Михаил Елизаров «Мультики»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Главный герой нового романа — советский подросток конца восьмидесятых. Место действия — окраина промышленного мегаполиса, где дворовая шпана зарабатывает деньги на показе «мультиков» зазевавшимся гражданам. Но «произведение о детстве» трансформируется в сюрреалистический кошмар. Реальность подменяет мистификация, пространство и время мутируют, нарисованный мир диафильма оживает, обнажая бездну…
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2011 | |
номинант |
Премия Горького / Premio Gorky, 2014 // Писатели (публикация на итальянском языке) |
- /языки:
- русский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Маркуччи (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PeregaRrr, 1 октября 2024 г.
Мультики – третий роман Михаила Елизарова. К творчеству Михаила Юрьевича я отношусь с почтением и трепетом, а к самому автору с уважением. Он человечище! Гвоздей бы наделать из него!
Пишет Елизаров самобытно. Его текста – это и задорное хулиганство, и хладнокровное насилие, и жуткая ледяная метафизика, и озорной наполненный кровищей глум, и грязная порнография, и философия развалившейся страны и много чего ещё. В его романах и рассказах тесно переплетается и чёрный юмор, и изуверства, и внутренние душевные уродства и глубокие мысли.
Приступим к Мультикам. Много подробностей сюжета и СПОЙЛЕРЫ.
Роман написан сплошным текстом. Нету ни частей, ни глав. Читателю в голову заливают сплошной поток предложений и слов. Текст начинается, как лёгкое подростковое хулиганство, а заканчивается как липкий ночной кошмар. Но обо всё по порядку.
Роман неформально, но отчетливо можно разделить на 3 части.
Часть первая. Хулиганская:
Перед нами подростковые приключения и мытарства главного героя Германа Рымбаева. Родители переезжают в крупный город и берут с собой сына. Герман связывается с дурной компанией, забивает на учёбу, пробует алкоголь, девушек и из прилежного ученика Рымбаева превращается в шпану по прозвищу Рэмбо. Компания Германа дерётся, пьянствует, ошивается за гаражами и добывает себе деньги на веселье. Денег хочется много и однажды старшие дружки рассказывают им про мультики. Мультики – представление и способ заработка. Компания юнцов берет с собой на промысел девушку, та надевает на нагое, юное и желанное тело только шубу и идёт вечером по подворотням. На пути ей попадаются мужики, бегущие с работы домой, часто навеселе. Девушка распахивает шубку, напоказ выставляя свои прелести. Тут же подлетает Рэмбо с компанией и начинают окучивать работягу:
- Мультики видел? Плати за мультики!
И работяги платят. Кто больше и смеясь, кто запуган и отдаёт трясущимися руками последнее. Подростки начинают хорошо зарабатывать. Покупают себе небывалую роскошь – магнитофоны, шмотки. За неделю показа мультиков каждый сшибает среднюю месячную зарплату инженера.
И до поры до времени всё идёт хорошо. Но однажды Рэмбо и друзья попадают в засаду ментов. Погоня, бегство, гололёд, толстые усатые, неповоротливые и потные мусора. Все врассыпную. Кто куда. Убежали! Пронесло. УРА!! СВОБОДА!!!! Да не тут от было. Рэмбо сцапали. Везут в детскую комнату милиции. Он ведёт себя дерзко, гордо. Огрызается, юморит. Товарищей не сдаёт. Пронесёт. Выпустят! Куда они денутся мусора эти?
Первая часть мне напомнила Харьковскую трилогию Эдуарда Лимонова. Да и сам Михаил Юрьевич часто отсылается к его творчеству и всегда с уважением говорит о деде.
Часть вторая. Липкий ужас:
В детской комнате милиции начинают творится странные вещи. Вроде обычные советские менты, да ведут себя по чудному. То оговорятся, то намекнут на побег – мол спасайся, пацан, пока ещё можешь, то робеют менты, то с ноги на ногу переминаются, перечитывая по десятому разу старинные плакаты на стенах. Вообще текст во второй части начинает словно сбоить. По нему, словно по экрану, идут помеху. То фамилия чья-то перепутается, то спотыкнёшься об предложение и возвращаешься к его началу, то какая-то несостыковка ломает голову и не даёт покоя, то за тёмным окном должна быть стена, а до неё не дотянуться рукой… Елизаров рвёт ткань реальности, плавно погружая Рэмбо в ледяной кошмар предстоящей ночи.
Германа помещают в странную совсем детскую комнату. В ней детские обои, разноцветная скатерть на столе, мягкие игрушки. В комнату через некоторое время входит причудливый специалист-воспитатель Алексей Аркадьевич Разумовский. Он угловат, хотя старается быть любезным. Алексей Аркадьевич просит называть его Разумом Аркадьевичем или просто Разумом. Такое вот у него было погоняло в детстве. Разум кажется Рэмбо смешным. Он его не боится. Над ним хочется издеваться и подтрунивать. Он жалок.
Разум Аркадьевич начинает крутить Рэмбо диафильмы. Они же мультики. Диафильм-мультик представляет из себя рекурсию, в которой подросток совершает гадские преступления, попадает в детскую комнату милиции, к нему приходит педагог и показывает ему спасительные мультики, в которых новый подросток снова творит зверства и бесчинства, снова оказывается в странной детской комнате и очередной угловатый учитель крутит ему диафильмы. Подростки после просмотра диафильмов раскаиваются и посвящают свою жизнь педагогике. Хоть и творили они злодеяния по малолетке, но система их исправляет и даёт шанс на новую жизнь.
На экране проектора появляется и сам Герман Рэмбо и реальность совсем скомкивается, становится изломанной, как фольга. То ли на самом деле, то ли в диафильме Герман, полностью потеряв самообладание и контроль, сдаёт Разуму своих товарищей и подруг… Рэмбо сломлен. Рэмбо раздавлен. Он больше не Рэмбо. Он снова Рымбаев Герман….
Мультики написаны живо, мрачно, угнетающе и кинематографично. Очень любопытно было бы глянуть, как эту часть книги перенесли бы на экран.
Это отрезок книги мрачен, безумен, шершав. Он словно рвётся. Перед нами настоящий хоррор, наполненный и кровью, и расчленёнкой, и Разумом, который словно длиннолапый паук плетёт свой диафильм в детской комнате, полночью сжирая разум горе-подростка.
Часть третья. Перевоспитание:
Непрерывный поток текста без новых глав опрокидывает Германа в обморок, после которого он приходит в себя в больничной палате. Родители напуганы, но что-то не договаривают Герману. Никто не упоминает Разумовского. Никто не попрекает Германа в хулиганстве. С ним случился припадок. Отец и мать переживают – неужели это будет с ним на протяжении всей жизни?? Лечащий врач успокаивает – Это не страшно. С этим можно жить, нужно лишь соблюдать простые правила и количество приступов уменьшится или они совсем пропадут.
Герман в смятении. Неужели не было ни Разума, ни мультиков, ни детской комнаты милиции? Неужели это просто эпилепсия? Но реальность подкидывает ему зацепки и намеки. То по почте придёт маленький тубус с диафильмом, который Герман так и не решится посмотреть. То в случайной детской книге, он увидит на рисунке юного Разумовского и себя. То пьяный отец на празднике совершенно трезвеет от вопроса о детской комнате милиции и закрывается у себя… Герман пытается пообщаться со своими старыми товарищами. Он хочет объяснить им, что никого не предавал. Но они его либо избегают, либо покинули город. Младший братик одного их его друзей-хулиганов говорит Герману, что тот сегодня «смотрит мультики»…
Герман подтягивает оценки в школе и оканчивает её почти с медалью. Он поступает в педагогический институт. Был ли это припадок, или Разум действительно проник к нему в голову, Герман не понимает. Он боится ответов. Но одно ясно точно – он вырвался из порочной рекурсии бандитизма. Он освободился из колеса Сансары разврата. Его судьба и предназначение – перевоспитывать юные и потерявшиеся умы.
С одной стороны, Мультики – это роман-хоррор. Но это не просто страшилка на ночь. Елизаров поднимает в книге вопрос воспитания. И воспитанием этим должно заниматься государство в том числе. Не спроста половина действия романа происходит в детской комнате милиции. Методы воспитания кому-то могут показаться страшными. Кто-то завопит, что это живодёрство, что это людоедство! ЭТО ФИРМЕННОЕ БЕЗОБРАЗИЕ!!!! Детей надо любить и лелеять. Но Елизаров показывает другую сторону медали. Елизаров спрашивает, а может ли шок сильно повлиять на неокрепший, заплутавший ум.
Финал в романе открытый. Читатель сам решит для себя, достойны и приемлемы ли методы Разума Аркадьевича и был ли он вообще этот Разум?
Третий роман Елизарова отличается от двух предыдущих. Он тоже о сломе эпохи. Он о разваливающейся Великой стране, о потерянном поколении, о советской системе образования. Но эту книгу я не могу назвать хулиганской. Она серьёзная. Она страшная. Елизаров в Мультиках не паясничает и не глумится. Он размышляет. Он даёт размышлять своему читателю.
Очень хорошо! Оценка 8 из 10-ти.
П.С. По своей структуре роман Мультики мне сильно напомнил фильм Остров Проклятых с Ди Каприо. Конечно в них разные посылы и смыслы, но такой же открытый финал и так же перемешались безумие и реальность.
Любопытно, что и фильм и книга 2010-ого года.
lwiw, 11 марта 2024 г.
Крайне увлекательная книга с неожиданными сюжетными поворотами. Традиционно для Елизарова щедро пропитана иронией и юмором, не смотря на то, что события описываются и страшные, и неприятные. Присутствует даже мощный гуманистически-воспитательный посыл, который заставил всерьёз задуматься. Язык богат и красив. Главное достоинство, на мой взгляд — это сама история. История, от которой не хочется отрываться, которая притягивает и формой, и содержанием.
sklif, 28 сентября 2013 г.
Каюсь, по принуждению начал знакомство с творчеством писателя))) И начал именно с Мультиков...
Сперва было непривычно читать нечто родом из оттудава, из социализма. Помню еще маленьким, в начале -середине 90-х дотянулись руки до еще старых советских книжек: буквари, учебники, повести-романы. Вот все как там, как счас помню) Сколько ж автору лет, подумал? И вообще выпал в осадок... Как?!!! Как такое можно сегодня написать?!
К чему я?
К тому, что для меня Елизаров — открытие последней пятилетки! Так когда-то начал читать Стругацких, потом Дика, потом Никитина... Здесь же совсем иное. Это даже не разворот на 180 или 360 градусов. Это просто — иное... Яркий пример того, как можно и нужно писать сегодня что-то и глубокое, и увлекательное. Я уже не говорю, что это действительно ужастик. Не триллер, не мистика, а именно ужастик. Попробовал представить, кто бы мог это экранизировать... И кроме Линча никого адекватного на ум не пришло. Увы, у нас наверное не выросло еще такого режиссера, который бы эти мультики переложил на кинообразы.
Скажу только так: эффект погружения из одной матрешки реальности в другую — сносит мозг. К концу книги чувствуешь себя изнасилованным и опустошенным. Словно на самом деле побывал в шкуре ГГ. Нечто подобное бывает, когда переживаешь яркий и очень правдоподобный сон с более-менее логичным сюжетом. Вот просыпаешься и думаешь: на самом деле все это было, или только сон... Бррр...
Gorhla, 9 марта 2020 г.
Тяжёлая, давящая, я бы даже сказал, губительная книга.
Внешне безобидно начинающийся в жанре перестроечного лиризма роман стремительно подхватывает читателя, увлекая за собой в чернильно-чёрную тьму. А, казалось бы, как всё неплохо начиналось: дворы, распад Союза, гопники, фарца, понимание накатывающего непонимания и безнадёги будущего, на этом фоне молодая и свежая поросль циничных, кусачих, хватающихся за любую возможность выбиться из серой советской массы подростков. Жизненно, местами смешно, чаще грязно, быть может, несколько театрально, а больше обыденно и, главное, до жути, до запаха жвачки «турбо» и изрезанных поколениями школьников желтоватых советских парт — ностальгично. «Вонючая школа, драки, клей, так я становился сильней». «Школа» Козлова. Романтика распада.
Пока Герман не попадает в
И вот тут Елизаров на полную раскручивает маховик своего таланта. Оторваться от кошмара, в который залипаешь вместе с незадачливым Германом, невозможно физически. Проезжаешь остановки в метро, читаешь, шагая по бесконечным, залитым мертвенно-жёлтым светом коридорам переходов и продуваемым улицам города, ведущим из ниоткуда в никуда. В голове — мультики, бесконечная рекурсия психопатии, насилия и крови, крови, крови, бешеным серпантином скользящая в самый нижний круг ада, где нет ни света, ни тьмы — ничего, кроме шипящего вонючего проектора и калейдоскопа мерзостей, обозначающих, вроде бы, путь к спасению — но какой ценой?
Выхода нет, и, посмотрев «мультики» Алёшки-Разума один раз, читатель вместе с Германом обречён. С этой дорожки уже не сойти.
Елизаров мастерски влезает в голову. Был такой рассказ у Каганова, «Заклятие духов тела», где автор в предисловии безо всяких шуток предупреждал, что при написании им использованы какие-то там приёмы НЛП и впечатлительным читать рассказ не рекомендуется. Рассказ хороший, без дураков. Так вот, у Елизарова бездна, в которую он так ловко заставляет смотреть читателя, таращится в ответ настолько ... естественно... что Каганову, при всём его мастерстве и не снилось. Уже много кто сравнивал «Мультики» с «Заводным апельсином», это и правда схожие вещи, но если у Бёрджесса мы смотрим, как мучается Алекс, то у Елизарова мы мучаемся ВМЕСТЕ с Германом.
Елизаров всегда был мастером истончения реальности, это хорошо видно в его старых вещах, таких как «Сифилис» или «Госпиталь», но в «Мультиках» он достигает вершины своего шаманского дара; тем смешнее читать якобы беспомощные страхи лирического альтер-эго автора в рассказе «Берлин-трип». Какой там гашиш!.. попав в мозг автора, он должен был в панике распасться на атомы, ибо культивируемое Елизаровым безумие не снилось самым брутальным психоделикам. Елизарову не нужна химия, чтобы вскрывать допаминовые каналы — он взрезает их простыми чёрными буковками на белой бумаге.
А при чём тут «Мультики»? Да, в общем-то, ни при чём. Елизаров мог написать любую другую вещь с любым другим сюжетом, суть книги от этого бы не поменялась: ломовой двухсотстраничный кошмар без проблеска надежды.
Я подчёркнуто не касаюсь таких вещей, как слитая концовка, открытый финал, подвешенные немые ружья, клишированные персонажи. Они не имеют значения. «Мультики» — это не литературная еда и не десерт, это чёрная таблетка.
Одна из самых страшных книг, что мне доводилось брать в руки. Читать людям с неустойчивой психикой, склонным к беспокойству, тревоге или злоупотребляющим наркотиками СТРОГО не советую. Детям — ни в коем разе!
Впрочем, непонятно, кому вообще эту книгу можно посоветовать. Каждый должен открыть для себя её сам.
Pupsjara, 14 марта 2011 г.
Второй и наверное последний прочитанный мной роман Елизарова. Как и «Библиотекарь» этот роман неоднозначен, его трудно назвать плохим романом, да и автора трудно назвать плохим писателем, но опять не сложилось. Роман состоит из 3 частей: затянувшегося на 100 страниц пролога, основной части-просмотра мультиков и эпилога. Пролог рассказывает о трудовых буднях так называемых трудных подростков, зарабатывающих себе тряской денег на вино и сигареты. Эта наиболее понравишаяся мне часть, приятно было окунуться в те времена, я как раз был тогда тоже школьником, особенно понравился трюк с мультиками, не слышал раньше об этом. Основная часть к сожалению для меня оказалась полным провалом, ничего не понравилось: ни персонажи, ни действие, ни сюжет, но подозреваю, что любители комиксов и психоделичного сюра могут найти для себя здесь что-то интересное. Финал тоже больше разочаровал, чем понравился, все-таки хотелось бы немного больше оптимизма и поменьше черных красок.
Вот такое впечатление осталось у меня от этого необычного романа, не буду его рекомендовать, поклонники автора его и так прочитают, другим трудно советовать, уж очень предсказуема полярная реакция на этот роман.
anpadov, 21 октября 2023 г.
Форма перевешивает содержание. Да, это полноценный хоррор, хоть сейчас иди и экранизируй. Написано четко, красиво. Сюжет захватывает. Но если честно, я в душе не представляю, что я могу подцепить из книги. О чем эта книга? Я не знаю, ни о чем. Какие можно сделать выводы из прочитанного?
Книга то крутая, но книги Елизарова походу не мое. Песни нравятся, а вот после книги — лишь душевная пустота и тревога.
AlexSos, 9 ноября 2013 г.
Родись Филип Дик в Советском Союзе, звали бы его тогда… Конечно же, Михаил Елизаров. И писал бы он книги, подобные «Библиотекарю» и «Мультикам»… И мир бы тогда «советский Филип Дик» описывал хоть и через призму своего незаурядного воображения, но все-таки свой, родной, совковский. И даже стиль автору менять не пришлось бы!
Искренне рекомендую всем, кто любит крышесносящий сюр да и просто хорошую самобытную литературу.
Stout, 9 октября 2011 г.
Интересная идея, которую вполне можно было бы раскрутить на полноценный триллер с элементами хоррора. Однако замах на рубль породил лишь 15-копеечный удар (потому и 6 баллов). Причин тому, как мне кажется, две: чрезмерная затянутость второй части и отсутствие финала как такового. Действие обрывается, оставляя читателя с кучей вопросов и чувством недоумения и неудовлетворенного любопытства: мол, я честно вникал во весь этот бред и мерзость второй части, а автор свернул пространство без объяснений и свалил. Неуважительно! :) В самом деле, даже при превосходно прорисованной первой части на одной только интересной идее произведение не вытащить. Кстати, меня с начала второй части не покидало ощущение некоторого родства «Мультиков» и «Стража» Чарльза Маклина. Однако Елизаров, по сравнению с Маклиным, гораздо лучше владеет языком и поддерживает интерес читателя к происходящему более грамотно.
И последнее. Огромное спасибо Валерию Кухарешину, который озвучивал аудиокнигу! Пожалуй, в печатном варианте произведение смотрелось бы менее интересным. Потрясающее исполнение обеспечивает эффект почти полного погружения в атмосферу «Мультиков» и помогает лучше воспринимать события второй части.
volodihin, 7 мая 2022 г.
Книга «Мультики» — чёрная, страшная, наполняющая чувством безысходности, но, в то же время, с точки зрения стилистики, языка, прорисовки психологического профиля персонажей, — совершенная.
В сущности, Елизаров пишет о двух болезнях нашего общества. Когда-то, в стародавние времена, оно жило в «золотом веке», пребывая в мирном, нормальном состоянии. Эта ушедшая эпоха видна по первым страницам, по жизни главного героя в Краснославске. Затем оно тяжко урбанизировалось и утратило понимание того, есть ли у него смысл, ради которого стоит жить. Ну... разве что семья... да и то как-то размыто. Зато появилось обилие злой свободы, свободы творить пакости, пить, познавать девочек с малолетства, драться до увечий, заниматься гопничеством, убивать, иначе говоря, не сдерживать себя во зле, спокойно погружаться в юную, энергичную подлость. Лекарством от этого считается право государства на насилие, применяемое к тем, кто распорядился своей свободой во вред прочим: убивал, грабил, насиловал, гопничал и т.д. Но насилие, вместо того, чтобы честно играть роль лечебного средства, само превращается в болезнь. Когда древнее жало государства жалит очередного юного уголовника или хулигана, в этом акте проявляется нечто сатанинское, инфернальное. Душа ужаленного теряет право на свободу воли, дарованную Богом, душа раздавлена. Пусть отныне это примерный член общества, прилежный труженик, с течением времени способный стать педагогом, но изнутри он разрушен, его коснулось вечное зло, и он теперь до конца жизни в ужасе, больной, жалкий человек.
Ситуация без конца повторяется цикл за циклом. Больная свобода — плохо. Инфернальный деспотизм — еще хуже. Надо что-то третье, надо вернуться в Золотой век, в старые добрые времена, но... непонятно как. Откуда взяться третьему варианту, когда система на полном ходу, и она давит, давит, давит?!
Тупик. Мы в тупике, вот что сообщает читателям Михаил Елизаров.
Dunaewa, 6 мая 2017 г.
Лучший роман Елизарова.
Его можно рекомендовать как превосходный образец современного хоррора — если в большинстве произведений данного жанра вступительная часть, где описывается обыденный мир героя, еще не столкнувшегося с ужасным, навевает скуку, то в этом романе благодаря чудесному языку писателя оторваться от чтения попросту невозможно.
Мне очень понравилось постепенное нагнетание страха — смущающиеся милиционеры, меняющиеся машины, чудаковатые воспитатели — все это очень хорошо подготавливает читателя ко встрече с неизвестным.
Kobold-wizard, 22 октября 2016 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/795559.html
Второй на моем пути роман Елизарова. На этот раз я ограничился электронной копией, хотя обложка — зачетная.
Более-менее общим местом для произведений автора является прочное укоренение текста на советском массиве. В «Мультиках» все начинается в 1988ом, когда восьмиклассник Герман Рымбаев переезжает с родителями в большой город из родного Краснославска. Его прошлая жизнь предстает утопией советской детской литературы с теплым солнцем, верными друзьями и бабушкиными пирожками. Жизнь же на новом месте можно охарактеризовать заезженной фразой «связался с плохой компанией» — местная школа принимает его холодно, зато улица быстро берет в оборот Герку, накаченного на турнике и отнюдь не трусливого. Здесь сталкиваются по сути две ипостаси советского детства: та, которую помнить хотят, и та, о которой стараются умолчать. Через пару лет гопники времен Перестройки разведут беспредел по всей стране, но пока они оставались страхом таящимся в подворотнях. Хотя сцена мордобоя в видеосалоне, когда один из главарей пытался подмять предприятие под себя, тоже примечательна.
Заглавное слово всплывает далеко не сразу. Раньше я слышал про такую шутку под названием «показать чебурашку» — идущему по ночной улице мужчине предлагают показать чебурашку, и пока он не опомнился встречная девушка распахивает перед ним пальто, показывая сиськи, а затем соучастники девушки требуют с незадачливого зрителя деньги за просмотр. Разница между мультиками и конкретно чебурашкой, видимо, в размерах чебурашек. Такой относительно честный метод отъема денег у населения становится золотой жилой для банды Рымбаева. Тревожащих мыслей о противозаконности предприятия у него не возникает. Он инициирован в этой системе координат, свободно существующей параллельно с остальным миром. Этот поезд в огне и стремительно несется в приятном Настоящем, и еще до сих пор катится в триколорном Будущем.
Все обрывается на Детской комнате милиции №7, куда милиция привозит пойманного Рымбаева после очередного дела. Здесь его передают в руки Алексея Аркадьевича Разумовского, специалиста и педагога, работающего по оригинальной методике. Он показывает Герке диафильм, повествующий о его, Разумовского, жизни. Педагог в рассказе выступает маньяком, который в школьные годы убил и расчленил трех знакомых детей. От колонии его спасли все та же Детская комната милиции №7 и педагог Гребенюк со старинным фильмоскопом, показавший Алешке Разуму диафильм о своем преступном детстве... Получается конический рассказ, в котором основанием конуса выступает те самые преступные месяцы жизни Рымбаева. «Потом меня всего вздернуло, будто резко потянули невидимый линь. Я ощутил что-то вроде безболезненного крючка внутри головы, а затем меня поволокло наверх…» И конус, пройдя через вершину, начинает разворачиваться в обратную сторону — мальчику показывают, как вчерашние малолетние преступники превращаются в педагогов с проекторами. Кадр за кадром история повторяется, и в итоге Рымбаев видит на экране себя, кающегося в участии в мультиках. История попахивает безумием и чертовщиной — начиная с ареста, мальчик выхватывает абсурд реальности.
В третьей части версия безумия укрепляется — Герман просыпается в больнице, где врачи и родители говорят о случившемся приступе. Все молчат о Детской комнате милиции №7. Жизнь Германа серьезно меняется — теперь он считается больным, а потому больше замыкается в себе. Товарищи по чебурашкам куда-то исчезли, и если бы не оставшиеся следы былых похождений: деньги и магнитофон, то можно было бы думать, что ничего и не было. Разве что периодически, раз в пару лет, Герман получает напоминания о том времени — например, приходит коробочка с диафильмом «К новой жизни».
Первое, что приходит на ум при прочтении, это то, что Елизаров опять предлагает литературную порнографию с советской темой. Нет, здесь речь не о привычных теперь сиськах-письках, которыми полнится интернет, а о порнографии как отображении поведения, освобожденного от оков морали. Рассказ о детском бандитизме, включая кровавые дела Алешки Разума, Елизаров подает откровенно, с присущей ему мясистостью. Оно притягивает взгляд, как передачи НТВ притягивают взгляд пенсионерок к телевизору. Читатель тем самым становится подельником Рымбаева, чтобы с ним пройти через «очистительный свет».
Отсюда начинается второе откровенное сравнение — сцена с просмотром диафильма похожа на «Заводной апельсин» Берджесса. Только все ограничивается внешним сходством. Берджессовского Алекса ломали образами насилия до такой степени, что вызывали у него аллергию. Разумовский же выступает как нечто, переформатирующее саму реальность — Германа вырывают из плохой компании и награждают болезнью, которая с одной стороны спасает его от колонии, но с другой — лишает свободы выбора. Главный герой выходит на уготованную ему колею.
Мистика в романе подана в верном, хоть и крайне некомфортном ключе. Что-то вроде дьявольской хромоты Люцифера-Разумовского, считывается легко, но большая часть «странных» нестыковок реальности остается необъясненной. В 1989ом наша страна попадает практически в такой же круговорот, когда нельзя полностью осознать, что же в действительности произошло. Возможно, общество влипло в телевизионный мир, в котором прошлое и будущее может пересочиняться на раз-два-три, а быть может оно просто сошло с ума, и раз в пару лет происходят новые припадки. В последнем случае остается только последовать советам доктора Божко: бегать трусцой, вести более спокойную половую жизнь и поменьше смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Уж с Люцифером-то Божко справится.
Итого: Виктор Топоров увидел в этой книге цепочку перерождения ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, Андрей Аствацатуров — идею украденной души, а некий Михаил Бойко — полную историю психического расстройства. Роман, дающий такое поле для трактовок, по-моему, достоен прочтения, но признаю, что елизаровская фантасмагория получилась трудной для анализа. Роман читается легко, хотя местами и обжигает мясными подробностями.
rustamblade, 12 сентября 2012 г.
Белой завистью завидую Елизарову, очень радует что у моего ровесника из под пера рождаются такие произведения. Еще с «Библиотекаря» замечаю что все детские воспоминания , советский быт, поведение тех людей пионерский энтузиазм все совпадает с моими ощющениями и воспоминаниями. Как ни странно это звучит, даже читая такой ужастик как «мультики» мысленно возвращаюсь в детство и разговор с представителем детской комнаты, после задержанием меня милицией. И тогда было страшно, и теперь читая мультики еще страшнее. Считаю, что мультики побили на всех фронтах полицейского из библиотеки. Рекомендую к прочтению, а «любителям» советского строя просьба не беспокоится.
Manowar76, 7 октября 2019 г.
Почему решил прочитать: давно собирался
В итоге: «Библиотекаря» я читал сразу после выхода. Потом прочёл шокирующий (куда там Паланику), но талантливый сборник ранних рассказов Елизарова «Красная плёнка». Спустя десять с лишним лет, в 2019-м, наткнулся на сборник эссе «Бураттини. Фашизм прошёл» и остался от него в полном восторге.
Решил прочитать «Мультики», самый свежий на данный момент роман автора.
Сознательно ограждал себя от рецензий.
Коротко про сюжет.
Первая треть — будни гопника в начале перестройки. Очень достоверно и натуралистично. Неспешно, хорошим слогом, со смачными чернушными, физиологическими подробностями, драками, пьянками и грязным сексом.
А потом бац, и, начинается фантасмогория тире мистика. С ещё более жуткими деталями.
Не раскрывая сюжета скажу, что рассматриваю роман, как качественный анамнез психического заболевания. Принимая эту точку зрения, в сюжете остаются небольшие нестыковки, но их меньше, чем если допустить, что весь сюр в «Детской комнате милиции» происходил с героем на самом деле.
По завершении романа почитал рецензии. Чего не вчитывают в роман. И Сорокин, и Кафка, и Кинг, и концептуализм и прочее, прочее, прочее.
Роман отличный! Вечером начал, на следующее утро закончил.
Компот, 2 марта 2016 г.
Отличный язык, простой, местами почти телеграфный. Композиция закручена крайне затейливо. Да и что там препарировпть? Сильнейший автор, за последние годы, наверное, лучший в русскоязычном пространстве. Концовка — да, немного смазана. Но всё равно авансом ставлю 10.
Mamulyan, 26 февраля 2013 г.
Мне, в отличие от большинства рецинзентов, пролог с трудовыми буднями подростков не понравился. Слишком все искусственно, видимо сам автор из благополучной семьи, во дворе гулял мало, время проводил за чтением книг. Поэтому история о гопничестве получилась блеклой — копия, копии, копии, подчерпнутая не из жизни и личных впечатлений, а из баек, скорее всего, интернетбаек. А вот часть с «мультиками» в детской комнате милиции — отличная стилизация под советскую детскую литературу и агитпродукцию. Человека, знакомого с ними, контрастом темы