Роберт Шекли «Джордж и коробки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Психоделика
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Неопределённое место действия
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
Джордж отправляется в путешествие по коробкам своего разума, пытаясь разобраться, что здесь реальность и зачем оно всё нужно.
Психоделические приключения продолжаются! На сей раз читателю предстоит увлекательное путешествие по внутреннему миру Джорджа, где он разбирается с необычными коробками, являющимися вместилищами сюрреалистических миров.
На английском языке повесть не издавалась. Выходила на польском.
Входит в:
— сборник «Машина Шехерезада: Шесть историй», 1995 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 25 марта 2023 г.
Как стилизация под бред сумасшедшего — вышло прекрасно. Мешанина самых разных событий и метафор, странные «приключения» и всякое такое. Как самодостаточная история — ну, всё уже сложней. «Джордж и коробки» никак не тянет на статус интересной полноценной истории, читать её скучно и абсолютно не хочется тратить время и силы на попытки разобраться, «что же хотел сказать автор». Психоделика как она есть.
Нескорений, 11 апреля 2016 г.
Что такое реальность? По мнению Р. Шекли — это всего лишь одна из разновидностей иллюзий. Мы привыкли воспринимать всё происходящее вокруг нас как данность, поэтому любое экстраординарное событие, выбивающееся из привычной схемы, может стать катализатором, поводом задуматься о том, кто сошел с ума — я сам или окружающий мир. Что есть норма? Известно, что это понятие относительное, если бы большинство членов нашего общества составляли сумасшедшие, то привычная нам «нормальность» считалась бы отклонением и, возможно, нас тоже могли бы подвергнуть принудительному лечению. Любой предмет материального мира воспринимается в зависимости от угла зрения, вспомните притчу о трех слепых мудрецах, пытавшихся описать слона. Наше восприятие основывается на пяти органах чувств, но как изменится картина мира, если мы, не дай Бог, утратим зрение или вообще останемся при одном осязании. Кроме того, эволюция не стоит на месте, если природа подарила нам возможность слышать и обонять, то кто может поручиться за то, что наши потомки не приобретут шестое, а может и седьмое чувство — для них реальность будет выглядеть совершенно иначе, чем для нас с вами.
Повесть «Джордж и коробки» — довольно интересный эксперимент, путешествие в глубины подсознания вымышленного героя, но кто знает, может быть Джордж реален, как никто другой, а наш мир — всего лишь сюжет одной из книг, которая может пылиться в одной из коробок на заброшенном чердаке. Странствия главного героя похожи на цепочку мыльных пузырей, постоянно меняющих цвет и форму, перетекающих из одного в другой. Кто такой Джордж — душевнобольной, заключенный, спецагент секретной организации, противостоящей вторжению пришельцев или просто обычный человек, оказавшийся в необычных обстоятельствах — любой ответ в той же мере может соответствовать истине, сколь и противоречить ей. Автор предоставляет читателю полную свободу фантазии, не ограничивая возможности восприятия искусственными барьерами и рамками. С одной стороны это удачное и оригинальное решение, но временами хочется иметь хотя бы кусочек почвы под ногами, чтобы было от чего отталкиваться.
В мире, где каждую минуту всё меняется кардинальным образом, сложно говорить о сюжете. История начинается с того, что Джордж в один прекрасный день стал обращать внимание на то, что его окружают различные коробки — всех возможных форм, расцветок и размеров. Почему он раньше не обращал на них внимания — кто знает, просто однажды щёлкнул невидимый переключатель и восприятие реальности изменилось. Коробки можно воспринимать как символ, а можно не воспринимать — для сюжета это не принципиально. По сути любой материальный объект можно представить в виде коробки — внешняя, строго определенная форма предмета мало что скажет о его внутреннем содержании. По этой причине мы никогда не постигнем истины, не заглянув внутрь — человек похож на ребенка, который стоит возле рождественской елки и гадает, что же ему подарят в этом году, вспомните, как часто наши радужные ожидания не соответствовали действительности — увы и ах!
Метаморфозы поджидают героя на каждом шагу — декорации меняются так стремительно, что сознание не успевает зацепиться за очередную, предложенную ему реальность, или иллюзию, как вам будет угодно. Итоговая цель поисков Джорджа также неясна — подобно паруснику во время шторма, который без руля и без ветрил несется по бушующему океану, главный герой почти не способен влиять на окружающие его фантасмагории. В процессе путешествия он обретает спутников, сущностей таких же безумных, как и всё, что творится с Джорджем. Судьбоносным можно назвать знакомство со словесным мешком на крохотных лексикографических ножках, через протекающий шов которого бесконечно струится поток диалогов. Постепенно Джордж начинает понимать ценность этого артефакта в мире, где «все слова истлели» — из досадной обузы мешок становится рогом изобилия синтаксиса, скатертью-самобранкой вульгарной лексики, а также источником вечного филологического наслаждения. Помимо мешка, компанию Джорджу составляет земноводная черепаха, выдающая себя за криминального авторитета — более дикого сочетания геройского пати мне встречать не доводилось.
Произведение сложно взять наскоком, требуется определенная подготовка — как минимум перед тем к как браться за «Джорджа и коробки», стоит ознакомиться с «Машиной Шехерезадой» и «Оптимальным вариантом». Если ваш читательский тип соответствует образу Герна из «Машины...», а концентрация странностей и безумия, как в «Оптимальном варианте», не пугает, то можно приступать к «Джорджу...» По объему повесть кажется довольно внушительной и соответствует короткому роману, самое начало идет тяжеловато, но это не страшно — так сознание настраивается на авторскую подачу. Если вы не бросите чтение после первых десяти страниц, то можете быть вознаграждены за упорство — когда поймаешь ритм и настроишься, то чтение идет легко, как и в «Оптимальном варианте» ты понимаешь, что это всё бред, с одной стороны, а с другой с нетерпением ждешь, что подстерегает героя за очередным поворотом. Я ожидал интересного финала, но увы — автор решил использовать эффект незавершенного произведения — концовки здесь попросту нет, повествование в определенный момент просто обрывается, а дальше делай что хочешь, начинай сначала или забрось повесть куда подальше. Как итог, если вы не являетесь приверженцем логики в художественных произведениях и готовы смириться с отсутствием финала — то читайте, возможно даже получите удовольствие.
ivan2543, 7 мая 2015 г.
Еще один опыт Шекли в написании абсурдистской прозы. На этот раз, это в прямом смысле бред сумасшедшего – главный герой, как вскоре догадывается читатель, является пациентом психиатрической клиники. Вся повесть – поток безумных мыслей, в которых, при желании, можно, играя в психиатра, отыскать осколки реальности, ассоциации, аллюзии и каламбуры. Ну, и, конечно, все это приправлено фирменной иронией автора.
Все это было бы очень хорошо, но есть серьезная проблема – у повести высокий «порог вхождения». Первые несколько страниц ее – удивительно муторная бессюжетная тягомотина, почти нечитаемая и унылая. По трудности восприятия это «вступление» может посоперничать с текстами Кафки. Дальше – веселее, но одолеть эти пять-шесть страниц нудной околесицы можно только упорством. Да и потом несколько таких же муторных пассажей в тексте встречаются.
Итог: вещь очень сильно «на любителя», как и весь поздний Шекли. Любопытный, ироничный экскурс в безумие отдельно взятого персонажа. Если по душе сюрреализм, парадоксальный юмор и всяческая шизофазия – то, что надо.
Батя, 15 марта 2011 г.
Содержание вытекает из названия. Этот рассказ про Джорджа и коробки. Еще есть черепахан. В моменты бессонницы рассказ помогал мне уснуть. Серьезно, больше нечего добавить, так как ничего тут и нет. В «Оптимальном варианте» был абсурдный юмор, который, как по мне, действительно улыбал. Здесь же только сюр, причем такой странный и завуалированный. Звиняйте за выражение, но это называется «словесный понос», не иначе.