fantlab ru

Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
306
Моя оценка:
-

подробнее

Туманы Авалона

The Mists of Avalon

Роман, год; цикл «Авалон»

Аннотация:

Существует зыбкая почва предположений. Никто не знает подлинной истории великого короля Артура из Камелота. Все то, что вам известно про Камелот, про Гвиневеру и Ланселота, про злую колдунью Моргану ле Фэй. Это все ложь, и ничего кроме лжи. Но только она знает! Потому что она и есть Моргана ле Фэй, жрица острова Авалон, где в древние времена зародилась вера в Богиню-мать.

ТАК ПОВЕСТВУЕТ МОРГЕЙНА.

Давным-давно, когда приверженцы Христа впервые пришли на остров, это стало одним из ключевых поворотов во времени, мгновение, способное изменить мир. На протяжении нескольких столетий Британия стала частью Римской империи. Завоевание острова римлянами завершилось. Но ввиду новой угрозы для Рима со стороны готов, римские легионы ушли из Британии, фактически бросив её на произвол судьбы. Орёл улетел прочь и никогда уже не вернется в Британию. Началось кратковременное кельтское возрождение и забвение римских обычаев. Тогда существовало две Британии: мир, что подчинен Единому Богу и Христу, и рядом и позади – мир, в котором до сих пор правит Великая Мать, мир, в котором живет и молится Древний народ.

Эта история началась в разгар самой кровавой смуты за всю историю Британии. Орды саксонских жестоких варваров хлынули в страну, убивая всех христиан и всех тех, кто поклонялся Богине. Христианин Горлойс, отец Моргейны, отчаянно сражался с вражескими ордами, и провел в сражениях всю свою жизнь. Моргейна, тогда была ещё совсем маленькая, находилась дома, в Корнуолле, и она знала, что её мать, Игрэйн, была верна старой религии и тайно применяла её древнюю магию. Её сестра, четырнадцатилетняя тётя Моргауза, всегда жила с ними и наслаждалась могуществом Авалона.

Но вот прибыли госпожа Озера, и с ней Мерлин Британский. Так в Корнуолле появилась Верховная жрица Священного острова Вивиана, самая старшая из сестер. Она также была голосом Богини-матери на Земле. У нее был лишь одна цель — спасти Авалон — самое сердце Британии от саксонских пожаров. Для этого нужен был вождь родом из Авалона. Только великий вождь мог бы объединить христиан и сторонников старой веры, иначе страна Британия была бы обречена на варварство, и сгинул бы Авалон. Они видели, что дни Амброзия в этом мире сочтены и что его военный вождь, Пендрагон Утер займет его место. Но многие из жителей этой страны под знамена Пендрагона не встанут. Однако им требуется вождь, за которым пошли бы все обитатели Британии. Необходим вождь, которому присягнут на верность все жители обеих Британий: Британии священников, и мира туманов, что под властью Авалона. Исцеленные Великим королем миры вновь сойдутся воедино, и в новом мире найдется место для Богини и для Христа, для котла и креста. Такой вождь должен объединить всех . Но где же отыскать этого короля? Откуда взяться такому вождю?

Мерлин предсказал, что на руке отца будущего вождя должен быть особый знак, а матерью будет…

Вот уже четыре года – с тех самых пор, как Игрейна приехала сюда молодой женою Горлойса, когда её ему вручили, она была слишком молода, чтобы задумываться, за кого вышла замуж. Ей всего лишь девятнадцать, и ей предстоит размыслить над пророчеством Вивианы: дескать, её сыну от Утера суждено стать великим королем, исцелить землю и принести мир воюющим племенам. Но она замужем вот уже четыре года, и у нее трехлетняя дочь…

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


8.20 (5)
-

Входит в:

— цикл «Авалон»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1984 // Роман фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1983 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2001 // Переводная книга фэнтези (США)

Экранизации:

«Туманы Авалона» / «The Mists of Avalon» 2001, Германия, США, Чехия, реж. Ули Эдель



Похожие произведения:

 

 


Туманы Авалона
2002 г.
Туманы Авалона
2018 г.
Туманы Авалона. Том I
2023 г.
Туманы Авалона. Том II
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпических размеров роман с очень неспешным повествованием, длинными диалогами и практически полным отсутствием «героического» — того, к чему мы привыкли в Артуриане. Происходящие события вполне укладываются в известный всем канон легенд о короле Артуре, однако изложены с точки зрения Морганы — одной из главных антагонисток Артура.

Многие пишут, дескать женский роман, о «сильных» женщинах и вообще, чтение для девочек. На первых страницах ста складывается именно это впечатление, я уже практически бросил чтение, устав от псевдоизысканных архаичных речевых оборотов, рассуждений о тяжёлой женской доле и отсутствии ожидаемого действия. Однако с какого-то момента втянулся в чтение и, в итоге, не пожалел об этом.

Известный всем канон в общем и целом соблюдён, все «рыцарские» события присутствуют, однако по большей части упоминаются лишь вскользь. Тем, кто ожидает благородных героев и великих подвигов, эту книгу лучше не читать. О чём же она? Фактически она о борьбе старого с новым, об уходе в туманы времени кельтской друидической Британии и приходе ей на смену англо-саксонского христианского мира. О судьбе, о сложных выборах и о том, что люди — лишь песчинки в этом мире.

Тут нет чёрного и белого, нет хороших и плохих ребят, главные герои — заложники своих обетов, представлений о добре и зле и созданного ими же образа в глазах окружающих. Они интригуют ради достижения великих целей, творят зло во имя добра и живут завтрашним днём, не замечая день сегодняшний. Что из этого всего получится мы уже знаем, но книга несомненно стоит того, чтобы её прочитать.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, артуриана с точки зрения самой Морганы! Сильные женщины среди ратных подвигов рыцарей Круглого Стола, так мне это представлялось. К сожалению, мои ожидания разбились о недружелюбную реальность текста ещё в самом начале романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Игрейна, мать Артура, будущего короля, оказалась не слишком приятной вздорной и мятущейся особой. По авторскому щелчку её первый и нелюбимый муж, Горлойс, обратился в злобного неадекватного ревнивца просто потому что. Затем сама Игрейна, видевшая своего будущего возлюбленного, Утера Пендрагона, в обличии жреца Атлантиды, связанная с ним по собственному убеждению как общими снами, так и общей судьбой перекидывается в фанатичную христианку. Просто потому что.
Никакой рефлексии над этими, в общем-то несколько взаимоисключающими параметрами, роман не преподнесёт. И такой подход к тексту будет продолжаться всю тысячу страниц.

Сама книга действительно является женским взглядом на артуриану, но в худшем своём проявлении. Бесконечный ход колеса прялки, сплетен и родов. Герои через одного пылают безумной страстью и жаждут сношения с объектом своих воздыханий, зачастую неудачно. Самое интересное — это интриги и прочие дрязги, начинающие проглядывать ближе ко второй половине книги, Впрочем, продуманности и глубины в них как в чайной ложке.

Описывая очаровательных красавиц и мужественных красавцев, автор, по большей части, предлагает верить на слово. В их поступках и речах обычно нет ни очарования, ни остроумия, ни мужества. И потому, например, поголовная влюбленность каждого в Гвенвифар и Ланселета вызывает только недоумение.

Персонажи вообще выписаны бедно, и это большая проблема. Автор задорно вводит всё больше их в свой роман, основных героев легенд вообще дробит сразу на нескольких. Без событий, описаний и отличительных черт, эта прорва нарочито схожих имён остаётся сухим текстом. К тому же сведения о них зачастую выглядят как запись в домовой книге — кто на ком женился и кого родил. В итоге вся эта толпа просто не запоминается, за исключением ключевых героев.

Главный голос книги Моргейна, единоутробная сестра Артура. По сути, она половинка легендарной феи Морганы, потому что все козни и борьбу за власть автор переносит на её тётку, Моргаузу, чтобы главная героиня вышла почище и посимпатичнее. В итоге, рафинированная Моргейна получилась не слишком примечательной, даже со всей своей антихристианской борьбой. Больше всего меня поразил момент, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она сбежала от женщины-фейри, заговорившей с ней на другой земле о сыне. Не такого поведения ждёшь от сильной жрицы культа Богини, да и так бегали люди от неё самой, называя ведьмой.

Автор оставляет канон со ЗлобнойБабой™, и здесь эту роль исполняет Гвенвифар (Гвендолин). Выписанная самой черной краской злобная глуповатая фанатичка. Её мысли и поступки подчиняются не логике, но желанию автора. Оп, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
набожная христианка, ненавистница блудниц, сама лезет в постель к любовнику. Оп, и девушка, которую коробит от одной мысли о том, что женщина может править наравне с мужчиной, лезет в дела своего мужа-короля вперёд всех, навязывая свою злобную христианскую волю.
Просто потому что.

Её муж, король Артур, предстаёт вежливым мягкотелым простофилей. Его безволие перед не любящей его и нелюбимой женой действительно достойно легенд. А так как никаких битв и прочих традиционных мужских забав в книге не видно, таким он и запоминается. Прекрасный образ для мифического короля бриттов, да.

Понятно, что история предвосхищена, и сложно сделать что-то новое и женское по старым и чужим лекалам, но мне показалось, что автор об этом и не думала. Эта многостраничная книга, выступающая под эгидой феминизма, едва проходит тест Бекдел из-за постоянного присутствия мужчин, как в центре повествования, так и на его периферии. Так критики представляют себе феминизм?

На самом деле, как мне показалось, в центре книги стоит вовсе не феминизм, а викканство. Здесь оно, не особо скрываясь, выступает под маской некого древнего языческого культа. Конечно же, умные язычники-виккане здесь преисполнены душевной красоты и смирения, а христиане как на подбор тупые злые гады, насаждающие свою ужасную религию на древние земли. Как и всякая пропаганда вышло жалко, топорно и однобоко.

Больше всего меня расстроило то, что это, по сути, книга про несчастных баб. Несчастными бабами переполнены как история, так и литература, и я не понимаю, зачем тащить их ещё и в фэнтези. Видимо, если хочешь эскапизма с самостоятельными героинями — нужно обходиться Пеппи Длинныйчулок.

Артуриана, феминизм, религиозный конфликт — для меня все эти темы книга начинает и проигрывает.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

05.02.2024. Туманы Авалона. Мэрион Зиммер Брэдли. 1983 год.

Альтернативный пересказ событий Артурианы поведанный читателю со стороны женских персонажей.

После прочтения удивительно видеть, что данное произведение мало того, что относят к фэнтези, так еще и ставят в ряд выдающихся представителей жанра. Книга больше похоже на любовный роман, только в необычном антураже, со всеми вытекающими из этого особенностями.

Все же хочется отметить то, что понравилось, а что нет.

Понравилось:

1. Красочный немного сказочно-мифический слог, погружающий в мир Британии времен Круглого стола. Книга, читается легко и не вызывает такого отторжение которого могла бы вызвать из-за своего объема.

2. Похвальное знание первоисточника, со всеми персонажами местами и историями. Увлекательно было узнавать эти моменты с другой точки зрения и в другой «расцветке».

3. Целостный финал. Концовка вышла крайне неплохой, что хорошо влияет на восприятие всей книги.

Не понравилось:

1. Слишком неспешный стиль повествования. Текст перенасыщен большим количеством излишне подробных описаний повседневных дел, внешнего вида персонажей и любовных терзаний. К тому же многие фрагменты закольцованы и повторяются ни раз, что увеличивает и без того не малый объем произведения.

2. Однобокая позиция автора, которая большую часть книги четко проводит грань между «правильным» и «неправильным». Это касается как персонажей, так и целых народов и религий.

3. Блеклые персонажи. Большинство персонажей, в особенности мужских, описаны крайне слабо. Из-за этого непонятно то или иное отношение к героям со стороны их окружения. За что их любят, превозносят, ненавидят и преследуют? Это остается почти не раскрытым.

4. Отсутствие простейшей логики в поступках некоторых персонажей. При чем иногда вопреки хоть и слабо, но описанному ранее характеру.

В целом, можно посоветовать почитать любителям историй об Артуре, если не пугает большое количество страниц.

6 из 10. Финал неплохо увеличил оценку.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все же ну очень женский взгляд на артуриану. Игрейна, кругом Игрейна ее желания, страхи, метания и любови. Пожилой нелюбимый муж vs. молодой возлюбленный (по сути второй встречный) Опять же сон, пророчество и возможность стать королевой. Все конечно хорошо, но история как бы не о том. Моргейна немного оживляет повествование, но суть остается той же — женские надежды, переживания и проблемы. Беременности, роды, месячные и кто за кого выйдет замуж. Артуру посвящено с полсотни страниц даром что это самый светлый а в юности и самый разумный персонаж саги. Беда даже не в том что книга переполнена несчастными бабами, а в том что они ведут себя как дуры от того и ходят все без подарков. Несчастья навлекают на себя сами, при этом вынося мозг и всем окружающим. Особенно это заметно в последней части где парочка выживших из ума старух мстят всему миру за несбывшиеся ожидания. Предаются лесбийским ласкам и поминутно ссылаются на волю богини которую подгоняют под свои хотелки а то и придумывают на основании смутных видений. Допускаю что в оригинале легенды это смотрелось органичнее ведь Моргана не пыталась там быть святее папы римского а просто творила зло из ненависти к Артуру и новым порядкам. Стремясь перещеголять христиан в благочестии автор превратила Авалон в настолько унылое место что уже и непонятно чем старый порядок лучше и почему за него надо держаться четырьмя лапами. По сути банальная тоска по ушедшей молодости зеленой траве и остаткам /СССР/ былого величия в исполнении двух пенсионерок.

Забавно что в детстве книжка читалась куда легче, видимо рассказы про сильных женщин тогда не настолько приелись. Опять же принимал за чистую монету все что пишет Мэрион. Сейчас же появился свой взгляд который не во всем совпадает с авторским. По части оценки мотивов и действий ее персонажей.

Дочитывая последний том замечаешь как много взял из него Сапковский для цикла о Цири. Не зря он Туманы так нахваливал ))

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это наверное, не просто роман, а роман-эпопея в четырех книгах. Оочень длинная, обширная и неторопливое полотно, с кучей подробностей.

Из достоинств — уважительное отношение к первоисточникам, и автор старалась свой сюжет согласовывать с ними. Интересная идея с мерлинами. Финал красивый, хотя и с феминистским уклоном.

Недостатки (с моей точки зрения).

Эклектическая смесь разных религий, верований, переселения душ, Атлантиды и кельтской религии. Друиды и жрицы умные и образованные, зато как христианский священник, так тупой ограниченный фанатик.

За всю эпопею ни одной шутки, или мрачность, или истерики.

Непривлекательные персонажи. У всех до одного куча недостатков. Артур — подкаблучник, Гвиневра — ограниченная фанатичка-христианка, Моргана — зацикленная на своей правоте и нетерпимая (языческая фанатичка, можно сказать).

За счет перегруженности мелочами читается тяжело и медленно. В общем, на любителя вещь.

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу предостеречь мужчин от чтения этого цикла, который им может показаться феминистической тягомотиной, и в значительной степени это именно так. Да, это история короля Артура и его рыцарей, но сами они отодвинуты на второй план, а на первый выходят женщины – мать, тетки, сестра и жена Артура. Есть и мерлин, конечно. По ходу длинной истории их сменяется двое. Именно так – мерлин с маленькой буквы, не собственное имя, а всего лишь должность друида, который признает главенство Верховной жрицы Богини и является одним из советников короля.

Женские персонажи очень яркие и выразительные (их реально так и хочется поубивать), а рыцари Круглого Стола сливаются в единую безликую массу, на фоне которой немного выделяются только сам Артур и Ланселет, но даже легкий налет голубизны не делает их более глубокими и интересными. Путем многочисленных повторов читателю предлагается поверить на слово в то, какой Ланселет неотразимый красавец и доблестный рыцарь. Спустя какое-то количество страниц это в самом деле начинает восприниматься как аксиома, несмотря на то, что подтверждений в книге нет, а в нескольких описанных турнирах ему не слишком везло.

Ближайшее окружение Артура поголовно состоит друг с другом в брачно-родственных отношениях, и в какой-то момент повествование явственно превратилось в семейную сагу. При дворе в Камелоте рыцари и дамы ведут разговоры о домашних делах, свадьбах, беременностях, детях и любовных связях королев.

Хотя это артуриана, но главный конфликт книги смещается с доблестных подвигов Рыцарей Круглого стола и с их борьбы с саксами на другое – на противоборство уходящего в прошлое язычества и набирающего силу христианства. Две религии пока еще мирно уживаются. Друиды признают существование единого Бога, как бы его не называли, и Деву Марию отождествляют со своей Богиней. Христианские епископы пока еще не преследуют язычников, а Артур при вступлении на престол приносит клятву защищать Авалон, что обеспечивает ему поддержку Племен.

Вот этот конфликт и воплощается в борьбе древнего матриархата, когда все важные решения принимаются по воле Богине и ее верховной жрицы, а власть наследуется по женской линии, и патриархальных порядков, которые принесли в Британию еще римляне и теперь укрепляют христиане. И в значительной степени этот конфликт отражен в противостоянии центральных женских персонажей – Моргейны и Гвенвифар.

Большего всего раздражает королева Гвенвифар. Непонятно, что сам Артур и Ланселет нашли в этой глупенькой, робкой и недалекой блондинке, кроме внешней привлекательности. Она фанатичная христианка, ненавидит древнюю религию и твердит о грехе, каре и покаянии, закатывает по этому поводу мужу истерики. Она уговаривает Артура идти в бой не под древним флагом Британии, а под христианским, не желая принимать во внимание то, что это лишит короля поддержки Племен. Она наивно и доверчиво едет без охраны на переговоры со сводным братом, не внимая предостережениям. В общем, она делает все для того, чтобы подтвердить христианский постулат о женском скудоумии, и Артуру по-хорошему следовало бы не потакать ее капризам, а рявкнуть что-то вроде: «Женщина – твое место за прялкой и не лезь в управление страной!».

А вот с героиней, которой можно было бы симпатизировать, не вышло. Главная героиня эпопеи – Моргейна, сестра Артура по матери. В отличие от Гвенвифар Моргейна умна, наделена сильной волей и честна по отношению к самой себе. Племянница Верховной жрицы Вивианы, она воспитывалась на Авалоне как ее будущая преемница. Поняв, что Вивиана использует ее в своих интригах вроде как в будущих интересах Богини, Моргейна сбегает с Авалона. Дальнейшая ее жизнь представляет собой череду метаний между призванием жрицы и попыткой жить в обычном мире. Образ очень мощный, ее душевные метания понятны, но особого сочувствия она тоже не вызывает. Не добавляют ей симпатии и ее деяния якобы от имени Богини, направленные на возвращение старинных верований и обычаев. И в ходе своих интриг Моргейна закономерно одного за другим теряет всех людей, которые были ей дороги.

Да, еще любопытны бытовые зарисовки. Королей и королев в Британии великое множество, но в нашем понимании они не более, чем помещики, владеющие парой деревень и небольшими угодьями. И королевы – всего лишь хозяйки поместья. Они ведут домашнее хозяйство, собственноручно вместе с придворными дамами ткут, прядут и обшивают весь дом (попутно сплетничая).

В общем, произведение довольно неоднозначное, но я не отрицаю его художественной ценности, которая кому-то вполне придется по вкусу.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше женский роман, чем роман на основе истории о короле Артуре. Честно говоря, не такого я ждал. Местами и историческим романом серьезным прикидывается, поэтому я, наверное, и прослушал большую часть первой книги). И озвучка качественная была, целый аудиоспектакль. Но стоило отвлечься и вернутся не захотелось. Действие пока происходило еще в младенчестве Морганы а книга уже и к концу приближалась.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внесу свои мужские 5 копеек. Одна из тех книг (их немного), когда к концу первой трети чтения очень не хочется, чтобы она заканчивалась. Магии и волшебства ровно столько, сколько нужно. Очень интересная и захватывающая книга. Любопытная версия легенды про Артура. Крайне рекомендую к прочтению

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и перелистнул я, к сожалению, последнюю страницу этого грандиозно великого произведения. Что можно однозначно сказать про эту книгу – она может гордо встать в один ряд с произведениями Толкиена, Ле Гуин, Льюиса, Сапковского, Хобб… Даже немаленький объем повествования не ввергает в уныние, так как прочтение дарит настоящее наслаждение.

Автору мастерски удалось передать столь широко известную историю Артура, Гвеневры, Мерлина, Морганы и Ланселота с иной точки зрения, где Моргана – это не злодейка и владычица черной магии, а лишь жрица и орудие в руках богов, где Мерлин – это наперсник Авалона и мудрейший друид. Брэдли показала нам историю любви королевы и первого из рыцарей Круглого стола, увиденную глазами мудрой и опытной женщины, не ограниченной нормами этики и религиозными канонами, где поступки каждого из них — это лишь людские деяния, а не романтические подвиги двух влюбленных.

Перед нами история любви, верности, истиной веры и смелости, окрашенная нотками печали и тоски по миру, что канул в небытие – миру истинного рыцарства и великих людей.

И как повествует эпилог этого замечательного произведения: не нужно больше вызывать ладью – чтоб оказаться на Авалоне, достаточно лишь шагнуть сквозь туман…

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальная история!» Туманы», пожалуй, лучшее классическое фэнтези из всех. Сага,в которую погружаешься с головой. На меня произвело большое впечатление, когда я читала. Магия очень интересно подана, она как будто часть реальности, но при этом не решает проблему героев.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брэдли выбрала кельтский вариант легенды, и воспользовалась реконструкциями современных ученых. Моргана — кельтская жрица, Грааль — волшебный котел богини Керидвен, мерлин — титул, а не имя. За образом фэйри, по представлениям современных ученых, стоит древнее докельтское население — охотники каменного века. Затонувшие страны Ис и Лионесс — воспоминание о Кельтском шельфе, затонувшем после таяния ледников.

Когда Брэдли писала роман, она сама была викканкой (впоследствии она от этого отошла). Викканство — попытка реконструировать древнюю индоевропейскую религию с ее культом Богини, но многое виккане, увы, выдумывают сами. В этом проблема всех неоязычников, да, пожалуй, и тех, кто хочет вернуться к первоначальному христианству. Но я не викканка. Может быть, Брэдли не ужасали описанные ею ритуалы священного брака и поединка за статус вождя — меня ужасают, может быть, у Брэдли не было ледяного ужаса перед инцестом, даже случайным — у меня есть. Да и именование Богини «Великая Мать, Великая Свинья» сейчас несколько коробит. Как говорится, «Логос не обманешь» — в романе Моргейна с ее фанатичностью и нетерпимостью иногда становится отражением нетерпимого фанатика Патриция. Но Брэдли поистине завораживающе описывает вечный круговорот Жизни-и-Смерти, гибнущей и возрождающейся Природы. Поистине дивно описание Волшебной страны.

В средневековых легендах Вивиана, Нимуэ и Ниниана — три варианта имени одной коварной колдуньи. У Брэдли три жрицы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с судьбой трагической. Самая страшная, самая горькая — история Нимуэ, попавшей в силки своей магии
Фея Моргана в романе разделена на тетку Моргаузу и племянницу Моргейну. У нее не Гиневра, а Гвенвифар («Гвенхвивар» — «белая тень», тоже титул Богини, но в романе это почти незаметно).
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гвенвифар однажды своей набожностью чуть не приводит к развалу коалиции и гибели страны.

Роман — семейная сага, ее время действия — десятилетия, и лучше к книге составить табличку — кто чей родич.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Ниниана — двоюродная бабушка Мордреда

Моргауза интригует, чтобы править Британией из-за трона, Моргейна борется со священниками, и их усилия совместно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
приводят к гибели Артура, и к тому, что Британию опять захлестывают войны. А Авалон, на котором — и это очень важно — не только храм Богини, но и церковь первых христиан, все дальше уходит в туманы. Какая-то надежда на примирение есть только на последних страницах романа

Лучше бы у Ланселета было или больше чести или меньше, лучше бы он или никогда не прикасался к Гвенвифар или сразу бы ее увез.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И — кого он больше любил? Гвенвифар или Артура?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жаль, что Брэдли не показала окончательного разрыва Артура и Мордреда. Я хотела бы прочитать, как именно Мордред все-таки выступил против Артура.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На этой странице много великолепных отзывов, посвященных этой книге. Вряд ли я напишу лучше. Отмечу лишь, что сам роман требует от читателя знания хотя бы общего хода событий Артурианосвской легенды, тем более заметны будут смещенные акценты, нюансы — мужская рыцарская пора доблести, турниры и сражения, против хитросплетения женских судеб, прожитых жизней с нелегкими испытаниями, выпавшими на долю героинь.

Книга действительно очень оригинальная, самобытная и поэтическая. Она «женская», но только потому что в фокусе внимания автора судьбы женских персонажей, и это логично, в язычестве женщина имела больше прав, чем в Темные Века христианства. В романе также нет антихристианских мотивов. Это просто талантливо написанная история заката целой эпохи, исчезновения целой страны, где молились Великой Богине, а в лесах жили мудрые друиды. Она не ушла, она здесь, рядом, новые поколения людей будут ступать по той же земле, просто не замечая ее, глядя на древние знаки и понятия уже новыми глазами, освященными светом другой веры.

Когда целый мир растворяется в туманах забвения, провожаемый скорбным звоном колоколов христианских церквей...

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

А что, это могло бы получиться интересненько: женский взгляд на изначально мужскую историю. Там, где у Мэлори в «Смерти Артура» — подробные описания поединков, со всеми уточнениями, чем и куда один благородный сэр заехал другому благородному сэру, у Брэдли — подробности прядения и вышивания, особенности протекания сложных родов и сплетни про то, кто к кому чего чувствует. Здесь, правда, есть опасность скатиться в мыльную оперу, но Брэдли скатилась в другую сторону — идеологическую. Зря она это сделала, потому что получилась у нее в итоге — «Черная книга Арды». Про то, что Моргана (Моргейна) на самом деле хорошая, а виноватые во всем — злобные и тупые христиане, уничтожившие исконную-посконную кельтскую и феминистскую религию Богини. Разумеется, все христиане — идиоты, а жрицы Богини — прекрасны, величественны и владеют магией. Как-то даже неловко спрашивать, много ли чести в том, чтобы быть лучше эдаких христиан.

Нельзя не признать, впрочем, что авторша делает попытки как-то сравнять счет. Вивиана и Мерлин, при всей своей мудрости, порой выглядят беспринципными манипуляторами, а Моргейна в некоторых эпизодах вырастает до подлинно трагической фигуры — когда ее саму, что называется, «несет», и она только успевает оправдываться перед самой собой, что, дескать, такова воля Богини. Не все в «Туманах Авалона» однозначно, и это хорошо. И даже попытка как-то примирить враждующие религии в финале есть.

Но иногда авторша выдавала такое, что хоть стой, хоть падай: чего стоит одно якобы скрытое гомосексуальное влечение между Артуром и Ланселетом (орфография авторская)! Мол, и Гвенвифар (Гвиневеру) последний любит лишь постольку, поскольку не может открыто любить Артура. Слешеры захватили мир (а книжка, заметьте, написана в первой половине 80-х!). Опять-таки неловко спрашивать, слышала ли Брэдли что-нибудь о понятии «куртуазная любовь», а если слышала, почему не увидела, что Ланселот в кельтскую историю не вписывается вообще, потому что это герой из другой традиции, он и придуман-то французами в 11, кажется, веке...

И — пафос, тонны пафоса. Иначе как становясь в эпические позы, герои общаться практически не умеют. Понятно, что законы жанра, но ведь и Толкин как-то умел давать разрядку и не перегружать текст высокопарностями... Брэдли слишком серьезна, и это большой минус. И слишком многословна: герои регулярно сообщают читателю то, что ему уже сорок пять раз сообщили...

В общем, эдакая версия артурианы — очень на любителя, и я к ним не отношусь. Я по-прежнему предпочитаю Мэри Стюарт, а вообще давно пора перечитывать «Смерть Артура».

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надеялась на эпическое фэнтази, получила женский роман. В целом произведение хорошее, но на любителя.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный и интересный роман. Глубокий, многогранный, самобытный и увлекательный.

Прежде всего это история о женских судьбах и сильных характерах.

Читать и восхищаться)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх