Эрик Фрэнк Рассел «Метаморф»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Империя насчитывает четыре тысячи планет. Империя — это самое значительное объединение миров, известное человечеству. С очередной планетой, подлежащей исследованию и включению в Империю (или уничтожению), возникают проблемы. Жителя этой планеты доставляют в столицу Империи для тщательного изучения, в ходе которого инопланетянин сбегает, используя телепатию. Ему предстоит узнать историю происхождения Империи и роль в этом родного мира, а также предотвратить надвигающуюся войну.
Входит в:
— антологию «Journey to Infinity», 1951 г.
— антологию «Beachheads in Space», 1952 г.
— сборник «The Best of Eric Frank Russell», 1978 г.
— сборник «Major Ingredients», 1998 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Гольдич (3), И. Оганесова (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Виталя, 9 января 2025 г.
Это очень хорошее произведение, которое после прочтения оставляет приятные чувства, и недосказанности как таковой нет, хоть и в конце не дано прямого ответа, что же стало с судьбой Терры.
На первых страницах я было стал думать, что повесть про очередных суперсезмлян, хитрых и непревзойденных, которым удастся переиграть глупых инопланетян, захвативших тысячи (!) планет... К счастью я ошибся. Эта повесть построена таким образом и учтены факторы, что исключает такую, можно сказать, детскую наивность, как героизм одного лишь человека, сумевшего победить в войне целую Империю. Вспоминается старая поговоока «один в поле не воин». Что и происходит на последвюдих страницах, где описывается противостояние Империи и Землян. Нет даже не так. Тут показано противостояние разумных форм жизни, так как эта борьба не только Землян и коренных Имперцев. И этот момент в книге, вроде бы и не явный, но видный при внимательном прочтении, вызывает уважение к автору. В столь коротком рассказе уместить емко суть повествования и не испортить его скупостью содержимого не каждому удаестся.
Далее я пройдусь по содержимому и приведу цитаты из текста.
Хочется немного пройтись по содержимому и заметить пару моментов, что удалось заметить в рассказе.
«Он обладал одним преимуществом, которое сослужило ему неплохую службу: он правильно оценивал свои возможности. Противники же ничего о нем не знали. С другой стороны, он смутно представлял себе Империю, хотя успел многое узнать о ее населении. Не приходилось сомневаться: у него серьезный противник. Союз разных жизненных форм, обладающих различными талантами, способен на многое. Предстояло сражение между человеком, наделенным сверхспособностями, и людьми обычными, но заручившимися помощью дрейнов и других существ, способности которых оставались неизвестными. У союза явно больше шансов.»
Вот тут в общем-то и ответ на самый первый мой вопрос: «будет ли так просто одному человеку выйти на поле боя с целой Империей» Ответ ясен.
"— Таковы правила, — раздраженно ответил человек в черном. — Вам бы следовало знать, что каждый гражданин должен показывать свою карточку, когда его останавливает полиция.»
А вот здесь я стал задумываться, если идёт противопоставление Землян и Империи, то этот отрывок явно должен выражать суть жителей Империи. На чем же держится на система? На недоверии. Однозначно, что не все жители Империи являются «благополучными» гражданами. И дальше по тексту находятся этому подтверждения.
"«Тебе не нужно знать причины. Выполняй свой долг и не задавай вопросов. Пусть ответственность ляжет на тех, у кого выше чин. Этот парень ведет себя так, словно имеет право делать все, что угодно… Надо подчиниться ему, так будет проще всего».
Мысли казались не совсем правильными. Они теснились в голове, не пытаясь выбраться наружу, но были достаточно сильными и разумными, не позволяя возникнуть другим идеям.»
«Наклонившись, он вытащил маленький блестящий инструмент из кожаного футляра, находившегося под мышкой у полицейского. Какое-то оружие. Направив его на окно, нажал кнопку на рукояти. Раздался резкий хлопок, но Гарольд не почувствовал ни малейшей отдачи. В центре гласситового окна образовалось идеально круглое отверстие. В помещение проник холодный воздух, который принес с собой запахи разогретой смолы. Бросив на оружие мрачный взгляд, Гарольд засунул его обратно в футляр и презрительно покачал головой.
— Итак, — пробормотал он, — здесь порядок опирается на страх смерти. Поистине я попал в средневековье!»
А вот и оно. Страх. Он и является скрепляющим материалом. Как интересно выходит, что такое мощное образование как союз цивилизаций держится на жестоких и, как верно замечено, средневековых чувствах, да даже на инстинктах.
«В конце концов он сдался и попросил у официанта счёт. Он понимал, чего ждёт официант — денег. Рока много рассказывал о деньгах, даже показывал образцы этого мусора. Он был поражен, когда оказалось, что Гарольд не имеет ни малейшего представления о том, что такое деньги. Смешно было смотреть, как заважничал лейтенант, решив, что земляне ещё не «доросли» до того, что они в действительности давно позабыли.»
"— Я не слишком погрешу против правды, если скажу, что оппозиция существует на всех планетах, кроме этой. С точки зрения Империи мы все находимся в возрасте взросления: ещё не вполне готовы для создания собственного правительства. Мы получим независимость завтра или послезавтра, но только не сегодня, — Он тяжело вздохнул. — Линга ждёт наступления этого «завтра» вот уже семьсот лет.
— Так я и думал, — заметил Гарольд. — Все та же схема. Все те же сомнения и прирожденная слабость. Все те же слепота и
бесконечные промедления. Нам хорошо знакомо все это — только для нас оно уже превратилось в миф.»
"— Прежде чем ты начнешь, хочу предупредить, что трудное решение, касающееся судьбы твоей планеты, нам пришлось принять с большой неохотой. Но у нас нет выбора, поскольку мы получили сведения, которые подтверждают правильность такого исхода. Если говорить прямо, то ваша форма жизни является прямой угрозой для нашей. А теперь вся ответственность ложится на ваши плечи — лишь вы можете доказать, что дело обстоит иначе.»
Вот, можно сказать, краткий конспект по Империи. Суть, за счёт чего она держится. Что является опорой для её существования. Взаправду, количество не означает качество. Империя, такая огромная по масштабу, так шатко держится на слабых, безвольных созданиях, для которых страх за свою жизнь оказывается сильнее воли к свободе для себя и своего разумного вида (тут я не буду цитировать, где сказано про разумный вид, итак цитат вышло слишком много).
Вот и встает самый главный вопрос в повести. Если мы видим Империю, узнаем о еë происхождении, знаем её методы и видим, что это за путь и куда он приведёт, то должна же быть альтернатива? Земляне пусть и не являются эталоном, но явно к такому состоянию стремятся, и в произведении мы и видим, можно ли пойти другим путём. Во всяком случае задуматься над этим, что тоже хорошо. Ведь, как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.
elias68, 26 мая 2021 г.
Невнятная, путаная, чрезвычайно затянутая, а самое главное — совершенно бессмысленная повесть, которую не спасает даже призванная стать сенсационной концовка, вернее именно она делает произведение бессмысленным.
Представьте себе индийский фильм, где в последних кадрах юная героиня, томно закатывая глазки, показывает характерное родимое пятно и сообщает другому персонажу: «Я твоя дочка», и тот от этого немедленно оказывается в ступоре. Собственно ради этих кадров вы этот фильм, наверное, и смотрели. А что будет, если в самом начале того же фильма (хронологически за несколько дней до развязки; никакой амнезии после этого ни у кого не будет) этот самый персонаж сам, как нечто само собой разумеющееся, рассказывает этой самой героине, что она его дочка? Какие теперь чувства, кроме недоумения, вызовет у зрителя показанная выше концовка?
Вот Рассел в этой повести делает именно так, как в смоделированном мною бессмысленном «индийском кино»(которое на самом деле трудно представить, потому что никто в здравом уме так делать не будет).
Буквально на пятой странице повести главному герою — метаморфу пленившие его «имперцы» рассказывают, как общеизвестный факт некую истину, которую он же им поведает на последних страницах, как величайшее откровение, от чего те окажутся в ступоре. Повторю еще раз, речь идет не о каком-то пропущенном автором спойлере, а о том, что начальный эпизод делает в принципе невозможной означенную концовку.
Кроме того повесть содержит огромное количество не объясненных автором «хвостов».
Это действительно Рассел написал? Уж больно неряшливая и школярская работа. И дело тут вовсе не в годе написания.
Во всяком случае рассказ «Чудовище» Ван Вогта, написанный двумя годами позднее и посвященный схожей теме, не только увлекателен, но также лаконичен и полностью логичен, и мог бы послужить для создателя данной повести наглядным примером того, чем литературное произведение отличается от бессмысленной жвачки для глаз.
god54, 24 марта 2020 г.
Отличное произведение. Главное очень увлекательное, автор очень умело завлек читателя текстом, напряжением сюжета, таинственностью, интригой возможных вариантов развития событий, сопереживанием главному герою, а потому читатеся на одном дыхании, без остановки, скорее бы добраться до конца и сверить свои варианты с авторскими... И полное разочарование, ибо автор полностью переиграл своих читателей абсолютно непредсказуемой развязкой. А в итоге неординарное произведение, как по сюжету, так и по идее, и даже по тексту, цельное и интересное, а значит предназначено для коллекции.
vam-1970, 7 декабря 2017 г.
Что меня восхищает в творчестве Эрика Фрэнк Рассела? Ведь давно писал -тогда многие писали наивно и их произведения технически устарели. Рассел писал так, что можно прочитать с удовольствием через столетия и не заметишь, что это написано на заре фантастики. Такие большинство его творений.
Этот рассказ не исключение.
Империя в ходе своей экспансии в Космосе натыкается на древнюю Землю, перенесшую тысячелетия назад ядерные войны. Стоит вопрос об уничтожении планеты, населённой непонятной для Империи расой телепатов на первый взгляд.На первый взгляд — а на второй — эти земляне эволюционировали в почти божество.Разве можно их победить? Финал великолепен, непредсказуем. Шедевр! Но тогда премий не давали.
Сказочник, 1 октября 2018 г.
Если честно, крайне сложно поверить, что повесть написана в 1946-ом году. Очень уж круто всё сделано. Да, сюжет классический во всех смыслах, однако, в последней трети повести всё ставится с ног на голову, и вот этот выверт дорогого стоит.
Кроме того, нравится, что множество сюжетных ходов (телепаты, спецслужбы, исследование космоса, повстанцы) не выглядит глупым нагромождением, а вполне органично смотрится.