fantlab ru

Говард Уолдроп «Ninieslando»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.23
Оценок:
157
Моя оценка:
-

подробнее

Ninieslando

Ninieslando

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

С полей Первой Мировой главный герой попадает в Ниниесландо, загадочную страну, где люди говорят на эсперанто и строят планы, как захватить мир.

Входит в:

— антологию «Воины», 2010 г.

— сборник «Horse of a Different Color: Stories», 2013 г.


Похожие произведения:

 

 


Воины
2012 г.
Воины
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Warriors
2010 г.
(английский)
Warriors 2
2011 г.
(английский)
Warriors
2013 г.
(английский)
Horse of a Different Color: Stories
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странный рассказ, которому явно тесно в рамках своих двадцати страниц.

То, что автор не стоит на стороне эсперантистов, изображая их мародерами войны, против которой они якобы борются, очевидно. Он не напирает на это, откровенно тыкая пальцем, но то, что проповедуют эсперантисты, впрямую входит в конфликт с нормами морали современного человека, ибо глобализм или человеческое братство не равно эсперантизм. Раздевать до гола по ночам трупы и шарить по их карманам — слишком очевидная метафора не очень хороших людей.

Однако хотелось бы поговорить не о идеях, а о самом качестве рассказа. Возможно, тут сыграли завышенные ожидания после предисловия Мартина и заявок на то, что Уолдроп — какой-то гений короткого рассказа своего времени, но воплощение содержания, мягко говоря, считалось на троечку с минусом по пятибальной системе. Показать, что все три противоборствующие стороны — англичане, немцы и «безродные» эсперантисты — по сути ничем не отличаются друг от друга короткими вбросами банальной информации не получилось. Мотивация главного героя не раскрыта от слова совсем. Почему он вдруг встал на сторону эсперантистов? Что вдруг его заставило разорвать все связи со своими корнями? Как это протекало психологически? То, что у него убили брата, и он изучал эсперанто, и офицеры не додумывались спросить у него, что за язык использовался во переговорах по рации — это какая-то днищенская мотивация для подобных глобальных сдвигов сознания за очень сжатые сроки. Был человек рядовым армии одной страны — и вдруг стал сознательным приверженцем фактически секты, куда заманивают и промывают мозги не один месяц.

Про крушение эсперантистов вообще даже стыдно говорить. Практически все они были бывшими военными и несколько недель не могли понять, что воюющие друг против друга объединились (каким образом — тоже никто не будет объяснять!!) и готовят против них облаву. Это выглядит убого даже с точки зрения простейшей логики, не говоря уже о том, что читать такое просто не интересно.

И этот человек считается лучшим мастером короткого рассказа?!? А ведь в том же сборнике «Воины» есть прекрасный антивоенный рассказ Наоми Новик «В семи годах от Дома», на десять голов уделывающий этот по всем параметрам. Он еще более короткий, там тоже три противоборствующие стороны, написан он в полудокументалистском стиле, но при всей «сухости» подачи, в нем больше жизни и огня, чем в посредственном изложении Уолдропа. Фантазии и идей.

Не верю ни одному вашему слову, товарищ Уолдроп! И констатирую, что это второй худший рассказ сборника «Воины» после «Девушек из Эвенджера». Печалька.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Наш разум нуждается в книгах, как меч – в точильном камне, чтобы не затупиться» – Тирион Ланнистер (Джордж Мартин)

Для Говарда Уолдропа подобным точильным камнем должен был стать рассказ «Ninieslando». Не путать с «Nintendo» (внезапная шутка юмора, извините). Здесь было все для хорошего рассказа, который запомнился бы многим читателям и навсегда остался бы в их сердцах. Смотрите сами:

- грамотная подача;

- думающий герой;

- живые диалоги;

- играющая интрига;

- незаезженный сеттинг.

Казалось бы, что могло пойти не так? А пойти «не так» могло многое. Прежде всего, как и отметили большинство рецензентов, рассказ «Ninieslando» оказался, что называется «идейным», т.е. автор в своей работе ставит в абсолют какую-либо идею и если эта идея встречает какие-либо противоречия, то эти противоречия подминаются под не самыми вескими аргументами автора. Здесь такой «идеей фикс» стали идеалы либерализма и мультикультуризма. Автор с серьезным лицом и верой в сердце агитирует читателей лозунгами — «национальные языки — это камни преткновения и тормоза человечества». Дословная цитата без грамма юмора или скрытых подсмыслов. Говард Уолдроп как бы говорит нам: забудь язык, забудь страну, а вместе с ними традиции и своих великих предков. Стань серой массой! Будь, как все! Стань современным и прогрессивным!

Только вот, знаете. Возможно, я тот еще закоренелый консерватор и старый ворчун, но мне даром не нужен такой прогресс. И я не вижу ничего прогрессивного в том, чтобы ломать то, к чему долгое время шли мои родители и моя страна. Пусть не идеальные, но все же мои. Родные.

В заключении лишь приведу цитату нашего отечественного филолога Дениса Драгунского, которая будет сейчас, как никогда актуальной: «Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое, сглаживать, примирять противоречия. Отказ от традиции – даже во имя свободы – оборачивается уничтожением норм человеческого общежития, разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения»

Просто. Понятно. Со смыслом и вместо тысячи слов.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то странно относятся к этому рассказу. Видят в нём происки какого-то совершенно мифологического «либерализма», гимн «мультикультурализму» и прочие странные химеры, периодически возникающие в голове наших людей.

А ведь рассказ действительно весьма силён, хотя и нечётко выписана основная идея... впрочем, ты понимаешь, что автор имеет в виду. Первая мировая война, или, как говорили тогда, Великая Война. Когда с горестными стонами умер оптимистичный XIX век и его утопии показали своё отвратительное обратное, слишком человеческое нутро. Люди, сидящие в окопах, под газовыми атаками и артобстрелами, слегка сходят с ума, в недрах этой жуткой, доселе не виданной Войне.

Они хотят пресечь Войну, вызванную амбициями национальных государств, истребить гордыню, сделать людей равными... Эсперантизм — чисто левая идея, в основе которой лежит всё то же стирание границ между людьми... А утопия оборачивается всё тем же кровавым безумием. Ведь свой Дивный Новый Мир Ninieslando строит на крови, на объедках Войны, они её детище, эти люди с изломанной психикой.

Так что это очень, очень непростая вещь.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Незаслуженно заминусованный гениальный рассказ. Лучшая вещь в сборнике.

Замаскированная под приключения жестокая сатира о войне. Не важно под какими лозунгами, не важно во имя чего. Автор нарочно изобретает абсурдную сторону конфликта в Первой мировой войне — воинствующих эсперантистов, борющихся за мир во всём мире. Идеально подобраны время и место действия рассказа, именно в это время число эсперантистов достигло исторического максимума. Только вот методы у них такие же, как и у оппонентов: кровь, насилие, грабёж, террор. Главный герой, перейдя из одного стана в другой, продолжает нести смерть, заставляя вспомнить строчки из гимна анархистов:

Споёмте же песню под громы ударов,

Под взрывы и пули, под пламя пожаров

Под знаменем чёрным гигантской борьбы,

Под звуки набата призывной трубы.

Разрушим же братья, дворцы и кумиры!

Срывайте оковы, взрывая мортиры!

Довольно покорной и рабской любви,

Мы горе народа затопим в крови!

Война никогда не меняется. Не важно, с какими лозунгами ты идёшь в бой, если ты убиваешь не думая, как герой в последней сцене рассказа, демон внутри тебя победил человека. Эту простую истину Говард Уолдроп оригинально раскрыл в коротком рассказе. Жаль, не все его сумели понять.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о крысах. О крысах без истории, без Родины, без родного языка и без памяти. Они даже не скрывают этого. Очень верно подмечено в самом рассказе, что они питаются как черви тем, тем что удаётся утащить. Сами они не способны произвести вообще ничего. И не мира они хотят, а власти. Но крысы без Родины — ничтожны, и даже враги объединяются ради того, что выжечь эту заразу. И тут, когда этим созданиям приходится защищать свою базу, свой «дом», то они показывают свою природу в полной мере.

«Ninieslando» — буквально концентрат либерализма и мультикультуризма в худшем значении этих терминов. Лучше всего это выражено фразой:«Национальные языки — это камни преткновения и тормоза человечества». То есть, забудь свою Родину, свою национальность и стать прогрессивным! Ну к чёрту такой прогресс.

Для меня остаётся загадкой авторский замысел. Писал он всё это всерьёз, или рассказ — сатира, признанная показать гниль «эсперантистов». В зависимости от толкования рассказ меняется полностью. В первом варианте это гимн худшим созданиям, во втором — неплохая сюрреалистичная сатира. Но я всё же склоняюсь к первому варианту, и оценка соответствующая.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж. Рассказ действительно получился нелогичным. Видно невооруженным взглядом, что автор пытался сказать нам что-то новое о войне, показать ее с совершенно другой стороны, наполнить свой рассказ чем-то новым, добавить изюминку. Лучше бы не добавлял. На самом деле, зачем изобретать колесо, если его уже давным давно изобрели? Да и сюжет получился довольно-таки рваным. Уловить ход событий хоть и трудно но можно, но все равно сюжет сквозной. Оценки у меня нет.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ИМХО антивоенные произведения хорошо получаются только тогда, когда автор просто показывает войну такой, какая она есть. Большего не надо. А вот когда начинается поиск альтернатив, то ничего хорошего опять ИМХО не выходут. Так и здесь, то, что изображено слишком нереально и нелогично. Неубедительны и перемены, которые происходят с главным персонажем. Так что (третий раз ИМХО) один из наиболее слабых рассказов в сборнике.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх