fantlab ru

Ким Стэнли Робинсон «Дикий берег»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
275
Моя оценка:
-

подробнее

Дикий берег

The Wild Shore

Роман, год; цикл «Калифорнийская трилогия / Округ Оранж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

В 1984 году разразилась мировая атомная война. Произошли климатические изменения: снег в Калифорнии, торнадо в России. Уничтожена большая часть населения США. К 2047 году японцы взяли Америку в карантин. Они патрулируют морское побережье, а их спутники следят с орбиты, чтобы города не устанавливали между собой связь, бомбят мосты и дороги.

Жители Сан-Диего пытаются организовать сопротивление, убивают японцев, которые нелегально высаживаются на берег. Жители долины Онофре установили связь с населением Сан-Диего.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1985 // Дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1985 // Лучшая НФ-книга в США. Особое упоминание

номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1985 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дикий берег
1997 г.
Дикий берег
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Калифорнийская трилогия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Wild Shore
1984 г.
(английский)
Le Rivage oublié
1986 г.
(французский)
The Wild Shore
1986 г.
(английский)
Das wilde Ufer
1986 г.
(немецкий)
La playa salvaje
1989 г.
(испанский)
La Costa dei Barbari
1990 г.
(итальянский)
The Wild Shore
1995 г.
(английский)
The Wild Shore
1995 г.
(английский)
Dziki brzeg
1998 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть триптиха о Калифорнии меня... насторожила в самом отрицательном смысле.

Во-первых, это книга о том, как мир сговорился и предал «большого смердящего кита, заглотившего много рыбы, великую Америку», нет, нет, я не ерничаю, один из персонажей так и подводит итог произошедшему, и вот весь мир изолировал эту самую «Америку» после единомоментной ядерной диверсии во всех крупных городах юсэй и 70 лет как насилует её экономику, уничтожая даже сообщение между сообществами, городками и общинами, шпионя прямо-таки со спутников и бороздя воды патрулями. Тупая Россия с «вонью сыра в поездах» (+ еще пот и водка, а как же иначе, чем еще мы можем пахнуть в России-то?), коварная Япония, какая-то безвольная Франция (о которой разве что упоминание). Словом, живет община на побережье, выживает натуральным хозяйством и доктора в ней заботит, как бы раком его пациентов не перезаразились (ну разве что кто будет фонить так, что счетчик Гейгера треснет), молодежь считает течение времени от ярмарки до ярмарки, а более ответственное за жизнь окружающих население подпрыгивает за урожай и спокойную жизнь. Словом... никто толком не знает, что именно происходит, призрачно всё как-то и не по-настоящему. Книга в книге, как трёложное «кругосветное путешествие»(Венеция, оказывается, на островах, а не на сваях, а по России ходят торнадо уже 70 лет, но что-то мы до сию пору не догадались строить города под землей, а еще у нас на Красной площади можно в урну петарды бросить и правительство под стулья спрячется, такая у нас узкая Красная площадь). Самые реалистичные моменты — это скучные для большинства читающих: как люди урожай спасают, как на ярмарке торгуют, напиваются, слоняются и обмениваются новостями, как выходят на лов в море и пекут хлеб. И вот в этих сценах люди живые, со своими страхами, чувствами, желаниями, надеждами, полнокровные люди, а как только автор начинает играть в политику, они становятся картонками, заложниками навязанного сюжета.

Как только автор даёт персонажам просто жить — показывает их юность (зрелость/старость/детство), их новизну(или рефлексию) переживаний окружающего мира — цены ему нет. Действительно, Хэнк ищет себя, в путешествии в Сан-Диего, в труде написать книгу, осознать, что же с ним случилось за последнее лето... А потом кидает их в искусственную (еще пока слава Богу и никогда не приведи Господи) ситуацию постапокалипсиса отдельно взятой страны — мерзотно становится, люди, и не от осознания ситуации, а за автора, мусировавшего этот сценарий в крайне сложное для геополитики время. Стал ли он для меня неким предупреждение? К сожалению, в нашем искривленном мире он скорей всего станет чьей-то мечтой и целью.

Триптих, словно трельяж. Одно зеркало я уже выкинула.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дикий берег» представляет собой образец раннего творчества автора. До этого момента я был знаком лишь с его романом «Нью-Йорк 2140» и нашел между ними немало общего.

В романе рассказывается о небольшой общине, которая пытается выжить в постапокалиптической Америке. Упор в этой истории сделан в первую очередь на человеческие взаимоотношения и переживания. В романе подняты проблемы конфликта поколений, противостояния отцов и детей, ответственности за те идеи, которые вкладываются в неокрепшие умы старшими. Зачастую дети повторяют ошибки своих родителей, тем самым замыкая порочный круг.

Действие романа будет происходить в калифорнийском округе Ориндж, где сплоченная группа фермеров и рыбаков довольно успешно ведёт хозяйство в крайне непростых условиях. Сообща они ловят рыбу, обрабатывают землю, пекут хлеб и во всём помогают друг другу. По вечерам поселенцы собираются у костра, чтобы послушать рассказы старика Тома о том, какой великой страной была Америка когда-то. Одним словом всё в этой общине хорошо – люди довольствуются малым, зато все сыты и здоровы, насколько это возможно. Однако молодое поколение, не ведавшее ужасов войны, наслушалось рассказов о былом величии своей страны и захотело перемен. Кто-то же просто хочет мести призрачным обидчикам. В этой роли выступают японцы, чьи корабли контролируют море, делая невозможными попытки уплыть с континента. Основная база японцев находится на острове Каталина. Яркие огни острова неизменно притягивают взгляды мальчишек из общины и рождают много непростых вопросов.

В это время в их небольшую долину приезжают люди из Сан-Диего, которые хотят восстановить железную дорогу. Постепенно выясняется, что лидер этих людей, мэр Дэнфорт, создал сопротивление и призывает всех бороться с теми, кто изолирует Америку от остального мира. Помимо постройки железных дорог борьба эта заключается в убийстве японских туристов, прибывавших тайком на американский берег на экстремальную экскурсию. Мэр предлагает жителям общины присоединиться к сопротивлению. В итоге на фоне ненависти и даже зависти в общине возникает раскол. Молодые люди начинают строить планы о борьбе и вступлении в сопротивление, а взрослые пытаются оградить их от этого. Конечно же, молодёжь никого не слушает и пытается найти свой собственный путь. В процессе этого ребята прощаются с детством, сталкиваются с необходимостью делать выбор и нести за него ответственность.

Мир в романе показан очень интересно. Стоит отметить, что как таковой мировой ядерной войны не было, а атаке подверглась лишь Америка. Весь мир устал от амбиций американцев и решил преподать урок ненасытному народу. Во всех значимых городах были взорваны бомбы, а затем всю огромную страну изолировали. Береговую линию контролируют корабли, а в небе боевые спутники ведут непрерывную слежку. Конечно же взрыв такого масштаба не мог не сказаться на планете в целом, и мы видим изменение климата. Например, в Калифорнии посреди лета идёт снег, а в России бушуют разрушительные торнадо. Не все жители Америки решили жить натуральным хозяйством, как наши герои. Ещё есть мусорщики, которые живут за счёт мародерства на руинах городов, собирая различные вещи минувшей эпохи и продавая их на местном рынке – Толкучке.

На мой взгляд, героям не нужно пытаться вернуть ту страну, о которой они знают лишь по рассказам стариков. Нужно постараться создать что-то новое и великое, не вызывающее ненависть всего остального мира.

Итог: На выходе мы получаем историю взросления, в которой все герои в какой-то момент уходят от привычного образа жизни и влезают в неприятности. Роман цепляет за счёт знакомых каждому чувств и переживаний: дружбы, верности, первой любви и первого предательства. Мечты о борьбе за справедливость разбиваются о первую кровь, и к героям приходит осознание того, что мир гораздо сложнее, чем им казалось. В этой истории отлично показано, как безобидные на первый взгляд решения, цепляясь одно за другое как снежный ком, ведут к катастрофе. В какой-то момент человек оказывается уже бессилен что-либо изменить. Я очень рад, что познакомился с данным романом.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, говоря «Апокалипсис» мы подразумеваем нечто уничтожающее привычный мир, глобальное, не меньше, чем планетарного масштаба: астероид, всеобщая война, нашествие инопланетян, восстание роботов, эпидемия, или что там еще может разрушить милое сердцу существование.

Но вот мы, пережившие 90-е в сознательном возрасте, знаем, что нечто может уничтожить раз и навсегда весь твой привычный мир без всяких астероидов и атомных катастроф и остаться для прочих обитателей Земли почти незамеченным. Но лично для тебя мир уже не будет прежним, и возникающий при этом накал чувств — сожалений, страхов, тоски, боли, надежды — ничуть не менее острый, чем от всеобщего конца.

Поэтому описанная история может происходить где угодно: на Калифорнийском побережье в постатомном веке альтернативной истории, или в маленьком провинциальном городке в российской глубинке, или в какой-либо поствоенной стране — выбирайте любую, локальных войн, уничтожающих прямо в эту минуту небольшие конкретные миры сейчас сколько угодно. И это, пожалуй, главное достоинство романа: происходящее в нем, переживания и мотивы героев — реальные и не являются вымученными для привязки к фантастическому сюжету, знакомые каждому, кто хоть раз в жизни пережил крушение мира.

Маленькая община борется за выживание в мире после глобальной атомной войны. Сплоченная группа фермеров и рыбаков, смогла не просто выжить — выработать собственный уклад, воспитать детей, и не скатиться при этом к временам варварства, сохранив и передав нравственные нормы и память о минувших, более счастливых днях и о приведших к катастрофе ошибках.

Но подросло новое поколение, которое более не устраивает жизнь ради просто выживания, и которое хочет найти собственные цели в жизни и достичь их.

Вот здесь и разворачивается основной конфликт. Одни мечтают вернуть былую легендарную мощь и славу, чтобы отомстить врагам и мучителям, других вполне устраивает существующий порядок вещей, третьи... третьи понимают, что итак и этак плохо, но как оно, должно быть, не знают, тем более не могут сказать, с чего начать, чтобы вернуть все самое хорошее из прошлого, но отказаться от всего, что привело к катастрофе. Знакомая ситуация?

Юные герои на страницах романа прощаются со своим детством, знакомясь с изнанкой взрослой жизни, сталкиваясь с обязательными в этом случае крушением авторитетов своих родителей, кумиров и учителей, предательством и необходимостью делать выбор и нести ответственность за его последствия. Обычный и такой знакомый процесс взросления с бурей противоречивых чувств, с качелями от восторга до разочарования.

В романе вообще нет ничего, что не было бы близко и все понятно. Это самые обычные человеческие чувства и отношения: верность, дружба, любовь, желание старших уберечь от фатальных ошибок младших, дать им ясную и достойную цель, и вечное стремление молодых найти собственный путь и проверить все лично. И рождающиеся от этого не только близость и взаимопонимание, но и обиды, горечь, разочарование.

И одни из самых лучших страниц в романе о том, зачем надо писать книги. Замечательное описание мучительного поиска и рождения слов, которые складываются в предложения, главы и законченное произведение, о душевном труде, переживаниях и сомнениях, которые идут рука об руку с вдохновением, о том, почему одни книги читают, перечитывают и помнят, а другие пролистывают и забывают. О книге, как о полузабытом за годы электронных технологий лекарстве, которое может облегчить боль, облечь в слова те неясные мысли, чувства и предчувствия, которые клубятся в голове мрачными тучами и не дают спокойно жить, не находя выхода, передать дальше полученный опыт, дать надежду и стать тем первым, необходимым толчком, определяющим выбор совершенно нового пути.

Умный, детально проработанный и психологически выверенный роман. Который я не стала бы советовать слишком юным читателям. Описанное в нем: переживания, ощущения, горечь поражений и радость от простых, обыденных вещей, восторг от небольших, но личных достижений, бессилие перед тем, на что повлиять не можешь, но что может уничтожить твой мир – все это может оценить лишь тот, кто имеет свой собственный негативный жизненный опыт и кто пережил пусть локальный, но не менее от этого разрушительный, личный Апокалипсис.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга авторский дебют и моё первое знакомство с его творчеством. Начинать — так с первых шагов? Не уверена, но стараюсь практиковать данную теорию. Эта часть трилогии разделилась у меня на две составляющие. Первая — наблюдение за тем как герои в отдельно взятом месте выживают после атомной войны. Как строят быт, как взаимодействуют друг с другом, к чему стремятся. Назовем ее условно — бытовой. И вторая часть, где автор пытается философствовать. Вплетает в быт разные истории, чтобы раскрыть моральную сторону вопроса.

При смешении этих двух линий, должно было выйти интересное произведение, но на мой взгляд получилось на любителя.

Книга очень медленная, есть пара-тройка экшен-сцен, если их можно так назвать, а в основном это неторопливо рассказанная история.

Кстати об истории. Ну то, что по сюжету США бомбили именно русские я вот не удивлена, так как это противостояние уже давно не новость. А вот посмотреть, как автор описывает эту ситуацию, зная, что они сами бомбили Хиросиму и Нагасаки — вот тут уже интереснее. Я ожидала немного другой морали, но у всех своя правда.

Что касается персонажей, то на первый взгляд они просто одна большая серая масса. Есть парочка главных, которые выделяются и на которых сделан акцент, но вот второстепенные получились очень блёклыми. Вся проблема, на мой взгляд в том, что пытаясь показать взросление ребят на фоне такой ситуации, не получилось в полной мере раскрыть ни сторону взросления, ни сторону постапокалипсиса. Автор показывает нам как молодежь хочет лучшей жизни, не хочет жить под гнётом, но все это очень урывисто и поверхностно. Да — мысли вложены правильные, но вот концепция построения романа пока хромает.

Мы вроде бы и движемся, что-то происходит, характеры героев меняются — в этом плане есть прогресс, но с мертвой точки мы так и не сдвинулись. С чего начали к тому и пришли.

И если все же надо привязать эту историю к фантастике, то я бы отнесла ее всецело к социальной, с поджанром в бытовую.

Очень странное чувство с этой книгой — когда читаешь, то есть интерес, что будет дальше. Но стоит ее отложить, то большой тяги к ней возвращаться нет, а потом берешь снова ее в руки и интерес возвращается. Скорее всего это заслуга авторского слога. Хотя надо признать, что перевод местами хромает.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

На редкость скучное чтиво. Поставил бы тройку, но пара моментов меня очень порадовали. Собственно ради них и стоит прочесть книжку.

Первый-история спасения главного героя с японского корабля. Борьба человека со стихией — меня просто поразила. 10 страниц нечеловеческого напряжения, преодоления вплавь океана в шторм. Описано потрясающе.

Второй — истории старика, а именно, его встречи самого с собой.

Больше ничего интересного в книжке я для себя не нашел. (Даже имен героев ни одного не запомнил). Главное впечатление от книги --- скука.

Эх если бы автор выбросил галиматью о путешествии на ручной дрезине или войне с пистолетами против подводных лодок и др. То вышел бы отличный сборник рассказов.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга написана мастерски, приключения захватывают ум, втягивают душу в эмоционально насыщенный сюжет. Такое чувство, буд-то автор взял лучшее от «Тома Сойера» и «Острова сокровищ» и поместил их в одну из вариаций постапокалипсического будущего человечества. Когда читал, пришла мысль, что создатели культовой пк-игры «Fallout-2» фанатизировали эту книгу, настолько близка атмосфера. Пусть нет мутантов и гулей, но есть кланы, развалины и особые обстоятельства бытия в новых условиях мира будущего, пережившего атаку нейтронными бомбами.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детально проработанный роман... ни о чем.

«Стоит меж лесов деревенька» с ее «великими» событиями, трагедиями, нуждами, мечтами...

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочаровывающее произведение. Опус поразил своей никчемностью. Невежество автора в том, что выходит за рамки географии Калифорнии и мещанской психологии англосаксонской части ее населения, проявляется на каждом шагу: от метеорологии до прокладки железнодорожных путей или ведения сельского хозяйства. Но «высший пилотаж» невежества автор показывает при появлении в тексте не американцев. Здесь он вообще опускается до уровня комиксов низкого пошиба. В целом — бред метромещанина на тему «глобальной» катастрофы в масштабах округа Оранж. Возможно, интересен жителям Калифорнии, поскольку в тексте встречаются знакомые названия (станций метро) островов и городов.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная, читается на едином дыхании.

Насколько вообще нужно относить ее к фантастике — вопрос. Поэтому есть сильно недовольные среди рецензентов. Если искать в ней драйва, экшена и т.д. — конечно, «Майор Пупкин против Черного властелина» значительно эффектнее.

Отличный язык, все соразмерно, герои абсолютно живые. Вроде бы и ситуация весьма схожа с «Пересечением Эйнштейна» Дилэни (как раз недавно читал), и многими другими постапокалипическими (взять хотя бы «Гимн по Лейбовицу»), но мастерство автора и именно литературный уровень — несравнимо выше.

И книга именно что цепляет, даже не совсем понятно чем. Может быть тем, что среди авторов, работающих в этом литературном направлении (в смысле, социальной фантастики, хотя это очень узко) очень редок такой уровень литературного мастерства — то ли не могут, то ли не считают нужным. Тот же Дик, например.

А уж как мог победить его «Нейромант» — вообще уму непостижимо. Практически так же, как сравнить «Сагу о Форсайтах» с «Тени исчезают в полдень».

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный по качеству, проработанности и образу роман. Он легкий в чтении и понимании и при этом достаточно глубок и символичен. Напомним мне Селенджера и его героев — молодых, ищущих. Весь текст пропитан какой-то свежестью моря, ветра, красотой природы и простой жизнью обычных земных людей. Великолепно сочетается этот быт, первая любовь, чувства, дружба, понимания себя, жизни и смерти, ошибки и поиски с глобальной далекой трагедией, остатками былого величия, следы великой войны и тысяч смертей. Все это прописано не подробно, а легкими штрихами и кусками воспоминаний, следами фундаментов и железных дорог. И нет боли и страха катастрофы, она прошла давно. Лишь в полубреду болезни старик в друг закричит, видя в памяти свой мертвый дом и трупы на родных улицах.

Роман как пожарище на котором растут и крепнут молодые деревца среди поваленных оброгевших стволов. В общем очень понравился, было интересно и приятно читать. А финал такой каким и должен быть — ибо такие истории не имеют определенного конца. Жизнь и борьба только начинаются!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее произведение. Автор великолепно передал атмосферу Америки после катастрофы. Мир прост и вещественен. Несмотря на общий драматизм ситуации это, по своему, притягательный мир суровой, но честной жизни. Книга заставляет сопереживать героям, затягивает в себя. Великолепны байки старика Тома. Его метафорическое раздвоение на фоне ядерных грибов вполне можно отнести к одной из самых ярких сцен американской фантастики последних десятилетий.

Это лучшая книга «калифорнийской» трилогии. Для настоящих ценителей качественной фантастической прозы.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, который чуть портит, на мой взгляд, смазанный, несколько «недоговоренный» финал. «Антиутопическое будущее» для Робинсона лишь предлог, который позволяет ему коснуться многих «вечных» вопросов: взросление, любовь, дружба, долг, нравственный выбор, предательство. Обо всех этих сложнейших темах Робинсон пишет одновременно легко и глубоко,счастливо избегая фальши и малейшего пафоса, которые способны сгубить самые лучшие авторские начинания. А еще этот чудный роман о литературе и тяжелом писательском ремесле, о том, «как Слово наше отзовется...»

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот роман — это знак качества. Так надо писать книги. Классический, простой (в смысле без всякой ненужной вычурности), прозрачный, но в тоже время очень красивый язык. Я наслаждался каждой страницeй.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман не выиграл ни одной премии только потому, что у него был великий конкурент в лице «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Но все-таки вещь достойная, необычная и цепляющая за душу. И очень интересная. США расколота на несколько небольших областей, жители которых, как слепые котята, нащупывают путь друг к другу. Одним словом, осваивают свою родину заново и учатся жить заново. А это, знаете ли, не так уж и легко...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вся трилогия — хорошая. Жалко, что автора мало переводили и публиковали у нас.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх