Филип Рот «Заговор против Америки»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия ) | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Сатирическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Действие книги разворачивается в начале 40-х годов 20 века. По Европе маршируют немецкие войска, начало Второй мировой войны. Президент США Рузвельт предпринимает первые антигерманские действия (поправки к закону о нейтралитете, наращивание производства вооружения), в это время на политической арене появляется знаменитый лётчик Чарлз Линдберг, известный своими связями с нацистским правительством (например, рейхсмаршал Геринг представил лётчика к награждению орденом Германского Орла). Он обвиняет Рузвельта и евреев в попытке втянуть Америку в ненужную ей войну. Более того, Линдберг принимает участие в президентских выборах и, неожиданно для многих, выигрывает их. С этого момента нацистские идеи верховодят в Белом доме, евреи признаются не американцами как таковыми, пекущимися об интересах своей, еврейской, нации, для чего и втягивают США в противоборство с Германией, для войны с которой нет никаких причин.
Входит в:
— цикл «Roth»
Награды и премии:
лауреат |
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2004 // Лучшее произведение крупной формы | |
лауреат |
Премия Джеймса Фенимора Купера / James Fenimore Cooper Prize, 2005 // Историческая проза |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Национального круга книжных критиков / National Book Critics Circle Award, 2004 // Художественная литература | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2005 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2005 // Общая литература | |
номинант |
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, I (2006) // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2006 // Научно-фантастическая книга (США) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2006 // Зарубежный роман (США) | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2007 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
Портал, 2009 // Переводная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 10 сентября 2020 г.
Если хотите написать мемуары, но не знаете, как лучше это сделать, ознакомьтесь с этой книгой — она идеальный образец для подражания. Не самая традиционная форма для художественной литературы (что меня изумило при чтении, поскольку после одноименного сериала я совершенно не ожидал такого подвоха) крайне удачно выбрана для описания вымышленных персонажей в вымышленных событиях... чуть не написал «в вымышленной эпохе», но вот эпоха-то тут вполне конкретная и осязаемая.
Филип Рот словно бросает рассказчика — маленького мальчика — в пруд эпохи, и от этого по поверхности истории начинают идти кольца — семья, община, город, страна, мир наконец. Учитывая, что главного героя, от лица которого ведется рассказ, тоже зовут Филип Рот, и автору также было девять лет в 1942 году, неудивительно, что получившиеся якобы воспоминания о президенте Линдберге настолько объемны и красочны — большая часть их вполне реальна, будучи автобиографией.
Понравилось, как убедительно автор описывает чувства и мысли главного героя: всю эту чушь и ахинею, которая приходит в голову ребенку без возможности и способностей отфильтровать, все эти истерики и слезы на пустом месте, когда сам делаешь черт-те че и не можешь потом объяснить, ну и тому подобные детские выверты сознания и поведения.
Невозможно не заметить сходство между современной ситуацией в Штатах и описанной Ротом — здесь и пара Трамп/Линдберг, и их лозунги «Сделаем Америку снова великой» и «Америка превыше всего» и многое другое, по мелочи (при том, что в книге нелицеприятно представлены обе партий). Особенно поразительно то, что книга написана-то пятнадцать лет назад — что-то такое уловил автор в сгущающейся атмосфере американской политики.
Что можно и нужно критиковать — это вчистую слитый финал. Как будто автор сам испугался, что его фантазия превращается в самореализующееся пророчество и он вот-вот потеряет контроль над собственным сюжетом — очень уж реальным и убедительным он выходит. Пришлось торопливо все похерить, и выглядит это так, будо какой-то хасидский раввин выдернул три волосинки из бороды, сказал «трах-тибидох» — и все, душка Линдберг пропал навеки, словно и не бывало, и все очнулись ото сна, грозившего обернуться кошмаром. Все-таки что позволено было делать древним грекам с их богом из машины, нельзя делать в двадцатом веке, очень уж стремно и пошло выглядит.
мрачный маргинал, 16 августа 2011 г.
«Если-президент» Чарльз Линдберг реализует во время своего недолгого виртуального президентского срока давнюю еврейскую фобию о «черте оседлости». Этническим евреям в США грозит переселение в американскую «глубинку», — поближе к истокам народной жизни... (Интересно, знал ли Ф. Рот о замыслах «отца всех народов», — последего года его жизни?)
Вполне реальная, кстати, черта оседлости в России стала одной из существенных причин октябрьского переворота 1917 г. До переворота в США, впрочем, дело не доходит: пилот-президент благополочучно исчезает, — вместе со своим самолётом... И всё возвращается на круги своя, США вступают во Вторую мировую. Альтернативка, едва начавшись, спешит завершиться.
Произведение написано с чувством явного облегчения: «у нас э т о невозможно».
Несмотря на отчётливые ретроантиутопические нотки, роман назван «признанием семидесятилетнего автора в любви к Америке».