FantLab ru

Ричард Матесон «Немой»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Голосов:
187
Моя оценка:
-

подробнее

Немой

Mute

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

То, что для кого-то является звуками, для другого может оказаться тупыми, нескончаемыми ударами по живому сознанию, невыносимым непрекращающимся грохотом, а не неким способом связи людей друг с другом. Порой, в редкие паузы между словами, парень успевал схватить обрывок их чувств и желаний, подобно тому как животное успевает схватить кусок приманки до того, как захлопнутся стальные челюсти капкана.

© ozor

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


На суше и на море. 1985
1985 г.
Я — легенда
1995 г.
Легенда. Рассказы
2001 г.
Посылка
2009 г.
Корабль смерти, Стальной человек и другие самые невероятные истории
2011 г.
Нажмите кнопку
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Twilight Zone: The Original Stories
1985 г.
(английский)
The Twilight Zone: The Original Stories
1985 г.
(английский)
Richard Matheson: Collected Stories
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная философская вещь. Эта повесть ставит под сомнение эффективность вербального способа общения – фундамента человеческой культуры. В центре мироздания находится Логос – слово-знак, абсолютный символ. Однако насколько это слово искажается человеком при его интерпретации? Имеет ли хоть какое-то отношение она к тем понятиям, которые призвана выражать? Издревле именно мастера художественного слова более других сомневались в эффективности речи – этот кажущийся парадокс (кто ближе может знать недостатки системы? тот кто часть ее) широко известен. Насколько отличается то, что мы говорим от того, что хотим сказать и насколько близко будет к тому, что мы сказали то, что услышит собеседник? Или дробясь в бесконечном лабиринте зеркал, словно гностический Бог, оно потеряет свою изначальную силу? Несовпадение кодов, культурный «шум», погрешности переводов – проблема любой коммуникации.

Взгляд Матесона на центральную проблему общения пессимистичен. Для творчества писателя вообще характерен мотив одиночества и изоляции личности, и в этом произведении он раскрывает одну из основных причин всеобщего непонимания – опосредованность коммуникации. Семиотическая проблема становится информационной трагедией – личность блуждает в лабиринте сознаний и восприятий, не имя возможности выйти за рамки своего опыта. Эта идея нашла последовательное отражение в творчестве писателя, и именно в этой повести она является одной из основных. Мальчик остается непонятым – люди не способны непосредственно воспринимать его мысли, а он не может переводить их в речь, которая кажется ему неупорядоченным шумом, чем-то примитивным.

Есть и другая проблема в этом произведении – проблема регрессивности законов общества. Более совершенный представитель человечества отторгается обществом как ущербный, не способный быть как все. Чем дальше он уходит в своем развитии, тем меньше у него шансов на понимание. И это вторая трагедия человечества – инерция, делающая невозможным революционный прогресс. Если герой романа «Я — легенда» — реликт, переживший свое время, то герой этой повести – словно пришелец из будущего. У них один выбор – измениться или погибнуть. Невилл предпочел второе. Пола никто не спрашивал – ему пришлось перестраиваться. Конечно, теперь у него есть семья, и, скорее всего, он успешно вольется в человеческое общество. Вот только почему так нестерпимо грустно оттого, что дерзкий эксперимент был обречен?

Итог: прекрасная повесть, о том, как трудно быть сверхчеловеком. Нужен ли людям прогресс, готовы ли они изменить свою природу? Пока прогноз неутешителен…

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ тяжел.

Для читателя.

Выбором.

Что лучше для мальчишки — замкнутый мирок, в котором он сможет общаться лишь с несколькими себе подобными или Большой Мир

Родители, которые уподобились тем родителям-компрачикосам (утрированно)

которые калечат собственных детей ради каких то целей или Большая Любом приемной матери

И еще интересный момент — обретение дара речи, обставленное автором с такими мучительными подробностями похоже на рождение — только муки испытывает ребенок.

Интересно...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что важнее — научное открытие и любовь? Имеет ли жестокость пределы? Действительно ли добрыми намерениями выложена дорога в ад? Матесон не подбрасывает нам эти вопросы постепенно — он бросает всю эту охапку в костер сомнений каждого читателя, и каждый из нас для себя находит собственные ответы. В этом-то и есть мастерство и гениальность.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, основная проблема, поставленная здесь, — это ответственность. Родители ответственны на рожденного ими ребенка. И стократ ответственнее должны они быть, если они этого ребенка буквально создали, вырастив из него личность, не вписывающуюся в окружающий социум. Фактически — это эксперимент на человеке, причем получается так, что эксперимент жестокий и бесчеловечный. Понимали ли это люди, проводившие его?..

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный хотя и мрачный рассказ, оставляющий тяжелое послевкусие.

С самого начала понимаешь, что «это жжж не спроста», но только в самом конце открывается весь ужас происходящего. Хотя финал и дарит надежду.

Таких родителей надо сдавать «в поликлинику для опытов» (лучше со смертельным исходом).

А подобные учителя встречаются не так уж и редко. Помню, у нас левшей по рукам указками били, чтобы писали правильной конечностью.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. И хоть развязка предсказывается сразу же с интересом читаешь до конца. Финальная сцена, где мальчик встречается с немецким профессором, вообще вызвала бегание мурашек по коже. Страшно и пронзительно! У родителей ребенка, конечно же, нет ничего святого. И наука — это неоправдание. Уподобить своего сына лабораторной крысе. Очень жаль, что не он их сжег в этом доме! :glasses:

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история. Не так часто в центре внимания писателей-фантастов оказывается проблема телепатии. Рассказ не только раскрывает необычные возможности телепатии, но и содержит мощный гуманистический посыл. Автор в очередной раз поднимает проблему человека с необычными способностями, «Белой вороны» среди обычных людей. Очень узнаваемы попытки «усреднить» мальчика-телепата, заставить его стать таким же как все. Поневоле задумаешься, что мы на самом деле теряем из-за нашей системы воспитания и образования. С другой стороны, нельзя не задуматься о цене предполагаемого успеха. Можно ли подвергнуть своего ребенка такому испытанию? И что в конце концов важнее — невероятные способности или обычная родительская любовь?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучший рассказ у Матесона.

Полностью соглашусь с отзывом ivan2543. Сильное произведение, ставящее перед нами уйму философских вопросов, и которое показывает, как сложно индивиду отличному от серого общества жить в нем. Как общество меняет людей, не похожих на данное среднего представителя человечества.

Конечно же, вызывает некоторое вопросы и поведение родителей Пола. Кому то оно покажется правильным, а кому то нет.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

мурашки по коже, вроде бы ничего особенного, а после прочитанного осталась тяжесть на душе и ощущение чего-то неправильного, сделанного не так как надо, сделанного очень-очень плохо, сильный рассказ!

Оценка: 10
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, именно этот рассказ был экранизирован Родом Серлингом в его «Сумеречной зоне» в 4-ом сезоне сериала еще в далеком 63-ем году. Только там был не мальчик, а девочка, потерявшая своих родителей в пожаре...

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх