FantLab ru

Филип Рот (Philip Roth)

Филип Рот
Страна: США
Родился: 19 марта 1933 г.
Умер: 22 мая 2018 г.
Жанры:
Реализм
87%
ещё >>

Рот, Филип [Милтон] (р. 19.03.1933, Ньюарк, Нью-Джерси) — прозаик. Выходец из семьи еврейских иммигрантов. Учился в ряде американских университетов, где впоследствии преподавал литературу. Дебютировал рассказами, появлявшимися в периодике с середины 50-х гг.; вместе с повестью «Прощай, Колумбус» (Goodbye, Columbus, 1959) они составили первую книгу прозаика, высоко оцененную критикой и удостоенную в 1960 г. Национальной книжной премии.

И в повести, и в последовавшем за ней романе «Попустительство» (Letting Go, 1962) показан конфликт молодого интеллектуала, представителя поколения, болезненно ощущающего на себе последствия маккартизма, насаждавшего идейную нетерпимость, с самодовольным мещанством и доминирующей в американском обществе той поры философией практицизма. Ироничное повествование, в котором точные бытовые и психологические зарисовки сочетаются с пародийно обыгранными штампами обывательского мышления, свидетельствовало о преимущественно сатирическом характере дарования Рота. Критика сулила ему назначение хранителя твеновских традиций. Такие предсказания получили дополнительные обоснования после выхода романа «Она была такая хорошая» (When She Was Good, 1967, рус. пер. 1971), в котором воссоздана запоминающаяся картина бесцветного провинциального существования, исподволь калечащего человеческие души.

Однако публикация романа «Жалобы Портного» (Portnoy's Complaint, 1969) опровергла подобные прогнозы. Обнаружилось, что истинное призвание Рота — проза, в основе которой трагифарсовые коллизии, порожденные специфическими обстоятельствами еврейского иммигрантского бытия. Герой Рота, исповедующийся перед врачом-психоаналитиком, в тщетной надежде избавиться от преследующей его подозрительности по отношению ко всему вокруг, а также от психологических травм детства, несет в себе неистребимые черты лицемера, убогого прагматика, и биография Портного раскрывается как естественный результат воспитания в среде, которая и под американским небом сохранила местечковую психологию с ее немыслимым смешением самонадеянности, сервилизма, ригористических запретов, окаменелых этических стереотипов, легко воспламеняющегося и столь же быстро угасающего фанфаронства.

Скандальный успех «Жалоб Портного», вызвавших в адрес автора упреки в грубом эротизме и антисемитизме — и в то же время обеспечивших ему репутацию едва ли не первого прозаика своего поколения, подсказал сюжетную основу большинства произведений Рота: романа «Моя мужская жизнь» (My Life as a Man, 1974) и цикла гротескно-трагифарсовых романов, объединенных общим героем, прославленным и ненавидимым писателем Натаном Цукерманом, посягнувшим на основы основ еврейского самосознания («Литературный негр», The Ghost Writer, 1979; «Освобожденный Цукерман», Zuckerman Unbound, 1981; «Урок анатомии», The Anatomy Lesson, 1983). В герое этого цикла, как и в писателе Питере Тарнополе, выведенном на страницах «Моей мужской жизни», распознается особая духовная «подпочва»: они питомцы нью-йоркского еврейского квартала, пропитанные его атмосферой, как бы ни старались они от нее избавиться, шокируя своих читателей вторжением в сокровенное бытие собственных братьев и отцов. В одночасье прославившись талантливой книгой, они сжигают за собой мосты, попадая в положение литературных звезд, которым, впрочем, трудно соответствовать репутации бунтарей, поскольку типично национальные черты, как их понимает Рот, а также с детства укоренившиеся поведенческие нормы у них обоих слишком прочны, чтобы жест неприятия, даже подчеркнуто радикальный, обозначал настоящее преодоление подобного духовного наследства.

Истинная жизнь для них начинается после того, как этот жест сделан, но вслед ему возникает ситуация распутья, и героев преследуют сожаления о случившемся, тайные помыслы о примирении, страхи, чувство вакуума, когда отсутствуют и связь с собственным прошлым, и ощущение причастности к своему настоящему. Зримым свидетельством подобного бытия на распутье становятся присущие героям Рота цинизм, плоско гедонистический стиль жизни, приверженность к изысканному эросу как единственному способу познать свое «я», постоянная насмешка над собой и опыты конструирования «контржизни», как назван один из романов Рота на ту же тему (Counterlife, 1986).

Контржизнь — фикция, конструируемая самим автором, напрасно пытающимся себя убедить, будто она способна когда-нибудь стать реальностью — ключевое понятие для романов о Тарнополе — Цукермане, представляющих собой пародийное осмысление в принципе возможных вариантов судьбы главного героя, остающейся по существу неизменной, предопределенной всей его биографией, хотя сами версии могут оказаться чрезвычайно экстравагантными. Приспособленчество к любым обстоятельствам и любым веяниям Рот считает доминирующим мотивом всей деятельности своего центрального персонажа, поэтому и способного меняться почти до неузнаваемости, превращаясь из вчерашнего искателя дешевых блаженств в строгого пуриста, а из бунтаря в провозвестника национальной исключительности. Бурлеск для Рота наиболее органичен среди всех используемых им форм смеховой культуры. При всей изобретательности в гротесковых ситуациях и абсурдистских изломах фабулы повествование Рота, как правило, не идет дальше выявления самоочевидных парадоксов будничного существования героя, вызываемых его разнообразными психологическими обсессиями. Притязая на философскую комедию, Рот, однако, остается в рамках затейливо выполненного бытового скетча.

Рот создал несколько повестей на актуальные политические сюжеты, примечательных откровенным травестированием поднятых в них проблем («Наша шайка», Our Gang, 1971; «Пражская оргия», The Prague Orgy, 1985 — эпилог цикла о Цукермане).

Награды и премии:


лауреат
PEN America Literary Service Award, 2013 // (США)

лауреат
Премия принцессы Астурийской (принца Астурийского) в области литературы / Premio Príncipe de Asturias de las Letras, 2012 // (США)

лауреат
Премия Библиотеки Конгресса за американскую литературу / Library of Congress Prize for American Fiction, 2012 // Премия Библиотеки Конгресса за творческий вклад в литературу

лауреат
Букеровская премия / The Booker Prize, 2010 // Международная Букеровская премия

лауреат
Премия им. Сола Беллоу / PEN/Saul Bellow Award, 2007 // За вклад в американскую литературу

лауреат
Премия Фолкнера / PEN/Faulkner Award for Fiction, 2007
Обычный человек / Everyman (2006)

лауреат
Премия Набокова (американский ПЕН-клуб) / PEN/Nabokov Award, 2006 // За художественную литературу (США)

лауреат
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2004 // Лучшее произведение крупной формы
Заговор против Америки / The Plot Against America (2004)

лауреат
Премия Медичи / Prix Médicis, 2002 // Зарубежное произведение (США)
Людское клеймо / The Human Stain (2000)

лауреат
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2002 // Медаль за выдающийся вклад в американскую литературу
Сортировка:

Филип Рот. Циклы произведений

-
7.25 (8)
-
2 отз.
8.25 (4)
-
1 отз.
8.40 (5)
-
1 отз.
-
  • Zuckerman Bound
-
-
-
-
-
-
-
8.06 (16)
-
2 отз.
8.00 (2)
-
8.07 (15)
-
8.00 (1)
-
  Roth  
7.00 (1)
-
-
8.00 (1)
-
7.21 (14)
-
1 отз.
-
8.20 (10)
-
1 отз.
7.60 (15)
-
1 отз.
7.50 (4)
-
9.00 (6)
-
1 отз.

Филип Рот. Романы

  1962 Letting Go  
-
8.50 (8)
-
1 отз.
  1969 Болезнь Портного / Portnoy's Complaint  [= Случай Портного]  
7.25 (24)
-
-
-
-
8.25 (4)
-
1 отз.
-
-
-
-
  1990 Обман / Deception  
-
8.00 (1)
-
8.00 (3)
-
8.06 (16)
-
2 отз.
8.00 (2)
-
8.07 (15)
-
8.40 (5)
-
1 отз.
7.21 (14)
-
1 отз.
8.20 (10)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
7.60 (15)
-
1 отз.
7.50 (4)
-
9.00 (6)
-
1 отз.

Филип Рот. Повести

6.80 (5)
-
  1972 Грудь / The Breast  
7.25 (8)
-
2 отз.
-

Филип Рот. Рассказы

-
-
-
  1953 The Fence  
-
-
-
-
  1957 По песне человека не понять / You Can't Tell a Man by the Song He Sings  [= Не суди о человеке по его песне]  
-
9.00 (1)
-
  1958 Эпштейн / Epstein  
-
-
-
  1959 The Love Vessel  
-
  1959 Ортодокс / Defender of the Faith  [= Ревнитель веры]  
-
  1959 Фанатик Эли / Eli, the Fanatic  [= Эли-изувер]  
-
  1960 The Good Girl  
-
  1960 The Mistaken  
-
  1962 Novotny's Pain  
-
  1962 Paul Loves Libby  
-
-
-
-
-
  1970 On the Air  
-
-
  1973 Every Inch a Man  
-
  1974 Susan  
-
  1975 Mama's Boy  
-
-
  1981 Smart Money  
-
  1983 The Collar  
-
-
  1995 The Ultimatum  
-
  1995 Drenka's Men  
-
-

Филип Рот. Документальные произведения

-
-
  1993 Dr. Huvelle: A Biographical Sketch [34-страничный буклет]  
-

Филип Рот. Поэзия

  1962 Very Happy Poems  
-

Филип Рот. Пьесы

-

Филип Рот. Киносценарии

  2007 The Prague Orgy  
-

Филип Рот. Статьи

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1961 American Fiction  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1971 On Our Gang  
-
-
  1972 Alan Lelchuk  
-
  1972 On The Breast  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1974 Fredrica Wagman [Вступительная статья к роману "Playing House" Уогмен]  
-
  1974 Imagining Jews  
-
-
-
  1974 Our Castle  
-
-
-
-
-
-
  1989 Pro-Life Pro  
-
-
-
-
-
-
-

Филип Рот. Сборники

-
-
-

Филип Рот. Прочие произведения

  1998 An Exchange [письма] // Соавтор: Мэри МакКарти  
-
  2001 Shop Talk: A Writer and His Colleagues and Their Work [Сборник интервью, взятых Ф. Ротом]  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Деление на циклы достаточно условно (объединяются — кроме ц. «Nemeses» — основным героем, сюжеты независимы), читать произведения можно без оглядки на порядковую позицию.

  • Роман «Моя мужская правда» отдельные источники относят к циклу о Натане Цукермане. Это неверно. См. прим. на странице произведения.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — ravenger, VuDu

  • Куратор библиографии — sham


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх