FantLab ru

Р. Скотт Бэккер «The Unholy Consult»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
83
Моя оценка:
-

подробнее

The Unholy Consult

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6

Входит в:


Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — хорошее продолжение великолепной серии. Но не завершение. Наверное, главная претензия к этой книге — ощущение клиффхэнгера в ее конце. Все же, конец первой трилогии у Бэккера был более органичным. После более чем десяти лет, мы все еще ждем, и будем ждать, продолжения этой саги. С другой стороны, как со всеми великими произведениями, было бы грустно навсегда простится с этой историей. Так что пусть уж автор пишет, пока может.

Для меня главное в художественной литературе — это захватывающие идеи и живые персонажи (кто-то скажет «мерзкие», а я скажу — не плоские). И этого у Бэккера в избытке. При таком количестве идей, Бэккер справляется великолепно, что делает этот цикл для меня лучшим в жанре фэнтези. Для меня Бэккер в фэнтези находится на тех же высотах, что Питер Уоттс и Грег Иган в научной фантастике. Впрочем, фэнтези тут, правда, не чистокровное, но это нормально, когда действительно значимые произведения не могут удержаться в узком жанре.

Стиль повествования все так же великолепен — широкий словарный запас, стилизация, легкая миграция от эпической битвы до неторопливого внутреннего монолога и обратно. Каждое название, каждое имя несет за собой историю, загадку. А их тут сотни.

Но эта книга, наконец-то начала разматывать эти загадки. Чего стоит только новый энциклопедический глоссарий в конце. Не поленитесь прочесть и его — в его сводках содержатся дополнительные ключи к пониманию, отсутствующие в основном тексте! Но, может быть, поэтому она показалось мне, все же, не настолько монументальной и поражающей воображение, сколько предыдущая — «Великая Ордалия». Часть загадок приобрела довольно приземленные разгадки, другая часть — странные, третья часть вообще открыта не была и повисла в воздухе. Все же, «Ордалия» была кульминацией, лучшей книгой всей серии для меня, в то время как «Консульт» — лишь неоконченная развязка.

Большую часть книги занимает сражение у Голготтерат. Все арки сводятся туда, и повествование уже скачет по персонажам в пределах каждой главы, ведь место действия — одно на всех. Надо сказать, что не все арки получили достойное завершение. Некоторые вообще были забыты и явно оставлены на продолжение. Другие разрешились как-то уж слишком обыденно и невзрачно. Часть персонажей явно была нужна автору, чтобы вести повествование от их, «человечного», лица, скрывая в тени мысли сверхчеловечных личностей. Может даже показаться что автор тут «недожал», но скорее это тоже была задача: показать приземленную судьбу тех, кто и не стремился стать чем-то по-настоящему большим. «Life is strength. <...> She lived a good life but she had no power. She was a slave to death.» (Irenicus)

Сюжет полон интересных поворотов, логичных но не предсказуемых. А красота построенного Бэккером мира все больше открывается перед читателем. Этот мир грязен и отвратителен, и в этом — прекрасен, выдавая аллюзия за аллюзией на реальные верования и воззрения и их последствия. Количество отвратительных сцен здесь превышает все остальные книги, но остается в рамках допустимого для такого жанра.

При всех особенностях этой книги, я просто не могу поставить Бэккеру меньше максимального балла. Мне нравятся Мартин, Эриксон, Кук, но еще никто, для меня, не смог сравниться с мастерством Скотта Бэккера. Читать его для меня — само по себе наслаждение. Это замечательная серия, которая, надеюсь, получит еще замечательных продолжений.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2sECNGQ)

В юности Бэккера манила перспектива спора с Толкиеном: случилось бы, не допусти Саурон глупой промашки в решающий момент битвы у врат Барад-дура на Горгороте, избегни Единое Кольцо уничтожения? О том, что обезвредить Кольцо куда проще, не прибегая к услугам хоббитов, а просто сбросив его в кратер Ородруина с воздуха, мы здесь умолчим, раз уж Бэккер и сам последовательно инвертирует священные для толкиенистов тезисы на антитезисы. Кстати, а кто-нибудь понял, чем питались и питаются на бесплодной пустоши неисчислимые орды шранков? Этот вопрос занимает меня еще с детства, когда я впервые прочел «Властелина Колец», сравнил темпы прироста боевого веса орков с аппетитами маленького Чужого и глубоко призадумался. Кажется вероятным, что Ридли Скотт, доверь ему кто экранизацию Бэккера, ответа не найдет тоже.

За кулисами Эарвы — как принято говорить в этом мире, Снаружи, или, как сказали бы поклонники Дэвида Линча, в Черно-Белом Вигваме, — Толкиен не одинок: заглядывают к нему покурить в коридорах вечности, как минимум, Херберт и уже помянутый ранее Желязны. В «Князе пустоты» влияние Фрэнка и Роджера довольно удачно наложилось на канву событий реального крестового похода, которую оставалось лишь унизать магическими Метками, задать правила игры в топос и Логос да присыпать сверху порошком квирри, чьей живительной силе позавидовали бы дровосек из третьего сезона “Твин Пикса” и Урфин Джюс из классического советского технофэнтези.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Много ли встречали вы после Волкова в фэнтези сеттингов, где одним из основных элементов выступает вторжение инопланетян? Часом не пробовали задуматься, как повернется судьба человечества в безымянном мире из «Князя света», если бы «Звезда Индии» не просто опустилась на эту планету, а разбилась о ее поверхность, и из членов экипажа в конечном счете уцелели бы, спустя многие века, лишь двое, да и те безумцы-извращенцы под стать Ниррити Черному, божеству тьмы и коррупции, а по любопытному совпадению — корабельному священнику?

По мере продвижения к Голготтерату, однако, влияние Профессора усиливается (а Желязны и Херберта слабеет) до такой меры, что наконец создается впечатление, будто Бэккер вздумал подтверждать перед алтарем духа Толкиена докторскую степень. Но чему служит эта хабилитация? Идентичной, с точностью до перестановки символа Кристоффеля, цели:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
изгнанию волшебников, нелюдей и пришельцев из Эарвы под напором докинзовской меметики дуньяинов.

После того, как «Игра престолов» Джорджа Мартина стала частью массовой кинокультуры, в фэнтези наметился тренд на безжалостное обращение с героями, не исключая стержневых — все они теперь просто расходники для авторской алхимии, которых порой сметают с игровой доски и сливают в сточную трубу лишь затем, чтобы показать писательскую смелость. (Или, если внимательно вглядеться, отсутствие таковой. С чем удобнее работать на масштабах эпопеи: с деградирующей культурой или полной сил? Что легче описывать в кинематографичных деталях: объективацию женского начала или его превосходство, катастрофу или синергию? Спросите у голливудских сценаристов и мастеров по спецэффектам, если не верите.)

Как и ожидалось,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эарванский Карфаген будет разрушен и обильно засеян солью. Данный в юности обет осквернить алтарь духа Толкиена исполнится. Каннибалы Великой Ордалии сыграют несколько кровавых матчей в идиотский мяч. Ганнибал Келлхус пройдет за ворота Голготтерата, но лишь затем, чтобы обратиться в красного дракона и свести баланс вероятностей с Абсолютом в пользу наблюдений Ока Судии за наблюдателями. Весь этот массовый падеж героев, конечно, ожидаем в эру игры престолов, однако, сметая с доски в черный ящик все больше фигур, можно и до вечного шаха доиграться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец света
в отдельно взятом шахматном клубе четырех всадников
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
состоялся.

Понятно, впрочем, что путь слепого демиурга у Бэккера — как тьма, что была в мозгу прежде: он не знает, о какие законы физики споткнется. Даже Толкиен вынужден был сделать Арду круглой.

Останься ее локальная физика экзотической, а биология — с нею в тандеме, хоббиты, возможно, на горбатой вершине Огненной горы решили бы наконец признаться друг другу в привязанности, выходящей за рамки дружбы, и перед весьма вероятным концом света зачать потомство партеногенетическим способом (о котором читатель прежде не имел никакого представления). Пока они бы этим занимались, из-за поворота скальной тропы, где на протяжении всего цикла в кустах таился портал гиперперехода, возник бы Саурон и недолго думая заколол бы парочку ледорубами, чтобы реквизировать артефакт и с его помощью превратить все воинство эльфов и людей в коллекцию фигурок из Мinecraft.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А примерно это и случилось в Эарве. Этот мир —не зернохранилище и не хлебное поле богов. Эарва —кабина зерноуборочного комбайна времен жатвы, и в кабине этой нет конфеток для глаз, а царит слепота эвристики чистого разума.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга понравилась меньше, чем The Great Ordeal. Битвы занимают значительную часть обьема книги, что не очень характерно для Беккера, но это простительно, все-таки решается судьба мира. Очень много повторений, очень затянуто. Я понимаю, что это не ошибка автора, а осознанно применный прием, но все же мне такое вытагивание нервов читателя не по душе. Тем не менее, я поставил The Unholy Consult ту же оценку, что и прошлой книге. Потому что закончить цикл это сложное дело. И он действительно закончен. Да, остались еще некоторые вопросы и кое-какие даже добавились. Но на многие мы получили ответ. Я не удивлюсь, если история Второго Апокалисиса на этом не закончится, если будет еще книга или даже трилогия (хотя последнее я бы не одобрил). Но это будет уже совсем другая история. По причинам, которые я не буду спойлерить. Читайте The Unholy Consult и узнаете.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел все шесть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ах ну да, их же семь. Семь прочел. Просто где-то одни слились в одну
книг цикла. Очень понравились первые три. И я поясню почему: в них чувствовалась атмосфера, рисунок, масштаб и (что на мой взгляд одно из главных в таких книгах) разные линии разных героев, которые в будущем сплетались в одно целое. Ощущался резонанс их действий, на горизонте маячил невидимый враг, повсюду плелись интриги и велись войны. У каждого героя была своя правда, своя жизнь и свое видение мира...

Далее последовала трансформация главных из них, объясненная автором таймскипом и тем фактом, что оказывается, в глубине души они такими и были. И я бы понял это осознание, если бы оно по настоящему терзало главных героев. Так ведь нет, шлюха

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стала императрицей, да не простой, а вполне-себе успешной, золотой! Не проучившись ни дня никаким наукам по управлению государством (либо они происходили очень коротко и за кадром).
. Толстый маг-тряпка
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
метается со своим *знанием ситуации* из пустого в порожнее почти все шесть книг!!!! Лучший момент с ним — это его битва с нелюдем из подземки и то, как он с помощью зачарованной куклы нагибал недооценивших его противником. Вот это было изобретательно.
. И тут очень много можно было бы пройтись по всем остальным, но общая тенденция такова — герои осознают себя тысячу раз, потом еще тысячу, а затем такие: ОБОЖЕ Я ВСЁ ПОНЯЛ(А). И так несколько раз за цикл. Я всё понимаю, там творятся такие события, что невольно поменяешь мировоззрение, но не пятнадцать же раз(. И это не говоря о логичности поступков героев, которая очень часто отсутствует (но это простительно, это везде и всегда).

Далее, во втором цикле книг(хотя я косвенно уже касался его, но теперь подробнее опишу) — нам вкидывают еще порцию новых героев. Поначалу их ветки кажутся интересными, потому как нам представляют их, как обладателей *другой* силы, третьей или даже четвертой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мимара со своим оком, Воины белой удачи и культ ятвер, Сорвил с его уникальным благословением от всё того же культа Ятвер. Все их ветки по сути надуманы и в итоге не нужны сюжетно. Серьезно. Если их вырезать — повествование и даже сам ход повествования не поменяется, только *буков* станет меньше. Ведь все они сливаются в неуклюжих попытках выполнить свою миссию. Око судии — нифига не судит и ни на что не повлияло. Ну есть это абилка у Мимары, и что в итоге? А ничего. Увидела она грядущий конец света, увидела личину отца. А толку 0. Понимаете? Мимара осознала то, что читатель (да и Акка) знает уже с первой книги. Никакого сюжетного смысла. Сорвил? Поначалу радовала его ветка, затем она достигла апогея, когда он влюбился в Серве. Я уж думал, ну вот оно. Сейчас Серве будет драться за Сорвила против своего Бати на виду у всей Ордалии, да еще вокруг врага! Но нет. Сорвил слит, простите, *пездюком-невидимкой*. Любовная линия серве и сорвила прервалась, так и не обретая пиковую форму. Серве, хоть и сыграла свою роль в сюжете — стала еще одним сосудом, а не человеком (это главное противостояние в ней было). Воины белой удачи — все как один тормозные и бесполезные, единственное достижение — убитый Шрайя, сюжетная ветка которого стала безынтересна еще тогда, когда выяснилось, что он брат Келлхуса. Культ ятвер? Сосет. Так и не дал никто серьезный отпор идеальному Келлхусу.
И это печально.

Ну и отдельно про нечестивый консульт, как книгу. Коротко: Самоповторы, повторы из других книг (что простительно), неплохая задумка относительно появления ковчега и его функций, отличная, местами, интрига сражений и повествования (это плюс) — которая затем, ближе к середине и концу книги скатывается в сраное ничто (потому как опять идет передергивание мотивов главных героев, их переобувание, самоповторы). Очень затянут финал. Чтобы вы понимали — Ордалия добирается к ковчегу примерно к середине книги вплотную. И далее полкниги осаждает ее. Звучит неплохо. Но только звучит, потому что текст нагроможден абсолютно лишними именами, которые никто и никогда не запомнит. Все эти Фанаялы-аль-дукати-ибн-шурин-инохрой. Беккер, как говорят, филолог-психолог. И в диалогах иногда это видно. Часто играет это на пользу, а очень часто Беккер забывает, что приёмы психологии хорошо работают на массах, и очень хреново на идвидуальных личностях, ибо штампованное применение одной и той же философии/психологии относительно всего сущего влечёт за собой серый набор опций этого сущего, а потому характеры главных персонажей и даже(!) Главные враги Аспект-императора — сливаются в это серое ничто, выравниваясь в своей беспомощности и безволии. И казалось бы, так и должно быть, ведь все они стоят перед обстоятельствами, превышающими и их знания, и жизненный опыт, и их силы. НО!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Акка — всё это видел тысячи раз в своих снах, как и все волшебники гнозиса, знал это и Келлхус. И его дети. Так почему же они (кроме ананасовой семьи. И те опционально) ведут себя, словно маленькие дети, хотя вот-вот, совсем недавно, они вполне здраво рассуждали об этой же самой проблеме? Это мне непонятно. Точнее непонятно не столько их поведение, сколько занимаемая ими позиция. Мол всё пропало, а нет, не пропало. А да, пропало. А нет, всё ок. А нет, все таки пропало — и это не в плане ситуаций. Это в плане их внутренней позиции. Не осталось никакой борьбы, никакой интриги, они просто как листья на ветру. Но шли то они именно сражаться с этим ветром. А попыток даже не делают.
. Далее — текст очень перегружен надуманными и одинаковыми эпитетами касаемо увеличивающихся по своей мощи обстоятельств.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например — гг видят орду, и говорят — Это бездонный океан шранков! Нам конец! А затем видят орду вдвое больше, приправленную вражескими магами и драконами и говорят — это бездонный океан шранков! Нам конец! — ну, это условно и коротко если.

Фух, высказался. Ну, на самом деле еще много можно ругать или хвалить эту книгу. К прочтению, все же, рекомендую. Но необходимо быть готовым к тому, что в одних моментах у вас будет гореть одно места от переобуваний героев, в другом вы заскучаете и уснете, в третьем не поймете что именно хотел сказать автор, потому как повествование рваное и нагроможденное метафорами. А это прочтение не облегчает, и более того открывает повод к срачу фанатов относительно того, как именно воспринимать то или иное событие. И это было бы неплохо, если бы допускалось неоднозначное толкование, по причине многогранности самих событий. Но в книге всё несколько проще, и я уверен, что это надуманный прием в данном случае. Неоднозначность ради неоднозначности, чтобы все были правы по своему. Хочешь превратить единицу в ноль? Ну ок. Ты можешь так сделать, потому что в тексте нет четкого определения нуля и единицы. А там, где нет четких границ — есть пляска бесконечной философии относительно того, что же все таки ноль. А что такое единица. И это параллель многим, возможно, пришлась даже по душе, потому как реальная аналогия с нашим миром, где споры о подобном никогда не утихают. Вот только Эарва не наш мир, и герои там, мыслящие совершенно по другому поначалу, в итоге всё равно мыслят как мы в современных реалиях. И даже хуже, ведь там от казалось бы банальных по простоте и бесконечных по глубине вопросов зависит не исход спора, а исход мира. И это огорчает. Ведь мир Эарвы живет по другим законами, нежели наш мир. Потому вся эта свистопляска с *тысячекратной мыслью* скорее забавляет, нежели заставляет действительно задуматься.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такое свойство у зачастую плохих книг. Их гораздо интереснее пересказывать, они звучат интереснее в обработке другого человека. Хорошие книги иногда имеют похожее свойство.Если у меня попросят «Расскажи о чем пишет Беккер в книге Нечистивый Консульт» я, конечно, расскажу. Но не смогу сделать это так здорово, как автор, любая аналогия, например про инхороев будет передана не так полно, не так мастерски. Не смогу именно заинтересовать, покажется банальным в моем пересказе. Такой текст просто опошлить или не понять до конца. Беккер- великий стилист. Его книги сильны не только глубочайшей проработкой, но и стилем. Во втором своем цикле Беккер окончательно избавился от неровного повествования и Консульт делает то, что должен — заканчивает историю Анасуримбора Келхуса. Но как он это делает! Сейчас мы живем в эпоху столкновения жанров, причем самых разных, поэтому часто издания клеймят Темным фэнтези что угодно, где присутсвует немножечко крови. Здесь темнота очевидна. Есть ощущение безнадежности, постоянного испытания, пепла во рту. Возвращаясь к первой мысли — вроде бы и основной сюжет прост, и влияние других авторов действительно есть. Но никто не показывал фэнтези так как Беккер. У него есть свой, неповторимый стиль, который делает его книги по настоящему качественными. Темными, злыми, несправедливыми, красивыми по слогу и подаче. Беккер мешает добро и зло, плоть и душу, святость и распутство, показывая непохожее на наш мир фэнтези, и одновременно пугающе знакомое. Это не просто история об очередном походе в «ЦИТАДЕЛЬ ТЬМЫ» — это ее переосмысление, подача весьма сомнительного избитого сюжетного скелета с новым видением. И сильно даже не новаторство — темное фэнтези было до Бэккера, будет и дальше а глубина проработки. Этот человек — фанатик своего мира, и это видно по описаниям, по персонажам, по всему. Нечистивый консульт — это завершение второго цикла как раз в духе Беккера. Грязь и дерьмо перемешанная с отвагой и благодетелями выходят но новый уровень, в этом симбиозе они не растворяются, а показываются более полно чем когда-либо. Тем самым ценен этот цикл, и конкретно его вершина. На мой взгляд, «Нечистивый Консульт» лучшая книга Беккера, пример отличного окончания по настоящему темного фэнтези. Хотя...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец ли это?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх