Уже не говорю о некоторых вопросах к гидродинамике при давлении той глубины. Твёрдой НФ тут не заметил вообще, а без грамма научности только порча жанра и желтуха.

Если захочется прочитать про экспедиции далёкие, тяжёлые, со срывами уж лучше забытые советские афторы, нежели это дерьмо маркетинга.

Но по оценке общей — читатель лоялен, даже хвалит, что говорит об умении писать и слоге. Некоторые описания приятно читать, но основной сюжет похабит всю книгу будто целенаправленно! Отсюда и оценка, не каждый оценит когда его заманивают повествованием и толкают в помои, потом снова нормальный момент, надежда на конец истерик с бредом, а нет — добро пожаловать в жижу.

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему герои Питера Уоттса чаще всего девианты?

И действительно, читаю уже второй цикл сего автора, и из вменяемых его персонажей могу припомнить только Дэниела Брукса из «Echopraxia», да и тот, скорее всего, просто является alter-ego писателя. Так почему же он делает такой упор, именно упор на патологии? Скорее всего, потому, что описывать их носителей проще. Психические расстройства достаточно типичны, и куда проще выстроить характер, взяв за основу патологию, закрутив всё вокруг неё, закольцевав и отцентрировав. Скорее всего, описание психологии и архитектоника личности для Питера Уоттса — неподъёмная задача, изобразить героя вне определённых рамок, как полифоническую цельность, слишком сложно. Вне этих рамок, наверное, может быть только бесчувственный и бесстрастный Сири Китон, у которого попросту нет характера. Это серьёзный изъян в творчестве Питера Уоттса, и мы должны помнить об этом, когда читаем «Starfish».

Уже дебютному роману Уоттса свойственны те самые «кучерявость» и раздербаненность, о которых я писал применительно к космической дилогии. Он пытается писать обо всём сразу, делая упор на герметичный социум новых постлюдей, которые постепенно превращаются в «рифтеров» — обиателей морских глубин. Я не зря писал о девиатах — фокус обзора, деловито заданный Уоттсом, сильно сбивается с темы, поскольку они общность выстроить не могут. Индивидуальное преобразование в постчеловека также выглядит довольно странно, поскольку акцент делается не на смене мировосприятия и приспособление под среду, а на заранее прописанную психологическую деформацию, преображение мы видим только со стороны, глазами психолога-«сухопутника», однако видим нечётко, как сквозь... толщу воды.

Роман мог бы взять эффектными описаниями морских глубин, этого таинственного и жуткого мира вечной ночи, однако в нём нет объёма. Безусловно, в этом есть свой плюс: глубины изображены предельно нечётко, их даже можно представить метафорой человеческого разума, наполненного неясными тенями и отблесками, сотрясениями воды вибрациями со дна, и выбросами из каменных глубин планеты. Однако космос у Уоттса действительно выглядит страшной и необъяснимой бездной, и морские глубины, к сожалению, не слишком выразительны.

Всё прочее в романе присутствует фрагментами, обрывками футурологических трендов конца 90-х, вроде идей «умных гелей» и проблемы семантического кодирования диалогического процесса при общении систем, мыслящих в разных плоскостях, которые получат своё развитие в «Blindsight», Бетагемот, который вплетён в ткань повествования уж как-то совсем сбоку, и крушит хоть какую-то хрупкую структуру текста.

Вывод: любопытный роман с хорошим потенциалом, но спорной реализацией. Почитать можно, хотя бы для футурологических экскурсов.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где вы тут атмосферу давящую увидели? Ничего этого нет, вообще никакой атмосферы нет. Сюжета тоже нет. Персонажи картон, да еще и говорят и реагируют клишированно, в духе плохих голливудских фильмов. Какие у этой книги плюсы? Я не знаю. Я не нашел ни одного. М.б. сеттинг? Ну подводная станция — кругом темно и рыбы плавают. Очень интересно.

Было бы круто, если бы автор как-то это все обыграл и оказалось, что они на самом деле на какой-то другой планете и это поэтому интернета нет. Или что их засунули туда инопланетята и наблюдают. Или еще как. Или они там в какой-нибудь кратер залезают и обнаруживают НЕЧТО. Ну хоть что-нибудь! Нет, такого Уоттса мне не надо. Если про космос он еще худо-бедно может писать, то под МЗ разве что засыпать. Причем не скажешь, что это дебют был — с точки зрения языка и стилистики все крепко написано.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление.

Много слышала об Уоттсе, заинтересовала аннотация романа, а положительные отзывы только подогрели интерес к книге.

Что же в результате:

Научные идеи в романе интригуют, а это уже немало. Энергостанция на рифте Хуан де Фука, команда обслуживания, состоящая из рифтеров, загадочный бетагемот... Множество научных терминов и возможность расширить собственный кругозор в виде приятного бонуса... Но речь всё-таки идёт о художественном произведении, и вот тут все совсем не так радужно, как хотелось.

Во-первых, динамика текста -автор просто не умеет с ней работать. Местами не просто скучно — тягостно!!! Во-вторых, герои романа — они вроде как обзавелись каждый индивидуальным психиатрическим диагнозом, но индивидуальности не хватает. Поэтому сопережтвать или сочувствовать им не получается. Их банально путаешь. И не понимаешь. И хотя автор не прибегает к любимому трюку многих писателей «а он творит черти-что потому что крыша поехала!», но и логики в поступках героев мало. Прежде всего, оспаривание лидерства среди рифтеров — где оно?! А вы говорите психология...

Отдельное фе за главгероиню, и это в-третьих. Пассивная, страдающая от детских травм жертва изнасилования. Я понимаю, конъюнктура и все такое, но главгероиню — «ни рыба, ни мясо» как-то не интересно читать. Даже если это «правильная» героиня с кучей тараканов в голове.

В целом же роман вроде бы получился как бы не очень большим, но рассказать нам что все зло от мегакорпораций можно было бы и с помощью меньшего количества печатных знаков.

Затрудняюсь с оценкой. За возможность заглянуть в мир высоких технологий хочется поставить высокий балл. За неспособных на банальную эмпатию персонажей и нежную любовь автора к героям-психоратам хочется оценку хорошо так занизить.

В целом, не ожидала что прочитаю книгу, которая настолько конъюнктурна. Чай, автор — не Стефани Майер, а целый доктор наук, мог бы себе позволить слегка отступить от привычных сюжетных клише. Ведь по сути все это уже где-то было и по много-много раз. Это и расстроило.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Питер Уоттс, на мой взгляд – один из лучших современных авторов научной фантастики. Твёрдой научной фантастики. Твёрже, чем большая часть околонаучного нон-фикшена. Любую свою выдумку автор сопровождает кучей научных объяснений с соответствующими терминами, из-за чего быстро прочитать книгу не получится – надо вчитываться и вдумываться.

В предыдущих двух прочитанных мною книгах – «Ложной Слепоте» и «Эхопраксии» – многословные объяснения биологии и психологии не мешали сюжету быть увлекательным. С этой книгой так не получилось. «Морские звёзды» написаны раньше, и вероятно автор ещё не прокачал уровень увлекательности своих текстов.

Сюжет книги выглядит затянутым. Впрочем, не настолько, чтобы её бросить. Что-то в нём происходит, а потом страниц на сотню ничего не происходит, и начинаешь думать – ещё страниц 20 и я это брошу, но потом снова что-то происходит и интерес к книге снова подаёт признаки жизни… А потом ещё сотню страниц ничего не происходит. Когда же наконец это происходящее стало увлекательным книга внезапно кончилась.

Научные объяснения далеко не всегда здесь выглядят уместными, и зачастую делают героев занудами. Возможно потому, что не автор объясняет свой мир читателю, а персонажи вдруг начинают объяснять свой же мир друг другу.

Из плюсов можно отметить возникающую временами атмосферность. Бездна получилась действительно впечатляющей, странной, почти инопланетной. В ней кишит жизнь, возятся черви, плавают огромные зубастые чудовища. Этот мир существует по совсем другим законам, и чтобы выжить там, нужно эти законы понять и принять. Стать частью бездны. Когда в книге прорывается эта мысль, она становится почти великолепна. Но, увы, рядом с ней стоят обычные киберпанковские злые корпорации, искусственный и конечно же недружелюбный интеллект и глобальная угроза миру, которая временами кажется высосанной из пальца. Может в следующих книгах она будет раскрыта больше.

Однако желания читать эти следующие книги не возникло. Не привлекла меня эта серия вот совсем.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на «научную фантастичность» романа и кучу терминов с разъяснениями в виде ликбеза, идей на самом деле здесь чуть. Неплохой рассказ мог бы получиться, но надо же размазать на сотни страниц. Читать можно с любой, суть понимания не убудет и не прибавится. Действий то (настоящих, а не уплыл-приплыл) вообще на микрорассказ. Убрать бы большую часть навозно-тошнотворных диалогов-рассуждений с философией такого же запаха («значит тебя насиловал грёбаный доберман, а мать платила за вход...»). Глубоко, правда?! Может, выкинуть бы всю эту чушь и коротенько было бы и неплохо.

По мне так белетристика (и не только фантастика) все больше сбивается на всякие подробности-мелочи, описывается каждый чих и пук. Как вздыхал печальный философ ослик Иа «А почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?» Потому-то планово-страничная писанина, плюс «пятилетку в 2 года!». Говорю только про себя — мне эту размазню, где всего лишь чайная ложка питательной смеси размусоливаемся по всей огромной тарелке, читать не интересно.

Поэтому и дети уходят в игры, где ежесекундный экшен.

Я как раз против этого, я за интеллектуальную литературу, но нельзя же так длинно и занудно описывать каждый шаг на 2х страницах, когда в жизни он пролетает за пару секунд. В такую деталировку обычно уходят, когда по сути сказать особо нечего. Как в старой юморезке от М.Жванецкого на экзамене по физике: «Генераторы бывают 2х типов-генераторы и дегенераторы...»

Не считаю это твердой НФ, поставил бы впереди «псевдо» или «квази».

Признаюсь, уже не первую такую книгу начинаю честно читать, затем нахожу аудиоверсию (бросать жалко) и, делая что-нибудь, одновременно дослушиваю. Что-то отвлекло на пару минут, пропустил конечно кучу жизнеутверждающих мыслей, но не беда. Не из тех произведений, где цепляешься за каждую строчку и жалеешь, когда страница последняя...

Мелковато, несмотря на океанские глубины, зато темновато, как там и ещё в одном известном месте и должно быть...

Короче. Человек писал (ударение на второй слог), старался. Твердая пятерка! :)

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нужно смириться: Уоттс — гений. Мастер. Садо-Демиург.

Недобрый, педантичный ювелир слова и мысли.

Занятно, что большинство из нас сначала окунулось в «(с)Ложную слепоту», которая, по-моему, более вычурная, наглая, но рахитичная и дегенеративная, по сравнению с «МЗ». Лишь вернувшись в начало, к дебюту и первым несчастным героям Уоттса, понимаешь, что на старте он был проще и убедительней. Как кувалда.

«Звезды» лучше сюжетом, не уступают идеей и столь же хороши стилем, как «Слепота».

Нет сомнения, что Уоттса надо читать дальше, необходимо, обязательно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самые простые люди, которые оказались не в самом простом месте. Хотя место на самом деле получилось довольно симпатичное. Я бы тоже вздремнул в кромешной тьме на дне океана. Может я немного старомоден, но я все еще считаю, что нет на свете профессии лучше, чем космонавт. Тут главные герои не космонавты, но что-то очень близкое. Рифтеры. Люди, которые абсолютно точно не боятся темноты.

Жестких требований к кандидатам нет. Ни к физическому состоянию (кибернетические органы позволят успешно функционировать на глубине трех километров), ни к обладанию какими-то знаниями (все необходимое закачают прямо в мозг). А вот жесткие требования к психическому здоровью как бы есть. Но это требования со знаком минус. Ты должен быть до такой степени отбитым, чтобы постоянный гнетущий стресс, который нормального человека сделал бы дураком, для тебя был бы меньшим злом. А со временем так и вообще — благом. В результате чего случилось непредвиденное. Эмоциональные калеки внезапно полюбили свою тюрьму на дне океана. Ведь не имеет особого значения кто ты. Рифт все равно согнет тебя под нужным углом. Психи оказались предпочтительнее исключительно потому, что у них в прошлом уже есть опыт подобной трансформации.

Создается впечатление, что как Набокову скучно было писать про счастливую любовь, так Уоттсу было скучно использовать в повествовании рядовых обывателей. Именно поэтому автора и тянет в фантастическое будущее, где под видом обывателя можно живописать современных девиантов. Впрочем, если вспомнить, что такой вещи, как «средний человек» не существует в природе, то можно легко примириться с авторским замыслом. Если для получения качественного текста нужны персонажи с изломанными судьбами, то пусть будет так. С другой стороны, а что есть средний человек в мире будущего? Среднего человека (я, честное слово, не знаю, что должно скрываться под этими словами) уже при нынешнем постмодерне не видно, а что будет лет через 30-50? Средним будет считать человек общий набор отклонений которого на 90-95% совпадает с 90-95% от набора наиболее распространенных отклонений? Как-то так наверное и будет.

Читал уже после «Ложной слепоты» и «Эхопраксии». По началу текст казался слабее «Огнепада». Но потом глаз привык к авторскому стилю, и пришло ощущение, что ты дома. В итоге имеем еще один текст Питера Уоттса с нужной мне пропорцией людей будущего и техники будущего, в которых отражаются люди настоящего и техника настоящего. Понимайте сейчас технику в очень широком смысле. Существующая социальность — тоже техника.

Рекомендовать к прочтению книгу не буду. Очень специфический жанр. Очень специфический писатель. Очень специфическая тема и сюжет. Кому понравился «Огнепад» может попробовать «Рифтеров». Но не факт, что понравится.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал всю трилогию «Рифтеры». Считаю, что по значимости в жанре подводной фантастики это произведение стоит на одном уровне с «20000 лье под водой» Жюля Верна 100 лет назад. Питер Уоттс — аквабиолог и доктор наук — пишет твёрдую фантастику. Наличие научных терминов не так уж и напрягает, но заставляет расширять кругозор. Лучше читать про реально существующие «Бентос», «Вольвокс», «Физалию» и «Антоплеуру» чем технобред типа «Дефлекторов щитов», «Гравицапу» и «Сипулек») Описание океана, его флоры и фауны выше всяких похвал. Настоящий кайф. Психология — это скромное увлечение автора. Наличие у героев всяких тараканов в головах и скелетов в шкафах делает их более колоритными и ... живыми. Потому что тараканы и скелеты есть у всех. Ничего гнетущего в атмосфере романов не заметил. Замкнутость пространства станции компенсируется бескрайностью пространства океана. «Морские звёзды» — это не очередная история про тупых попаданцев. В конце каждой книги автор поясняет многие моменты в произведении, рассказывает что легло в основу той или иной особенности в романе, откуда брал, указывает источники. Сюжет в трилогии развивается вполне себе динамично. Но любители темпа «драки-погони-перестрелки с минутными перекурами на перезарядку» тут заскучают. Однозначно Питера Уоттса читать стоит. Немного поэзии на тему:

«Водный мир»

Когда растают ледники,

массивы снега на горах,

вода зальёт материки —

мир старый обернётся в прах.

Уйдёт под воду человек.

На дно. Возможно навсегда.

И там он вступит в новый век

свои построив города.

Привыкнет к жидкой пустоте,

и холоду морских глубин,

и к страху, осознав во тьме,

что он здесь вовсе не один.

Узрит разнообразье форм

картин, составленных из рыб.

Мерцающий люминофор

накроет как кислотный трип.

Неоднократно будет пьян

когда азот пройдёт в мозги.

Почувствует как океан

в объятья примет как в тиски.

Не раз себе представит он

стихии истинный размер,

услышав вдруг металла стон

под прессом в сотню атмосфер.

Тогда поймёт как мысль стара:

с природой нужен симбиоз.

Начнётся с генами игра

бесчисленных метаморфоз.

Когда же весь учёный клир

костями ляжет на алтарь —

возникнет дивный новый мир.

Хомо акватикус в нём царь.

А может будет всё не так.

Прорыв наука совершит.

Подхватит сапиенса флаг

Хомо амфибиа, гибрид.

Илья Иванин ©

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего не читал Уоттса до этого. Вернее так: ничего не дочитывал. Брался за «Ложную слепоту», но быстро соскочил, как-то отпугнула она меня, не заинтересовала должным образом. А вот «Звезды» впечатлили очень даже. И юсжет интересный, и действие сконцентрировано более-менее на одних персонажах, нету сонма героев, половина из которых нафиг никому не нужна. А если такое впечатление и возникает, то быстро проходит. И самый большой плюс книги, при всей динамичности сюжета, автор не держит читателей за идиотов. Он спокойно общается с ним на своем языке, при этом не особо заоботясь, понял его читатель, или нет. В современной литературе это большая редкость, как мне кажется.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лажа. Типа фантастический роман.

Для начала научился бы просто писать прозу. А уж затем взялся бы за фантастические романы. А лучше не брался бы. Абсолютное отсутствие литературного образования автор пытается компенсировать псевдонаучными предположениями, свойственными современным американским фантастам. Читать подобные опусы можно только заставляя самого себя. Вообще общемировой кризис литературы, и фантастики в частности, выпирает наружу во всех произведениях Уотса. Собственно говоря современные американские писатели есть представители современного американского общества. Отсюда и нечитабельность романов мистера Уотсона.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рядом с нами, а не где-то на других планетах, существует неизведанный мир. Его местоположение ясно указано на всех географических картах, и любой ребенок знает, как он называется. Более того, большинство из нас хоть раз в жизни были с ним рядом или переступали его границу.

Ну и что, что каждый может объяснить, что такое «Океан»? От этого этот мир не становится более изведанным или понятным. Там, в глубине, по- прежнему обитают создания, которые не ведают о нашем существовании. В вечной темноте, под многокилометровой тяжестью морей и океанов — кишит жизнь, таинственная, чуждая и все-таки — земная.

Об этом мире так мало известно, и так мало написано, что я готова прочитать о нем что угодно. Подвесь перед моим читательским взором что-то типа «Подводная станция», «Глубина», «Гигантский спрут» или «Морские звезды» — и все: я «проглочу» все, до чего дотянутся мои изголодавшиеся глаза.

Я специально подчеркиваю, что готова читать именно на эту тему: об Океане и его обитателях, попытках изучить самые глубины, вариантах использования скрытых там богатств и возможностей, и особенно — о приспособлении человека к условиям непроглядной темноты и невероятного давления. Но вместо этого я получила длинное, на почти половину книги, сумбурное копание в тайнах подсознания кучки психопатов и неврастеников. Практически никакого действия и никаких событий, длинные и очень невнятные, и по большей части, отталкивающие переживания садистов, мазохистов, жертв насилия, педофилов и уж совсем не определяемых извращенцев.

Помнится, у Мартина есть рассказ «Второй род одиночества», про откровенного психа, которому почему то доверили управление космическими вратами в гиперпространство, которые он во время очередного припадка взрывает к чертям вместе с очередным звездолетом. Уже тогда подумала, что странная, однако, кадровая политика у компаний будущего. Так далеко шагнула техника, а выявлять скрытых психопатов не научились...

Тут же автор пошел еще дальше: психопатов нанимают на работу, поскольку они, теоретически, должны быть более устойчивы к стрессу. Хотите проверить такую теорию, доверив подобным субъектам, к примеру, работу в МЧС? Или полиции? Тоже стресс постоянный... Конечно, когда эта психопатия всеобщая, норма жизни, так сказать, затрагивающая даже компьютеры, сети и искусственные интеллекты, то с кадрами образуется большая напряженка.

В общем, если судить по этому роману, мир недалекого будущего полностью и безоговорочно принадлежит психопатам: в широком диапазоне от выраженных и буйных до тихих и забитых. Но все они опасны, непредсказуемы и неприятны.

Это я немного о героях. Но не могу пройти и мимо самого сюжета. Более менее какое-то действие начинается со второй половины книги. Причем начинается довольно резко: в малейших деталях описывали внутренний мир рифтеров, самые незначительные нюансы их восприятия, и вдруг – раз! — на свет появляется глобальная угроза. В виде древней формы жизни, которая такая вредная, что единственное средство борьбы с ней — стереть все с лица земли/дна моря, конечно же/ единым махом/опять вспоминается рассказ Мартина, там герой тоже объяснял свои психопатские решения рациональностью/. Ну и далее, короткое описание катаклизма, довольно сумбурное, без красок и деталей. И все. Финал. Ждите следующую часть.

Я хочу сразу немного забежать вперед: вторая часть «Водоворот» с первых страниц читается совершенно иначе. Хороший баланс между действием и «внутренними» заморочками» героев. И хотя психопатов на страницах меньше не стало, они стали более «контролируемыми», а их действия получили какую-то, воспринимаемую нормальным сознанием, логику. Поэтому сделаем скидку на то, что «Морские звезды» — роман не самостоятельный, а лишь затянутый пролог к основному действию.

Но так жаль, так жаль, что путешествие в Бездну не состоялось. Что неизведанный мир Океана так и остался другим миром, таким же непостижимым, как и неоткрытые еще планеты Вселенной. Он по-прежнему ждет тех, кто про него напишет — внятно, ярко, с использованием современных научных данных. Такова судьба — моя любимая наживка все еще ждет меня впереди.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изумительно атмосферная книга! Одно только место действия чего стоит – станция на дне глубоководной впадины в Тихом океане. И герои романа – люди с психическими отклонениями, потому что только такие, по убеждениям многочисленных специалистов, способны выжить в неуютном, лишенном всяческой цивилизации, да и просто неприспособленном к длительному проживанию, месте. Удивительно, но именно такие изгои находят особое очарование на дне океана. Прошедшие физиологическую трансформацию и адаптированные к новым условиям обитания, они настолько привыкают к окружающей их среде, что считают океан своим домом и не торопятся вернуться на сушу. А уж когда понимают, что руководство компании использует их «в темную» и по каким-то причинам решило от них избавиться, тогда они решают играть по своим правилам.

Однако тем, кто заинтересуется сюжетом, следует подготовиться к неспешному, вдумчивому чтению. Роман просто изобилует всякого рода техническими терминами, и порой приходилось продираться через многочисленные ссылки и отступления. Возможно, без таких подробностей история бы только выиграла, но автор, скорее всего, хотел максимально возможно приблизить фантастику к реальности, и не мне его судить.

Ассоциацией к названию в тексте нашлось не только описание удивительных морских звезд, способных к регенерации, как пример абсолютной демократии. Мне понравилась аллегория, связанная с описанием одного из обитателей бездны: тварь типа медузы с кучей желудков на тонких водянистых щупальцах, которые легко отбрасываются при малейшей угрозе. Одна из рифтеров оценила ее так: «Типичная хренова бюрократия, чуть что, и она сразу приносит в жертву то, что ее кормит».

Не обошел автор и любимую тему фантастов: что умнее – мозг человека или механический интеллект, какие ошибки может совершить тот или иной, и во сколько это обойдется человечеству.

Не смотря на кажущуюся условную законченность романа, финал не вызывает сомнений в том, что дальше будет еще интереснее. И я, безусловно, буду читать продолжение, потому что по моим личным меркам произведение относится к тем, которые сложно читать, но еще сложнее – забыть.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смело можно сказать, что я не потратил время зря. Конечно, поначалу было тяжеловато, всё-таки, в авторский метафорический язык нужно вчитаться. Потом пошло легче.

Итак.

В романе Уоттс исследует, видимо, излюбленные свои объекты — сломанные, испорченные, бывшие человеческие существа. Существа, которые волей всесильной Энергосети поставлены в совсем уж нечеловеческие условия. Надо сказать, исследование это занимательно, монстры совершают адекватные поступки, почти нормальные раскрывают перед нами свою внутреннюю тьму. Почти люди, бывшие люди, совсем нелюди. Это немножко монотонно, но довольно забавно.

Кроме характеров персонажей роман интересен несколькими идеями и образами. Например, зельц, мыслящий гель — нейронная сеть из натуральных человеческих нейронов на питательной подложке. Внеэмоциональные, внеразумные мыслящие машины. Это интересно, особенно мир в восприятии узла 1211. Это трудно — описать нечеловеческую логику и нечеловеческое восприятие. Автору почти удалось.

Самое смешное, что зельц более похож на человека, чем канонические люди — корпы. Не любит автор корпорации. Ох, не любит!

В этом романе, первом из трёх, апокалипсис почти случился. Думаю, герои сделают всё, чтобы он случился окончательно.

Конечно, текст уступает лучшим образцам советской и российской фантастики — проблемы слишком глобальны, а решения слишком круты, что маскирует тонкости и полутона — но он вполне читабелен.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если хочешь отстраниться, абстрагироваться, углубиться в себя, «залечь на дно» то Морские звезды подойдут как нельзя лучше.

Перед нами предстает глубинный мир, подводная станция на самом дне Тихого, океана, на глубине 4 км, где непроглядная тьма и истоки всей жизни на земле. 6 переломанных жизнью, переделанных для существования в условиях давления в 400 атмосфер людей. У каждого по сундуку прошлого и по гигантскому скелету в спрятанном шкафу. Герои запрятаны в 10 матрешек от внешнего мира. Теперь их свобода — это черная бездна, которая по каким-то причинам становится для них больше чем просто домом. Скорее для них она — единственно подходящая среда обитания.

Здесь герои ведут диалог по большей части сами с собой. Да и атмомсфера не та, чтобы праздно болтать. Они многое понимают без слов. Они сильно изменились в условиях безумного давления, бескрайней бездны и глубины. Они рифтеры.

Книга из раздела фантастики, но в ней очень много реальных научных теорий, которые как будто прописали через кальку, а потом сдвинули ее на миллиметр — то есть немного исказили реальность. По сути почти все, что написано в книге — очень близко к правде, и моя рекомендация — «по ходу пьесы» периодически заглядывайте в интернет, чтобы было понятнее, что нам предлагает автор.

Несмотря на размеренность повествования, погружаешься в чтение с головой почти моментально и неважно, где бы ты ни находился, вокруг тебя будет глубина и океан.

Многие пишут что книга хороша, а могла бы стать шедевром, да автор на столькое замахнулся, планку задал настолько высокую, что взять ее не смог. Согласился бы на 99%, если бы не тот факт, что «Морские звезды» — лишь первая книга из трилогии (почти тетралогии). Так что, леди и джентльмены, Чих не неудался, а лишь только начал сильно щипать нос в преддверии последнего :)

С нетерпением жду перевода следующих частей, где, уверен, автор даст ответы на многочисленные вопросы, а все, расставленные в первой части ружья, выстрелят без осечек.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх