Исабель Альенде «Виолета»
Новый роман Альенде, вдохновленный жизнью ее матери, распахивается гигантской многоцветной панорамой. Перед нами история страстной и сильной женщины, умеющей смеяться, несмотря ни на что, — героини поистине эпической. В начале этой истории — эпидемия испанского гриппа, в конце — эпидемия коронавируса, а между ними разворачивается долгая жизнь Виолеты, ее сто лет без одиночества. В этой жизни будут процветание и бедность, головокружительные любови и убийственные разочарования, страшные утраты и ошеломительные восторги, рождение нового, неотвратимость смерти, неизбежная мудрость. XX век — Великая депрессия, войны, взлеты и падения тиранов, борьба за права женщин — наложит отпечаток на судьбу Виолеты, родившейся однажды ночью во время бури и прожившей бурную жизнь до дна от первой до последней минуты, от пандемии до пандемии. Частная жизнь отдельного человека превращается у Альенде в грандиозную сагу, вселяет надежду, когда надежды истощаются, и вдохновляет, когда без вдохновения трудно двигаться дальше.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 31 марта 2023 г.
Сто лет без одиночества
«Когда старость пригибает человека к земле, приключения вовсе не заканчиваются»
Она прекрасна. Обе они: и та, что пишет письмо-завещание любимому внуку на сотом году жизни; и та, что рассказывает нам о ней, по-прежнему единственная и лучшая в ее восемьдесят. Это не первая книга Исабель Альенде в форме письма, адресованного близкому человеку, ее первый роман «Дом духов» был письмом внучки к умирающему деду, которое выросло в семейную сагу. «Паолой» безутешная мать прощалась с дочерью, рассказывая историю семьи – скорее себе, чем ей, лежащей в коме. Рассказывает, чтобы не сойти с ума от горя у постели умирающей девушки. И в первом и, к несчастью, во втором случае, у романов реальная подоплека, семья Альенде одна из старейших и знатных в Чили, а ее дочь Паола умерла совсем молодой от порфирии.
Черт подобного автофикшн много в «Дневнике Майи», «Инес души моей», «Острове под морем», «Японском любовнике». Не совершенный вымысел и «Виолета», в основу которой легла история мамы писательницы. Итак, Виолета дель Валье родилась в 1920, в дни, когда до Чили добралась эпидемия испанки. В те досамолетные времена вирусу понадобилось некоторое время, чтобы добраться из Европы до захолустного Чили. Предприимчивый отец семейства заранее позаботился о том, чтобы кладовые и ледник были заполнены продуктами, домашние без крайней нужды не выходили в город, а выходя, надевали повязки и обтирались по возвращении спиртом. Потому зараза, которая без счета выкашивала чилийских бедняков, обошла обеспеченных дель Валье.
Малышка Виолета, единственная сестра пяти старших братьев, росла избалованной и своевольной. Отцовская любимица, с которой никто не мог сладить, пока не появилась английская няня мисс Тейлор. Девушка едва не умерла в юности от опухоли, но, благодаря помощи хозяина и своевременной операции, она доживет до глубокой старости и станет участницей феминистского движения. Как тут не вспомнить, что Альенде виднейшая феминистка и правозащитник Латинской Америки. Отец Виолеты был умным и сострадательным человеком, к несчастью, в бизнесе он оказался вовсе не так осторожен и предусмотрителен, как в случае с «испанкой». Его предпринимательство всегда было авантюрным, а с Черным вторником пузырь благополучия лопнул.
Со дня, когда девятилетняя Виолета нашла отца застрелившимся, началась та часть жизни, которую позже она назовет Изгнанием. Бывшие богачи вынужденно покидают Сантьяго, чтобы переселиться в деревню и вести более чем скромную жизнь. Однако кому на роду написано быть с деньгами, того они не минуют. Вот первое замужество с порядочным добрым человеком, брак спокойный и ровный, муж занят технологией селекционного осеменения, которое произведет переворот в ветеринарии, Виолета зарабатывает первые деньги в компании брата, строящей доступные дома. Детей нет, да не очень и хотелось, она помнит, как бесконечные роды и заботы о детях забрали материнское здоровье и красоту. Лучше работать и зарабатывать, правда?
А вот новый резкий поворот жизни и следующее двадцатилетие, которое она озаглавит «Страстью». Блистательный негодяй — совершенное чудовище, но феерически ярок, да к тому же пилот. Радость и вечное рабство материнства, от любимого человека рождается сначала сын, потом красавица дочь. На дворе начало сороковых, муж не дал развода, стало быть — дети рождены во грехе. А восхитительный любовник вовсе не обязательно будет образцовым мужем. Он ни в чем себе не отказывает, она занята детьми и бизнесом, его измены, ссоры, бурные примирения, хоровод страстей. Заурядный сын не оправдывает надежд любимого на достойного наследника, зато уж дочь, красотка и прирожденный лидер, становится его идолом.
Этот необузданный, ни в чем не знающий меры человек воспитывает ее в стиле «тебе все дозволено», таскает по ночным клубам, где прелестная девочка-подросток поет контральто с хрипотцой об искушениях, к восторгу его криминальных друзей. Первый коктейль она выпьет с ведома отца. Он же научит ее снимать похмелье кокаином. Каково это, видеть, как один твой ребенок дичится отца, который не считает нужным скрывать к нему презрения, а второй, вторая, в чью хорошенькую головку вбито сознание собственной исключительности, боготворит папу, игнорируя твои требования?
Рассказывая об Альенде трудно удержаться, чтобы не начать пересказывать, но наступлю-таки на горло собственной песне, не буду портить вам удовольствия, Тем более, что «Виолету» только что перевели, спасибо Азбуке, и я перечитала ее на русском в прекрасном переводе Надежды Беленькой. Скажу только, что дальше будет долгая жизнь, в которой найдется место многим радостям и скорбям, потерям и обретениям, где казалось бы уже не на что надеяться. Будет много о Чили – Исабель Альенде научила весь мир любить эту маленькую бедную страну. Но будет и вторая родина писательницы — Америка, и Аргентина, и Норвегия.
Любовь, страсти, борьба за права угнетенных. Долгая жизнь в непростом веке на континенте, который раскачивают качели коммунизма и фашизма. История замечательной женщины. Прекрасная история.