Валерий Родиков «Ордер на убийство»
Отметим мастерство составителя этой антологии — в ней присутствуют хорошие рассказы и очень хорошие. Роберта Шекли, Клиффорда Саймака и Айзека Азимова любителям фантастики представлять не надо, просто порадуемся наличию в сборнике таких шедевров, как «Ордер на убийство», «Изгородь» и «Ночь, которая умирает». Ничуть не портят картину «Отверженный» Э.Гамильтона и «Лицо на фотографии» Дж.Финнея, «Мистер Супстоун» Г.Диксона и «Персона грата» Ф.Брауна, «Смертоносный мусор» Дж.Уайта, «Гомес» С.Корнблата. Завершает сборник прекрасный рассказ Урсулы Ле Гуин «Мастера».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 23 июня 2016 г.
Несмотря на то, что фантастика и детектив — это разные литературные жанры, на мой взгляд, между ними порой немало общего — их объединяет поиск истины, чёткая логика, математический расчёт и материалистический взгляд на природу вещей. Оба жанра интересны по отдельности, но их синтез — фантастический детектив, стирая искусственные рамки, обогащает создаваемый воображением писателей мир, даёт больше творческой свободы, позволяя описывать преступления, которые в реальности невозможны или применять при расследовании методы, недоступные современной криминалистике. Антология «Ордер на убийство», выпущенная издательством «Молодая гвардия» в 1990 году в качестве основной тематики знакомит читателя с фантастическим детективом, хотя далеко не все произведения, вошедшие в её состав строго соответствуют данному определению. К примеру, среди рассказов, отобранных В. Родиковым для данной антологии, немало хроноопер, но главное, что слабых вещей здесь практически нет.
Среди подобных сборников можно вспомнить юбилейный сотый том «мировской» «Зарубежной Фантастики», изданный двумя годами ранее, который получил свое название по рассказу А. Азимова «Ночь, которая не умирает», отметившемуся и в составе данной антологии. Хотя стоит отметить, что подборка фантастических детективов в «ЗФке» выглядит на порядок слабее, вследствие того, что произведения известных американских мастеров там изрядно разбавлены малоизвестными авторами, представлявшими страны соцлагеря. В «Ордере на убийство», слава Богу, представлены только Мастера, рассказы сгруппированы по авторам, вступительная статья, послесловие и какие-либо дополнительные материалы отсутствуют. К переводу претензий не возникает, достаточно отметить лишь несколько имён — В. Баканов, А. Иорданский, И. Можейко — здесь всё на высоком уровне.
Открывает антологию Р. Шекли, все четыре представленных рассказа очень хороши, три из них вполне тянут на шедевр. Заглавный рассказ антологии — моя любимая вещь, один из лучших рассказов Шекли. Здесь описано пасторальное общество, на века оторвавшееся от матери-Земли, но идиллия нарушается, когда внезапно восстанавливается связь с прародиной и на планету Новый Делавэр отправляется комиссия, которой предстоит установить соблюдают ли делавэрцы старые земные порядки. Автор гениально конструирует социальные взаимоотношения, здесь есть всё — юмор, гротеск и сатира, а встроенный антивоенный подтекст звучит совсем не навязчиво и в рамках рассказа смотрится естественным элементом. Здесь же сразу стоит упомянуть рассказ Г. Диксона «Мистер Супстоун», в нём автор тоже поставил персонажей в классическую гоголевскую ситуацию «к нам едет ревизор», только сюжет подается теперь уже с точки зрения самого «ревизора, в роли которого выступает Хэнк Шалло, прибывающий на планету Корона, где ему волею судеб придется косить под сведущего консультанта, вызванного для решения вопроса с некой спаджией, только вот Хэнку ничего об этой самой спаджии неизвестно. Этот рассказ тоже очень хорош — социальная сатира, комедия положений — автор постоянно ставит героя в двусмысленные и забавные ситуации, предлагая ему выпутываться самостоятельно.
Следующие два рассказа Р. Шекли относятся к разряду хроноопер. «Три смерти Бена Бакстера» великолепная история о попытках людей будущего вмешаться в своих интересах в ход истории, условно-альтернативный сюжет предлагает нам проследить за действиями трёх оперативных групп из будущего, которые должны любой ценой воспрепятствовать гибели Бакстера, являющегося ключевой персоной для мира будущего. Рассказ «Вор во времени», неоднократно включавшийся в состав различных антологий, также хорош, но не столь интересен и даже несколько переоценен. Здесь автор попытался показать историю молодого изобретателя машины времени, который вынужден расследовать преступления своего альтер-эго из будущего — классическая петля времени, известный парадокс, написано динамично, но на эту тему есть вариации и поинтересней.
Безусловно положительно стоит оценить и четвертый из собранных в антологии рассказов Шекли — «Призрак-5», который входит в известный цикл о приключениях друзей-предпринимателей Грегора и Арнольда. На этот раз Грегору предстоит отправиться на планету Призрак, чтобы установить причину таинственной гибели нескольких партий колонистов, планировавших там поселиться. Рассказ понравится как детям, так и взрослым, сама детективная интрига здесь не очень хитрая, но атмосфера и даже некоторый сюрреализм ситуации безусловно доставляют. Творчество А. Азимова представлено двумя историями из цикла, посвященного экстратеррологу-домоседу Уэнделу Эрту — оба рассказа прекрасно соответствуют тематике антологии. «Поющий колокольчик» получился не таким удачным — преступник известен, Эрту предстоит доказать его вину. Интересный момент в том, что отсутствие алиби здесь играет на руку преступнику, не понравилось, что финал вышел очень простеньким, буквально в одно действие, которое при этом, на мой взгляд, не может указывать прямо на виновность человека, только косвенно. Зато «Ночь, которая умирает» — это просто эталон того, как нужно объединять твердую фантастику с детективом, здесь наблюдательный читатель имеет все ключи, чтобы самостоятельно дойти до разгадки, а сведения из области астрономии, об устройстве планет Солнечной системы, хоть и немного устарели на сегодняшний день, но являются ключевыми моментами в расследовании Эрта.
Ни одно из представленных здесь произведений К. Саймака к детективам я отнести не могу, но они хороши сами по себе. Повесть «Кто там, в толще скал? — это вообще квинтэссенция творчества автора, здесь есть всё — тихая провинциальная атмосфера, красивые описания природы, светлая грусть осеннего увядания и философские рассуждения о долге и верности, дружбе и предательстве, сущности Добра и Зла. Небольшой рассказ «Изгородь» по смыслу вызывает ассоциации с другими творениями Саймака — повестью «Кимон», рассказом «Детский сад». В этой короткой истории автор предлагает нам задуматься о смысле человеческого существования, о радости личного труда, ответственности за собственные достижения, когда независимость становится большим благом, нежели уют и безопасность. Действие рассказа «Мираж» происходит на просторах Марса, напоминающего покоренный европейцами Дикий Запад, где ещё остались свои индейцы — раса «древних», марсиан. Начавшись как привычное приключение, рассказ постепенно переходит в иную плоскость, настраивая читателя на философский лад, размышления о жизни и смерти, о стремлении к мечте.
Своего рода литературным поклоном в сторону творчества основателя детективного жанра Э.А. По стал рассказ Э. Гамильтона «Отверженный», главным героем которого становится сам мистер По, на прием к которому приходит странная незнакомка, уверяющая, что они уже давно знакомы, но не здесь и не сейчас. Это не просто стандартная хроноопера, заставляющая вспомнить путешествие, описанное в «Звёздных королях», здесь автор, оставаясь романтиком, проявляет себя более серьезным, вдумчивым творцом, призывая задуматься об источнике вдохновения, о множественности миров, которые могут быть скрыты в тайниках памяти и открываться лишь изредка, в пелене предутреннего сна или же помутненного сознания. Продолжает тему перемещений во времени Дж. Финней, оба его рассказа тоже затрагивают тему Времени. «Лицо на фотографии» — фантастический детектив, где суровый инспектор Айрин вынужден расследовать ряд загадочных ограблений, после которых преступники бесследно исчезали. Постепенно он приходит ко мнению, что информацией о местонахождении грабителей может обладать местный профессор физики, встречавшийся с пропавшими преступниками незадолго до совершения ими преступлений. Альтернативную версию победы армии янки в одном из ключевых сражений Гражданской войны Севера и Юга автор приводит в рассказе «Хватит махать руками» — здесь скорее проявляется альтернативная история, нежели детективный элемент — рассказ по сути неплохой, но на сегодняшний день таким уже никого не удивишь.
За юмор и остроумие хочется особо отметить короткую историю Ф. Брауна «Персона грата», главный герой которой — хронический алкоголик, повстречавший двух инопланетян, планирующих вторжение на Землю. Мы неоднократно видели как мужественные герои самоотверженно спасают мир, но чтобы вот такой герой и таким способом, я ничего подобного не припомню — хороший живой язык, добрый юмор и оптимизм автора позволяют причислить этот рассказ к числу лучших произведений антологии. В то же время Дж. Уайт предлагает читателю задуматься о серьезных проблемах в повести «Смертоносный мусор» — проблема космических отходов с развитием космонавтики приобрела крайне серьезный характер, необдуманное поведение людей, только начинавших отрываться от Колыбели, приводит к неутешительным последствиям — выбрасываемый космонавтами мусор собирается в метеоритные потоки, которые представляют смертельную опасность для всех космических кораблей. Помимо экологической проблематики повесть характеризует детективный сюжет с неожиданными поворотами, что на выходе даёт вполне добротное произведение. Чистый фантастический детектив от Д. Уэстлейка «Смерть на астероиде» напоминает повесть Уайта сходным приемом развития детективной линии. Вместе с агентом страховой компании Джедом Стентоном нам предстоит отправиться в пояс астероидов, чтобы расследовать обстоятельства гибели клиента компании, который аккурат перед смертью написал заявлении о снятии всех пенсионных накоплений со своего долгосрочного счёта.
Как мне кажется, при написании своего «Гомеса» С. Корнблат держал в уме скандальную историю с рассказом Картмилла «Крайняя черта», вызвавшем в своё время панику в рядах ФБР. Репортер «Трибьюн» смеха ради опубликовал в своей газете письмо молодого мексиканца, отправленное в адрес местного профессора физики, утром на пороге дома удивленного репортера появились серьезные люди в штатском... Представленный в антологии рассказ Корнблата «Чёрный чемоданчик» я читаю уже во второй раз, и вновь в сокращенном варианте, возможно, в русском переводе вообще отсутствует полная версия, а жаль, история крайне достойная. Спившийся доктор Фулл, обитающий в мерзких трущобах города, случайно обнаруживает загадочный черный чемоданчик, который меняет всю его жизнь. По задумке рассказ напоминает «Все тенали бороговы» Г. Каттнера, только вместо детских игрушек в наш мир из будущего попадает докторский саквояж. Ироничный легкий рассказ постепенно превращается в философскую драму, сильная вещь.
Вообразить дальнейшее развитие индустрии телевизионных развлечений пытается Р. Силверберг в рассказе «Торговцы болью», получается очень даже неплохо. Эволюция реалити-шоу дошла до крайней точки, достижения науки позволяют транслировать боль и ощущения умирающих людей непосредственно в сознание подключившихся к трансляции телезрителей. Циничный хозяин реалити ради денег готов на всё, убеждая родственников очередной жертвы подписать согласие, но пути Господни неисповедимы, как известно. Завершает антологию постапокалиптический, довольно мрачный рассказ У. Ле Гуин «Мастера». После глобального катаклизма мир будущего остановился на уровне Нового средневековья, страх перед всем новым заставляет ставить строгие запреты на научные исследования, познание мира. Деятельность Мастеров похожа на некие парамасонские ритуалы, но отдельные люди не оставляют попыток достичь подлинного знания собственными силами, несмотря на угрозу костров воскресшей Инквизиции.
Подводя итоги, можно сказать что антология получилась достаточно сильной — процент отличных рассказов довольно высок, средних вещей практически не встречается. Авторы произведений сплошь знакомые всё лица, помимо широко известных произведений встречаются и менее популярные рассказы, хотя некоторые из них ни в чём не уступают историям, издававшимся неоднократно. Если у вас есть знакомый, который до сих пор стороной обходит фантастическую литературу, предпочитая серьезные детективы, то стоит дать ему почитать эту книгу, уверен, что с большой долей вероятности его мнение о фантастике изменится в лучшую сторону. Разнообразный характер и высокий качественный уровень представленных здесь произведений, среди которых не только детективы, позволяет рекомендовать эту антологию широкому кругу читателей любого возраста.
olpo70, 8 июля 2017 г.
Это несомненно один из самых лучших сборников фантастики выпущенных в СССР. Он великолепен по содержанию. В нет проходных рассказов. Они все являются уже классикой фантастики. Составители постарались на славу и создали антологию мини шедевров. Я бы советовал иметь его в своей коллекции любому любителю фантастики.
Небольшим минусом, с точки зрения современного книгоиздания, может показаться невзрачное оформление. Но в то время это было вполне солидно. Так что предлагаю не обращать на это внимание. Содержание главнее.