Александр Пушкин «Полтава»
В поэме «Полтава» рассказывается о знаменательных событиях петровской эпохи, сыгравших важную роль в истории России. В центре поэмы стоит величественный образ Петра I. «Полтава» — восторженный гимн русскому императору, его творческому гению, его смелой личности. В поэме Пушкина Пётр противопоставлен и Карлу XII с его авантюристическими стремлениями к личной славе, и Мазепе с его корыстью и вероломством.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Поэмы и повести. Часть вторая», 1835 г.
— «Театр FM», 2004 г.
- /языки:
- русский (131), украинский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (125), аудиокниги (8)
- /перевод:
- А. Малышко (1), М. Павич (1), М. Рыльский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 10 ноября 2022 г.
Синтез драматичности людских судеб, реальных исторических событий, красоты пушкинского поэтического слога дал на выходе эту замечательную поэму. Пушкин очень живо описал наслоения личных жизненных перипетий своих героев в той общей грандиозной книге называемой историей. Одна судьба промелькнет на отведенных ей страницах только как едва заметная тень, другая заслужит лишь несколько слов, ну а есть люди, которые своим гением, либо своими пороками пишут страницы и главы великой человеческой летописи. Писательский же дар в том числе состоит и в способности выхватить из прошлого нечто интересное, облечь это в соразмерную своему таланту литературную форму, а читатель должен судить о успехе проделанной работы.
Судьба многих героев поэмы волей автора и той самой истории трагична. В первую очередь это касается семейства Кочубея, в частности дочери и отца. Поступок Марии обречен быть предметом дискуссий и споров, на которые никогда не может быть получен однозначный ответ. Это все равно как примерять чужую одежду на себя и говорить хорошо ли платье или дурно. Но по моему мнению поступок дочери Кочубея очень плох, ведь он привел не только к предательству родителей, но и по сути к смерти отца. Эта личная трагедия входит в унисон с другими людскими трагедиями, триумфом Петра и падением Карла и как всегда все приводит к войне, с неизбежным апофеозом из известной картины Верещагина в виде горы черепов. Пушкин описал полтавское сражение с воодушевлением, в героико-патетическом стиле, но не стоит забывать про цену уплачиваемую богам войны, ведь не зря на раме «Апофеоза войны» сделана надпись «Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим». Но впрочем это только личный взгляд на часть сюжета поэмы, художественная сторона произведения великолепна, это один из достойнейших плодов древа таланта великого поэта. В подобной высокохудожественной форме классика всегда говорит правду о нас самих, либо напрямую, либо между строк, как это видит понимающий читатель в значительном произведении. Поэтому на примере семьи Кочубея, Мазепы, величия и падения царственных особ стоит задуматься о той цене, которую приходиться платить за миг славы или мнимого счастья.
Graf misanthrope, 16 апреля 2024 г.
Всё таки смешивать любовные отношения и войну не очень хорошая идея. Как то у Пушкина здесь на мой взгляд не очень получилась. Войну он использовал как рычаг, который кардинально изменил судьбы персонажей, чтобы показать насколько бывает порой изменчива жизнь
Oreon, 17 ноября 2012 г.
Если отвлечься от поэтических достоинств (думаю в последних сомнений возникать не должно), то в историческом плане весьма сомнительное произведение. Я правда не поленился и поискал — действительно все персонажи не вымышлены и события имели место быть. Действительно уже в летах Мазепа увлекся Марией (Мотрей) и та убегала от родителей к нему, но он ее вернул родителям и сватал (и это при разнице в возрасте около 50-и лет). А вот Кочубей доносил не один раз, перед тем как Мазепа с ним расправился. Кроме того на момент казни Мотря уже была замужем (не за Мазепой), но по поэме было выгоднее поднять драматизм, чем упомянуть об этом. И.т.д и т.п. В общем исторические события всегда не однозначны и не здесь спорить кто был героем, а кто предателем. Это как история с гадким шпионом и патриотическим разведчиком глубоко законспирированным в тылу врага... просто один и тот же человек носит сразу два названия: он разведчик для стороны которая его внедрила и предатель и шпион для стороны под которую он копает. И спорить кто он, предатель или герой, глубоко относительно.
Как то так... Я вообще поэмы Пушкина до конца не понимаю, как то например «Медный всадник», или не разделяю как «Цыганы» или «Кавказский пленник», единственным пока исключением осталась «Руслан и Людмила», которая и поэтически шедевр, и по духу мне близка. А вот интерпретация достаточно не однозначных и значительных исторических событий мне как-то не пошла... Даже если Пушкин в ней (интерпретации) и объективно прав (я не знаю возможно так и было — я не историк и спорить не могу), хотя сомнительно. Вот потому Руслан и Людмила — замечательно, а Полтава — не то.