Харлан Эллисон «Мефистофель в ониксе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Чернокожий парень «не первой молодости» обладает завидной на первый взгляд способностью проникать в мозг любого человека, читать его мысли, сканировать воспоминания и прочее. Сей талант так его тяготит, что герой предпочитает вести жизнь полубродяги — человека свободных профессий. Давняя, и когда-то близкая, знакомая – высокопоставленный юрист и зам.окружного прокурора на текущий момент – находит парнягу и просит его просканировать сознание уже осуждённого маньяка-чудовища, в виновности которого она вдруг засомневалась настолько, что умудрилась влюбиться в этого смертника…
Руди. Неприметный чернокожий мужчина без постоянного заработка. Но вот только есть у него один дар — заглядывать в чужой разум.
Поможет ли ему эта способность, когда его просит девушка, дорогая по прошлому, или это всего лишь момент человеческой слабости?
неофициальная публикация в ноябре 1987
первая официальная публикация в 1993
Входит в:
— антологию «The Best New Horror 5», 1994 г.
— антологию «The Edgar Award Book», 1996 г.
— сборник «Slippage», 1997 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
— антологию «Новая книга ужасов: К двадцатилетию серии Best New Horror», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1993 // Повесть | |
лауреат |
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1993 // Книга года (повесть) | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1994 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1993 // Повесть | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1994 // Повесть | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1994 // Повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1994 // Повесть |
- /языки:
- русский (3), английский (8)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Бударов (1), Н. Виленская (1), Д. Приемышев (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 24 июня 2020 г.
Почему решил прочитать: в рамках ознакомления с лауреатами премии Брэма Стокера
В итоге: только начав читать, узнал, что у повести целая россыпь премий и номинаций! Помимо Стокера «Мефистофель» выиграл «Локус» и премию Барри Левина. Номинировался на Хьюго, Небьюлу, Всемирную премию фэнтези и HOMer Awards.
И знаете, повесть совершенно не зря получила эти награды.
Во-первых, лёгкость стиля. История просто льётся, несмотря на то, что рассказчик периодически отвлекается на какие-то, на первый взгляд, малозначительные вещи.
Во-вторых, атмосфера. Прекрасно подана Америка девяностых.
В-третьих и в главных – невероятный каскад сюжетных поворотов в конце!
Рассказ можно сравнить с поездкой. Ровная дорога, приятный водитель рассказывает историю из жизни... И в конце – машина и история набирают скорость, зигзаг за зигзагом, поворот за поворотом, и мощный финиш!
История о том, как негра-телепата подружка попросила прозондировать на предмет вины одного маньяка. Одно из лучший произведений на тему телепатии, что я читал. У Олди в «Ойкумене» тема раскрыта подробнее, но у Эллисона зато всё уместилось в формат повести на 60 страниц.
10(ПОТРЯСАЮЩЕ)
Очень рекомендую всем антологию антологий «Новая книга ужасов». Лучшее из лучшего. Буквально. The Mammoth Book of the Best of Best New Horror: A Twenty Year Celebration.
Юбилейная антология, куда вошло по одному лучшему рассказу из предыдущих двадцати антологий Best New Horror.
Я не фанат хорроров, но составители британцы с чувством вкуса и максимально далеко ушли от штампов и мясокровищи, приблизившись к большой литературе. Прочитал не всё пока, но что прочитал – нравится.
romanpetr, 9 июня 2015 г.
«Мефистофель в ониксе» — очень интригующая, захватывающая повесть, которая должна понравиться, как любителям фантастики, так и любителям детективов и триллеров. Недаром, что повесть Эллисона получила две серьезные премии(Б.Стокера и Локуса), и к тому же номинировалась еще три раза на разные известные премии(Хьюго, Небьюла и Всемирная Фэнтези). С одной стороны автор глубоко затронул остро социальную тему Соединенных Штатов Америки, описывая глубокие внутренние переживания главного героя — Руди Пэриса, чернокожего мужчины средних лет прозябающего в капиталистической системе.... с могучим даром! Но это уже другая сторона медали! У Пэриса есть действительно особый дар — он может читать мысли или «джонтировать», как он это сам умение называет. Эллисон пытается во время повествования удерживать видение происходящего с точки зрения и размышления одного героя(за некоторыми интересными исключениями, но для этого нужно ознакомиться лично с данной увлекательной повестью!), и если философских рассуждений здесь не так много, то опять же социальное окружение просто перехлёстывает!
Завязка сюжета происходит после встречи Руди Пэриса с подругой своей юности — Эллисон(это имя женщины и надеюсь больше ничего Харлан не имел ввиду!) Рош — белой женщины, блистательного юриста, одной из 3-ех знающих о даре Руди ( двое родителей не в счет) и обратившейся к нему за помощью, ибо в прошлые годы, кроме дружбы их связывали более близкие связи. В одной тюрьме через 3 дня должны посадить на электрический стул достаточного молодого и приятного на вид человека , осужденного за 56 различных , достаточно тяжелых убийств. 6 штатов в предвкушении ликования — маньяк пойман и будет наказан. Но вот тут то и выскакивает , та замысловатая закавыка — Эллисон Рош, доказавшая его виновность, на самом деле не верит в его причастность ко всем этим убийствам и даже...влюблена в смертника!
Добродушному Руди ничего не остается, как исполнить просьбу своей подруги, только исходя из старых, еще не остывших чувств, и поехать на встречу со смертником Спеннингом, дабы прояснить странности в поведении Эллисон. И только здесь начинается истинная непредсказуемая интрига в вершине которой стоит сам маэстро Эллисон, так здорово и бесподобно закрутив сюжет, что последние страницы просто уходят на «улет». Встреча Руди со смертником Спэнки переворачивает всю его жизнь, выворачиваясь наизнанку...
Повторяясь, скажу, что чтением этой повести останутся довольны все без исключения поклонники, как фантастики , так и детективов. Сусолить сюжет подробно разбирая: кто, зачем и почему — в данном случае только похоронить интригу...
igor14, 22 июня 2019 г.
Абсолютно солидарен с оценкой romanpetr: не зря, ох не зря эту повесть награждали престижными премиями, а уж номинировали – на куда большее число и гораздо более серьёзных. Ну что ж, изредка и Эллисон может порадовать качественной литературой (ха-ха-ха!).
Завязка сюжета: чернокожий парень «не первой молодости» обладает завидной на первый взгляд способностью проникать в мозг любого человека, читать его мысли, сканировать воспоминания и прочее. Сей талант так его тяготит, что герой предпочитает вести жизнь полубродяги-человека свободных профессий. Давняя, и когда-то близкая, знакомая – высокопоставленный юрист и зам.окружного прокурора на текущий момент – находит парнягу и просит его просканировать сознание уже осуждённого маньяка-чудовища, в виновности которого она вдруг засомневалась настолько, что умудрилась влюбиться в этого смертника…
Небольшая по объёму повесть (а если бы автор умерил свои всегдашние малоуспешные потуги остроумно пошутить на разные темы, стала бы ещё короче и динамичнее!), привлекает мощной интригой, даже – целым «клубком» интриг. Не знаю кому как, но у меня в процессе чтения возникла устойчивая ассоциация с мАстерской игрой в поддавки, которая в самый кульминационный момент переформатируется в другую игру – «в чапаева».
Финал воистину потрясающ!! (и это не смотря на некоторые признаки расистских взглядов автора, демонстрируемых в завершающих строках повести /хотя могу и ошибаться!/)
misslidell, 9 июля 2017 г.
Сразу несколько лжефиналов, но слишком долгая раскачка перед экшеном.