FantLab ru

Алексей Пехов «Ведьмин яр»

Ведьмин яр

Повесть, год; роман-эпопея «Страж»

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 143

 Рейтинг
Средняя оценка:8.21
Голосов:2211
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Страж душ Людвиг прибывает в город Вион, где происходят странные события. Крысы и почти все души покинули город. На местном кладбище мертвецы устроили пляску смерти. Магистрат Виона нанимает Людвига для того, чтобы он разобрался с происходящим. Но представители Ордена Праведности намекают Людвигу, что лучше бы ему убраться из города поскорее.

Примечание:


Первая глава романа «Страж», но также печаталась как отдельная повесть-приквел в сборнике «Шанс».

Входит в:

— роман-эпопею «Страж»  >  роман «Страж», 2010 г.

— сборник «Шанс», 2009 г.

«Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile», 2007 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 47

Активный словарный запас: средний (2780 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучшая повесть / рассказ отечественного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Шанс
2009 г.
Страж
2010 г.
Страж
2015 г.

Аудиокниги:

Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile»
2007 г.




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2010 г.

Этот рассказ удостоился средней оценки фантлабовцев выше 8 баллов и выхода в финал конкурса «Книга года»? Нда, нетребовательный нынче читатель пошел... )

Сам рассказ ни о чем. Ну супер-пупер-магия, ну интриги какие-то... и что? Как фрагмент большого романа эта история еще имела бы смысл, но так ее содержание сводится к паре драк, причем в одной из них решающую роль сыграл вылезший из кустов рояль в лице ведьмы Гертруды.

Представление автора о религии — на уровне тетеньки, которая сама не знает, в кого она верит, но в очереди за крещенской водой на всякий случай первая. И не говорите мне, что автор фэнтези имеет право на любую фантазию касательно того, что пишет. То есть, конечно, имеет. Но тогда пусть не упоминает в своих произведениях реалии нашего мира (кои по «Ведьмину яру» рассыпаны весьма щедро — Иисус Христос, распятие, причастие, крестное знамение, Святая Троица), ибо это обязывает к исторической и фактологической точности.

Наш же Дэн Браун местного розлива собрал в одном рассказе все типичные ошибки людей, не знакомых с религиозной жизнью. :glasses: Нет никакой церковной магии и быть не может, «чародеи Царства Божия не наследуют». Не стоит называть священников жрецами, жрец — это служитель языческого культа. Молитва — это речь к Богу, она, как и любая другая речь, не может «обрушиться на плечи» кого бы то ни было. Также неграмотно говорить о «силе молитвы» (или о том, что молитва клирика сильнее молитвы мирянина) — слова никакой собственной «силой» или «магией» не обладают. Защищает Бог в ответ на просьбу верующего, выраженную словами молитвы, но не молитва сама по себе. Грехов не «набираются», грехи — это поступки, их совершают. Писать «Дьявол» с заглавной буквы в христианской традиции неверно, это имя нарицательное, означающее «клеветник», а не имя собственное. Святость — это близость к Богу и высокие нравственные качества, а не способность изгонять падших духов. «Текущая из распятия лучистая божественная благодать» — это нечто. :) Даже Википедия может сообщить любому интересующемуся, что благодать — это действие Бога, ведущее человека ко спасению. Проявляется она, например, в том, что человек начинает ясно различать, что есть добро и зло, или становится способен совершать добрые поступки — но никак не в виде «лучей, текущих из распятия». Демон, истекающий кровью, также весьма доставил. =))) Духи тем и отличаются от людей, что сотворены бестелесными, нету у них крови, и кинжал в них воткнуть более чем проблематично. И уж совсем замечательна в этом отношении фраза «Я тут же рухнул на спину, придавливая душу к земле, заставляя ее всем телом ощутить начертанную на земле фигуру». Ну объясните мне, пожалуйста, как можно придавить душу и заставить ее что-то ощутить всем телом, если душа — это то, что остается, когда тело умирает? :confused: Вообще Пехов демонстрирует грубо-материалистическое понимание христианства, что свойственно язычникам или атеистам, но ни в коей мере не самим христианам.

И еще один яркий пример незнания матчасти. В одном из эпизодов Людвиг говорит: «Порой я начинаю сокрушаться, что могу лишь забирать неприкаянные души, но не могу возвратить им полноценную жизнь. Не уверен, что даже Бог на такое способен». Это Людвиг зря... Если бы он заглянул в Евангелие, то нашел бы там целых три таких истории — про воскрешение Лазаря, сына наинской вдовы и дочери Иаира. Все трое впоследствии, полагаю, жили вполне себе полноценно. ;)

Ну и не могу обойти вниманием язык и стиль рассказа. Читала, правда, в электронном варианте — но если текст с такими ляпами опубликован и в бумажной версии, редакторы «Альфа-книги» должны сгореть со стыда, даже без костров св. инквизиции. :lol: В тексте царит мешанина канцелярско-делового стиля, литературных «красивостей» и просторечия. «Потому как» прилично говорить только малообразованным людям (в крайнем случае, малообразованным персонажам), в художественном тексте допустимо только «потому что». «Упереться» в значении «уйти» — это грубо-просторечное, вульгарное словечко, и тут оно еще менее уместно, чем «потому как». В «предельно сжатые сроки» обычно выполняют производственный план, а не забираются на стены, героически спасая жизни людей. Кроме стилистических погрешностей имеют место также просто ошибки — неправильно образованная грамматическая форма (яма не «разверзнутая», а «разверстая»), неправильное управление (не «оставить дело на инквизицию», а «оставить дело инквизиции»), плеоназм («в ее словах был серьезный резон»), а также сомнительные сочетания слов («непередаваемый крик», «В них с трудом можно было узнать человеческий облик, который они когда-то носили», «он спустит тебе неповиновение»). Но больше всего меня восхитил упомянутый Людвигом «религиозный теолог» — жажду лицезреть этого монстрика. :super:

Вот такие невеселые впечатления от рассказа... Про Гаррета было написано хоть и не в моем вкусе, но все же не ужасно — про крайней мере, на ошибках я не спотыкалась. А «Ведьмин яр» для меня — это где-то рядом с Головачевым и Мидяниным. Сборник перлов. :frown:

Оценка: 1
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2009 г.

Этот приключенческо-фэнтезийный рассказ очень похож на рассказы Сапковского о ведьмаке — и по сюжету и даже по стилю написания. С одной стороны, плюсы рассказа очевидны. Во-первых, Пехову отлично удаются интересные фэнтезийные миры. Вот и этот мир — с дилижансами и неупокоенными душами, С ведьмами, сотрудничающими с инквизицией, с интригами и колдовством — получился достаточно интригующим, красочным и вполне живым. Об этом мире хочется узнать побольше. Чувствуется, что автор создавал его с душой. Сюжет рассказа динамичен, даже чересчур динамичен. Слишком уж много рубки с противникиами, слишком уж прямолинейным кажется сюжет. Следуя заветам Чехова, автор действует по принципу: «Если в начале рассказа фигурирует пугало, то в конце оно сыграет решающую роль». В итоге сюжет не обходится без натянутостей (ну какую роль в нем сыграла ведьма Гера, кроме роли рояля в кустах?) и без накладок (вроде скоростного влезания на колокольню). Да и некой идеи рассказу заметно не хватает. И все же поклонники приключенческого фэнтези, несомненно, получат от этого рассказа удовольствие

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2010 г.

Вышедшее сначала в качестве отдельной повести, а ныне открывающее новый роман Пехова «Страж» произведение «Ведьмин яр» впервые знакомит нас со стражем душ Людвигом ван Нормайенном и миром, в котором он живет.

Мир у Пехова получился очень интересным. Причудливая мешанина из средневековой Европы, христианства и магии затягивает в себя с первых страниц, хотя такой детальной проработки, как в «Пересмешнике», мы не получаем. Сведения о мире подаются чрезвычайно сжато, в то же время на читателя вываливается целый ворох подробностей о различных орденах, братствах и организациях, населяющих оный мир. Подано все довольно интересно, но, опять же, в очень сжатой и лаконичной форме, впрочем, при должном внимании потенциал у мира не хуже Рапгара.

Персонажи получились достаточно интересными. Любопытна фигура Проповедника. Уже в который раз (достаточно вспомнить Вальдера в «Хрониках Сиалы», Стефана в «Пересмешнике», да и в Цикле ветра и искр что-то подобное проскакивало) автор наделяет главного героя спутника, которого не видит большинство людей кроме других Стражей, а также Видящих. Сам Людвиг тоже довольно типичный Пеховский герой, однако самый занимательный персонаж «Ведьмина яра» — это Пугало. Одушевленная темная сущность, присоединившаяся ко Стражу со скуки и помогающая творить добро — это что-то новенькое и симпатичное. Единственный женский персонаж, Гера, практически не раскрыта. По сути, ее присутствие в «Ведьмином яре» — лишь анонс к ее дальнейшим появлениям в романе.

Сюжет получился довольно динамичным, однако в силу небольшого размера слишком уж прямолинейным. Поклонники батальных сцен не останутся в накладе, но в то же время рассказ может расстроить поклонников вдумчивых расследований и детальных описаний. В то же время разочаровывают постоянно выскакивающие «рояли в кустах» — по сути, на всем протяжении рассказа Людвиг самостоятельно не выиграл ни одного поединка, постоянно получая подмогу в самый последний момент. У Людвига не чувствуется определенного запаса прочности, который бы помогал ему выкручиваться из тех сложных ситуаций, куда герой с завидной регулярностью попадает.

Итог: Неплохое знакомство читателей с миром Людвига, но не больше.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2012 г.

«Ведьмин яр» Алексея Пехова создаёт впечатление хорошо отработанной фэнтези с чётким миром, выделенными причинно-следственными связями и богатым антуражем. При этом сразу думаешь, что Ведьмин яр окажется каким-то местом, где будет вершиться действие, и к этому морально готовишься. Однако Ведьмин яр оказывается не местом, а средством, и это странно, так как о нём речь пойдёт только в самом конце и то в урезанном виде. Читатель просто не успевает проникнуться опасностью этого средства – так мало о нём дано информации.

Завлекают приключения героев – некоего стража душ, одной путешествующей с героем души, позднее появляющейся девицы, спасающей героя, и Пугала (о нём информация подана штрихами, за которыми так и не смогло сформироваться слово – зачем это создание было вписано в произведение, не понятно). Здесь фантазия автора расцвела пышным цветом, надо сказать, сделав героя запоминающимся, мир с его законами – интересным, а приключения героев – яркими. Главный герой обладает некими силами, делающими его на долю сильнее обычных людей: способность видеть души и общаться с ними, рисовать фигуры и проч. При этом автор не особо распространяется о прошлом героя, делая его загадочной личностью. Однако это играет в какой-то мере и против автора – читатель никогда не знает, какой финт ушами выдаст герой, какое средство спасения себя и мира прячется у него в рукаве. Немного обидно, знаете ли, становится, когда герой в своих поисках причины восстания мёртвых забредает в лес, попадает в лапы убавляющих плоть (фантазия автора, браво!) и тут его чудесным образом спасает проезжавшая мимо давняя подружка. Вот уж рояль так рояль!

Если без придирок, то стоит отметить действительно качественный текст. Редко встречаешь авторов, которые берут фэнтези, пичкают её своим героями, выдуманными существами и всяческими ловушками – и при этом не претендуют на юмористическую историю. Герой Пехова не упражняется в острословии, он вообще по тексту мало говорит, поэтому проблемы, встающие перед ним, воспринимаются совершенно серьёзно. Также на него не вешается каждая вторая проходящая мимо девица, и он по идее не силач в третьем поколении, что не может не радовать. В остальном же это классическая фэнтези.

Рекомендую.

+9

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2011 г.

От Пехова всегда ждешь больше чем от других авторов, своим творчеством автор смог показать насколько интересным может быть мир фентези, его фантазии не перестаешь удивляться и открывая новую книгу окунаешься в интересную сказку, в которой комфортно находиться.

Новый мир, новые герои, никаких эльфов или гномов, зато много привидений и злых духов, в этом мире есть магия, кроме обычных магов, способности противостоять духам есть и у служителей церкви, которые силой молитвы и распятия, также уничтожают злобных существ. Главный герой — охотник на различную нечисть, его сопровождают два необычных попутчика, которых не каждому позволено увидеть, вместе они путешествуют по стране и по мере сил уничтожают разнообразную нечистую силу.

Этот рассказ дает полное представление о новом цикле Пехова, по нему можно определить для себя — нравится или нет новый мир автора.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2011 г.

Читал Пехова в последний раз довольно давно. «Мантикора» пошла хорошо, в «ветряном» цикле застрял на первом романе и как-то с тех пор к творчеству Алексея не возвращался. И тут что-то вдруг услышал про «Стража», решил заказать.

«Ведьмин яр», откровенно говоря, оставил бледное впечатление. Стилистически все весьма шероховато, не бог весть какие тематические откровения, ну и общее ощущение – как от фэнтези невысокого уровня. На мой взгляд, рассказ достаточно слабый, но цикл решил дочитать, чтобы составить цельное мнение. Сам «Ведьмин яр» — на троечку максимум.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2013 г.

Ведьмин яр очень специфический рассказ, если смотреть на него, как на отдельное произведение, то больше семи он вряд ли заслужит; если рассматривать его как часть книги Страж, то тут проявляются его сильные стороны, ибо видно его непосредственное влияние на сюжет, и он уже не кажется посредственным рассказиком который автор написал от нечего делать, б этом случае ему можно натянуть 8; но лучше всего можно оценить, не побоюсь этого слова, величие сего произведения прочтя Золотые костры, только так можно понять насколько всё здесь было продумано, все действия имели под собой некую очень хитроумную задумку, каждый герой впредь станет одним из центральных. Поневоле начинаешь восхищаться как автор сумел так тонко всё обыграть в следующих книгах цикла, нас будут возвращать к событиям которые имели место быть в Вионе с завидной регулярностью, так что читать всё надо очень внимательно и вникать в каждую деталь, это очень важно. И да, именно здесь он встретил Пугало — самого харизматичного воодушевлённого во всей Вселенной, что автоматически поднимает рассказ до разряда «божественный» и даёт ему оценку 11, но так как упрямый скрипт никак не хочет её выдавать, поставлю 10.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2018 г.

Как ни пытался я подступаться к творчеству Пехова, всё как-то не задавалось. И вот, наконец, задалось. Но задалось как-то не очень уж ладно.

Сам рассказ — его сюжет, обстоятельства — вполне себе обыденны. Ничего сверх интересного на страницах не происходит. Но и уныния нет. До определённого момента читается легко и с интересом. А стала этим моментом драка в лесу. Вот тут и полезли вопросы, да возмущения. Повторюсь — это моё первое знакомство с писателем, следовательно все последующие претензии вполне могут отнестись и к другим его работам. Я не знаю, пока ещё. Так вот, сам авторский стиль (или слог, или как ещё это назвать) настолько «лёгок», что в происходящее верится в неимоверным трудом. Взять хотя бы описания тех же конфликтов. Ударил-упал-откатился-ха!-всех победил-молодец! Нету угрозы, нету накала. Динамика есть, но в отсутствии толковой опасности она тут сродни бегу с препятствиями, а не гонке со смертью. Даже когда Пугало орудует своим инструментом и кровища так и хлещет, всё это выглядит недоразумением, на которое Страж и внимание то обратил по чистой случайности. Может быть так и задумывалось (не всем же кровавые сопли жевать, да расчленёнку описывать), и герой, навидавшись в жизни всякого, таскает отдельный мешок под свои чугунные причандалы, но лично меня это немного задело.

Так же смутила некая мания автора сразу давать персонажам подробное описание. Даже «Убавляющая плоть», сидящая где-то там средь кустов на другом конце поляны, через строку описывается вплоть до ногтей. То же самое и со многими другими. Но может это, опять же, часть стиля.

Я не учу автора писательскому ремеслу, а лишь выражаю собственное воззрение на разные стороны его произведения.

Последующие претензии уже оговорены здесь ранее (текучая благодать, обрушенная молитва, церковная магия), но всё это не так сильно бросается в глаза, учитывая, что мир, всё-таки другой и живёт по немного иным правилам. Даже если приплетена вполне себе настоящая религия.

А вот теперь о плюсах. Мир показался весьма интересным. Нечто подобное, только много менее осветлённое, встречалось у Пекары с его Мордимером (сравнение поверхностно, знаю, но ничего другое на ум не идёт). Посмотрим, как автор будет развивать тему в продолжениях. Надеюсь тексты станут чуть более тяжеловесными и обретут хоть немного серьёзности в повествовании, а главный герой поубавит в себе концентрацию вселенского добра и подрастеряет безудержный героизм. Всё таки работа неприкаянными, да изгнание злобных сущностей — это такое себе развлечение.

P.S. Очень жаль, что Totentanz, как явление, слили в угоду каким-то интрижкам.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2011 г.

Те кто ожидают умопомрачительных рассуждений о смысле жизни, религии и т.д. могут идти поискать того чего им хочется. Рассказ не блещит оригенальностью сюжета, но разве этого хочет читатель? В первую очередь он желает погрузится в книгу, отдохнуть от реальности и посмотреть на новый мир глазами героев... Создать такую атмосферу у автора получается наилучшем образом. И пусть что мир незнакомый и непонятный. И законы, минталитет, образ жизни людей нам неизвестны, это все неважно, потому что автор умело выдавая информацию по курпицам затягивает нас в воронку казалось бы самых тривиальных событий. И только мозголоматели по прочтении скажут что книга отстой, потому что ГГ и мир слизаны с Ведьмака, сюжет не блещет оригенальностью и тд. Но мы ведь хотим не только того? Шедевры встречаются редко, и это не он. Бездарно написаными произведениями завалены олки магазинов, но это произведение не относится к их числу. Просто хорошая книга, за которой не жалко скрасить вечер, запивая магию духов чаем с малиной и отдохнуть от тяжелго рабочего дня.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2010 г.

Не когда не был любителем творчества Пехову. Как то с подозрением и плохо скрытым презрением отношусь к фэнтизи. И Пехов для меня то исключение которое подтверждает правило. Банальный «фэнтезийный мир», а вот все остальное не оторваться. Очень выпуклые характеры героев. Очень емкий мир, хотя и повторюсь — банальный. Сюжет, тут нового мало, но он по крайней мере не разочаровал столь сильно. Прочитал повесть с удовольствием. Прекрасно понимаю что это отзыв не столько о «Ведьмином Яре», сколько о всем творчестве, просто для меня эта повесть, призма творчества этого автора.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2012 г.

Как начало цикла вполне читаемо. Автор знакомит читателя со своими героями. Как самостоятельное произведение — слабовато. Нет детального описания мира, структуры и задач братства стражей, откуда они берутся. Хромает сюжет и идея произведения. От Пехова всегда жду чего-то большего и масштабного. Но буду читать дальше.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2010 г.

Хороший и качественный рассказ! Интересен мир, персонажи!

Пехов — Мастер с большой буквы, умеющий заворожить, затянуть даже на пятидесятитистраничном пространстве!!!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2018 г.

Страж Людвиг прибывает в город Вион вместе со своими спутниками Проповедником и Пугалом. Из города ушли все души, на кладбище скелеты танцуют свой жуткий танец. Только стражи могут разобраться в этой ситуации.

Повесть печаталась в сборнике «Шанс» и была его украшением, так, что выход отдельной книги был делом времени. Что порадовало? В первую очередь герои. Все они являются противоположностями друг друга. Опытный страж Людвиг, его совесть Проповедник и жуткий, неразговорчивый Пугало. Мир проработан хорошо, и в последующих книгах это станет только заметнее. Сюжет неожиданный, непредсказуемый и написана повесть хорошим языком. Нельзя конечно не отметить некоторого сходства с циклом «Ведьмак», но это не особо бросается в глаза.

Итог: добратная повесть вышедшая из сборника, и превратившаяся в полноценный цикл.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2015 г.

Замечательный рассказ! Герой умный, хитрый, смелый, но не непобедимый. Мир — что было бы, если бы христианство перешло в фентези — интересно и необычно. События — сродни лёгкого детектива с неожиданными поворотами. В общем, читать, читать и ещё раз читать всем любителям качественного фентези.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2010 г.

Цикл рассказов «Страж» понравился. Хотя чувствуется сходство с телесериалом, один рассказ одно дело. Книга затянула и была прочитана мной за три дня.

Сюжеты интересны, не очень разнообразны, но погружают в описанный мир. Герои как всегда у автора разносторонни и особенные, отображают различные черты человека. Надеюсь на скорое продолжение, поскольку осталась не завершенность в конце цикла.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх