Михаил Веллер «Легенды Арбата»
Сборник является логическим продолжением «Легенд Невского проспекта», только теперь герои рассказов — москвичи. С фирменным веллеровским сарказмом нарисованы портреты знаменитых людей современности. Каждый раздел книги завершает подборка «афоризмов» российских политиков.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ab46, 9 января 2017 г.
Понравилось. Но начну афишировать с ругательного слова. Сплетни. Поэтому это интересно и информативно. Сплетням иначе нельзя. А ещё это злободневно. Сплетни же. Многие из персонажей этих рассказов продолжают мелькать в телевизоре, и ещё много нового наколбасят на радость будущим авторам.
Теперь бонусы. Это хорошо рассказано. Художественно. Увлекательно. И, поверите ли, по-доброму. Большинство своих героев автор не одобряет, но любит он их всех. По-моему, это святая обязанность каждого писателя. И Веллер не пренебрегает этой обязанностью. Наконец, это смешно. Я не такой уж мрачный тип, но смеяться предпочитаю тихонько. Читая эту книгу, я несколько раз спонтанно срывался в хохот.
И последнее. Рассматривая мою рекомендацию, учтите, что я не знаю вещей, над которыми нельзя смеяться, а слово «кощунство» в моём словаре отсутствует.
martinthegod9, 12 июня 2016 г.
«Легенды Арбата» — долгожданное продолжение всеми любимых «Легенд Невского проспекта», вышедшее в 2009-м году, спустя 16 лет.
Михаил Веллер таким же образом делит «Легенды» на 4 блока рассказов в зависимости от общей тематики: «В сторону С.С.С.Р.», «В сторону искусства», «В сторону Кремля», «В их сторону». И хотя советской эпохе должен быть посвящен лишь первый блок, судя из названия, немалая часть рассказов других частей тоже относится именно к СССР, причем зачастую лучшая доля рассказов. Не могу понять почему, но та же ситуация есть и с Пелевиным — когда он дожевал опыт советского времени и перешел на современную Россию, многие фанаты посчитали, что Виктор Олегович скатился (хотя это не так). А вот Веллер пробует, пытается всё равно держаться за советскую тематику как самую яркую + ностальгическую для многих читателей. И когда автор переходит от нее к, например, историям об интригах в высших кругах власти в 90-тые годы, получается гораздо слабее (практически весь блок «В сторону Кремля»). Ибо здесь Веллер увлекается ненужными подробностями и еще больше «плюется» именами и фамилиями.
К неровностям этого сборника также отнесу то, что Веллер порой откровенно увлекается и чересчур затягивает повествование. Как в рассказе «Рыбалка», где нам уже давно хочется узнать, чем же закончилась встреча Ельцина с представителем Японии. Или как в рассказе «Имени Нахимова», где перебор с документальными и скучными подробностями угробил прекрасную идею «покупки» евреями исторических личностей, приписывая их к своей нации.
Но несмотря на ряд минусов и множество 6-ок в оценках, сборник заслуживает внимания. В нем иногда выстреливают рассказы, которые и написаны прекрасно, и юмор качественный, и идеи глубоки: «Самолет», «Пятикнижие», «На театре», «Монгольское кино», «МиГ губернатора», «Милицейский протокол».
amak2508, 16 июля 2014 г.
Еще одна порция исторических анекдотов от Михаила Веллера. И, естественно, полнейший брат-близнец первого такого сборника («Легенды Невского проспекта») — снова набор историй о людях или событиях как очень известных, так и практически незнакомых. Поскольку автор прекрасный рассказчик, читать эти истории действительно интересно. Тем более, что речь в них часто идет о событиях, про которые вроде бы кто-то когда-то чего-то как бы и говорил, а узнать, что там было на самом деле, действительно хочется.
Беда этой книги для читателя заключается в том, что один Веллер знает, что там придумано, а в чем есть хотя бы доля правды. Кроме этого, к сожалению (а может быть и к счастью) запомнить все эти очень похожие по своему построению и изложению истории просто немыслимо — некоторые забываются сразу, другие через месяц и хорошо, если через год в памяти останется хотя бы пара из этих анекдотов...
Как итог: убивать время и получать от чтения удовольствие — прекрасный вариант, лучшую книгу для этого и найти трудно, считать ее серьезной и вспоминать через годы — не получится....
iLithium, 1 марта 2015 г.
Сборник читал долго, с перерывами в несколько месяцев, чтобы на подольше растянуть удовольствие. В целом остался доволен, хотя несколько рассказов портят впечатление и представляют собой графоманию, если не сказать хуже — какую-то невыносимую муть. Так они еще и кучкуются вместе.
Но если забыть про них сборник превосходен. Открывает его — «Подвиг разведчика», не самый сильный игрок, но однозначно один из крупных бриллиантов короны. Таковых еще несколько — это «Монгольское кино» и «Шутник Советского Союза». Ну и самый лучший, разумеется, — «Мон Женераль».
Все они производят громогласное впечатление и запоминаются надолго. Но это не значит, что остальные намного хуже! Они тоже хороши. И это не говоря о самом важном свойстве — у автора удивительно красивый язык. Метафоры очень яркие, и мне сложно представить, как такие тексты могут быть переведны на английский, допустим.
Podebrad, 22 ноября 2015 г.
Как уже отмечалось, «Легенды Арбата» представляют собой сборник анекдотов. Если точнее, сборник рассказов, созданных на основе анекдотов. Авторство анекдотов, судя по всему, принадлежит самому Михаилу Иосифовичу. и он сумел создать впечатление, что в основе каждой лежит реальный случай. Персонажи историй, в большинстве случаев, известные политики или, по крайней мере, сюжет основан на их деятельности. Некоторые истории очень смешные, некоторые так себе. Настоящий шедевр — переписка по поводу побега свиней. Рассказы перемежаются сборниками избранных изречений наших вождей. На этих страницах хохочешь без остановки. Цитаты явно подлинные, даже те, которые раньше никогда не попадались. Чтобы высказать такое, необходим государственный ум.
Снижает впечатление то, что речь идёт почти исключительно о товарищах, которые наворовали уже всласть и решили отдохнуть. Или, по крайней мере, перестали светиться. Такой подход можно понять. К тому же люди девяностых наломали столько дров, что повторить их подвиг не смогут никакие последователи. Просто нечего уже ломать в таких объёмах. Тем не менее, остаётся ощущение конъюнктурности. Сегодня «Легенды Арбата» уже не производят такого впечатления, как пять лет назад. Ещё лет через пять или десять они будут восприниматься с некоторым недоумением, как сегодня вызывают недоумение нашумевшие в своё время приключения майора Звягина.
iskender-leon, 13 июля 2013 г.
А мне напротив, «Легенды Арбата» понравились ничуть не меньше чем «Легенды Невского проспекта». Причём читал по свежим следам, сразу за предыдущим сборником. Сразу оговорюсь, что целиком согласен, что каждая история — это байка, в которой быть может очень мало правды, если она есть вообще, но... как-то всё-таки верится. Если не в то что такое было в действительности, то по крайней мере в то, что это вполне могло происходить на самом деле. Упрёки во вторичности материала воспринимаю спокойно — очень возможно, что тот или иной рассказ вы слышали раньше в виде анекдота, но здесь Веллер выступает в виде мастера, который возьмёт в руки заготовку, любовно стешет лишнее, добавит где нужно своё, отшлифует, отполирует и подаст на суд почтенной публике.
В этом сборнике почти нет чёрного юмора, зато ощутимо усилился социальный подтекст. Собственно, его и подтекстом то назвать сложно — настолько велика эта составляющая текста. Уподоблю-ка я его знаменитому бутерброду кота Матроскина — острая социальная сатира и ирония, а сверху слой юмора потолще и класть этим самым юмором на язык — так оно вкуснее, ага. Ну и для привлечения читателей — несколько слов о теме этих баек. Рассказ о том, как Ельцин и японский премьер отправились на рыбалку, другой — о том, как почтенный Сергей Михалков силился «отмазать» сына от армии, есть история о том, как чуть не возникли осложнения в двусторонних отношениях СССР и Французкой республики. Уморительная история об одном кинофестивале, зарисовки из жизни театра и писательской богемы, анекдот о политике, который задолго до другого, более известного, сел в кабину истребителя и сатирическое повествование об очень тяжёлом дне первого апреля.
Напишу тоже самое, что недавно написал в отзыве на рассказ Марка Твена. Реальная жизнь, особенно в области политики, часто корчит нам весьма преотвратные рожи. Если брать «лихие девяностые», которым посвящена половина рассказов сборника, то посмотреть на них в розовые очки вряд ли получиться хоть у кого-то, смотреть трезво и объективно тяжело да и нет нужды — мы все уже однажды насмотрелись, пока жили, точнее выживали в те самые года. Так давайте, предлагает Веллер, посмотрим на них сквозь призму юмора, ведь только он в таких случаях и спасает. Понимал это классик американской и мировой литературы в середине девятнадцатого века, понимает это и русский прозаик в начале века двадцать первого. Сборник понравился мне чрезвычайно, браво автор!
Фэтти, 15 ноября 2012 г.
Такое ощущение, что после общения с Довлатовым Веллер изо всех сил пытается Довлатовым же стать — но до чего неуклюже это у него выходит! Если довлатовские байки вполне можно принять на веру, то у Веллера полно фактических ошибок, сводящих правдоподобие ситуации на нет. Я уже не говорю про неряшливость стиля. Вспоминаются Стругацкие: «Тут ценно как можно чаще повторять «были», «был», «было». Стекла были разбиты, морда была перекошена...».
Ярчайший пример графомании — по-другому не скажешь.
тихий омут, 16 июня 2011 г.
Новый сборник городских легенд оказался на порядок, даже на два порядка слабее своего предшественника — Легенд Невского Проспекта». Тому сборнику я оценку натянул за саму идею — собрать передаваемые из уста в уста легенды и байки в одну книгу, здесь же натягивать оценку не за что. Легенды представляют собой бородатые анекдоты, по большей части не имеющие отношения к Москве, больше чем на половину рассказы разбавлены отступлениями и размышлениями самого Веллера, похоже ради добавления объема, в результате чтение только утомляет. Может я ждал от сборника слишком много, но я был сильно разочарован:frown:
ii00429935, 30 июля 2011 г.
«В Москве есть все, кроме правды», — так начинаются «Легенды Арбата». Перефразируя автора, замечу: в этой книге есть все, кроме цельности. Представленные здесь под одной обложкой байки о политике, кино, театре, литературе и не только не объединяет ничего. Ни улица Арбат, ни Москва, даже ни Россия как место действия. Ничего, кроме личности автора. Веллер — прекрасный рассказчик, легкость слога он с годами не утратил, но, к сожалению, подрастерял чувство меры и требовательность к себе. Потому и сборник составлен неряшливо, по принципу «и так сойдет». В ранних вещах Веллера я не замечал снобизма и самолюбования, в «Легендах Арбата» они проявляются регулярно. Острословие и остроумие — не обязательно синонимы, и в этой книге желание автора себя показать, похоже, задавило все остальное. Очень сомнительного вкуса остроты, не находите? «Поколение ЕГЭ тоже люди». «... голова актеру нужна, чтобы придавать выражение лицу и резонировать голосу»...
О людях творческих профессий говорят: первую половину жизни он зарабатывает себе имя, а потом уже имя работает на него. Михаил Веллер — давно уже не просто имя с фамилией, это бренд, позволяющий выгодно продать не самый лучший товар. И сборник «Легенды Арбата» издается рекордным по нынешним временам тиражом — почти 200 тысяч экземпляров. Хотя, положа руку на сердце, книга к прочтению совсем не обязательная.
elsolo, 28 января 2010 г.
Писать особо нечем. Сборник историй и баек, которых много на анекдот ру. Только язык поинтересней, да позамысловатей. А так все тоже. Не сюжета, ни конструкции, ни героев. Впрочем герой, современники перестройки и застоя, одинаково жалки и отвратительны.
svarga, 12 сентября 2010 г.
Веллера люблю давно. И этот сборник также приобрел не задумываясь. Однако он не порадовал. Кроме рассказа про Богословского не понравилось ничего. Вроде все есть — слог, язык, юмор, — а чего-то не хватает. Моя оценка 6 из уважения к Михаилу Иосифовичу.
vinkelrid, 7 июня 2010 г.
Подача была, естественно, как «ничуть не хуже «Легенд Невского», на деле оказалось, как и следовало ожидать, похуже. Вроде всё на месте: герои, случаи, гротеск, но не хватает той, что ли, сказочности, за которую все любят «Невский».
Одним словом, остался я не разочарованный, но и не очарованный.
P.S. Как учебник по владению художественным словом — самое то.