Антон Чехов «Душечка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ об Оленьке, женщине, которая, влюбляясь, воспринимала чужую жизнь, как свою. Ее мнение формировалось на основании рассуждений объекта любви. Если такового человека не было, то внутри у нее образовывалась пустота.
Впервые — «Семья», 1899, № 1, 3 января (ценз. разр. 31 декабря 1898 г.), стр. 2—4, 6. Подзаголовок: Рассказ Антона Чехова. Подпись: Антон Чехов.
Вошло в издание А. Ф. Маркса.
Входит в:
— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том IX. Рассказы», 1901 г.
— антологию «Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов», 1980 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Классика русского рассказа», 2005 г.
— антологию «Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена», 2008 г.
— антологию «Первая любовь (лучшие классические произведения)», 2016 г.
Экранизации:
— «Душечка (ТВ)» 1966, СССР, реж: Сергей Колосов
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Swetik-tik, 24 декабря 2021 г.
Удивительно, как меняется восприятие рассказа с возрастом. В школьные годы Душечка вызывала протест и отвращение, а сочинение по нему написалось как бы само собой. В этот же раз сработала полезная привычка рассматривать вопрос с разных точек зрения.
Человек, не обязательно женщина, имеет постоянную потребность кого-то любить и не может жить без этого. Плохо что ли? Хорошо. Влюбившись, он начинает жить убеждениями возлюбленного и посвящает свою жизнь его интересам. На первый взгляд жутковато, но ведь оба человека счастливы! В чем же проблема? Живут душа в душу, другим не мешают. Родится ребенок — еще лучше.
В молодости хочется расти над собой, узнавать новое, чему-то учиться и смерть личности вызывает ужас. А с возрастом оказывается, что хоть огнем ты гори, это ничего принципиально не изменит. Из поколения в поколение те же ценности, схожие идеалы, цели — в общем смысле. Поэтому нам понятны переживания героев даже очень старых книг. В любое время люди стараются сделать жизнь и мир вокруг немного лучше — в нашем понимании. К счастью, только вокруг себя)
Все-таки, правильный ответ не один и он для каждого свой. Если человек самостоятельная личность со своими целями и идеалами — это прекрасно. Однако ценность это представляет только для него самого. Если человек живет чужой жизнью и это доставляет ему удовольствие, при этом не мешая никому жить — хорошо. Полезных людей любят. И счастливы люди, умудряющиеся совмещать!
Люди разные, и это прекрасно. Только пестрота мнений и взглядов позволяет избежать деградации. А несовпадение мнений не должно приводить ко вражде. Дивный новый мир, 1984 и Сфера научили меня этому.
Надо будет на пенсии перечитать рассказ :-)
strannik102, 30 мая 2024 г.
Светить всегда, светить везде… вот лозунг мой — и солнца! (В. Маяковский)
На первый взгляд рассказ кажется совсем простым и о простом.
Казалось бы совсем неинтересная ограниченная женщина. Но если попробовать посмотреть на Оленьку с другой стороны, то вдруг понимаешь, что на самом деле она человек, одержимый даром любви и заботы. Она не умеет жить интересами только своими, для полноты жизни ей непременно нужен кто-то, кого бы она искренне любила и о ком бы она заботилась. Она как катализатор, который сам не принимает участия в реакции, но полностью ей способствует.
Насколько интересно жить с таким человеком? Не зна-а-а-аю… Мне, наверное, было бы скучно.
Но кому-то другому наверняка было бы и приятно, и тепло, и ласково.
Можно ли осуждать Оленьку за её ограниченность? Наверное, можно. Но нужно ли?..
Вот обо всём этом мы и поговорили на апрельском заседании клуба любителей чтения КЛюЧ г. Валдай, где в параллель с этим рассказом Чехова обсудили ещё и повесть Гоголя «Старосветские помещики» — было интересно.
artem-sailer, 24 июля 2021 г.
Поставленный в этом рассказе вопрос не имеет однозначного ответа — уж слишком он сложен и полемичен. Думается мне, что данный вопрос и современное общество разделил бы на два лагеря, примерно равных по размеру.
Да, с одной стороны общество уже много десятилетий борется за права женщин, предоставляя им свободу выбора на пути саморазвития. Сегодня немало поклонников и сторонников идеала женщины деловой, женщины, строящей свою профессиональную карьеру, женщины творческой, имеющей собственное мнение без оглядки на вопросы семьи, а вопросы материнства задвигаются на вторые планы.
С другой же стороны всё сильнее позиции традиционалистов, ратующих за испокон сложившийся уклад. Веяния эти, как мне кажется, подпитываются недовольством широких масс современного общества — негативным отношением к слишком уж бурной эволюции взглядов на традиционную семью, баланс во взаимоотношении полов. Да и чего ходить вокруг да около — эволюцией взглядов на гендерные вопросы в целом. Всем тут понятно, что я имею в виду — недовольство и неприятие западных тенденций есть.
А вот теперь на минуточку вспомним: что говорит традиционная семья о месте женщины?
Правильно — душечка Оленька в стандарты традиционной семьи вписывается более чем. Женщина безропотно любит и слушается своего мужа, безоговорочно придерживается его точки зрения и даже пропагандирует её, искренне принимая эту точку зрения за свою. Муж, дом, семья — для неё всё. А тот факт, что она подрабатывает в конторе мужа, можно считать поправкой на Новое или даже почти на Новейшее время, этакий элемент семейного подряда, если угодно — расширение границ семейного хозяйства, распространение интересов семьи на бизнес, которым занимается мужчина.
Так что, упрекающий душечку Оленьку в бесхребетности и покорности некоторым образом попрекает устои традиционной семьи.
И что же у нас получается? Феминизм или традиционные ценности?
Решать, разумеется, тебе, дорогой читатель!
SurmatMG, 15 ноября 2014 г.
Вроде бы светлый и чистый рассказ, и не самая плохая героиня на главных ролях, но зреет в груди протест и возникает отвращение к тому пути, который избрала героиня. Неважно мужчиной или женщиной ты рождён, важно, чтобы в основе твоей натуры был стержень, который делает тебя по-настоящему независимым человеком. Потому что люди, не имеющие своего Я, не осознающие своей самоценности с одной стороны и многоплановости бытия с другой; люди полностью растворяющиеся в семье, профессии или идеологии чрезвычайно уязвимы и неэффективны.
Безопасность, здоровье и все силы таких людей зависят от внешних, неподвластных их воле обстоятельств. Они подобны экономике Российской Федерации — упадут цены на нефть и начнётся кризис; наложат запрет на экспорт высокотехнологичной продукции — и страна останется без компьютеров, машин и даже штанов, потому что ничего своего не производит. Так же и героиня рассказа «Душечка» — женщина без своего Я, полностью зависит от тех мужчин, которых она полюбила.
В своём рассказе Чехов убедительно развенчивает популярный до сих пор в нашем обществе стереотип о том, что женщина должна всецело посвятить себя семье и раствориться в муже, детях и домашних заботах, не развиваясь при этом как независимая личность. Что только таким образом она может стать по-настоящему счастливой. Но посмотрите на Душечку, и Вы поймёте, что этот путь нестабилен, и при всей внешней привлекательности и удобстве для женщины, с которой снимается всякая ответственность, крайне неустойчив и легко оборачивается кризисом, как и экспортно-сырьевая модель современной Российской экономики.
Propolis, 14 июля 2015 г.
Рассказ про жизнь симпатичной Оленьки, дочь отставного коллежского асессора, которую знакомые называли Душечкой. Жила она тихой степенной жизнью. Так получилось, что втечении ее жизни она была близка с несколькими мужчинами и каждый из этих мужчин кардинально менял ее мнение об окружающем мире и происходящих в нем событиях, точнее не менял, а полностью формировал, заполняя всю ее голову совершенно новыми мыслями.
Душечка не совершала скверных поступков, была добра и учтива, но все-таки этот персонаж вызывает какое-то необъяснимое отвращение. Она была ведомой, человеком без собственного мнения, а такие люди выглядят жалко. Как же много таких Душечек живет в наше время. Как легко управлять такими людьми, как легко заставить думать их «правильно». Не включая голову, впитывают они информацию несущуюся потоком с радиоприемников и экранов телевизоров. Конвейер вдалбливния «правды» работает без остановки. Сильные мира сего очень хорошо научились использовать эти инструменты, а придуманные механизмы отупления легкодоступны и прекрасно работают. Каждому человеку нужно учиться думать самостоятельно, чаще сомневаться, рассуждать и спорить, ведь не хотим мы рано или поздно превратиться в безмолвное стадо.
Рассказ глубок, затрагивает очень важную проблему любого общества, живущего в любое время. Каждый кто прочтет его должен подумать: «А не являюсь ли я такой Душечкой».
Fiametta, 27 апреля 2011 г.
Олечка — почти для всего города Душечка — женщина, которая жила только, когда любила. Только когда она любила, у нее были мысли, чувства, религиозные и политические взгляды, мнение об искусстве. Только, когда она любила, был у нее смысл жизни (то театр, то торговля лесом, то борьба с эпизоотиями).
Много на свете таких женщин (а то и мужчин). Есть участь, может быть, и пострашнее — «страшно быть на свете лишней мебелью» (с). Верно служить человеку с делом в жизни — не самая худшая участь на свете. Заметьте, все трое мужчин Душечки — люди, любящие свое ремесло, люди с целью в жизни (просвещение масс через театральные представления, борьба с эпизоотиями...). Может, и Душечка не смогла бы жить с человеком, который лишь проклинает судьбу, лежа на диване.
Для Льва Толстого Душечка — идеальная женщина. Но, когда я сейчас, через сто с лишним лет читаю рассказ, я не могу не вспомнить о женщинах, из которых любимые мужчины сделали шахидок. Душечке очень повезло, что она полюбила ветеринара, а не анархиста-террориста, подкладывающего бомбы в кофейни.
Так что нужно воспитывать детей (и девочек и мальчиков), чтобы они могли думать сами, чтобы они могли жить сами по себе. У человека должна быть СВОЯ совесть, а у Душечки такой нет, вся мораль Душечки — это мораль ее мужчины (с первым мужем она считает театр великой миссией, со вторым — баловством).