Александр Дюма, Поль Мерис «Асканио»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Южная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Бенвенуто Челлини — известный флорентийский мастер эпохи Возрождения. Он был и чеканщиком, и скульптором, и ювелиром, и — что очень важно для этой книги — храбрым воином и мужественным человеком. Роман рассказывает о том периоде его жизни, когда он — вместе со своими учениками, среди которых был и Асканио — жил и творил при дворе могущественного короля Франции Франциска I.
- /языки:
- русский (27)
- /тип:
- книги (27)
- /перевод:
- Г. Ерёменко (24), А. Худадова (24)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Блофельд, 16 января 2024 г.
Главными персонажами являются Бенвенуто Челлини и Асканио Гадди. Основные события происходят вокруг художника и ученика.
Walles, 6 мая 2020 г.
Не нужно смотреть на название. Вовсе не слащавый застенчивый юнец Асканио, а неистовый бородатый итальянец Бенвенуто Челлини — золотых дел мастер, ваятель и художник, перед которым самые красивые натурщицы с легкостью скидывают одежды — вот кто истинный герой данного романа.
Историческим фоном служат события 1540-го года, когда в Париж приезжает соперник Франциска Первого император Карл V для участия в дискуссиях по дележу Миланского герцогства...
В произведении затрагивается относительно небольшой отрезок из жизни Челлини, связанный с его прибытием во Францию после побега из замка Святого Ангела в Италии. (Сам побег мог бы послужить канвой для отдельного фельетона в тысячу страниц, но Дюма удостоил ту часть приключений Бенвенуто лишь одной краткой главы). Начальные события, честно говоря, кажутся слишком притянутыми за уши, а порой и откровенно смехотворными. Ну с какой стати великий ваятель, только что вырвавшийся из тюрьмы (куда он попал за поножовщину, повлекшую за собой смерть ювелира) должен был сразу лезть на рожон и отбивать у парижского прево часть Нельского замка? Конечно, он заручился поддержкой французского монарха, а изначальный посыл был со стороны юного любимца Челлини Асканио, заприметившего в стенах крепости красивую девочку, но все же... Кстати, Франциск I повел себя в этой ситуации так, как в наше время зачастую любят поступать руководители офисных предприятий. Речь о случаях, когда руководитель, имея желание передать неприятное поручение (либо с целью оградиться от возможных встречных вопросов) для подчиненного — начальника отдела, действует вопреки субординации вместо того чтобы передать сообщение лично. А именно — возлагает данную миссию на сотрудника, имеющего более низкий ранг в фирме, чем лицо, которому требуемое поручение необходимо озвучить. Точно так в книге поступил и Франциск Первый. Подписал ваятелю дарственную и все, дружище, делай, мол, теперь что хочешь, выгоняй нынешнего хозяина замка сам. Вызывая, тем самым, неминуемый конфликт итальянца с господином Д'Эстурвилем, являющимся, вообще-то, видным королевским чиновником...
Многие последующие сюжетные ходы еще более спорны. Особенно это касается многочисленных любовных линий романа. Если считается, что на Дюма пахали литературные «негры», то рискну сделать предположение, что в данном произведении на него работала какая-то литературная «негритянка». Ну право же, середина книги прямо перенасыщена приторно-жеманными сценами и диалогами, вздохами и промокшими платочками. Также трудно поверить и во внезапное стремительное влечение к простому ремесленнику Асканио со стороны королевской любовницы, прелестной дамы Анны Д'Этамп...
Самое интересное, на мой взгляд, начинается в книге, когда автор наконец-то убирает Асканио с читательских глаз долой, закрывая его в тюремных стенах Шатле. Без него книга становится явно краше, вот тут то и просыпается задремавший было талант Дюма-рассказчика. Тонкие, полные скрытых намеков, изворотливые диалоги с участием Франциска Первого, Челлини и восхитительной герцогини Д' Этамп — это вершина романа.
Да и юмор замечательный появляется.
«Дело в том, бездельник, что честное имя благородной девицы стоит тюремного заключения, а честное имя простой девушки — не больше двадцати парижских су»
Или вот еще, необычный способ как можно привлечь к себе удачу (из личного обращения секретаря судьи к осужденному на повешение):
«Им везет потому, что у каждого лежит в кармане кусок веревки повешенного.{...} Так вот: упомяните в завещании Марка Бонифация Гримуано, секретаря уголовного судьи города Парижа, и распорядитесь, чтоб палач дал ему кусочек вашей веревки»...
В целом, поначалу мне казалось, что идея с художником-скульптором в главной роли не лучший выбор для приключенческого романа. Однако же, у такого персонажа есть и свои преимущества. Работа мастера может стать центральным звеном, влияющим на судьбы. И автор искусно вплел в сюжет такое звено.
Евгений Борисов, 24 января 2012 г.
Ну, что же можно сказать по прочтении — одно слово, Александр Дюма. Исторический роман со всеми необходимыми компонентами: интриги, заговоры, ночные побеги оттуда, откуда нельзя убежать, дуэли на улицах, загородные дворцы королей, бриллианты и фаворитки, европейская политика и королевская охота. Бесспорная классика, заслуживающая прочтения.
Поэтому наверное подробнее лучше остановиться на том, что не понравилось. Прежде всего, эту книгу лучше наверное прочитать в детстве. Тогда бы она не вызвала у меня столько старческих, раздраженных, брюзжащих вопросов. Жаль, к примеру, что источниками интриг в романе является не столько большая политика (как в цикле про мушкетеров), сколько любовь, любовные треугольники и всяческие многоугольники. Понятно, что книга проповедует чистую, незамутненную мораль — но скажите же, почему все положительные герои должны быть столь наивными? Да, они молоды, но даже в пятнадцать лет какие-то представления о жизненных ситуациях должны быть!
Почему Асканио, в тот момент
Почему хитрый и находчивый Жак Обри
Почему положительный Челлини с такой легкостью
Почему для главной отрицательной героини
Вот читал бы раньше — не задался бы вопросами. Вообще бы не заметил. Но это все мелочи, конечно же. Достойнешая книга: главное, что она пробуждает эмоции и сопереживания, заставляет задуматься — все это признаки настоящей нестареющей классики.