fantlab ru

Антон Чехов «Степь (История одной поездки)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Степь (История одной поездки)

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Девятилетнего Егорушку мать отправляет учиться в город, в гимназию. Мальчику предстоит удивительное путешествие с обозом по русской степи. Открытие огромного неведомого мира, путевые зарисовки и портреты спутников, радости, печали и новые встречи.

Завораживающая воображение повесть.

© deti
Примечание:

Впервые — «Северный вестник», 1888, № 3 (ценз. разр. 25 февраля), стр. 75—167. Подпись: Антон Чехов.

Включено в сборник «Рассказы», СПб., 1888; перепечатывалось во всех последующих изданиях сборника.

Вошло в издание А. Ф. Маркса.

При жизни Чехова повесть была переведена на шведский язык.


Входит в:

— сборник «Рассказы», 1888 г.

— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том IV», 1901 г.

— антологию «Моя Родина», 1983 г.

— антологию «И растет богатырь…», 1986 г.

— сборник «Повести русских писателей XIX века», 1986 г.

— антологию «В мире гость», 2002 г.


Похожие произведения:

 

 


Степь (История одной поездки)
1949 г.
Избранные рассказы
1953 г.
Избранные произведения
1954 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 6
1962 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том первый
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 4
1970 г.
Избранные произведения
1974 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1974 г.
Повести
1976 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 7 1888-1891
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
В человеке должно быть всё прекрасно...
1980 г.
Степь. Повести. Рассказы
1980 г.
Том 1. Повести и рассказы
1980 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1982 г.
Моя Родина
1983 г.
Повести
1983 г.
А. П. Чехов. Избранное
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Белолобый
1985 г.
Рассказы. Повести
1985 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 6
1985 г.
Степь
1985 г.
И растет богатырь...
1986 г.
Повести русских писателей XIX века
1986 г.
Избранные сочинения. Том первый
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Степь (История одной поездки)
1989 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Повести и рассказы
1997 г.
В мире гость
2002 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
О любви. Вишневый сад
2010 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
Вишневый сад
2014 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Рассказы и повести 1883-1891
2018 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
Степь
2020 г.

Аудиокниги:

Лень читать. Часть 7
2006 г.
Повести 1887-1891 гг.
2007 г.
Степь. Скучная история. Дуэль. Палата №6
2007 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.
«Дуэль». Повести и рассказы
2012 г.
Избранные произведения Том 1. Рассказы и повести 1880-1888 гг.
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Дала
1958 г.
(башкирский)
Çеçенхир
1988 г.
(чувашский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Архаичный ритуал и волшебная сказка в книге реалиста и классика

Сюжет повести Чехова прост: мальчик Егорушка едет из родного дома в большой город, где ему предстоит поступить в гимназию учиться. Его дорога по степи, встречи с разными людьми, незначительные на первых взгляд события этого путешествия – купание в реке, гроза – и составляют содержание повести. Однако в конце дороги, в новом городе, Егорушка оказывается не таким, как в начале пути. Степь, по которой он ехал, изменила его, и поступать в гимназию приехал другой человек. Не говоря этого прямо, Чехов явно показывает, что дорога по степи стала инициацией, в результате которой, пройдя через ряд испытаний, мальчик становится взрослым человеком.

У Чехова инициация связана с дорогой, что бывает не всегда. Местом инициации часто является лес, но у Чехова это место занимает степь.

Советский филолог Владимир Пропп в своей классической работе «Исторические корни волшебной сказки» показал, что темный лес в сказке является местом инициации, а персонаж, которого главный герой встречает на окраине леса – баба Яга в избушке – является привратников другого мира, пропускающим героя в мир смерти. В избушке бабы Яги герою часто дают какой-то подарок, который помогает ему в пути через лес, – коня или клубок. В лесу также герой встречает демонических существ, отшельников-аскетов, а также волшебного помощника, который помогает ему советами. У Чехова всех этих персонажей Егорушка встречает в степи, начиная с постоялого двора Мойсей Мойсеича.

Постоялый двор воспринимается Егорушкой как что-то незнакомое и совершенно чуждое. Хозяин постоялого двора и его семья производят впечатление людей иного мира, Егорушка никогда ничего подобного не видел, их странность подчеркивается. Мойсей Мойсеич и его жена дают Егорушке пряник. Этот пряник Егорушка положил в карман и не съел. Пряник остается в кармане на всем пути Егорушки, и полностью размокает от дождя и тает во время последней грозы, в которой и завершается перерождение героя. После этого волшебный предмет из иного мира уже не нужен, он сам собой разрушается и не выходит из мира степи в обычный город.

Также на постоялом дворе Егорушка видит Соломона, брата Мойсей Мойсеича, который полученное им наследство, все деньги, сжег в печке. Это поступок подчеркнуто аскетический, символизирующий отказ от мира, который по плечу не каждому.

Функцию волшебного помощника, который помогает герою советами, в повести выполняют два персонажа – отец Христофор и старик Пантелей. Оба помощника в первую очередь помогают герою советами, объясняют, как себя вести в новом мире.

Отец Христофор едет в степь по торговым делам, однако это не отменяет его сакрального статуса. Наоборот, тот факт, что он священник, постоянно подчеркивается: он говорит о церковной жизни, читает молитвы, дядя Егорушки Кузьмичев, руководитель поездки, вынужден против воли задерживаться в пути, чтобы отец Христофор мог исполнить нужные обряды. Отец Христофор рассказывает Егорушке, как нужно учиться, что нужно делать в той будущей жизни, к которой он направляется. В начале пути Кузьмичев и отец Христофор сворачивают в сторону по делам, оставляя Егорушку с обозом, который идет к пункту их общего назначения. Здесь Егорушку берет под свое покровительство старик Пантелей.

Странность, неотмирность старика Пантелея подчеркивается прежде всего его внешностью, тем, что он ходит босой. Связь Пантелея с миром смерти тоже существует в повести: у Пантелея сгорела вся семья, жена бросилась в горящую избу за детьми, и с ними погибла. Пантелей не только дает Егорушке конкретные рекомендации, как себя вести в пути, но и защищает мальчика, когда это нужно, кормит его и помогает пережить грозу, в которой и происходит заключительное очищение героя в завершении инициации.

Таким образом, Чехов на материале современной ему жизни воспроизвел, возможно, бессознательно, основные моменты инициации мальчика, существующие в культуре всех народов мира, включая русскую.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После того как Тед Чан и поздний Станислав Лем без всяких зазрений совести начисто искромсали мой бедный мозг, за только что приобретённую «Революцию в стоп-кадрах» Питера Уоттса браться я не решился, а обратился к классикам — за утешением. В группе поддержки общества анонимных гуманитариев ныне председательствует наш старый добрый душечка Антон Палыч, который принял меня с распростёртыми объятиями и милостиво позволил поплакаться в жилетку. Повесть «Степь» без этих ваших умопомрачительных виртуальных реальностей и бороздящих синхрофазотронов показалась мне понятной, доброй и даже уютной, а описанная в книге душная, сухая, вялая атмосфера малороссийской степи как нельзя лучше резонирует с атмосферой нынешнего лета, просачивающегося, несмотря на возмущения вентилятора, через открытую настежь балконную дверь внутрь комнаты.

В комментариях многие пишут о скрытых смыслах и глубинных аллюзиях, которые читатель находит в этой повесть. Может быть, так оно и есть, однако на мой взгляд, поиски здесь не совсем уместны. Читая «Степь», прежде всего я обращал внимание на колоритных персонажей, неопровержимую правду характеров и правду жизни — вот этого в повести более чем достаточно, и этим, как мне кажется, повесть и ценна.

Вообще, читая произведения классиков о нелёгкой жизни простого народа, я всегда ловлю себя на том, что нахожусь в плену детско-юношеских предрассудков. В школе нам преподносили так, что у меня сложилось стойкое предубеждение о том, что простой человек в дореволюционной России человеком-то и не был. Было это некое подобие живого человека, серое существо, тень, начисто лишённая какой бы то ни было индивидуальности, желаний, духовных потребностей.

Нет, безусловно, такое тоже было. После двенадцатичасовой смены на заводе в нечеловеческих условиях или ежедневной изнуряющей пахоты на барских угодьях как-то не до написания стихов или любования закатом. Это так. И восторженные возгласы «Такую страну проср...!» по поводу неких статистических цифр 1913-го года у меня вызывают недоумение.

Но всё же нельзя считать тогдашних людей какой-то бесформенной массой человеческого материала. Даже в среде простого населения люди были всё равно людьми — пусть и забитыми, пусть и бесправными, но всё же людьми — с их надеждами, с их чаяниями, с тягой к чему-то прекрасному и (даже!) с ощущением собственного счастья, как влюблённый в свою молодую жену Константин, вышедший к героям повести на ночном привале. И именно в этом плане ценна повесть — как собрание характеров, историй и судеб персонажей.

А лирическое отступление «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить» — очень яркая иллюстрация к популярной ныне и, по всей видимости, вечной фигуре речи «Уже не тот».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В русской литературе имеются всего две эпопеи, в которых можно увидеть судьбы многих людей, да на важных этапах истории. Это «Война и мир» и «Жизнь Клима Самгина». Да, есть много книг о важных событиях. Но ракурс и масштаб все-таки не дотягивают до эпопеи.

«Степь» — это повесть, имеющая емкость эпопеи.

Если обозначать тему, то я бы сказал, что это повесть о России, о русских людях всех сословий, их мироощущении, о чувстве родины, о его зарождении и формировании в душе ребёнка. Чехов точно аппелировал к нашему знанию предмета. К нашему чувству родства со всем, что там описано. Характер русских людей заключен в их терпении и стойкости, в надежде на Бога и в любви к своей родине. И все это в таком будничном проявлении, в таком скромном виде...

Тут надо брать текст и пояснять каждую строчку. Ибо каждое слово там имеет длиннейшие аллюзии вширь и вглубь.

Для примера поясню только один момент. Вдовая мать, её брат и мальчик. История этой семьи — уже немалая часть эпопеи, потому что тут все типично, согласуется с нашим менталитетом. Вот и вся история семьи, как на ладони. Мать вышла за дворянина. Почему? Потому что купечество, особенно женская его часть, стремилась к благородству, к тому, чтобы муж служил, а не в лабазе сидел. Чтоб по-благородному все было. А когда муж умер, то кто имеет влияние на вдову? Брат, конечно. Возьмите книгу и прочтите, как он пытался её увещевать насчет образования сына.

О. Христофор на стороне матери был. Мол, в гимназию правильно отдать. Чтоб классическое образование получил мальчик. Благородство! А не на счетах всю жизнь щелкал бы — дебет- кредит.

Это ведь основная коллизия русского общества: что важнее — благородство или чистоган Другой вопрос, что частенько дворянин был не слишком благороден, а купец не слишком подл... Но купеческие дочки не очень разбирались... Судили по номиналу, как и вообще недалекие люди судят.

Степь разом отсылает нас и к Гоголевским «благородным», и к Федотовскому «Сватовству майора», и много еще к чему...

Чехову нет смысла все это описывать в деталях: мы это все сами знаем. Но в Степи эти сословия уже смешиваются, различия сглаживаются постепенно. Недаром дядя не очень похож на купца, а больше на чиновника. Похож.

А какую роль играет тут о. Христофор? Он стоит за чистую ученость, благородство, за дух... А сам едет не просто за компашку — тоже свой коммерческий интерес имеет в этой поездке.

Это ли не поворотный момент в истории? В сословном государстве сословия смешиваются, сливаются друг с другом, приобретают черты друг друга... Это признаки будущих, может быть, грозных перемен.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести явственно просматриваются два главных действующих лица — мальчонка Егорушка и Степь. Значение и того и другого, возможно, равноценное, но вот читаешь все эти картинки мелких путевых событий и происшествий, случившихся с Егорушкой и всеми его спутниками, и остаётся полное ощущение, что и нужны-то были все эти люди только для того, чтобы оттенить величие, безбрежность и бесконечность, как чисто визуальную, так и опрокинутую во Время, Главного действующего лица — Степи. И именно потому с человеческими персонажами в этой повести, в общем-то, ничего этакого сюжетно важного не происходит — простое перемещение из точки «А» в точку «Б» с некоторыми погружениями в мир внутренних переживаний мальчонки, да разные мелкие происшествия среди обозных. А всё остальное место и всю остальную значимость и величавость захватывает Степь. А уж писательского мастерства Чехову не занимать, и описания природных степных пейзажей выполнены с величайшей любовью, с великолепным мастерством и точностью художника. И вообще, эта повесть больше похожа на музыкальное произведение, кажется, переложи всё это литературное великолепие на музыку, и никакие слова и диалоги будут не нужны...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх