Ричард Матесон «Дуэль»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о коммивояжере, который отправляется на деловую встречу и становится жертвой преследования неизвестного водителя. Поначалу он и понять не мог, что от него хочет водитель огромного квадратного грузовика — то пропустит вперёд, то обгонит. Но, после обеда в придорожном кафе, начинается нешуточная дуэль на шоссе.
Рассказ основан на реальном происшествии, случившемся с Матесоном. Это нашло живой отклик у Спилберга: он вспомнил, как пережил нечто подобное, когда, будучи подростком, впервые выехал на скоростное шоссе на стареньком «Плимуте» 1957 года, одолженном у дяди. Так родился первый фильм будущего мэтра — Стивена Спилберга.
* * *
«Playboy Magazine», April, 1971.
Другое издание рассказа: ж-л «Подвиг», №10, 2003
Ричард Мэтесон. Поединок (рассказ), стр. 260-274
Входит в:
— сборник «Посылка»
— антологию «Best Detective Stories of the Year: 26th Annual Collection», 1972 г.
— антологию «Mysterious Motoring Stories», 1987 г.
— сборник «Richard Matheson: Collected Stories», 1989 г.
— журнал «Сериал острых сюжетов 2», 1991 г.
— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.
— антологию «Зарубежный детектив. Том 2», 1992 г.
— антологию «Я умру завтра», 1992 г.
— антологию «Лихие истории», 1993 г.
— сборник «The Incredible Shrinking Man (coll.)», 1995 г.
— антологию «A Century of Horror 1970-1979», 1996 г.
— антологию «Death on Wheels», 1999 г.
— сборник «Duel», 2003 г.
— журнал «Подвиг 2003'10», 2003 г.
— сборник «Нажмите кнопку», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, I (2006) // Зарубежный рассказ (США) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2006 // Зарубежный рассказ (США) |
Экранизации:
— «Дуэль» / «Duel» 1971, США, реж: Стивен Спилберг
- /языки:
- русский (9), английский (7), украинский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (2)
- /перевод:
- А. Богданов (5), Г. Корчагин (1), М. Куренная (1), С. Никоненко (1), М. Пинчевский (1), М. Штереншис (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 17 мая 2022 г.
Очень хороший образец атмосферного «КОРОТКОМЕТРАЖНОГО» триллера. Однажды довелось побывать на байк-шоу в Кемеровской области, которое проводилось под девизом «Дорога — жизнь. Жизнь — дорога». В этом тексте Мастера данные словосочетания приобретают не метафористический, а практический смысл. Герой расссказа «Дуэль» , безобидный, цивилизованный и законопослушный гражданин — обычный коммивояжёр, никогда не помышлявший о превышении скорости или нарушении правил ПДД, оказывается в ситуации, когда его в буквальном смысле заставили бороться за жизнь. И в нём проснулись совсем не цивилизованные инстинкты.
Прочь правила и страхи, если хочешь выжить. Вот главный лейтмотив рассказа. Автор прекрасно описывает борьбу инстинктов и цивилизационных установок, разрывающую героя изнутри. Бури эмоций, страх, ненависть, злость — читая текст, чувствуешь их буквально кожей. В финале, когда «бензовозное зло», персонифицированное только волосатой загорелой рукой и надписью КЕЛЛЕР повержено, в тебе просыпается такое же радостное, дикое и жестокое чувство, что и у героя — ТЫ ЖИВ, а враг МЁРТВ! И я этому ЧЕРТОВСКИ РАД!!!! И это главное...
Классика жанра. Читать всем.
Barrell, 10 апреля 2018 г.
ЧИТАТЬ!
Классика жанра! Очень динамично. Очень визуально. Настоящий триллер: пришло ниоткуда, ушло в никуда, чего хотело — не понятно. Теперь либо в душ, либо к священнику, либо к психиатру. В полицию обращаться поздно. А драться, в общем, не хотелось..
kkk72, 24 декабря 2009 г.
Один из сильнейших рассказов Матесона. Ничего сверхъестественного в нем нет. Просто бесконечная американская дорога и два водителя. Один за рулем легковой машины, другой — многотонного грузовика. Но обычная поездка превращается в смертельный поединок. До цели доедет только один из них. Способность Матесона из обыденного события создать сильнейший триллер поражает. До чего впечатляюще переданы мысли и чувства главного героя. Как удачно показано, что желание доехать к своей цели сменяется стремлением победить во что бы то ни стало, а на смену ему приходит желание просто выжить в этой безумной гонке. Если учесть, что рассказ основан на реальных событиях, произошедших с автором, впечатление становится еще сильнее. Запоминающая история.
sham, 15 апреля 2011 г.
А вот это наверно лучший рассказ из творчества Матесона, который я читал! Класс! Ни фантастики, ни хооррора, — голимый триллер, сплошная психологичность. Автор славно передал ужас одинокого водителя легковушки, за которой гонец безумец на бензовозе. Местами буквально казалось, что читаю любимого Кинга, так все тонко и точно подмечено. И пусть концовка немного идиалистична, она нисколько не портит впечатления!
Сказочник, 12 января 2011 г.
Если не ошибаюсь, по этому рассказу был снят фильм, и я, вроде бы, даже смотрел его в начале 90-х годов прошлого столетия.
Рассказ просто потрясает обыденностью ужаса, возможностью того, что никто не застрахован от встречи с психом на дороге. И вот эта достоверность делает Матесона мастером жанра.
aps, 11 июня 2010 г.
Я прочитал этот рассказ уже после просмотра одноименного фильма, и чувствую, что это была моя ошибка. Ведь сюжет фильма полностью соответствует рассказу и точно передает его психологическую атмосферу. Конечно, после чтения остается понимание, что Матесон мастер короткого рассказа-триллера, которому нет смысла прибегать к сверхъестественному, чтобы заложить в наши души ужас страха, что автор замечательно передает внутреннее состояние героя, изменения его психологического состояния. НО, если уже видел фильм, то остается чувство вторичности. Ведь не менее талантливый режиссер снял замечательный фильм про борьбу человека за свою жизнь, не менее талантливо рассказал и показал эту историю.
Замечательный рассказ, талантливого автора, но, повторюсь, он почти полностью идентичен одноименному фильму. А значит, если Вы не поклонник Матесона, каждый сам должен решить: читать его или не читать.
Yazewa, 27 марта 2010 г.
Немыслимо атмосферный реалистичный рассказ. Всю дорогу... то есть, во время чтения... судорожно сжимаешь руль и смертельно ненавидишь ненормального водителя бензовоза. Вместе с главным героем мечешься мыслью: что делать? свернуть? ехать назад? сидеть до упора в кафешке? Действительно, какие-то инстинкты пробуждаются,
zmey-uj, 19 февраля 2010 г.
Истории на дорогах — обширная тема для Америки, постоянно путешествующей и переезжающей с места на место. Поучительные, смешные, трогательные, страшные, загадочные. У нас в стране, с нашими просторами (и дорогами!), вряд ли в ближайшее время появятся роуд-стори и роуд-муви. Поэтому читать и смотреть их интересно, но в то же время это как новости из другого мира...
Больше всего ошеломляет, что подобное же событие не просто случилось на самом деле, а лично с автором. Иногда все эти сообщения о маньяках, злодеях, людях с отклонениями, ни с того ни с сего (или из-за мелкого повода) преследующих обычных людей, кажутся выдумкой СМИ — уж больно много их в последнее время. А вот поди ж ты. Квинтэссенцией такого зла стал персонаж фильма «Попутчик», но фильм снят позже. А здесь никакой мистики, все обыденно и поэтому иногда заставляет буквально цепенеть от напряжения. Отличный рассказ.
Фильм Спилберга развивает это напряжение и добавляет некоторые подробности, но дух произведения передан «один в один».