Урсула К. Ле Гуин «Мастера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уже давно так повелось, что только отказавшись от Света Человеческого Разума мог Ученик стать Мастером. Но для Ганиля это оказалось лишь первым шагом на его Пути.
Входит в:
— сборник «Двенадцать румбов ветра», 1975 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 22», 1980 г.
— антологию «Трудная задача», 1982 г.
— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.
— антологию «Супруги, любившие уединение», 1991 г.
— антологию «Чёртово колесо. Сборник научной фантастики в 2-х томах», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1986 // Научная фантастика - Рассказ (США) |
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- Р.А. Герман (1), А. Думеш (2), Р. Рыбкин (6)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MarijaIvanovna, 28 мая 2024 г.
Прочитав этот рассказ, осознаёшь дилемму. С одной стороны, разум, знания несут зло. С этим не поспоришь, ту же пресловутую атомную бомбу создал разум, опираясь на знания. С другой стороны, без разума, без знаний мерзость тьмы невежества, «глухие кривые окольные тропы», тоска зелёная. И что выбрать в этой ситуации: развитие знаний и разума или уничтожение знаний и разума?
Но в рассказе ещё показано, что, каков бы ни был сознательно сделанный выбор, разум и знания не больно-то и уничтожишь. Любопытство к загадкам мироздания прочно встроено в человека. Это не очень-то скажешь, глядя на учеников современной обычной средней школы, любящих отлынивать от уроков. Но это так. Человек готов рисковать даже собственной жизнью ради разума, знаний, человек не побоится даже пыток, защищая разум, знания от уничтожения.
Конечно рассказ очень понравился.
Тимолеонт, 13 июня 2023 г.
Гипертрофированная Инквизиция, не имеющая ничего общего со своим реальным историческим прототипом, здесь служит только ярким художественным приёмом, нужным для демонстрации мира победившего мракобесия и реакции. Во многом здесь уже затрагиваются гуманистические темы, которыми впоследствии так плотно занималась автор, но уже здесь хватает и атмосферы, и идеи и хорошего сюжета. Хоть и не согласен полностью с идеалистическими посылами данной истории.
Alfie, 20 января 2024 г.
История о новом Средневековье, где правят религиозное мракобесие и невежество, а стремление к знаниям и точным наукам наказывается костром.
Столько-то лет назад в мире случилась глобальная катастрофа. Что именно произошло, не совсем понятно. Однако главными виновниками оказались ученые. Земля спряталась под покровом туч, солнце выглядывает лишь изредка и прославляется как божество. А что бы в новом обществе стать успешным-уважаемым, то бишь Мастером, нужно ритуально отказаться от рациональности, от «света разума».
Ганиль — новоиспеченный мастер. Он водит дружбу с одним подозрительным типом — «не таким, как все», который на поверку оказывается настоящим еретиком/человеком разума. К чему героя приведет эта дружба, читателю и предстоит выяснить. Тут не стоит ждать каких-то неожиданностей.
Рассказ не слишком захватывает внимание, не особо разжигает воображение. Но есть в нем некий шарм. Атмосфера мягкой научной фантастики и фэнтези, ностальгических грез о будущем. Ну, по крайней мере, мне так показалось.
AlisterOrm, 17 января 2023 г.
В мире постапокалипсиса, в мире, где эпоха Модерна и Прогресса завершалась чудовищной войной, в результате которой люди теперь видят Солнце всего пару раз в год, запрет науки даже понятен. Люди не смогли справится со своим собственным гением, и подспудная мерзость Человека взяла верх. Ограничение науки, запреты — одновременно и попытка снять с себя ответственность за произошедшее, и попытка его предотвратить.
Но любая идея имеет свой срок давности, и «эффект колеи» от неё длителен. Нельзя ограничивать пытливый ум, ведь он не стремится разрушать, он стремится к Познанию, и гений пытается всегда найти себе дорогу.
Ну что же, нам, ныне живущим, это знакомо. И сейчас, в данную минуту, звучат призывы к стандартизации, к доминированию Серости, к искоренению нестандартных людей, во имя навязываемых идейных конструкций, к искоренению «излишеств» во имя фальшивых «традиций» (пусть будет «staples»). Ну что же, будем надеяться, что гениальный математик, уходя в неизвестность из родного города, найдёт своё предназначение, и вернёт людям великое искусство Науки, ведь и нам нужно надеятся.
И уже тогда, в эпоху 1960-х, Ле Гуин понимала всю хрупкость нашего мира.
artem-sailer, 11 февраля 2022 г.
Сильнейший рассказ, зацепил.
Очень правдоподобно изображён мир, в котором право на существование имеют лишь прикладные знания, инженерные дисциплины. Фундаментальные исследования запрещены, тем, кто был замечен в подобных делах, грозят пытки и казнь. И ведь так оно и есть: если ты занимаешься разработкой и производством нового телефона, то тебе причитается хорошая зарплата, самым выдающимся в этой области перепадает доля славы и почёта.
А вот фундаментальные исследования, обещающие прорыв в науке, власть имущим даже в нашем, относительно свободном и благополучном мире не всегда по нраву. Ибо есть устоявшаяся система знаний, есть одобренная свыше картина окружающего мира — и это хорошо. Всё остальное — вредно. Как говорится, народу не нужны нездоровые сенсации, народу нужны здоровые сенсации.
god54, 9 июня 2016 г.
К счастью среди людей во все времена была и всегда будет в будущем очень маленькая часть тех, кто ничего не воспринимает на веру, все перепроверяет, низвергает, открывает новое и указывает путь дальнейшего движения. И именно это так бесит тех, кто неспособен думать, а может лишь пересказывать существующее, толковать его в зависимости от потребности партии, религии, правителя. Потому они так ненавидят и боятся, мозги то есть, они понимают, что любые открытия, это конец их сытой жизни. Так и в этом рассказе автор рисует образ ученого готового на все ради поиска истины, ради знаний.
primorec, 22 октября 2012 г.
Этот рассказ очень близок к другому — «Выше Звезд», но все же несколько о другом. Если история старого астронома была личной трагедией человека, которому запретили заниматься любимым делом, то «Мастера» — о трагедии целого общества, где стало преступлением думать и созидать.
Темные времена, когда горят костры из книг и людей, видимо, везде одинаковы. Эта история происходила в нашем прошлом тысячи раз. Но в рассказе она вновь повторяется в будущем, спустя тысячу лет после Катастрофы, отбросившей человечество назад в Темноту. И, как всегда, виновными стали не те, кто бездумно использует технологии ради власти и разрушения, а созидатели — ученые, инженеры, учителя.
Герои рассказа живут в мире, где думать, изучать и открывать — самые страшные преступления, караемые смертью, где даже мимолетный проблеск мысли делает человека изгоем. Можно только заучивать «разрешенное» знание, копировать утвержденные образцы. «Это Свет Человеческого Разума. Это он привел тебя в могилу. Брось его»... Нельзя думать, нельзя открывать, нельзя создавать. Но пытливый ум все равно замечает, анализирует и делает выводы, а умелые руки воплощают мысли в новые приборы и машины. И пока есть те, кто ради Знаний и Истины готовы идти на костер, надежда есть и для всего Человечества, даже если их подвиг некому оценить.
Кстати, этот рассказ заставил задуматься вот о чем. Из истории мы знаем имена Аристотеля, Пифагора, Архимеда и других древних мыслителей. Их свершения донесли до нас исторические хроники Древней Греции, где ценили ученых и знания. Но мы ничего не знаем о тех, кто первыми изобретал колесо, гончарный круг, металлургию, закладывал основы строительства и кораблестроения, земледелия и животноводства — всего того, что стало основой нашей цивилизации. Их имен нет даже в мифах и легендах, они растворились во времени, оставив нам в Дар плоды своих размышлений и экспериментов. Может и они были для своего времени и общества еретиками, смутьянами и изгоями? Безвестные Мастера, в темноте невежества несущие Свет Человеческого Разума.
Доктор Вова, 26 декабря 2011 г.
Выжигать скверну калёным железом — как это не ново и знакомо. Ничего не меняется на этой Земле. И как всегда, и в прошлом, и видимо в будущем, все люди делятся на 2 разных группы: тех, кто принимает путь веры, и принявших суровое и тяжкое бремя знания. Тернист и труден их путь, и чаще всего не ждут их на этом пути слава и почести, признание и почёт. Только страдания, лишения, гонения. Но именно благодаря таким людям, как Миид, Ганиль и Йин мы знаем, что существуют истинные Мастера, те, чей внутренний огонь заставляет искать Свет Истины даже под страхом изгнания и смерти! И не нужны им почести и награды (как не нужна Перельману медаль Филдса). Спасибо Автору за этот рассказ!
stewra darkness, 30 августа 2010 г.
Знание само по себе — тяжелая ноша. А человечество своим консерватизмом и фанатизмом делает эту ношу неподъемной. Урсула Ле Гуин описывает психологию средневекового человека. Но далеко ли мы ушли от инквизиторов? Да, костры с запахом горелой плоти остались в прошлом — это не гуманно, а современный человек обязательно гуманист. Гениев положено уважать и ценить, ведь на их открытиях основан НТП. Их действительно ценят, уважают, возносят на пьедестал почета ... завидуют и ненавидят. настоящие костры остались в прошлом. теперь гении от науки ( и не только ) «горят» в кострах человеческой ненависти, зависти и страха. Просто потому что они умнее.
sanchezzzz, 12 апреля 2009 г.
Рассказ потрясный, конечно. Читая его в отрыве от всего другого наследия мадам Ле Гуин, решил поначалу, что это либо начало, либо часть какого-либо цикла, серии, которые впоследствии по тем причинам, что история мне сильно понравилась, я бы продолжил искать и читать. Оказалось, что вроде бы это самостоятельное произведение, и стало немного жаль, что дальнейшего развития событий я не узнаю.
Очень эмоциональный, чувственный рассказ, вкрывающий многие «гнойники» социума, науки, лженауки, религии, да и ещё много чего прочего. Может быть, это перефраз средневекового отношения к науке, к математике, к астрономии, ко всему новаторскому, может быть. Но я люблю такие вещи: в меру жёсткие/жестокие (я не люблю размазывание соплей и слёз — жизнь жестока, прекрас в ней мало — ровно столько, сколько вы хотите их видеть), в меру нервные, загадочные безусловно, но страсть как интересные! Описанным миром, который как я понял является перед нами после какой-то катастрофы 14 сотен лет назад, я был поглощён. Своей Темнотой он напомнил мне рассказ Брэдбери «Лёд и пламя», только наоборот почти — такой же невероятный мир, только солнце здесь по праздникам...
В общем и целом, я от рассказа в почтенном восторге, это именно то, что мне нужно, и обобщая: эмоции, нерв, загадка — это то, что я от этой истории получил.
(с) «...Кто нас заметит? Кто улыбнётся? Кто нам подарит рассвет?...»
zmey-uj, 13 декабря 2008 г.
И запреты в области науки, и открытие заново уже пройденных истин, и постапокалиптический мир, пытающийся избежать ошибок прошлых поколений, отказавшись от их достижений — все есть во многих других фантастических произведениях. Что-то заставляет авторов обращаться к этим темам, возможно, опасения, что подобное случится на самом деле, а тогда не поздоровится и фантастам! История не самая новая, но рассказана на уровне. (Хотя про пытки читать все равно неприятно).
ozor, 24 сентября 2008 г.
Извечное противостояние науки и власти, сколько мы натерпелись уже этого в разные периоды истории. Сейчас умные страны продолжают выкачивать мозги из остальных государств...
Yazewa, 14 января 2008 г.
Как обычно для Ле Гуин: мрачный антураж и невыразительные герои.
Никак не задел меня этот рассказ, не понравился.
Lavaget, 29 ноября 2006 г.
Неплохой рассказ, достоин для прочтения (в отличие, скажем, от шкатулки).