Александр Пушкин «Полтава»
В поэме «Полтава» рассказывается о знаменательных событиях петровской эпохи, сыгравших важную роль в истории России. В центре поэмы стоит величественный образ Петра I. «Полтава» — восторженный гимн русскому императору, его творческому гению, его смелой личности. В поэме Пушкина Пётр противопоставлен и Карлу XII с его авантюристическими стремлениями к личной славе, и Мазепе с его корыстью и вероломством.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Поэмы и повести. Часть вторая», 1835 г.
— «Театр FM», 2004 г.
- /языки:
- русский (131), украинский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (125), аудиокниги (8)
- /перевод:
- А. Малышко (1), М. Павич (1), М. Рыльский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oreon, 17 ноября 2012 г.
Если отвлечься от поэтических достоинств (думаю в последних сомнений возникать не должно), то в историческом плане весьма сомнительное произведение. Я правда не поленился и поискал — действительно все персонажи не вымышлены и события имели место быть. Действительно уже в летах Мазепа увлекся Марией (Мотрей) и та убегала от родителей к нему, но он ее вернул родителям и сватал (и это при разнице в возрасте около 50-и лет). А вот Кочубей доносил не один раз, перед тем как Мазепа с ним расправился. Кроме того на момент казни Мотря уже была замужем (не за Мазепой), но по поэме было выгоднее поднять драматизм, чем упомянуть об этом. И.т.д и т.п. В общем исторические события всегда не однозначны и не здесь спорить кто был героем, а кто предателем. Это как история с гадким шпионом и патриотическим разведчиком глубоко законспирированным в тылу врага... просто один и тот же человек носит сразу два названия: он разведчик для стороны которая его внедрила и предатель и шпион для стороны под которую он копает. И спорить кто он, предатель или герой, глубоко относительно.
Как то так... Я вообще поэмы Пушкина до конца не понимаю, как то например «Медный всадник», или не разделяю как «Цыганы» или «Кавказский пленник», единственным пока исключением осталась «Руслан и Людмила», которая и поэтически шедевр, и по духу мне близка. А вот интерпретация достаточно не однозначных и значительных исторических событий мне как-то не пошла... Даже если Пушкин в ней (интерпретации) и объективно прав (я не знаю возможно так и было — я не историк и спорить не могу), хотя сомнительно. Вот потому Руслан и Людмила — замечательно, а Полтава — не то.
zotovvg75, 10 ноября 2022 г.
Синтез драматичности людских судеб, реальных исторических событий, красоты пушкинского поэтического слога дал на выходе эту замечательную поэму. Пушкин очень живо описал наслоения личных жизненных перипетий своих героев в той общей грандиозной книге называемой историей. Одна судьба промелькнет на отведенных ей страницах только как едва заметная тень, другая заслужит лишь несколько слов, ну а есть люди, которые своим гением, либо своими пороками пишут страницы и главы великой человеческой летописи. Писательский же дар в том числе состоит и в способности выхватить из прошлого нечто интересное, облечь это в соразмерную своему таланту литературную форму, а читатель должен судить о успехе проделанной работы.
Судьба многих героев поэмы волей автора и той самой истории трагична. В первую очередь это касается семейства Кочубея, в частности дочери и отца. Поступок Марии обречен быть предметом дискуссий и споров, на которые никогда не может быть получен однозначный ответ. Это все равно как примерять чужую одежду на себя и говорить хорошо ли платье или дурно. Но по моему мнению поступок дочери Кочубея очень плох, ведь он привел не только к предательству родителей, но и по сути к смерти отца. Эта личная трагедия входит в унисон с другими людскими трагедиями, триумфом Петра и падением Карла и как всегда все приводит к войне, с неизбежным апофеозом из известной картины Верещагина в виде горы черепов. Пушкин описал полтавское сражение с воодушевлением, в героико-патетическом стиле, но не стоит забывать про цену уплачиваемую богам войны, ведь не зря на раме «Апофеоза войны» сделана надпись «Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим». Но впрочем это только личный взгляд на часть сюжета поэмы, художественная сторона произведения великолепна, это один из достойнейших плодов древа таланта великого поэта. В подобной высокохудожественной форме классика всегда говорит правду о нас самих, либо напрямую, либо между строк, как это видит понимающий читатель в значительном произведении. Поэтому на примере семьи Кочубея, Мазепы, величия и падения царственных особ стоит задуматься о той цене, которую приходиться платить за миг славы или мнимого счастья.
Graf misanthrope, 16 апреля 2024 г.
Всё таки смешивать любовные отношения и войну не очень хорошая идея. Как то у Пушкина здесь на мой взгляд не очень получилась. Войну он использовал как рычаг, который кардинально изменил судьбы персонажей, чтобы показать насколько бывает порой изменчива жизнь