Эрик Фрэнк Рассел «Метаморф»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Империя насчитывает четыре тысячи планет. Империя — это самое значительное объединение миров, известное человечеству. С очередной планетой, подлежащей исследованию и включению в Империю (или уничтожению), возникают проблемы. Жителя этой планеты доставляют в столицу Империи для тщательного изучения, в ходе которого инопланетянин сбегает, используя телепатию. Ему предстоит узнать историю происхождения Империи и роль в этом родного мира, а также предотвратить надвигающуюся войну.
Входит в:
— антологию «Journey to Infinity», 1951 г.
— антологию «Beachheads in Space», 1952 г.
— сборник «The Best of Eric Frank Russell», 1978 г.
— сборник «Major Ingredients», 1998 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Гольдич (3), И. Оганесова (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elias68, 26 мая 2021 г.
Невнятная, путаная, чрезвычайно затянутая, а самое главное — совершенно бессмысленная повесть, которую не спасает даже призванная стать сенсационной концовка, вернее именно она делает произведение бессмысленным.
Представьте себе индийский фильм, где в последних кадрах юная героиня, томно закатывая глазки, показывает характерное родимое пятно и сообщает другому персонажу: «Я твоя дочка», и тот от этого немедленно оказывается в ступоре. Собственно ради этих кадров вы этот фильм, наверное, и смотрели. А что будет, если в самом начале того же фильма (хронологически за несколько дней до развязки; никакой амнезии после этого ни у кого не будет) этот самый персонаж сам, как нечто само собой разумеющееся, рассказывает этой самой героине, что она его дочка? Какие теперь чувства, кроме недоумения, вызовет у зрителя показанная выше концовка?
Вот Рассел в этой повести делает именно так, как в смоделированном мною бессмысленном «индийском кино»(которое на самом деле трудно представить, потому что никто в здравом уме так делать не будет).
Буквально на пятой странице повести главному герою — метаморфу пленившие его «имперцы» рассказывают, как общеизвестный факт некую истину, которую он же им поведает на последних страницах, как величайшее откровение, от чего те окажутся в ступоре. Повторю еще раз, речь идет не о каком-то пропущенном автором спойлере, а о том, что начальный эпизод делает в принципе невозможной означенную концовку.
Кроме того повесть содержит огромное количество не объясненных автором «хвостов».
Это действительно Рассел написал? Уж больно неряшливая и школярская работа. И дело тут вовсе не в годе написания.
Во всяком случае рассказ «Чудовище» Ван Вогта, написанный двумя годами позднее и посвященный схожей теме, не только увлекателен, но также лаконичен и полностью логичен, и мог бы послужить для создателя данной повести наглядным примером того, чем литературное произведение отличается от бессмысленной жвачки для глаз.
god54, 24 марта 2020 г.
Отличное произведение. Главное очень увлекательное, автор очень умело завлек читателя текстом, напряжением сюжета, таинственностью, интригой возможных вариантов развития событий, сопереживанием главному герою, а потому читатеся на одном дыхании, без остановки, скорее бы добраться до конца и сверить свои варианты с авторскими... И полное разочарование, ибо автор полностью переиграл своих читателей абсолютно непредсказуемой развязкой. А в итоге неординарное произведение, как по сюжету, так и по идее, и даже по тексту, цельное и интересное, а значит предназначено для коллекции.
vam-1970, 7 декабря 2017 г.
Что меня восхищает в творчестве Эрика Фрэнк Рассела? Ведь давно писал -тогда многие писали наивно и их произведения технически устарели. Рассел писал так, что можно прочитать с удовольствием через столетия и не заметишь, что это написано на заре фантастики. Такие большинство его творений.
Этот рассказ не исключение.
Империя в ходе своей экспансии в Космосе натыкается на древнюю Землю, перенесшую тысячелетия назад ядерные войны. Стоит вопрос об уничтожении планеты, населённой непонятной для Империи расой телепатов на первый взгляд.На первый взгляд — а на второй — эти земляне эволюционировали в почти божество.Разве можно их победить? Финал великолепен, непредсказуем. Шедевр! Но тогда премий не давали.
Сказочник, 1 октября 2018 г.
Если честно, крайне сложно поверить, что повесть написана в 1946-ом году. Очень уж круто всё сделано. Да, сюжет классический во всех смыслах, однако, в последней трети повести всё ставится с ног на голову, и вот этот выверт дорогого стоит.
Кроме того, нравится, что множество сюжетных ходов (телепаты, спецслужбы, исследование космоса, повстанцы) не выглядит глупым нагромождением, а вполне органично смотрится.