Роберт И. Говард, Неизвестный автор «Альмарик»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Фантастика (Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Исайя Керн, отличавшийся невероятной и необузданной силой, не нашел себе места на Земле, общество отторгло его. Бегство от сил закона, служащего власть имущим, привело его к ученому, который перебросил его на другую планету. Что может сделать человек без одежды и оружия в чужих землях? Сможет ли этот мир стать его родным? Так началась история героя, изменившего Альмарик.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, August 1939», 1939 г.
— журнал «Weird Tales, June-July 1939», 1939 г.
— журнал «Weird Tales, May 1939», 1939 г.
— журнал «Вокруг света 1994'07», 1994 г.
— антологию «Лик в бездне», 1995 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— сборник «Adventures in Science Fantasy», 2012 г.
- /языки:
- русский (6), английский (6), французский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (4), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Бойко (1), П. Луине (1), В. Малашин (1), В. Правосудов (1), И. Рошаль (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ХельгиИнгварссон, 10 ноября 2021 г.
***Сборный комикс***
***
Доподлинное «отцовство» романа «Альмарик» неизвестно и, более того, неопределимо. Точных данных нет. Считается, что его дописали по черновым наброскам Роберта Ирвина Говарда. Не то Отис Клайн, известный в России омнибусом «Опасная планета» от издательства «Армада» 1997-го года. Не то Отто Биндер – автор комиксов, специализировавшийся на Мэри и капитане Marvel, Супермене, Супербое и Супергёрл.
Моё мнение заключается в том, что «Альмарик» – компиляция условно говардовских сцен и образов, проделанная коллективно, как минимум двумя указанными авторами. Существование черновика представляется мне сомнительным. Почему? Weird Tales сенсация потребовалась не для того, чтобы заполнить колонку с мая по август 1939-го года, но чтобы реанимировать интерес постоянных читателей и привлечь внимание публики. Напоминаю, что журнал потерял сразу двух авторов подряд: Р. И. Говард застрелился в 1936-м году, а Г. Ф. Лавкрафт умер в 1937-м.
Почему именно компиляция? Потому, что фрагменты творчества Р. И. Говарда узнаются, но они будто взяты из разных его произведений (и даже циклов). Их слишком много, и они так криво сшиты, что произведение не дотягивает до стилизации. Скорее всего, соучастником (если не инициатором) мистификации был сам Фэрнсуорт Райт, редактор-составитель журнала с ноября 1924-го по март 1940-го. Для чего он пошёл на это? Для того же, для чего почти в каждом номере после самоубийства автора публиковались его стихотворения, а после и рассказы умершего Говарда Филлипса Лавкрафта. Надо было не только почтить память друзей, но и удержать покупателей.
Вероятнее всего, эксперимент не удался, именно потому в «кладовочке» больше ничего и не «нашлось». Спустя номер после финальной части «Альмарика», в октябрьском Weird Tales, словно на пробу повторно печатаются «Черви земли» Роберта Говарда, написанные и опубликованные ещё в 1932-м году – и на этом всё. Автор пропал (как и Г. Ф. Лавкрафт), редактор сменился, журнал и его наполнение стали другими.
***
Персонажи, мир и темы «Альмарика» в равной мере могут принадлежать как Р. И. Говарду, так и любому другому автору. Вот всего несколько примеров.
В повести 1911-го года «Лютый зверь» Джек Лондон уже изобразил молодца из Скалистых гор, способного нокаутировать медведя, но не прижившегося в современном боксе.
У О. Клайна в трилогии «Роберт Грэндон» 1929-1933-го годов есть учёный, открывший мгновенное перемещение на другую планету.
Э. Р. Берроуз в романе «Тарзан и сокровища Опара» 1916-го года описал половой диморфизм затерянного города-государства, женщины которого прекрасны, а мужчины мало чем отличаются от обезьян.
С летающими людьми воевали говардовские Соломон Кейн и Конан.
Подземные вырожденцы, додревние монстры почти божественной силы и последыши нечеловеческих рас, бывшие богами и демонами пращуров человечества, равно встречались у Р. И. Говарда и Г. Ф. Лавкрафта.
Сторонником теории внеземного и гибридного происхождения человечества был О. Биндер.
Откуда могла взяться Стена, разделяющая северное и южное полушария планеты Альмарик, мне не известно, но она более чем интересна.
Главное отличие Исау Каирна от всех подлинных героев Р. И. Говарда в том, что он занимается отстранёнными размышлениями и самолюбованием. Поразительно – но восхваление собственной мощи и неукротимости здесь вложены в уста героя. Вместо монолитного в единстве тела и духа, желания и поступка дикаря или фанатика, от которых даже магия отскакивает, в «Альмарике» изображён рефлексирующий в пределах своих скромных возможностей атлет, похожий на устроившегося работать журналистом выпускника спортфака.
Наконец, если говардовские персонажи живут в тексте, то Исау рассказывает о жизни. Да, есть у Р. И. Говарда и цикл о видениях Джеймса Эллисона, но в каждом из них рассказчик чётко отделён от деятеля, одновременно являясь им в другом воплощении. Здесь подобный персонаж тоже есть – учёный, спасший Исау от правосудия – но это другой человек, который лишь ретранслирует чужое послание. Убери его, и останется один хвастливый рассказчик.
Наконец, герои Р. И. Говарда всегда были самодостаточной неодолимой силой, даже если и водили ватагу. Уж на что-то – но на то, чтобы спасти любовницу, попутно разрушив какой-нибудь тысячелетний культ вместе с городом-крепостью и убив бессмертное чудовище, способностей им хватало. Здесь же Исау для осуществления задуманного потребовалось собрать целое войско.
***
Сюжет романа можно охарактеризовать тремя словами: реактивный, заимствованный и фрагментарный. События, условия и локации сменяются быстро, но связь между ними условна, и никакого плавного перехода даже предусмотрено не было. Будто к одному фрагменту спешно подставляют другой, надеясь, что за их частой сменой никто не заметит некоторых странностей. Например, поразительного сходства сюжетной схемы «Альмарика» с берроузовской «Дочерью тысячи джеддаков» 1912-го года. Или того, что внутренняя логика повествования регулярно подменяется желанием автора сделать что-нибудь неожиданное. Или упрощения условно говардовских сцен до описательных пиктограмм.
К примеру, перечитайте внимательно шестую и начало седьмой главы – ночные злоключения Исау и Альтхи в руинах мраморного города и странная буря, заставшая их утром на равнине. Выбраться из-под трупа гигантского «единорога», обнаружить остатки трапезы людоедов и останки самих каннибалов, бегать во тьме за манящим женским голосом бесформенного монстра, подраться в подземельях с собакоголовыми карликами, закидать камнями огромного паука, встретиться с ходящим в буре Великим Слепым… Не слишком ли много всего и сразу? Р. И. Говард писал проще, но зато полнокровно. А здесь просто свалили всё в кучу.
Что удивительно, «Альмарик» при всех своих недостатках и неустановленном авторстве отторжения не вызывает. Читается запоем, и даже хочется продолжения. Но при внимательном рассмотрении он оказывается не литературным романом, а графической новеллой без иллюстраций. Произведением, в котором рисунки имеют основное значение, а текст на подхвате. Учитывая брата-художника Отто Биндера – Эрла Эндрю Биндера – нельзя отрицать того, что Weird Tales и планировал графический роман, но коллективу не хватило времени, таланта или желания. Жаль. В исполнении Фрэнка Фразетты или отца и сына Ройо я бы ознакомился с комиксом даже сейчас.
lekialla, 5 декабря 2012 г.
По-своему, Альмарик- очень яркий роман. По этой книге можно снимать и снимать множество фильмов, в ней много незаконченных миров и идей, этим она и хороша. После прочтения ваша фантазия может дорисовать и создать что-то свое в этом мире. Возможно, сюжет немного и наивен, но от этого он не становится хуже. По-моему ощущению- это дает возможность полета своей фантазии. Думаю, что на основании этого романа и мира в нем, получился бы неплохой фэнтэзи -мир с новыми героями и яркими приключениями. Этот роман- с возможностью продолжений, яркий и запоминающийся, чем-то выделяющийся из его творчества, рекомендуется к прочтению поклонникам творчества Роберта Говарда.
Yazewa, 31 июля 2012 г.
Может быть, и надо делать скидку на время написания... не знаю. Но когда бы ни писалась вещь, должен же быть хороший стиль, яркие живые герои и т.п.? Здесь ничего этого нет. Сюжет не то, чтобы наивный, — он примитивный, и в моем восприятии — раздражающе примитивный. Читать это, мягко говоря, неинтересно. Даже по диагонали.
kmk54, 18 декабря 2005 г.
Роман понравился, несмотря на некоторую наивность героев и автора.
Говарду эту наивность можно простить, учитывая, что при его жизни роман не был опубликован, следовательно — и не подвергался авторской корректуре. :glasses:
Основная идея романа — донести до читателя сущность человеческой жизни, состоящей, по мнению автора, в борьбе с силами природы и различными нелюдями и чудовищами. :box:А любовь помогает побеждать все эти злые силы.:rev:
Краткая фабула романа:
Главный герой романа «Альмарик» — Исау Каирн (в переводе В. Правосудова) (Иса Кэрн — И. Рошаль), рождённый в век индустриальной цивилизации, оказался в ней изгоем, вследствие своего «дикарского» характера. Он не хотел признавать никаких ограничений своей свободы и подавлений воли.:box:
Попав в чуждый человеку суровый мир, он не только сумел выжить, но и полюбил местную дикарку. Ему удалось объединить враждующие племена варваров, освободить тысячи женщин из плена ужасных крылатых людоедов и уничтожить всех людоедов, погрязших в пороках. В конце концов он сумел сообщить свою историю на Землю, напомнив своим гонителям о себе.:dont:
Kedens, 26 сентября 2008 г.
Крепкая фэнтези ))) . Конечно, наивно, скидку сделайте на то, что 80 лет назад почти написано! Она — как клише, с которого печатают все современные фэнтези ))) Маленький герой — становление — задатки героизма и т д ))) Главное, что не растянули на 5-7 романов! В целом книжка прекрасная! МОжет не самое лучшее произведение Говарда. Мне больше все-таки цикл про боксеров нравится.