FantLab ru

Кэтрин Куртц «Хроники Дерини»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Голосов:
280
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Дерини

The Chronicles of the Deryni

Цикл; цикл «Дерини»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Прошло 200 лет, раса дерини уже не преследуется, однако так и не восстановлена в правах. Но полукровка-дерини герцог Аларик Морган, друг короля Бриона Халдейна, бросает вызов церкви и феодалам-людям, самим своим существованием. Возможно, дерини ждет Ренессанс? Однако, король Брион мертв, его наследник Келсон еще мальчик, и враги дерини вновь поднимают голову…

Содержание цикла:

7.48 (394)
-
14 отз.
7.46 (351)
-
6 отз.
7.43 (317)
-
7 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Дерини»


Похожие произведения:

 

 


Хроники Дерини
1992 г.
Хроники Дерини. Книга 1
1992 г.
Хроники Дерини. Книга 2
1992 г.
Дерини
1993 г.
Кровь Дерини
1993 г.
Кэтрин Курц. Сочинения в четырех томах. Том 1. Возвышение Дерини
1997 г.
Кэтрин Курц. Сочинения в четырех томах. Том 2. Шахматная партия Дерини
1997 г.
Кэтрин Курц. Сочинения в четырех томах. Том 3. Высший Дерини
1997 г.
Возрождение Дерини. Игра Дерини. Властитель Дерини
2001 г.
Хроники Дерини
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Deryni Rising
1970 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитаны все тома трилогии и время подводить итоги. «Дерини» Кэтрин Куртц – признанная классика «исторического фэнтези» — например, журнал «Мир фантастики» внес этот цикл в список 100 лучших фантастических книг. Не погорячились ли?

Без сомнения, произведения цикла очень оригинальны, а на момент написания, может быть, уникальны. Баланс между историчностью и фэнтези здесь однозначно смещен во вторую сторону – из реалий нашего мира присутствуют только некоторые национальности и христианская религия. Главным фантастическим допущением становится существование особой расы людей – Дерини – отличающихся от обычного человека врожденной способностью к магии. Когда-то несколько Дерини, презирающих обычных людей, захватили власть над Одиннадцатью королевствами. Их диктатура была свергнута их же сородичами, которые нашли способ обучать магии человеческих правителей, чтобы они могли противостоять властителям Дерини. Но человечество отплатило магам черной неблагодарностью: уже через два века Церковь запретила магию, а колдунов-Дерини сжигали на кострах. К моменту начала действия «Возрождения Дерини» церковный террор практически сошел на нет: на подконтрольных Церкви территориях Дерини были или уничтожены, или ушли в подполье. Сюжет вращается вокруг Дерини-полукровки Аларика Моргана, друга и верного слуги прежнего короля Бриона Халдейна, а также наставника и защитника короля нынешнего (на момент начала повествования – принца) Келсона.

То, как принц Келсон и его верные сподвижники Морган и Дункан (тоже Дерини-полукровка, священник), а также оруженосец Моргана Дерри воюют с врагами своей страны, разматывают клубки придворных интриг и защищают своих друзей и свою честь – все это мне очень напомнило «Трех мушкетеров» Дюма. Ну, если бы они были бы магами, а главным героем стал бы Атос. Правда, кандидатов на роль Арамиса получается даже два, и ни одного Портоса. Подозреваю, что виноваты в данном случае переводчики, потому, что по идее роман писался скорее уж с оглядкой на старую английскую литературу – тем не менее, что-то общее с похождениями мушкетеров просматривается.

Цикл получился, увы, очень неровным. Первая часть – типичная сказка в прямом смысле слова, предсказуемая, красивая и наивная. Вторая – наиболее сбалансированная: приключенческий роман, не лишенный психологизма и лиричности. Но, в отличие от первой, она написана со строгим расчетом на продолжение: никакого, даже промежуточного, финала в основной сюжетной линии нет. Третья – полна событий и логично завершает магистральный сюжет, но с психологизмом проблемы: героям некогда думать и даже особо чувствовать. Любовные волнения Моргана появляются ближе к концу книги и роли особой не играют.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вытягивает ее только неожиданная концовка, которая некоторым читателям показалась роялем в кустах, мне же понравилась (эпический облом вместо эпической битвы – ну согласитесь, где еще в серьезном и пафосном фэнтези вы такое увидите?)

Кстати, основных проблем женского фэнтези Кэтрин Куртц удалось избежать. Любовная линия в первом томе отсутствует, во втором касается только второстепенных персонажей, а в третьем Морган хоть и влюбляется, но ближе к концу книги, да и книга не об этом. Женщины так же не играют в повествовании большой роли: автор хорошо помнит, какое место занимала женщина в средневековом обществе, и преодолела искушение восстановить справедливость за счет правдоподобия. Даже королева не смеет возразить собственному сыну, когда он становится королем, прочие же дамы и вовсе появляются на страницах только для того, чтобы влюбиться в кого-нибудь из мужественных героев. Никаких амазонок-феминисток: есть, правда, Карисса, но она злодейка и вообще ведьма.

Но все же определенные недостатки, присущие женской прозе можно проследить. Герои все же немного эмоциональнее и сентиментальнее, чем положено мужчинам; очень много думают о своей внешности и зачастую ведут себя как-то жеманно и церемонно. Особенно это касается первой части: в дальнейшем от привычки любоваться собой и «по-кошачьи потягиваться» они избавляются, но описаниям костюмов по-прежнему многословны. Такие вот средневековые метросексуалы.

Идейное наполнение в книге проследить сложно. По-моему, писалась она, все же, как большинство фэнтези, с целью мироформаторского эксперимента – проще говоря, для развлечения автора и читателей. Серьезные мысли все же встречаются: главная – о том, как человечество поразительно плохо помнит добро, и как оно при этом злопамятно. И как горько, что на отклонения в лучшую сторону люди реагируют так же, как и на недостатки – отвечая резким неприятием, враждебностью, страхом. Но вообще, это просто еще одна архетипическая история о возвращении истинного Короля, причем по первому тому видно, что именно ради того, чтобы воплотить заново этот вечный сюжет.

Итог: наивное псевдоисторическое фэнтези. Цикл, впрочем, весьма неровен: парадоксально, но от первой части к третьей вместе с наивностью уходит и эмоциональная насыщенность текста, а вместе с реализмом приходит упор на экшен и интриги в ущерб идейному содержанию и развитию персонажей (тот же Варин так дико нелогичен в третьем томе, что хочется кричать «Не верю!») Сказка для относительно взрослого читателя. Вполне неплохой выбор, если вам нравятся истории о волшебстве и старомодные приключенческие романы. Любители реализма или философии могут смело проходить мимо.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На форуме Цитадели Олмера о цикле «Дерини» почти все рецензенты («отписанты :wink:«) отозвались примерно в таких тонах: дескать, «я-то думал, это только мне скучным показалось, а это всем...»

Слабо прописанный мир, вялая (ИМХО!) и почти отсутствующая интрига, средние персонажи, оторым место скорее в любовном романе, а не в фэнтези... Плюс ещё реалии нашего мира (типа «мавров»), в совершенно другой перенесённые почему-то...

(Кстати говоря, когда Куртц таки взялась за превращение саги о Дерини в любовный роман («Невеста короля Келсона») — у неё всё буквально ожило. И интрига стала интересной (меня, во всяком случае, увлекло), и образы более-менее ярко выписанные появились... Видимо, действительно это автора стихия, а не фэнтезийная героика вовсе).

Но эта вот трилогия — как раз-таки приятное исключение во всём цикле. Это и не «дамский» роман, как НКК, и не столь занудное псевдоисторическое повествование, как все остальные книги. Здесь есть, по крайней мере, хорошего уровня сюжетная динамика. Конечно, это приключения — и ничего более; некоторые моменты всё ещё откровенно провальны (поединок Келсона и Сумеречной, по мне, списан с аналогичного противостояния Иштар — Нергал в мерриттовском «Корабле», но там, где у Мерритта всё эпично и масштабно, здесь... ну, чувствуется, что всё помельче уровнем). И — не скрою — очень многие описания военных действий я просто пролистывал (выдуманные интриги выдуманных людей, в выдуманном мире... «А при чём тут я?! :wink:«) Но всё же — сюжет обладает завершённостью (трилогия самодостаточна и продолжения, собсно, не требует), про динамику (которая есть) я уже сказал, герои достаточно интересны, что-то в них (хоть и не в такой уж большой степени — так, слегка, но всё же) цепляет...

Итог: средняя фэнтези, но не второсортная. «Ещё чуть-чуть — и была бы первосортной»... :wink:

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, далеко не в восторге я от этой эпопеи Кэтрин Куртц. Такое впечатление, что для автора есть только два цвета: белый (то есть, «наши») и черный (то есть, «враги»), а вся остальная палитра красок отсутствует напрочь. Благодаря этому, поступки этих самых героев становятся до ужаса предсказуемыми, а повестование — жутко затянутым.

Кроме того, хорошенько «выносит мозг» зачастую совершенно неуместный пафос и скрупулезная детализация той или иной сцены.

Ну, и огромное «спасибо» переводчикам, которые просто-напросто не вычитали текст на наличие ошибок — от самых обыкновенных тавтологий набивается оскомина.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое скучное произведение фэнтези. Лучшее средство от бессоницы.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сама задумка автора про расу магов, живущих бок о бок с простыми людьми и внешне почти ничем от них не отличающимися мне очень понравилась. Однако, как и во многих циклах, оформление и развитие сюжета оставляет желать лучшего. В данной трилогии — три романа, во многом отличающиеся друг от друга. Первый — «Возвышение Дерини», на мой взгляд, самый качественный. Во втором — «Шахматная партия Дерини», неплохая задумка о соперничестве Моргана с представителями церкви и уж совсем смазанный эпизод с гибелью его сестры, вместе со своим возлюбленным. Эпизод, который, как я считаю, испортил весь роман. И, наконец, третий — «Высший Дерини», где соперничество Моргана с церковью перешло уже на уровень магии и превратилось в настоящую войну между Дерини. Вообще третий роман скорее не фэнтези, а более подобен на псевдоисторический бестселлер в стиле Александра Дюма. Только в первом романе присутствует настоящий магический поединок между молодым королём Келсоном и ведьмой Чариссой, выдержанный во всех канонах фэнтези. Во втором романе магия присутствует, но сама интрига магических поединков не разворачивается, а так и остаётся на уровне интриги. Третий же роман, хоть и держит читателя в некотором напряжении, разворачивается чуть ли не комичным образом. В самый последний момент оказывается, что в стане негативных героев есть предатель, который и решает исход последней магической схватки. Если бы всё было с точностью до наоборот, то выглядело не столь наивно, хотя в таком случае Куртц пришлось бы писать продолжение трилогии, так как сюжет был бы неокончен.

Стоит отдать должное Кэтрин Куртц — она во многом пишет по-мужски: создаёт интригу, держит паузу, не затягивает, где не нужно, не льёт воды и не разбрасывается налево и направо второстепенными персонажами. Но вот жестокости в этой трилогии тоже немало и главные герои, подобно отрицательным, часто убивают почём зря. Взять хотя бы эпизод когда Морган ни про что убил дозорного, когда прятался в собственном замке, окупированном врагами, в «Высшем Дерини». Характер же главных героев то и дело меняется из романа в роман. Например во взаимоотношениях между Морганом и Дунканом доминирующая роль между кузенами сменяется чуть ли не каждый абзац. Забавно выглядит что епископ Арлион, который на протяжении стольких лет держал в тайне ото всех своё происхождение Дерини, сначала открывается Дункану, а потом и всем вподряд, при этом предупреждает чтобы те никому не говорили. Дескать я сам всем по секрету расскажу, а вы лучше молчите. Ко всему прочему Морган ещё и влюбляется в третьем романе, да ещё и в жену одного из своих главных врагов. И только Келсон, четырнадцатилетний король-подросток ведёт себя абсолютно не по-детски, постоянно отстаивает своего верного Моргана. даже тогда, когда рискует при этом собственным положением, без страха вступает в единоборства и утверждает свою королевскую власть. В общем психологизма в персонажах не так много и каждый раз автор только подчёркивает, что хороший персонаж это — хороший, а плохой персонаж это — плохой. Скучновато, на мой взгляд.

Что же до первого романа трилогии, который понравился мне больше всего, то стоит сказать, что он во многом напоминает артуриану, где Келсон подобен молодому королю Артуру, а Морган — Мерлину. Правда Морган здесь выступает не столько волшебником, сколько военным. Но в отличии от более известных артуриан взаимоотношения между наставником и воспитанником прописаны не столь качественно. Келсон ценит Моргана, всё время его выручает, даже когда надо идёт за него против церкви. А сам Морган что? Чему он его всё время учит? К сожалению, так и не показано. Второй роман тоже неплох, там Куртц закрутила сюжетную линию любовного треугольника. Но к великому моему разочарованию тут же и оборвала, причём самым жесточайшим образом. А ведь эта тема, думаю, так рано себя не исжила и могла бы иметь достойное продолжение в дальнейшем повествовании. Третий же роман заслуживает отдельного обсуждения.

Чтобы подытожить всё скажу, что цикл будет интересен скорее подросткам и любителям альтернативных исторических романов, чем искушённым ценителям фэнтези.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная трилогия!!! Безумно ее любила в детстве...И с удовольствием послушаю в уже не юном возрасте. На мой взгляд отличный мир..., да возможно где -то не до конца не прописан как хотелось бы....Но мне нравится это «средневековая борьба с ведьмовством» и поражает сюжетом и , в отличие от событий РЕАЛЬНОГО средневековья здесь «ведьмы» и хорошие и плохие наделены силой.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то я не в восторге от данной трилогии.

У меня было издание от «Шедевров фантастики», м.б. в другом издании, в другом переводе, при других редактуре-корректуре все гораздо лучше, но в этом конкретном присутствие навязчивых ляпов меня доконало. Например, короля-Келсона постоянно именуют «мой принц», брутальные рыцари в латах обращаются друг к другу джентльменами. Герои на протяжении всей трилогии никак не развиваются, не раскрываются с другой стороны, даже магическая «прокачка» какая-то неубедительная. Плюс все достаточно примитивненько, плоскенько, обилие роялей в кустах тоже не радует.

И если в первой книге более-менее интересной была придворная интрига, вызывало любопытство описание дворцовых таинственных закоулков, то в последующих меня не зацепило абсолютно ничего.

В общем, средняя по больнице температура 6,3, округляю до 6.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу придумать хоть какого-то вменяемого довода, чтобы порекомендовать кому-нибудь данную трилогию. Текс проходит через мозг не затрагивая абсолютно никаких чувств.

Все вторично и стерильно. Иногда автор пытается свернуть на путь «взрослости» происходящего, но делает это очень нерешительно и поверхностно. Не имею привычки жалеть потраченных денег, а вот время жалко (дурацкая привычка дочитывать все до конца).

Может для своего времени (70-годы) романы и были интересны, то сегодня это все выглядит как лайт (облегченная) версия жанра.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, мир, созданный Куртц ещё только в самом своём начале, только обретает глубину и достоверность, а трилогия уже закончилась.

Автор пыталась показать, как выглядит средневековая Англия с гонимыми магами-дерини, чей талант передаётся по наследству, но трилогия получилась «расслабленной». Все конфликты: и социальные, и политические, и религиозные — получили в трилогии самое наивное разрешение в духе мыльных опер («Мы непримиримые враги!» — «У тебя такое же родимое пятно, как у моего дяди! Мы братья!» — «Раз так, забудем прошлые обиды и будем друзьями!»)

К достоинствам можно отнести небольшой объём (3 романа уложились в 750 страниц одного тома), но при этом самостоятельным можно считать только первый роман (гибель предыдущего короля и воцарение его сына), второй же и третий — это практически один роман в двух книгах. Увы, но и первый роман наивен до штамповки, и совокупно 2-й + 3-й — не менее слаб. В итоге, хотя тема поднята интересная, вся трилогия (а по году издания это начало цикла) показалась мне очень... скромненькой. И если бы я не читал перед этим более сильных романов, вышедших позже, но по хронологии стоящих раньше этой трилогии, скажу честно, бросил бы читать цикл.

Надеюсь, дальше будет лучше.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этой трилогии и началось мое знакомство со всем циклом.

Произвело на меня тогда, помню, потрясающее впечатление :smile:

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта трилогия очень понравилась. А вот остальные произведения цикла не пошли совсем.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

прочитал всю трилогиюю, в общем нормально, но со временем надоедает:wink:

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга перегружена малоинтересными деталями и ненужными сценами. Причем перегружена так, что динамика сюжета зачастую просто останавливается. Например никому не интересно какого цвета и какого типа одежда у Келсона, как неинтересны детали и нюансы придворных церемоний. И вот на такую ерунду постоянно уходят целые страницы текста. В конечно счете я стал пролистывать страницы в поисках развития сюжета уже не читая текст.

Стоит отметить, что указанные недостатки нарастают от первой к последней книге трилогии. Если первая книга еще производит впечатление динамичного приключения (пусть и временами затянутого ненужными сценами), то третья книга это уже полный ужас.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое главное что удалось Кэтрин Курц это создание нового фэнтези мира который у меня например не вызвал отторжения, мир этот переплетен с миром средневековой Европы и многое из его устройства взято прямо оттуда, но это совсем не испортило его, а стало даже своего рода фишкой, который позволяет книге не затеряться в потоке литературы такого рода.

Герои неплохи по своей сути, в первой трилогии они отражены наиболее ярко, по сравнению с последующими. Но чего то Кэтрин Курц действительно не хватило для того чтобы сделать это произведение настоящим и навсегда сохранить его в библиотеке нашей памяти. Но тем не менее читается легко и увлекательно, сочувствуешь юному королю столь рано принявшему бремя власти.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошие книги, для меня читаются легко, интересно, и совсем не надоедает! :kiss2:Советую почитать следующую трилогию

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх