Урсула К. Ле Гуин «Мастера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уже давно так повелось, что только отказавшись от Света Человеческого Разума мог Ученик стать Мастером. Но для Ганиля это оказалось лишь первым шагом на его Пути.
Входит в:
— сборник «Двенадцать румбов ветра», 1975 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 22», 1980 г.
— антологию «Трудная задача», 1982 г.
— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.
— антологию «Супруги, любившие уединение», 1991 г.
— антологию «Чёртово колесо. Сборник научной фантастики в 2-х томах», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1986 // Научная фантастика - Рассказ (США) |
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- Р.А. Герман (1), А. Думеш (2), Р. Рыбкин (6)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 17 января 2023 г.
В мире постапокалипсиса, в мире, где эпоха Модерна и Прогресса завершалась чудовищной войной, в результате которой люди теперь видят Солнце всего пару раз в год, запрет науки даже понятен. Люди не смогли справится со своим собственным гением, и подспудная мерзость Человека взяла верх. Ограничение науки, запреты — одновременно и попытка снять с себя ответственность за произошедшее, и попытка его предотвратить.
Но любая идея имеет свой срок давности, и «эффект колеи» от неё длителен. Нельзя ограничивать пытливый ум, ведь он не стремится разрушать, он стремится к Познанию, и гений пытается всегда найти себе дорогу.
Ну что же, нам, ныне живущим, это знакомо. И сейчас, в данную минуту, звучат призывы к стандартизации, к доминированию Серости, к искоренению нестандартных людей, во имя навязываемых идейных конструкций, к искоренению «излишеств» во имя фальшивых «традиций» (пусть будет «staples»). Ну что же, будем надеяться, что гениальный математик, уходя в неизвестность из родного города, найдёт своё предназначение, и вернёт людям великое искусство Науки, ведь и нам нужно надеятся.
И уже тогда, в эпоху 1960-х, Ле Гуин понимала всю хрупкость нашего мира.
artem-sailer, 11 февраля 2022 г.
Сильнейший рассказ, зацепил.
Очень правдоподобно изображён мир, в котором право на существование имеют лишь прикладные знания, инженерные дисциплины. Фундаментальные исследования запрещены, тем, кто был замечен в подобных делах, грозят пытки и казнь. И ведь так оно и есть: если ты занимаешься разработкой и производством нового телефона, то тебе причитается хорошая зарплата, самым выдающимся в этой области перепадает доля славы и почёта.
А вот фундаментальные исследования, обещающие прорыв в науке, власть имущим даже в нашем, относительно свободном и благополучном мире не всегда по нраву. Ибо есть устоявшаяся система знаний, есть одобренная свыше картина окружающего мира — и это хорошо. Всё остальное — вредно. Как говорится, народу не нужны нездоровые сенсации, народу нужны здоровые сенсации.
primorec, 22 октября 2012 г.
Этот рассказ очень близок к другому — «Выше Звезд», но все же несколько о другом. Если история старого астронома была личной трагедией человека, которому запретили заниматься любимым делом, то «Мастера» — о трагедии целого общества, где стало преступлением думать и созидать.
Темные времена, когда горят костры из книг и людей, видимо, везде одинаковы. Эта история происходила в нашем прошлом тысячи раз. Но в рассказе она вновь повторяется в будущем, спустя тысячу лет после Катастрофы, отбросившей человечество назад в Темноту. И, как всегда, виновными стали не те, кто бездумно использует технологии ради власти и разрушения, а созидатели — ученые, инженеры, учителя.
Герои рассказа живут в мире, где думать, изучать и открывать — самые страшные преступления, караемые смертью, где даже мимолетный проблеск мысли делает человека изгоем. Можно только заучивать «разрешенное» знание, копировать утвержденные образцы. «Это Свет Человеческого Разума. Это он привел тебя в могилу. Брось его»... Нельзя думать, нельзя открывать, нельзя создавать. Но пытливый ум все равно замечает, анализирует и делает выводы, а умелые руки воплощают мысли в новые приборы и машины. И пока есть те, кто ради Знаний и Истины готовы идти на костер, надежда есть и для всего Человечества, даже если их подвиг некому оценить.
Кстати, этот рассказ заставил задуматься вот о чем. Из истории мы знаем имена Аристотеля, Пифагора, Архимеда и других древних мыслителей. Их свершения донесли до нас исторические хроники Древней Греции, где ценили ученых и знания. Но мы ничего не знаем о тех, кто первыми изобретал колесо, гончарный круг, металлургию, закладывал основы строительства и кораблестроения, земледелия и животноводства — всего того, что стало основой нашей цивилизации. Их имен нет даже в мифах и легендах, они растворились во времени, оставив нам в Дар плоды своих размышлений и экспериментов. Может и они были для своего времени и общества еретиками, смутьянами и изгоями? Безвестные Мастера, в темноте невежества несущие Свет Человеческого Разума.
god54, 9 июня 2016 г.
К счастью среди людей во все времена была и всегда будет в будущем очень маленькая часть тех, кто ничего не воспринимает на веру, все перепроверяет, низвергает, открывает новое и указывает путь дальнейшего движения. И именно это так бесит тех, кто неспособен думать, а может лишь пересказывать существующее, толковать его в зависимости от потребности партии, религии, правителя. Потому они так ненавидят и боятся, мозги то есть, они понимают, что любые открытия, это конец их сытой жизни. Так и в этом рассказе автор рисует образ ученого готового на все ради поиска истины, ради знаний.
Доктор Вова, 26 декабря 2011 г.
Выжигать скверну калёным железом — как это не ново и знакомо. Ничего не меняется на этой Земле. И как всегда, и в прошлом, и видимо в будущем, все люди делятся на 2 разных группы: тех, кто принимает путь веры, и принявших суровое и тяжкое бремя знания. Тернист и труден их путь, и чаще всего не ждут их на этом пути слава и почести, признание и почёт. Только страдания, лишения, гонения. Но именно благодаря таким людям, как Миид, Ганиль и Йин мы знаем, что существуют истинные Мастера, те, чей внутренний огонь заставляет искать Свет Истины даже под страхом изгнания и смерти! И не нужны им почести и награды (как не нужна Перельману медаль Филдса). Спасибо Автору за этот рассказ!
stewra darkness, 30 августа 2010 г.
Знание само по себе — тяжелая ноша. А человечество своим консерватизмом и фанатизмом делает эту ношу неподъемной. Урсула Ле Гуин описывает психологию средневекового человека. Но далеко ли мы ушли от инквизиторов? Да, костры с запахом горелой плоти остались в прошлом — это не гуманно, а современный человек обязательно гуманист. Гениев положено уважать и ценить, ведь на их открытиях основан НТП. Их действительно ценят, уважают, возносят на пьедестал почета ... завидуют и ненавидят. настоящие костры остались в прошлом. теперь гении от науки ( и не только ) «горят» в кострах человеческой ненависти, зависти и страха. Просто потому что они умнее.
sanchezzzz, 12 апреля 2009 г.
Рассказ потрясный, конечно. Читая его в отрыве от всего другого наследия мадам Ле Гуин, решил поначалу, что это либо начало, либо часть какого-либо цикла, серии, которые впоследствии по тем причинам, что история мне сильно понравилась, я бы продолжил искать и читать. Оказалось, что вроде бы это самостоятельное произведение, и стало немного жаль, что дальнейшего развития событий я не узнаю.
Очень эмоциональный, чувственный рассказ, вкрывающий многие «гнойники» социума, науки, лженауки, религии, да и ещё много чего прочего. Может быть, это перефраз средневекового отношения к науке, к математике, к астрономии, ко всему новаторскому, может быть. Но я люблю такие вещи: в меру жёсткие/жестокие (я не люблю размазывание соплей и слёз — жизнь жестока, прекрас в ней мало — ровно столько, сколько вы хотите их видеть), в меру нервные, загадочные безусловно, но страсть как интересные! Описанным миром, который как я понял является перед нами после какой-то катастрофы 14 сотен лет назад, я был поглощён. Своей Темнотой он напомнил мне рассказ Брэдбери «Лёд и пламя», только наоборот почти — такой же невероятный мир, только солнце здесь по праздникам...
В общем и целом, я от рассказа в почтенном восторге, это именно то, что мне нужно, и обобщая: эмоции, нерв, загадка — это то, что я от этой истории получил.
(с) «...Кто нас заметит? Кто улыбнётся? Кто нам подарит рассвет?...»
zmey-uj, 13 декабря 2008 г.
И запреты в области науки, и открытие заново уже пройденных истин, и постапокалиптический мир, пытающийся избежать ошибок прошлых поколений, отказавшись от их достижений — все есть во многих других фантастических произведениях. Что-то заставляет авторов обращаться к этим темам, возможно, опасения, что подобное случится на самом деле, а тогда не поздоровится и фантастам! История не самая новая, но рассказана на уровне. (Хотя про пытки читать все равно неприятно).
ozor, 24 сентября 2008 г.
Извечное противостояние науки и власти, сколько мы натерпелись уже этого в разные периоды истории. Сейчас умные страны продолжают выкачивать мозги из остальных государств...
Yazewa, 14 января 2008 г.
Как обычно для Ле Гуин: мрачный антураж и невыразительные герои.
Никак не задел меня этот рассказ, не понравился.