fantlab ru

Роберт Силверберг «Книга черепов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
182
Моя оценка:
-

подробнее

Книга черепов

The Book of Skulls

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Четверо студентов путешествуют по пустыне в поисках Братства Черепа, стремясь обрести вечную жизнь. Но лишь скалящийся череп в песках ведает, верно ли на самом деле обещание вечной жизни, и какие двое из них должны умереть, чтоб двое других обрели бессмертие...

© Nog
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Фантакрим MEGA 1995'4», 1995 г.

— журнал «Фантакрим-MEGA № 3, 1995», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1989 / 1990 // Зарубежный роман

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Книга черепов. Умирая в себе
2001 г.
Умирая в себе. Книга черепов
2020 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA № 4, 1995
1995 г.
Фантакрим-MEGA № 3, 1995
1995 г.

Издания на иностранных языках:

The Book of Skulls
1972 г.
(английский)
The Book of Skulls
1972 г.
(английский)
The Book of Skulls
1979 г.
(английский)
The Book Of Skulls
1981 г.
(английский)
Vacanze nel deserto
1991 г.
(итальянский)
The Book of Skulls
1999 г.
(английский)
The Book of Skulls
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четверо парней, Эли, Нед, Оливер и Тимоти, едут в Аризону на поиски Храма Черепов. Ведет их переведенная Эли «Книга Черепов» — древний манускрипт, который обещает вечную жизнь для тех, кто пройдет испытания. Загвоздка в том, что бессмертие, по словам книги, получат только двое из четырех вопрошающих, а остальные двое – умрут.

Четверка главных действующих лиц не вызывает ничего кроме неприязни. Они не приятны как личности, они не могут терпеть друг друга, бесят друг друга, ненавидят друг друга. Сначала не понятно, что общего у этих, совершенно разных, парней. Кроме стремления к бессмертию, конечно же. Чуть позже окажется, что они друзья. В жизни не поверил бы. Каждая глава – рассказ от лица одного из четверки. А чтобы читатель не забыл, кто есть кто, почти в каждой главе автор напоминает что: Эли – еврей; Нед – гей; Оливер – деревенщина; Тимоти – наследник истинных американцев.

Поначалу все напоминает обычное дорожное приключение. Парни едут в Аризону, много размышляют о бессмертии, постоянно ведут разговоры о вере. У каждого из четверки свои мысли по поводу путешествия. Эли заставляет себя верить в «Книгу Черепов», постоянно придумывает новые аргументы в пользу веры. Нед увлечен странностью происходящего, он и верит, и нет. Оливер презирает смерть, стремясь победить ее всеми возможными способами. Тимоти едет «по приколу» — скучающий богатей. Напряжение растет, подогреваемое тем фактом, что двое умрут.

Когда парни приезжают в Храм, очень экзотичный, атмосфера накаляется еще сильнее. Монахи принимают четверку, и начинаются дни обучения. Парни работают в монастырском огороде, медитируют, слушают лекции об истории Братства. Чем дольше они в храме, тем больше их волнует вопрос «какова вероятность того, что это все не «лохотрон»?».

Проблеск человеческого в героях можно увидеть только ближе к финалу. Тогда, по правилам обучения, каждый из четверки исповедуется своему другу. Эти четыре исповеди – самый сильный, и самый неприятный, эпизод романа. У каждого из четверки есть своя психологическая травма, которая повлияла на всю их последующую жизнь. Но после каждой исповеди герои становятся еще более мерзкими, особенно Нед.

Все это приводит к грязному и шокирующему финалу, который приносит облегчение – книга закончилась.

«Книга Черепов» мне не понравилась — неприятные главные герои, постоянная фиксация на сексе, сухой стиль. С другой стороны тут есть интересные размышления о вере и религии, да толку…

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Книга черепов» — роман о попытке достижения вечной жизни. Человечество испокон веков болеет идеей бессмертия. У него множество форм от биологического до духовного, от переселения души до воскрешения мертвого тела. Немудрено, что за столь долгий срок возникло немалое количество культов со своими учениями, обрядами и ритуалами.

Роман Роберта Силверберга развивается от случайной (хотя мне почему-то кажется, что вовсе не случайной) находки древней рукописи с текстами Таинств некоего «Братства Черепов». Невероятные старинные тексты об обретении вечной жизни находят подтверждение во вполне современной статье про Монастырь с символикой и антуражем из черепов, где проживают монахи неопределенного возраста. Такое стечение обстоятельств подвигает четырех друзей-студентов, Эли, Неда, Тимоти и Оливера, совершить паломничество к затерянному монастырю.

Вечная жизнь — дар, за который каждому придется заплатить свою цену. О, скажем так, внешней жертве предупредили авторы древней «Книги черепов» — лишь двое из четверых получат бессмертие, двум оставшимся придется отдать свои жизни. Но чем придется пожертвовать каждому молодому человеку изнутри?

Путешествие ребят начинается как увеселительная прогулка на каникулы, «потому что в Аризоне в марте тепло». Мысли всех четверых крутятся вокруг цели поездки, однако каждый видит в этой затее что-то свое. И поначалу, наверное, друзья не принимают идею всерьез. Только постепенно, обсуждая и обдумывая, взвешивая и принимая решения, получая ответы на некоторые вопросы, они осознают, во что ввязались. И страшная перспектива неумолимо давит на рассудок.

Роман — психологическая драма с элементами, немного выбивающимися за грань обычного представления о реализме. И элементы эти, скорее, путеводные сюжета. Книга построена на внутренних монологах героев. Предстоит узнать неприглядную правду о грешках, грехах, омерзительных проступках. И это соискатели на дар вечной жизни! Путешествие меняет друзей, открываются скрытые стороны, узнаются разные тайны друг друга. За любым из них кроется яркая индивидуальность, это уже не просто «двое интеллектуалов против двух качков».

Заключительная часть романа, уже в монастыре Братства, расставляет всё и всех по своим местам. Монахи ведут такой образ жизни, к которому невероятно трудно привыкнуть городским жителям. «Все это казалось бессмысленной театральщиной, абсурдным и напыщенным лицедейством, противоречащим всякому здравому смыслу, всему происходящему в мире, где радиосигналы передаются через спутники, где волосатые мальчики рыщут в поисках травки, а дубинки полицейских обрушиваются на головы демонстрантов в пяти десятках американских городов. ... Но нас ждали еще более странные вещи.» И не на всех действует литания «Должен ли я? Да ведь этого от нас ожидают!». Кто-то жалеет о сделанном: «Я влез во что-то такое, что абсолютно за пределами моего понимания, и здесь может скрываться опасность для меня. Но назад уже не повернуть.» Кто-то укрепляется в решимости: «Но я вспомнил, что пришел сюда для совершения акта веры; что я отдаю бессмысленную жизнь в надежде добыть жизнь, исполненную смысла.» Ну а кто вообще утрачивает связи с реальностью: «Эли считает, что все это настоящее. Нед, кажется, думает так же. Тимоти то ли забавляют, то ли раздражают все эти вещи: трудно сказать. Я чувствую себя как лунатик. это сон наяву.»

Уже к самому финалу начинаешь разделять претендентов на пары. В принципе, неожиданностей не случилось. Пройти путь к достижению бессмертия за месяц не выйдет. И только те, кто принял это знание, отказался в душе от мирской жизни, продолжат свое восхождение к заветной вершине. Но финал меня разочаровал. Он хирургически точен, выверен, ведь такой итог был обозначен еще в начале истории. Неприятно в том, что пройдя столько испытаний вместе, став уже не просто друзьями, а «брат брату», двоим из них пришлось загубить жизни двух других. Да, логика в том, что против Таинства не попрешь. Но неужели, двое убийц, доведя одного друга до самоубийства, загубив второго, заслужили бессмертие?.. И помогут ли дальнейшие ритуалы смыть с себя вину и позор за содеянное, дабы не омрачать жизнь вечную?..

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение этой книги для меня большое удовольствие.

Во-первых, очень качественный перевод ( есть более ранний перевод )

Во-вторых различным стилем изложения мыслей каждого персонажа. Каждый герой обладает своим правом голоса — обращать внимание на то, на что другие и не посмотрят, употребляя свойственные только ему словечки и выражения. Каждый персонаж таким образом показан в разных ракурсах, с различных точек зрения.

Завораживает сам ритм произведения: По северо-западному шоссе въезжаем туда-то... А в Аризоне в марте не бывает снега. Несмотря на смену рассказчиков — темп повествования неизменный. Размеренный, и в то же время сохраняется некая отстраненность, происходящее все время описывается как бы со стороны, — это создает эффект просмотра кинофильма. Типа «Забриски-пойнт, кстати, примерно этих же годов производства и такого же по духу и настроению.

Временами манера изложения напоминает мне приземленностью и нарочитой грубостью упоминаемых бытовых деталей Стивена Кинга, иногда Бэрроуза, ( автора «Голого завтрака» , например, сцены в баре и поиски ночлега) иногда — Сент-Экзюпери из «книг про летчиков».( описания пустыни и «священных старцев» )

Законченная изысканность фраз заставляет восхищаться и завидовать точности наблюдений автора и мастерству переводчика: Нед «жарко дышит в бело-розовое ухо Тимоти», « Их гибкие молодые конечности разметались по всей округе»( фраза , произнесенная Недом), или «Наш дешевенький голубой Достоевский» ( о Неде) Автор не заявляет о способностях Неда как писателя, друзья считают его графоманом, сам же он иногда напоминает проповедника-богослова. Особенно в вердикте выносимом поступку Эли, укравшему работу безвестного румынского профессора; в эпизоде с обращением к объекту своего вожделения — Оливеру, Нед произносит свою вариацию Песни песней Царя Соломона... Из уст католика-гомосексуалиста это звучит очень эротично,поэтично, необычно, все вместе. А еврейские восклицания и понятия, произносимые от лица Эли! А исповеди Неда и Оливера — как бы об одном и том же, и в то же время как будто произнесены людьми с разных концов земного шара — один словно из из аграрной страны третьего мира, другой из богемы крупного мегаполиса.

Неожиданный поворот сюжета, когда Нед готовится принести себя в жертву, чтобы обеспечить исполнение условия обретения бессмертия, и оказывается, что жертвой надлежало быть не ему...Сюжетом предполагается наличие предопределенности, но ее нет, каждый может приложить усилия и решить как ему жить, стоит ли существовать вечно и куда эту бесконечность потратить.

Замечательная книга, читаю и время от времени перечитываю.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется книга не получилась. Всё ждешь-ждёшь чего-то особенного, вот-вот должно случиться и бац... банальная концовка. Но ладно уж — не в этом дело. Существует масса великолепной литературы с тривиальным финалом. Тут вопрос в другом. Что хотел автор сказать этой книгой? Какова её мораль? Для того чтоб получить бессмертие осознай, что все люди мерзки, сам стань таким же и возненавидь ближнего своего ради себя самого?

Книга составлена так, чтоб читатель испытывал неприязнь к каждому герою. И что? Худший из плохих получает всё. А почему так? А вот на этот вопрос автор ответа не даёт. Что-то я не понимаю такую флософию хаоса.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из самых сильных и смелых книг, которые выпадет Вам прочесть. Автор всегда славился своим непредвзятым и ясным взором, он смело разговаривает на темы, считающиеся запретными. В этом романе он откровеннен в высшей степени. Никакого фантастического антуража — на сей раз речь идет ни о душевных муках инопланетянина. А о современных проблемах, и о современных людях.

Автор открыто говорит о тех проблемах, которые волнуют по-настоящему. Причем, чувствуется, что он вложил немало своих переживаний в это произведение. Открыто и ясно описывается случайный секс, употребление наркотиков, зависть бедных к богатым, гомосексуальность, многое другое... Но дело не в сенсационности тематики.

Дело — в самом случае откровенного переживания человеком своего внутреннего мира, и решительном шаге к истине, к саму себе. В ужасающем, таком болезненном порой, пути к полному, неукрашенному постижению своего «Я». При этом автор всецело касается как социального мира, так и отношений межличностных. И каждый раз — говорит без прикрас.

Весь роман представляет собой все более и более самообнажающий внутренний монолог четырех разных персонажей. Это очень разные четверо молодых парней, волей случая попавшие в фантастическую ситуацию — они , кажется, реально стоят на пороге вручения им самого ценного дара — вечной жизни. Этот дар дается не просто так — ради этого каждый из них заново проживает свою жизнь, и постепенно расказывает прежде всего сам себе о самых мучительных, скрываемых от самого себя вещах.

Иногда автор, кажется, немного сгущает краски, и хочется сказать, что так не бывает. Но, вот именно так как раз и бывает. И кто скажет — автор не прав, автор допускает недопустимое — тот просто не решается заглянуть в суть природы человека до конца.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный для Силверберга мистический, эзотерический роман. Действие развивается в интересной атмосфере «пост-хипповской» Америки-внешние атрибуты (травка, свободная любовь, длинные волосы) ещё существуют, но в идеалы «детей-цветов» уже никто не верит, как, не верят и в идеалы других движений и религий. И вот четверо студентов отправляются в Аризону ...за вечной жизнью. Компания подбирается занятная, полный комплект дополняющих друг друга противоположностей : богатый сноб-аристократ, целеустремлённый деревенщина, «голубой» поэт-циник и еврей-неврастеник. Впрочем, тайные грехи мучают каждого из четвёрки и раскрытие этих тайн составляет основу романа. С точки зрения стиля роман очень хорош,а психологические портреты героев -яркие и подробные.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан в форме внутреннего монолога четырех студентов, разыскивающих в аризонской пустыне некое Братство Черепа, которое поможет двум из четверых обрести безсмертие. Ну а двое других... двое других должны будут умереть. Таково условие данной игры. (Это не спойлер, обо всем вышесказанном читатель узнает буквально на 5-й стр. романа). Силверберг попытался сыграть на непривычном для себя поле «психологического романа». И, надо сказать, что эта попытка не слишком удалась. Все четыре ГГ Силверберга мучимы тайными комплексами: прежде всего сексуальными, а также национальными и религиозными. У каждого в глубине души спрятан свой «скелет», своя тайна, мучающая героев до самоисступления. На протяжении десятков страниц молодые люди занимаются безконечным и унылым самокопанием. Все рефлексии героев столь непритязательны и однообразны, что хочется повторить вслед за одним из персонажей романа: «Ладно, Оливер, ну сделал ты это со своим приятелем, но зачем про это так долго и нудно рассказывать?» Вообще, читая «Книгу черепов», ловишь себя на мысли, что данный роман — осовремененный и сильно ухудшенный парафраз произведений Достоевского с добавлением гомосексуальных мотивов. А уж ключевая сцена романа, в которой герои исповедуются друг перед другом в «самом страшном поступке» просто скалькирована с достоевского «Идиота». Спасает положение лишь неожиданно бьющий наотмашь, психологически точный, стилистически безупречный финал романа. Вся вода отжата, каждое слово, каждая эмоция выверены... Остается только вздохнуть: эх, во всем бы романе так...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невменяемая книга. О чем? Зачем? Почему?

Концовка не получилась настолько трагичной, насколько походу планировалась.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд — один из лучших романов Силверберга, и один из лучших романов Новой Волны. Прежде всего — КАК — этот роман написан — прекрасный стиль, блестящий язык и отточенный слог. Плюс роман очень точен и психологически. А вот — О ЧЕМ — тут уже не все так просто, многим этот роман может показаться неприятным, или даже неприемлимым. Но это дело вкуса, и достоинства романа это не умаляет.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман совсем не похож на многие другие произведения автора. Не похож своей сложностью, неоднозначностью. Он может оказаться неудобным для тех читателей, кто ожидает по своему предыдущему опыту знакомства с произведениями Силверберга развлекаловки.

Сказать, что очень понравилось, не могу, хотя времени, потраченного на чтение «Книги черепов», совсем не жаль.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень непростая книга, трудная и даже давящая. Разобраться в ней после первого прочтения практически невозможно, но и сразу взяться за перечитывание тяжело. Но, по крайней мере, можно однозначно сказать, что роман получился очень и очень сильный и заставляющий задуматься над совсем не банальными вещами.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх