fantlab ru

Михаил Савеличев «Театр братьев Стругацких»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.75
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Театр братьев Стругацких

Сборник, год

Аннотация:

Сборник «Театр братьев Стругацких» является данью уважения творчеству писателей Аркадия и Бориса Стругацких и включает произведения, действие которых происходит в литературной вселенной знаменитых фантастов.

В сборник вошли продолжения повестей «Беспокойство», «Волны гасят ветер» и «Пикник на обочине», а также произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго.

Сборник проиллюстрирован художником Анной Дербеневой, чьи рисунки великолепно воспроизводят дух золотого века советской фантастики, а на обложке представлен нарисованный художником Сергеем Ореховым портрет Аркадия и Бориса Стругацких в качестве героев своей повести «Гадкие лебеди»


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.33 (3)
-
7.16 (67)
-
7 отз.
6.11 (44)
-
2 отз.
7.70 (10)
-
6.50 (4)
-
6.00 (4)
-


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Театр братьев Стругацких
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С любезного разрешения Аллы Кузнецовой размещаю ее отзыв на сборник:

В целом о сборнике можно сказать, что автор хорошо знаком с творчеством Стругацких (включая «Комментарии к пройденному», интервью и не только их), а также с биографией Стругацких (явно читал книги Скаландиса и других, а также, возможно, переписку Стругацких) — и с немалой долей фантазии использует полученные знания, сплетая ткань повествования.

Теперь по порядку.

«Возлюби дальнего» — тот самый вышеупомянутый редкий приличный фанфик по Стругацким, продолжение «Беспокойства». Под «приличным» я понимаю такой, который не пытается «сорвать покровы», «разоблачить» или «деконструировать», а вместо этого пытается передать атмосферу исходника; хорошо бы стилизовать под исходник; в идеале — вложить туда новые мысли, которых не постыдились бы Стругацкие... (Вы только что прочитали список моих претензий/пожеланий к ролевым играм — и не только по Стругацким). (Я понимаю, что многие со мной не согласятся.) Аккуратно вплетает упоминания истории Атоса (позже превратившуюся в историю Кандида и в таком виде широко известную). Отдельное спасибо за «Это был не бунт. Это была самооборона. Мы с Полем покусились на свободу воли киберуборщиков. Теперь этого не выдерживают даже машины.». Правда, я не согласна с посылом «что будет, если замечательные герои цикла все-таки столкнутся с нечто, что на данный момент не объяснимо Его Величеством Наукой». Точнее, с тем, что это значимая для Мира Полудня проблема. То есть «рациональность и научность Мира Полудня» от этого не покачнутся — наука не сегодня, так завтра сможет объяснить это необъяснимое (но появится другое необъяснимое, которое объяснят послезавтра, и т.д.). Опять же, не вижу проблемы и в том, что несколько сотен (на самом деле меньше) землян теперь способны выжить после смертельных травм (но только один раз). В сущности, вся история медицины из этого и состоит — как люди стали выживать после (ранее) смертельных травм и болезней. Или проблема не в выживании, а в том, что это лишь немногие?.. Ну и с «литиевым зарядом» я не согласна... Не верю я, что в том мире могли так поступить. (И тем не менее — по моим меркам это очень приличный фанфик, повторю.)

Далее. «Грех первородных». Развитие темы «люденов» с использованием мотивов «Жука в муравейнике» (группа «Йормала») и «Волны гасят ветер» (собственно людены). Психологическая драма идей — один из участников группы «Йормала» (собирающейся погрузиться на специально оборудованном звездолете в черную дыру, напоминаю) разочаровывается в этой идее и пытается убедить свою жену. По форме стилизовано довольно точно (документы и записи, все такое), по сюжету — это скорее заполнение лакуны (ибо о группе «Йормала» мы почти ничего не знаем, кроме того, что там были Абалкины; кстати, интересно, а что с их настоящим посмертным ребенком сделалось?)

Далее. «Бродячая группа Гран-Гиньоль». Продолжение «Пикника на обочине» (без примеси S.T.A.L.K.E.R.а, что уже радует). Как Зона перестала быть Зоной, а стала тем, чем была до Посещения. И весь хабар/артефакты — тоже. Шухарту повезло (наверное; рада за него), а вот Барбриджам, скажем, — не очень... Забавно смотрятся отсылки к другим произведениям Стругацких (как ни странно, они тут есть, и даже вполне уместны). И сюжетообразующая идея оригинальная (во всяком случае, такого мне не встречалось). Пожалуй, это будет еще одно добавление к моей коллекции «приличных фанфиков» («Грех первородных» я не очень поняла, надо бы перечитать...).

Часть следующая. «Произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго». Стругацкие переименованы в Рубацких (и слегка изменены названия произведений — «В стране багровых туч», например, но это как бы не единственный пример, так что я озадачена), и я все думаю — а стоило ли?.. Хотя, конечно, автору все равно виднее.

«Две путевки в Гагры». История одной поездки (точнее говоря, пути) в Дом творчества в Гаграх, щедро сдобренная фантасмагорией (и отсылками к другим произведениям Стругацких, благодаря чему создается впечатление, что многое, описанное у Стругацких как фантасмагория, на самом деле — суровая реальность) и экскурсами в историю СССР и в биографию Стругацких. Ну, не знаю. Насчет алкоголя и женщин — может быть, можно было и поменьше (впрочем, та же реплика относится к работам о биографии Стругацких). Хотя, конечно, опять же, автору оно виднее. И не менее конечно — не в этом суть истории. А вот в чем?..

«Этот фантастический мир: Пилотная серия, 90 мин.». Продолжение «Двух путевок в Гагры». Стилизованное под сценарий. Герои нам уже представлены, и теперь речь идет о прибытии и устройстве в Дом творчества. Это, так сказать, рамка произведения. Внутри ее — опять же, отсылки к различным произведениям Стругацких, от «Сказки о Тройке» до «Повести о дружбе и недружбе» Хотя на самом деле, пожалуй, в стиле «Улитки на склоне» (отсылки к которой тут тоже есть). Но это тоже рамка. Основная часть — история Саула Репнина «первой версии» (беглеца из Гулага), попавшего в 1960-е годы (или в 22 век?).. . Или написания «Попытки к бегству»?.. Или... Впрочем, это все сюжет. И фантасмагории находят там свое место — без объяснений, как и решили где-то в описываемое время Стругацкие. Любопытно, кстати, что в начале — еще до «исторического решения про объяснения» — попытка научного объяснения дается. Может быть, стоит рассматривать «Две путевки в Гагры» и «Этот фантастический мир» как дилогию?.. И сюжет у них общий? И мысль — тоже, учитывая, что Алевтина — библиотекарша, ответственная за книги, в т.ч. и не написанные пока, а также мотив «Улитки на склоне» (про главенство женщин в Управлении), получается что-то типа «кто владеет книгами — тот владеет и будущим»?.. Впрочем, это только одна из возможных трактовок.

(с) Алла Кузнецова

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх