FantLab ru

Андрей Рубанов «Хлорофилия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
451
Моя оценка:
-

подробнее

Хлорофилия

Роман, год; цикл «Хлорофилия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Москва XXII века окончательно побеждена изобилием и количеством народонаселения. Она загромождена зеленью, зеленью буквальной и метафоричной. Зелень вгрызается в небо, тянется ввысь, заставляя «расти» соседние дома. Её стебли — и наркотик, и двигатель социальной изменчивости, и символ столичного изобилия.

Общество поддалось натиску ущербности застывшего благополучия. Оно постепенно осыпается под весом своих пороков, точно старые холсты, набравшие влаги. Антиутопические нотки пера Рубанова? Нотки, перекликающиеся с Замятиным и Оруэллом? Да, именно так. Читайте и наслаждайтесь.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 245

Активный словарный запас: высокий (3092 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2010 // Художественное произведение

номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2013 // Зарубежный роман (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Хлорофилия
2009 г.
Хлорофилия
2011 г.
Хлорофилия. Живая земля
2011 г.

Аудиокниги:

Хлорофилия
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Hlorofilija
2012 г.
(сербский)
Clorofilia
2012 г.
(испанский)
Chlorofilija
2014 г.
(немецкий)
Clorofilia
2016 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное ощущение оставляет после себя «Хлорофилия». Есть в этом произведении призыв: «Очищай и концентрируй». Автор, кажется, решил пойти этим путём, правда, в обратную сторону. Из идеи, достаточной для бодренького рассказа или, в лучшем случае, повести, Рубанов умудрился состряпать роман. Разбавил сюжетную линию мелкими истинами, вполне приемлемыми для массового потребителя, перепел их на разные лады несколько раз на протяжении романа, загрязнил «актуальностью» в виде небоскрёбов «Бондарчук» и проспектов Галкина и Петросяна и... получил АБС-премию.

Увы, пережёвывая мелкие истины, автор забыл разжевать концовку, которая слишком уж многозначительно обрывается в никуда и ни к чему не ведёт.

Расписывать, почему роман плох не имеет смысла. Это замечательно сделал в своём отзыве Sawwin. Вместе с тем, на мой взгляд всё не до такой степени ужасно. По крайней мере авторский язык на общем фоне современной беллетристики достаточно неплох. Идеи, пусть и многократно звучавшие до этого, может быть кого-то подтолкнут к более качественному чтению.

В общем, при оценке романа всё зависит от точки отсчёта. Если рассматривать его в контексте современной массовой фантмакулатуры, то он весьма неплох, но стоит чуть-чуть приподняться и взглянуть на него с уровня даже не самих Стругацких, а хотя бы их учеников, т.н. «четвёртой волны», то роман вряд ли будет различим среди моря вышеуказанных творений.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удачная антиутопия. Китайцы работают. руссские отдыхавют. Нью-Йорк затонул. Пекин рулит. Европы практически нет, есть высотная Москва в зарослях Травы, проблема изобилия, наркотик — в каждый организм. Идеальное воплощение многих и многих мечт. Как и положено, все кончилось плохо.

читается хорошо, но есть ощущение некоторой вторичности, местами здорово похоже на раннего Пелевина. Но вообще-то это скорее комплимент.

в общем, герои симпатичные, сюжет логичный, мир простроен в деталях и описан ярко и убедительно. Единственно, финал местами провисает

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
я так и не понял, зачем это поселение устроили на землях аборигенов, да еще и новой у них решили прикупить? Полстраны пустует, другого места не нашли?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный пример современной социальной фантастики, вещь увлекательная и поучительная. Давно не читал с таким удовольствием, респект автору.

Половину текста можно разобрать на цитаты.

«Если все время думать о других — тех, кто выше или ниже — однажды можно перестать существовать»

«Мы сотни раз поднимались вверх и столько же раз скользили вниз.Всякий раз, поднимаясь к свету, мы клялись себе, что это навсегда. Что войны, голод и нужда навсегда остались за спиной.

А они не за спиной.»

И много прочего, не хуже, вроде библии травоедов.

Хорошая, мудрая, философская и интересная книга.

Проект визуального ряда для кино — https://vk.com/mkhimchenko?w=wall38114219_275%2Fall

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слог примитивный, идея — тоже. Но интересно, ч будет с ТравоИзобилием во 2й книге. Оценка: 4-, только за то, что заинтриговала на продолжение, хотя предчувствие отрицательное. Читать только в чуме, если на зимнюю ночь смотреть надоело.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приятно читать оригинальное в отечественной фантастике,то,что заставляет удивиться.Здесь развертывается широкая панорама возможного будущего с казалось бы наивным,но достаточно продуманным сюжетом о «зелёных стеблях».Здесь попытка и социального и философского и даже религиозного осмысления пррблемы.Здесь и антиутопия,переходящая в гротеск,сатиру,аллюзии дня сегодняшнего, но..! Как много говорильни:вязкие,длинные,порой бессмысленные и ненужные разговоры- рефлексии просто разочаровывают.(Даже возникало желание бросить чтение!) Во второй части сюжет вроде бы и начинает развиваться стремительно, но динамика как-то сдувается.Создается впечатление,что автор выдохся, не знает,как закончить повествование, нелепо устраняя героев романа.

В итоге: много интересных сюжетных линий, живые,правда,немного корявые,не целостные герои,но все это разбросано в тексте,не превращено в единое,отполированное целое,что делает любое художественное произведение увлекательным,поучительным или просто интересным.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть фантастика, написанная только ради сюжета – захватывающие приключения, большие тиражи. Таких книг большинство. Но некоторые, очень немногие писатели используют фантастический сюжет как фон для своих размышлений. Один из них – Андрей Рубанов, написавший роман «Хлорофилия».

Фантастический антураж романа довольно прост. Описано далёкое будущее. Ледники в Арктике всё-таки растаяли, вода покрыла полмира, и самые пригодные для жизни земли оказались в России. Америка вконец обнищала, а Европа превратилась в бомжатник, населённый потомками чернокожих эмигрантов. И американцы, и европейцы мечтали перебраться в сытую Москву, но удавалось это далеко не всем. Это место мне особенно понравилось 

Население России резко уменьшилось, и все переселились в Москву, которая таки оказалась резиновой. Сибирь русские сдали китайцам, которым просто некуда было деваться, и беззаботно зажили на арендную плату. Каждому жителю Москвы-России доставалась толика денег, которой хватало, чтобы жить, не работая. Работали только те, кто хотел больше денег и власти, и кто любил свою работу. В общем, воплощение извечной русской мечты о халяве.

И вдруг выросла трава. Нет, Трава. Высотой с небоскрёб, густая, как лес, растущая из одного корня, похожего на грибницу. Откуда она появилась, и почему именно в густонаселённой Москве, а не на диких просторах России, никто не знал. Жить в вечном сумраке оказалось неуютно, и Москва начала расти вверх. Самым престижным теперь считалось жить над травой, а самым ценным стал солнечный свет.

А потом оказалось, что мякоть Травы можно есть. Чайной ложки хватало на весь день. Мякоть вызывала эйфорию без привыкания. Люди немедленно начали делать концентрат (трава первой, второй, десятой возгонки), который действовал очень долго. Воплотилась ещё одна мечта – кайф без последствий.

Все это читатель видит глазами главного героя, журналиста Савелия, сотрудника крупнейшего московского журнала, работающего ради удовольствия. Очень интересно следить за эволюцией героя от рядового журналиста до главного редактора. Меняется не только его статус, но и самосознание. Беззаботный и безответственный человек постепенно осознает свой долг не только перед любимой женщиной, но и перед остальными людьми.

Савелию выпало жить в самом конце эпохи благоденствия. Китайцы высосали Сибирь досуха, истощили землю, загадили реки, вырубили тайгу и... ушли. А Трава оказалась вовсе не безвредной – она превращала людей в растения. И вот, когда на Россию накатил очередной кризис, проснулось русское самосознание и знаменитый характер. Даже бывший «мотылёк» Савелий, почти превратившийся в растение, понял, что русские не сдаются.

Получается, что от беззаботного и бесцельного существования под вечным кайфом человек превращается в растение – человек любой национальности. А вот не сломаться, выстоять после того, как кайф отняли, а деньги кончились, может только русский в силу вредности своей и упрямства, ведь нам чем хуже – тем лучше. Приходит беда, и в нас немедленно открываются скрытые даже от нас самих ресурсы, которых нет ни у европейцев, ни у американцев. Одно только плохо – чтобы эти ресурсы открылись, должна проснуться собака о пяти ногах по имени Пи*дец (см. «Поколение Пи» Пелевина), а до тех пор русский даже руку поленится поднять, чтобы перекреститься.

Как и Рубанов, я считаю, что русские – народ с особой миссией, народ-миротворец. А чтобы он эту миссию выполнил, его надо просто разбудить – его или ту самую собаку, что сейчас американцы и пытаются сделать. Что ж, пусть попробуют, мало им не покажется.

Именно этим взглядом на русских и их предназначение мне книга и понравилась. Сейчас такие романы встречаются всё реже. Легче ведь обхаять, чем начать гордиться своей родиной, своей национальностью. Ставлю роману твёрдую «пятёрку». У него есть продолжение – роман «Живая земля», обязательно прочту его.

Оценка: 10
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно редкий, необычный сюжет для отечественной фантастики. Крайне интересная социальная фантастика.

Рекомендую слушать в озвучке от Олега Исаева.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Хлорофилия» понравилась невероятно. Уже давно ни одна книга не цепляла меня настолько сильно, чтобы я читала даже на ходу, не могла оторваться ни на минуту. Потрясающе прописанный мир XXII века полностью поглотил меня.

Я вообще люблю, когда подробно расписывается, что это за мир, как он таким стал, что, зачем и почему. Тогда в нём можно жить. И у Рубанова это есть. Туда легко можно вписать истории других людей, в книге промелькнувших мельком, но ты можешь додумать их судьбу. Россия-Москва, сданная в наём китайцам Сибирь, колонизация Луны, новые технологии, концентрированно счастливые люди — о дивный новый мир!.. Загадочная трава, микрочипы, дающие доступ к личному состоянию, сотые этажи, «Соседи» — фантазии автору не занимать.

Так же и с персонажами. Мы знаем о них не много, но знаем их, можем с ними поговорить, можем представить их поведение в какой-то ситуации. Они такие разные, на любой вкус, каждый со своими недостатками, каждый со своей силой, живые и настоящие. Каждого есть, за что любить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Именно от того, что героев чувствуешь и мир ощущаешь, так жутко было читать про зелёных детей и превращение в стебель. На сцене, где Савелий узнает правду и разговаривает с Варварой о ребёнке, меня накрыло ужасом, как если бы это происходило со мной. Дальше я книгу уже не выпускала.

Единственное, что смазало впечатление, так это финал — он не просто открытый, а прямо-таки обрубленный, как будто пора было сдавать роман в печать и автор отдал, что есть, не дописав. Впрочем, это не делает «Хлорофилию» менее потрясающей.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что я больше люблю читать, чем слушать, совсем не питаю любви к постапокалиптике и социальной фантастике Книга, выбранная почти случайно для того, чтобы не так скучно было заниматься домашними делами, меня заворожила, хотя я даже не могу сказать, что же в ней такого особенного. Интересный случай, когда понравилось то, чего я обычно стараюсь избегать. И стиль изложения вроде бы не мой, и тема не самая близкая душе, а вот оторваться невозможно. Думаю что оценку поставлю позже, когда дочитаю до конца

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прослушал аудиовариант романа в замечательной озвучке Олега Исаева. Произведение — безусловно, сатирическое, немного напоминает пелевинский «S.N.U.F.F», (последний написан, конечно, позже, но его я прочёл раньше). Без ложечки дёгтя всё же, не обошлось. Некоторые детали портят-таки восприятие романа. С точки зрения лесного специалиста.

Описание борьбы с травой-захватчицей в первые годы, а также безудержное её поедание и рубка в конце повествования, повергло меня в полнейшее недоумение. Как вы представляете себе безопасную, для окружающих зданий и коммуникаций, транспорта и людей, валку ТРЕХСОТМЕТРОВЫХ растений, да еще в мегаполисе? Это же гигантские деревья! Со всеми вытекающими последствиями. Их необходимо валить только на свободное пространство, иначе наломаешь столько «дров»! Даже в лесу деревья валят в строго определённую сторону. А в книге ни слова не сказано о разрушениях. Есть эпизод, где стебель свалили поперёк улицы, и…даже подъехали к поверженному гиганту на машинах...

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ты никому и ничего не должен» – этот слоган новой, свободной Москвы можно поставить во главу всей книги, как апофеоз идей общества всеобщего потребления, жестокой сатирой на которое и является данная книга.

Это не фантастика, не альтернативное будущее, это гротеск на современное нам общество, побуждения и главные направления движения которого доведены до абсурда. Это видно во множестве деталей, в том числе топонимах (одни названия элитных башен «План Путина» и «Бондарчук» чего стоят), деталях международной обстановки (США, готовые отправить авианосец для спасения своих граждан, застрявших в узких для них и стандартных для всех остальных выходах аэропорта других стран) и т.д. Подходить к такому жанру с мерилом от фантастики бессмысленно, мы ведь не воспринимаем «Преступление и наказание» как детектив, и не пеняем Достоевскому, что он убил всю интригу, раскрыв нам личность преступника. По этой причине нелогично предъявлять претензии к Рубанову за невозможное в реальности развитие социума, противоречие научным теориям последствий глобального потепления, так как это не роман-катастрофа и цели смоделировать развитие мира после затопления части суши у автора явно не было.

Однако вернемся к самой книге. Москва у Рубанова получилась яркая, цветная, живописующая все возможные разновидности порока праздности. Она заросла стоэтажными небоскрёбами и трёхсотметровой травой, эдаким олицетворением сибаритства, человеческой тяги к бесконечному наслаждению, за которое не надо платить. Ощущение беспечности, лености и томной высокомерности ко всем остальным, нерусским (читай – «замкадовцам», так как все русские сконцентрированы в Москве для большей яркости сравнения) просто сочится с первых страниц книги. Общество, построенное на внешних вливаниях (в книге – арендные платежи китайцев за Сибирь, в реальности – нефть и газ) кажется стабильным, богатым и непоколебимым, а люди счастливы. Работать теперь не модно, да и зачем? Но стоит только оскудеть ручейку халявы, как былое благополучие рушится и превращается в хаос, словно красивый дом, построенный на песке. Впрочем даже до этого под лаком мнимого счастья можно разглядеть темную бездну, ведь людям всегда всего мало – получив свободу от всех забот и материальных проблем, они хотят уже не просто счастье, а счастье в чистом виде, а получив и его – хотят более концентрированного счастья и так до бесконечности… Доведя до абсурда эту цепочку автор приходит к неутешительному выводу – человек не создан для счастья, он создан для проблем, которые нужно преодолевать, бороться с ними. Именно это делает человека человеком, отбери у него чувство внутреннего долга и ответственности за себя и близких, нужду ежедневно покорять очередной вал трудностей, и он скатится к растительному существованию.

Если со смысловой и философской нагрузкой Рубанов вполне справился (пусть и не на отлично, так как большинство идей действительно вторичны и не обогатят опытного читателя), то сделать художественную книгу полностью увлекательной ему не удалось. Эпическая картина сорокамиллионного города цепляет, а необычные образы и аллюзии не дают читателю скучать в первой четверти повествования, однако уже во второй четверти сюжет явно провисает, мысли героев начинают повторяться, а действие, которое могло бы скрасить недостатки сюжета, разворачивается только к середине книги. Автора несколько спасает только сочный язык, обильно снабженный жаргонизмами, но и здесь не обошлось без огрехов. Я не ханжа и не ярый противник использования мата в книге, если это необходимо стилистически, однако в конкретном случае без него можно было обойтись, а его наличие, пусть и далеко не обильное, режет глаз и совершенно не к месту.

В целом, главное достоинство книги — идеи об обществе, сущности человека и векторах развития современной России, поданы красиво, ярко и образно. Однако этого мало, кроме мяса философии у хорошего повара должны быть еще специи, например интересный сюжет, интрига или что-нибудь другое, столь необходимое в хорошей художественной литературе. На этом поле Рубанов оказался не силен – то, что было бы хорошо в короткой повести, превратившись в среднего объема роман, потеряло остроту, хотя и не превратилось в вязкую жижу.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение неплохое, но, счёл, не выдющееся.

Общество изобилия показано неплохо. И поведение людей описано неплохо.

И идея свежая.

А чего то (для полного счастья) всё равно не хватает.

Но продолжение романа — решил прочитать.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастический роман в целом оправдал ожидания. Купила книгу только по обложке, уж очень выделялась на фоне остальной современной литературы. После прочтения взяла за правило «Никто никому ничего не должен», стало как то легче, если люди не помогают мне, и уверенней, если нет желания помочь с моей стороны. Угрызенья, так сказать, отступили)

НО! очень уж тонкая книга получилась. Не в объеме страниц, нет. На протяжении всего чтения оставалось ощущение какой-то нехватки слов, будто автор не пытается углубиться немного больше и развить тему. Хотелось деталей, хотелось, чтоб книги было немного больше, сюжет ведь здоровский!

Бывают книги, как «МЕТРО 2033» — читаешь, читаешь. думаешь, когда уже наконец кончится, а бывают как «Хлорофилия» — хочешь еще, а она вся вышла... (

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная, яркая книга. Читается на одном дыхании. Важно, что роман современен в обоих смыслах — возможно, лет через десять он будет восприниматься по-другому. Но сейчас! Читаешь, почти как сборник зашифрованных притч, радуясь всякий раз после разгадки неочевидной с первого взгляда аналогии. Читаешь, словно скрытое послание, причём не автора, а кого-то другого, кто знает, что происходит на самом деле, что будет, и как поступить, чтобы не совершить ошибок. Порою останавливаешься, чтобы мысленно поспорить с текстом или с персонажем. Иногда откладываешь книгу и вовлекаешься в мысленный монолог, ищешь аргументы, думаешь. Давно не встречал книги, которая под внешне приключенческой обложкой несла бы столько смыслов, смыслов важных, нужных и своевременных.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полдень ХХII век... Все оставшиеся русские теперь живут в Москве или в «технологичном наногосударстве». Наконец-то настало время благоденствия — китайцы работают в Сибири, а русские живут за их счёт. Только одна напасть — Москва уже 40 лет как заросла травой, а каждая травинка высотой в 300 метров ... да не простая это травушка-муравушка, мякоть травы несёт людям чистую радость...

Социальная антиутопия. Фантастическое допущение замечательное — «травища-отравища» — простое и при этом такое зримо мощное. Отмечу также вездесущих «мейд'ин'чановцев» и социально-поэтажное расслоение общества. Далее автор добавляет ещё интригу с употреблением травы в пищу. Персонажи колоритны, но довольно однозначны. Впрочем, всё действие мне казалось несколько бутафорным, особенно, когда автор начинал рассуждать на тему «он русский — это всё объясняет». Сюжет проигрывает антуражу. Впрочем, мне книга понравилась, но при чтении часто возникало ощущение идейного диссонанса между развлекательно-фантастической и сатирично-морализаторствующей составляющими текста. Так-с... ещё и продолжение есть... продолжу знакомиться с автором...

К прочтению рекомендую — книга развлекательная, юморная и неглупая. Только читайте с ожиданием атмосферности и сатиры, а не с внимательностью к стройности действа и придуманного мира .

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх