FantLab ru

Роджер Желязны «Долина проклятий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
1239
Моя оценка:
-

подробнее

Долина проклятий

Damnation Alley

Другие названия: Проклятая дорога

Роман, год (год написания: 1968)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Америка после атомной войны. Люди понемногу пытаются наладить хоть какое-то подобие цивилизованной жизни. А главарь байкерской банды «Ангелов» Чёрт Тэннер, смутьян и наркоторговец, попадает в переплёт, из которого у него только два выхода: либо до конца дней своих сесть в тюрьму, либо стать героем...

Примечание:

Роман основан на одноименной повести.

Авторское посвящение: «Дэлу Доулингу. Спасибо за то, как ты обращался с кошками».


Входит в:


Экранизации:

«Долина проклятий» / «Damnation Alley» 1977, США, реж: Джек Смайт



Похожие произведения:

 

 


Князь Света
1999 г.
Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света
2003 г.
Долина проклятий
2003 г.
Проклятая дорога
2003 г.
Остров мертвых
2004 г.
Мастер снов
2005 г.
Долина проклятий
2007 г.
Остров мертвых
2009 г.

Периодика:

Химия и жизнь 10 1988
1988 г.
Химия и жизнь 11 1988
1988 г.
Химия и жизнь 12 1988
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Damnation Alley
1969 г.
(английский)
La pista dell'orrore
1979 г.
(итальянский)
Проклін-зона
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Желязны не самый простой для понимания автор. Он писал глубокие произведения, для полного понимания которых полезно знать мифологию различных народов, классику мировой литературы (в частности Шекспира), англоязычную поэзию. Но иногда он мог создать и совершенно простое и прямолинейное произведение, каковым является, например, «Долина проклятий». Если говорить языком музыки, то это роман в стиле хард-рок.

Это роман о том, как главный герой, преступник и негодяй, но в тоже время лучший водитель любых транспортных средств, отправляется в полный опасностей путь через Долину проклятий, местность, которая занимает большую часть бывших США после ядерной катастрофы. (Кстати, очень похоже, что этот тот же мир, что и в романе «Этот бессмертный», но в более раннее время.) Частью этого мира стали радиоактивные кратеры, ужасные мутанты, ежедневные природные катаклизмы и банды вооружённых головорезов. Сейчас такой сюжет мало кого удивит, но для 1968 года, когда был написан роман, это должно было быть грандиозно. Впрочем, и сейчас роман читается с интересом, в нём есть место и психологии и экшну.

Потому Желязны и является истинным Мастером, что он мог с одинаковым блеском создать как интеллектуальную психоделику типа «Порождения света и тьмы», так и постапокалиптический боевик «Долина проклятий» в стиле «Безумного Макса».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман стал для меня первым примером американской постапокалиптической прозы. Даже не помню, где я его прочел (ни одно из указанных в разделе изданий не подошло), но это точно было еще в советские времена. Прочитанное мне понравилось, ибо я никогда еще не читал такого напряженного по действию произведения. Когда в 1990 году я увидел на полке магазина тоненькую брошюру (издательство Book chamber international), то купил ее не задумываясь. С тех пор она стоит в шкафу, напоминая мне о тех романтических временах книжного дефицита, когда каждая книга ценилась дороже золота и автомобилей. Что же в ней такого привлекательного?

Во-первых, яркая картина глобальной катастрофы. В советское время данная тематика не поощрялась издательствами, ибо считалась упаднической, не соответствующей духу строителя коммунизма и потому не несущей в себе ничего полезного. Со всем согласен, кроме бесполезности. Дело даже не в том, что роман дает советы, как вести себя после ядерной войны, — скорее, он дает возможность погрузиться в ее атмосферу, даря незнакомые ощущения и закаляя характер. Да и как тут не закалиться, когда буквально на каждом километре «аллеи Проклятий» тебя ждет какая-то неожиданная неприятность: то ли камнепад с чистого неба, то ли проснувшийся вулкан, то ли кислотный дождь, а может и какой-нибудь радиоактивный монстр. Первое время меня пугало даже упоминание о монстрах, но после «Кинг-Конга» и «Чужого» я понял, что страшнее их уже ничего не придумать, и страх пропал сам собой. То же случилось и со страхом ядерной войны. Его у меня отбила апокалиптическая проза («Лед и пламень» Брэдбери, «Хризалиды» и «День триффидов» Уиндема, «Черити» Хольбайна, «Почтальон» Брина и др.). Каждый из этих романов дал мне часть своей сути, ослабив мой страх и обогатив опыт. Недавно в Интернете мне попался тест на выживание в пост-ядерном мире. Я решил его пройти и с удивлением осознал, что на большинство вопросов уже знаю ответ. В итоге меня отнесли в категорию «руководителей выжившими«! Считаю, что такой «подготовкой» я обязан знакомством со специальной фантастикой.

Во-вторых, метаморфозой морали главного героя. В начале романа Таннер — изрядный негодяй, циник и мизантроп. Он не желает служить обществу и заботится о собственном благе. Но путь через всю Америку, от Тихого океана до Атлантики, показывает ему масштабы постигшего мир бедствия, и он начинает понимать, что в одиночку спасти его нельзя. Значит, его миссия по доставке лекарства в Бостон важнее его собственной жизни. Поэтому он не бросает ее, когда гибнут машины сопровождения, сходит с ума напарник, а на его след выходит крупнейшая на Восточном побережье банда мародеров. Этот Таннер — совсем другой человек. Он узрел истину и понял, что жил неправильно. Можно сказать, рейд по «аллее Проклятий» сделал из него человека. И этот новый человек больше не намерен повторять былых ошибок.

В-третьих, впечатляющая и волнующая атмосфера road tale (дорожной истории), столь популярной у американских писателей и кинематографистов. Герой едет/идет/летит сквозь время и пространство, открывая нам новые горизонты, удивляя необычными пейзажами и природными явлениями, показывая быт и обычаи встретившихся по пути людей, заставляя нас сопереживать и беспокоиться об успехе миссии. Разве вы ощутите хотя бы малую часть такого в обыденной жизни? Нет! Только фантастика подобного жанра в состоянии одарить вас новыми впечатлениями. После таких произведений начинаешь больше ценить то, что имеешь на данный момент.

В-четвертых, кинематографичность сюжета. По данному роману был снят одноименный фильм, который сохранил только общую идею, расходясь с первоисточником во всем остальном. Рейд сквозь Америку там совершают военные, а не гражданские, природные катаклизмы и массовые разрушения показаны эпизодически, да и сама история больше напоминает путешествие алкоголика по соседним притонам. Так что смотреть фильм не так интересно, как читать книгу. По аналогичной схеме построены фильмы: «Безумный Макс», «Хроники мутантов», «Судья Дредд» (1995), «Вспомнить всё» (1990), «Горец-2», «Терминатор: да придет Спаситель», «Матрица» и мультфильм «Девять». Компьютерная эпоха добавила к зрелищности ощущение реальности, создав специальный класс игр. Назову лишь самые яркие примеры: Doom, Fallout, Half-life, Borderlands, Resident Evil, Post-apocalyptic Mayhem, Метро-2033... Многие из них очень даже ничего!

-----------

ИТОГ: краткий путеводитель по постъядерной Америке с Чертом Таннером. Рекомендуется к чтению всем, кто желает пережить апокалипсис.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классический роад-муви в постапокалиптическом антураже. Сейчас таким уже никого не удивишь. Но если учитывать время написания, новую волну в фантастике 60-х годов прошлого века, то начинаешь смотреть на книгу несколько под другим углом.

Да, стиль очень простой, а сюжет прямолинейный как рельсы. С одной стороны это минус, а с другой плюс — читается легко и быстро. Сесть вечерком у камина (ах, если бы он у меня был), попивая чай и вспоминая времена, когда фантастика только врывалась в мою юную жизнь. Тогда подобные произведения казались просто волшебными. Сейчас на подобное смотришь иначе. Но эта книга — дитя своей эпохи. Зубодробительный экшен, фантастическая фантастичность в описаниях транспорта, оружия и происходящих событий. Любвеобильная и доступная девушка для неуязвимого главного героя. Вроде бы ничего не забыли? Мило и ностальгично.

Скоротать вечерок, вспоминая, какая раньше была зеленая трава и большие деревья. Для этого данная книга будет в самый раз. Не ждите открытий, наслаждайтесь ностальгией.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главного героя зовут Hell, что с английского переводится буквально как Ад (в а русскоязычном издании перевели как Чёрт) — и это не прозвище, таким имечком его «одарил» родной отец. Так записано в документах, в том числе в многочисленных полицейских протоколах, тюремных реестрах и в официальной «индульгенции» — амнистии, снимающей с него все грехи, прошлые и те, которые ему, возможно, придется совершить по пути из Калифорнии в Бостон по Проклятой дороге.

В постапокалиптическом Бостоне свирепствует чума. В постапокалиптической Калифорнии есть сыворотка от нее. Доставить ее из пункта в К в пункт Б можно только по земле (самолеты не летают из-за сильнейших ветров) — через долину, которая сама по себе является иллюстрацией ядерного Постапокалипсиса (радиационные «пятна», камни с неба, ураганы и смерчи, гигантские смертельные твари — и люди, которые ведут себя как звери). Тот, кто доставит вакцину в умирающий город, станет героем. Но вот такие настали времена, что эту задача поручена человеку, меньше всего соответствующего образу хоть какого-нибудь героя (разве что с приставкой «анти») — главарю уничтоженной властями байкерской банды «Ангелы» Чёрту Таннеру, отбывающему свой срок в калифорнийской тюрьме.

Описание путешествия Таннера по Проклятой дороге во многом похоже на другие фантастические «трипы» из произведений Желязны: безумство цветов и звуков, переменчивые пейзажи, ирреальные твари, ну и, конечно же, дорога, которая то есть, то её нет.

Если говорить только о том, что приходится преодолеть главному герою, то тут всё на высоте — напряжение постоянно нарастает, чем ближе к финалу, тем меньше у читателя уверенности, что Таннер сможет добраться до своей цели.

А вот с описанием постапокалиптического мира в целом далеко не всё в порядке: Желязны во всех доступных ему красках описывает постоянные природные катаклизмы, и дает понять, что только в некоторых областях еще возможны и сельское хозяйство и вообще какое-либо полезное для человека растениеводство или добыча полезных ископаемых и древесины. И при этом у выживших после ядерного «трехдневия» людей нет особых проблем с тем, чтобы курить, если захочется, одну сигарету за другой, пить кофе, а не воду, хорошенько заправлять баки полицейских и частных автомобилей, грузовиков или даже полутора сотен мотоциклов, не говоря уж о том, чтобы выпускать бумажные газеты. Но на эту несуразицу можно и «зажмуриться», потому что развитие сюжета перевешивает нестыковки в мироописании.

Что же касается наилучшего эпизода, то я выбираю разговор Таннера с мальчиком, который мечтает о том, что когда-нибудь в воздух снова поднимутся самолеты и он станет одним из пилотов, а сам Таннер при этом рассуждает вслух о том, что бы он сделал, если бы стал полновластным владельцем всей этой Машины (миром, в котором им обоим выпало жить).

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роджер Желязны для меня в мировой литературе занимает немалое место с некоторых пор. Его проза великолепна, конечно у мастеров тоже бывают промахи, но в в общем я еще не встречал у Желязны произведений ниже среднего уровня. Тут наверное надо уточнить что ниже желязновского среднего уровня, так как судить на фоне некоторых других произведений творчество этого автора и других из когорты ему подобных как-то даже грешно. Так вот, к делу, этот роман пожалуй только второй прочитанный мною у автора, до этого я у него прочел с полсотни рассказов и повестей, которые были очень высокого уровня и до среднего. Перед этим я прочел у него «Джека-из-тени», что же путешествие по очередной авторской вселенной удалось — на ура.

«Долина проклятий» это полная постапокалиптика, причем старого розлива: сумрачная, холодная, полная драйва и хардкора того времени, которые создают неповторимую атмосферу этого небольшого романа. Мир Желязны, суров, малопрозаичен, безжалостен и бы сказал что он сер. Серый — в тон всему действию, отчего становится неуютно и так и хочется потянуться к пушке на боку. Сейчас говорить о глубине мира «Долины Проклятий» можно очень поверхностно, скупо, размышлять о разрухе Америки, но по сравнению со современным постапокалипсисом и его сталкеровщиной, этот мир может вызвать улыбку и приятную душевную тягу. Это скорее декорации «Безумного Макса», чем идейные надумки Стругацких или их сотни клонов.

Он — Черт Таннер, ублюдок высшего сорта, который должен совершить переход на автомобиле самого дьявола через уже упомянутую Долину Проклятий, от Лос-Анджелеса до Бостона. При этом нужно еще и выжить. Приключенческая составляющая проработана на ура, тут и резкие диалоги героев, и опасности и хорошо выписанный экшен, застывшего мирка Желязны. Автор не меняется на огромный талмуд на тему, а скорее решает вписаться так чтобы сказать, то что он хочет и оставить привкус от работы для читателя.

Роман удался, он прочный, крепко скроенный для души. История Черта Таннера это скорее судьба, нежели авторская воля. Что приятно вдвойне, что на такие романы еще можно натолкнуться, которые держат у страниц до конца и рисуют смачные картинки в голове. Книга скорее о людях, о том как человек решил изменить судьбу в единый миг, стать другим и помочь, и что из этого вышло.

Итог: шикарная хардкорная постапокалиптика от мастера старой школы фантастов. К прочтению — рекомендую.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь я этот роман читал в том самом 1988 году в «Химии и жизни«! Никогда бы не подумал, что этот весьма средний боевик написан Рожером Желязны, автором великолепных романов «Ночь в тоскливом октябре» и «Создания Света, создания Тьмы». Впрочем, это одно из ранних произведений; простим автору ошибки молодости. К тому же, в 1988 году роман был прочитан не без удовольствия. Думаю, что и сейчас в качестве подросткового чтения вполне сгодится.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно слабая вещь. По смыслу — шутер со стрельбой и погонями. Постаполкалиптический мир, Америка, ГГ (бывший байкер и бандит) отправлен из Калифорнии в Бостон через всю Америку на суперброневике чтобы привезти вакцину. Он справляется, преодолевает, а попутно еще и становится героем и почти хорошим парнем!

Из минусов:

- ПА мир описан поверхнсотно и неубедительно: ураганы и падающие с неба камни, радиация, гигантские пауки, гигантские крысы, стаи летучих мышей и собак, которые бросаются на броневики, гиганские ящерицы и бандиты, бандиты, бандиты — в общем весь набор из страшных комиксов. Совершенно непонятно, чем вся эта жуткая фауна питается в этих радиоактивных пустынях. Чем живут люди тоже неясно,особенно бандиты — кого они там грабят?

Радует технический уровень — броневик, который носится по пустыням как гоночный автомобиль, несет десять пулеметов, гранатометы (4 шт), огнеметы и 30 ракет. Из минусов — его шины можно просто взять и прострелить.

ГГ банальный плохой парень, который становится вдруг хорошим. Такие метаморфозы умиляют в рассказах О Генри, но у Желязны как-то не очень убедительно вышло.

Написано рвано, торопливо, монотонно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Таннер проснулся от визга запускаемых ракет. Он машинально потер глаза и тупо уставился вперед.

Вокруг клубились облака каких-то сухих листьев. Летучие мыши, летучие мыши, летучие мыши... Воздух был наполнен летучими мышами. Громадная махина автомобиля заметно тормозилась их черными телами, а слух терзали скрежещущие писклявые звуки.

— Где мы?

— Канзас-Сити. Тут их полно. — Грег выпустил еще одну ракету, прорезавшую огненным следом дикую завывающую орду.

— Побереги ракеты. Давай огнеметами. — Таннер переключил фронтальный пулемет на ручное управление и навел перекрестье прицела на экран. Одновременно во все стороны. Пять-шесть секунд — потом продолжу я.

Огонь рванулся вперед, расцветая мрачно-оранжевыми лепестками пламени. Когда лепестки опали, Таннер вгляделся в экран и нажал на гашетку. Он вел дулом, а они падали. Обгоревшие тела устилали землю, и к курящимся грудам добавлялись новые.

— Жми! — закричал Таннер, и машина пошла вперед, давя колесами хрустящие тушки.

В холодном сиянии осветительной ракеты казалось, что на них налетают миллионы вампироподобных тварей.

Таннер стрелял, и они падали, как перезрелые яблоки.

Потом он скомандовал:

— Притормози и дай из верхнего огнемета! — и Грег повиновался. Теперь боковые! Передний и задний!

Повсюду вокруг них горели тела, и они прокладывали путь через стену обугленной плоти.

Таннер пустил вторую осветительную ракету.

Летучие мыши еще были здесь, но уже не опускались так низко. Таннер нацелил пулеметы и ждал, но они больше не нападали стаями; лишь отдельные подлетали ближе, и он сбивал их одиночными выстрелами.

Через десять минут Таннер произнес:

— Слева от нас Миссури.

А может я и зря придираюсь. Это же американский постапокалипсис, а у них все не так, гораздо лучше — и мутанты крупнее, и бандиты строго на мотоциклах, а уж дороги! Двадцать или около того лет после войны, оползнии, ураганы, камни с неба — а дороги в таком состоянии, что на них можно устраивать гонки на мотоциклах!

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых любимых романов Желязны из тех, которые внецикловые. Постапокалиптика не настолько суровая и пропитанная мифологией, как в «Этот бессмертный», здесь она в разы проще, направленная более на действие, чем на философию, но оттого не теряющая фирменного стиля Мастера. Не устану повторять, что ранний Желязны — это конвейер по производству шедевров.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К промахам великого мастера я этот роман не отношу. Скорее, вариация на тему, а что, если бы Бетховен решил написать опереттку? Слабо? Или ниже его достоинства? Так и Желязны, правда, надо отдать должное, сей опус написан до его значительных, и более серьезных и сложных произведений. Я не самый большой почитатель боевой фантастики, но Дорога Проклятий написана весьма достойно. И не ставил автор себе цели подробно описывать мир будущего после ядерной катастрофы, это делали многие писатели и до него, и, уверен, будут писать и позже. Роман очень короткий, и просто некуда было вместить изменения природных явлений и описание мутаций, а может и не было такой задачи. Есть главный герой, подлец и подонок, и есть ситуация, когда выбора нет, просто есть работа, которую нужно выполнить, прорваться на чудо-машине (многие наши чудо-гонщики по ночным дорогам немало бы дали за возможность порулить на такой) через смертельно опасную территорию, где зашкаливает радиация, водятся чудовищные мутировавшие создания, да и немногочисленные выжившие люди ничуть не лучше этих монстров.Конечно, за такой короткий срок «плохой парень» не становится хорошим, но он начинает задумываться, и даже пытается изредка вести себя по человечески. Хорошая книга, перечитывал не раз, и советую тем кто не читал, независимо от Ваших литературных пристрастий.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный боевичок, тупой, лихой, победительный. Для любителей компьютерных игр-стрелялок рекомендуется категорически! Прекрасное чтения для поездок в метро! Вы не заснёте над книгой — Желязны гарантирует это!

Действие несётся так лихо, что несуразицы сюжета и идиотские декорации просто не успевают отпечататься в мозгу читателя. Причём ясно, что Черт Таннер это, конечно, Змей Плискин «Побега из Нью-Йорка»». Ясное дело, Джон Карпентер списал своего героя с персонажа Желязны.

Ну и бог с ней, с этой «Долиной проклятий».

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из шедевров гениального фантаста. Вариация на тему постапокалиптики захватывает так что невозможно оторваться. Язык написания так же прост как и в Хрониках Амбера. Нью-Йорк превратился в кратер c ядерной жижей,из населенных выживших городов остались Лос Анджелес и Бостон, и то судьба последнего зависит от того, доставят ли сыворотку от чумы или нет. Фанатам компьютерной серии игр Fallout рекомендую. Роман заслуживает максимальной оценки и доброго слова.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая по объему повесть постапокалиптического жанра. Сюжет довольно прост — заключённого за многочисленные преступления байкера Черта Таннера освобождают на условиях доставки лекарства из Лос-Анджелеса в Бостон. Остальные города США не существуют в результате последствий ядерной войны, по воздуху не добраться — постоянные бури с камнепадами, по земле — тоже весьма затруднительно по той же причине. Но руководство Л-А верит в способности Таннера, а он (первоначально) надеется в очередной раз сорваться с крючка. В общем и целом Таннер прорывается через стихии, зверей, разрушенные города, засады дорожных грабителей, выдерживает побоища с бандами «коллег по ремеслу», решив добраться до пункта назначения и при этом выжить.

Повесть написана легко, конечно, есть свои допущения, мне например, сомнительна вероятность изготовления в разрушенном войной мире предоставленной Таннеру боевой машины, а также уровень риска, на который пошли представители власти, отдав ее крайне ненадежному персонажу. Тем не менее, считаю эту вещь Желязны одной из лучших в этом жанре и рекомендую к прочтению.

Мне больше понравился сокращённый перевод в издании 1992 г. в серии Монстры вселенной, чем издание Полариса.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ранний Желязны. Хотя и в 1969 г., когда книга была написана, он уже был признан и даже знаменит. Постапокалиптическая Америка. Динамичный сюжет. Мастерски написано, хорошо переведено (Александровой). Интересный главный герой. Бандит, подонок, убийца. Зовут Чёрт, причём это имя, а не прозвище. Многих убил до начала действия, многих добавил по его ходу. И стал героем. Настоящим. Не просто главным персонажем, а человеком, совершившим подвиг. Спасителем человечества, вполне заслужившим наше сочувствие и уважение. Мне не надоели ещё книги о том, как слабак делается непобедимым, как Золушка превращается в королеву, как подонок раскрывается глубокой личностью и становится героем. Возможно, в жизни чаще встречается обратное превращение – героя в подонка, но читать хочется не об этом. Плюс этой книги в том, что Чёрт становится героем закономерно и его предыдущий преступный опыт играет ключевую роль в этом позитивном превращении. Скорее всего, никто из нас читателей, сколь-угодно белых и пушистых, такое сделать не смог бы. Добру приходится иногда одалживаться у зла – так уж жизнь устроена.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга действительно читается легко и быстро, в моем случае из-за предвкушения «ну вот, сейчас начнется!» Страница за страницей... Когда перевалила за середину, поняла что вот это повествование — мазками, без полутонов, эскизное, поверхностное — и есть суть книги. Какие приключения? Где они? Едет себе Черт Таннер, все ловушки объезжает, всех монстров убивает, тысячи миль проехал, куда надо приехал и на последней странице смертельно бледный упал в руки благодарных спасенных.

Такое только для чтения в метро и годится...

Оценка: 6
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой — постапокалиптический боевичек.

Главный герой не забивает себе голову. Никаких тебе умных мыслей, философствований, просто тупо доехать их точки А в точку Б, преодолевая все препятствия и выжить. Тут вас ждут: банды, радиация, монстры и т.д.

Несмотря на средний сюжет, читается легко, героям сопереживаешь, ждешь какие еще препятствия они преодолеют.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх