Майкл Флинн «Река Джима»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Артефакты | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Бан Бриджит, одна из Гончих, находящихся на службе Лиги, загадочным образом исчезает, оставив странную записку. Спустя три года никто уже не пытается ее разыскать, за исключением дочери, арфистки Меараны. Заручившись поддержкой Донована, человека со шрамами, который когда-то знал и любил бан Бриджит, Меарана отправляется в путешествие по Спиральному Рукаву по следам матери. Она стремится во что бы то ни стало разгадать смысл туманного послания и верит, что ее мать жива. Однако Донован, сам некогда бывший агентом и жестоко пострадавший при этом, настроен скептически. Он понимает: должно было произойти нечто очень серьезное, если это заставило бан Бриджит исчезнуть, и прикасаться к подобной тайне весьма и весьма опасно…
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Вселенная «Огненной звезды» > цикл «Спиральный Рукав»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 25 февраля 2016 г.
На первый взгляд, тетралогия «Спиральный рукав» Майкла Флинна относится к чистой космоопере, и объем научности в ней чрезвычайно уступает фэнтезийной составляющей. Расколотое на враждующие фракции — Конфедерацию и Лигу, человечество разбросано по сотням планет. Старая Земля стала вечным символом и утраченной мечтой для рассеянных по многочисленным мирам Периферии изгнанников-терран. Сквозь пышные названия государств просвечивает типично феодальное устройство общества, когда власть короля распространяется настолько далеко, насколько он может добраться за несколько дней. Традиции сильнее, чем законы и здравый смысл. Люди живут пересказами и легендами, замыкаясь на островках местных культур.
Однако при подробном рассмотрении выясняется, что с помощью фэнтезийного антуража Флинн подчеркивает отдаленность будущего. Будущего, где великие ученые — Эйнштейн, Максвелл, Ньютон — превратились для людей в недосягаемые божества, способные повелевать времени и пространству, физическим законам и константам, и тем самым заложили основу всеобъемлющей мифологической системы. Будущего где история обросла таким ворохом ошибок, что рассыпалась на бессвязные легенды, в которых даже старательный исследователь не сможет отделить зерно истины от шелухи искажений и вымысла. А наука откатилась до методов эмпирического познания, когда ученые лишь собирают, упорядочивают и категоризируют информацию, но не создают революционных теорий, не разрабатывают прорывные концепции и парадигмы. Получается своего рода ретроэволюция, обусловленная огромными пространственными масштабами, социокультурными потрясениями и величиной деградации после Золотого века.
Если в «Танцоре Января», Флинн расставлял на планетной шахматной доске фигуры и знакомил читателей с преданиями, то в «Реке Джима», втором романе цикла, преобладает уже полноценное действие. Арфистка Меарана отправляется на поиски своей матери, Гончей бан Бриджит, в компании Человека со шрамами, чье сознание расщеплено на десяток субличностей, каждая из которых имеет свое предназначение. Галерея архетипов оживает прямо на глазах: Внутренний Ребенок, Шелковистый Голос, Педант, Ищейка, Силач и другие. Увы, жестокий эксперимент, приведший к расщеплению, оказался, мягко говоря, не вполне удачным. И теперь Человек со шрамами вынужден непрерывно контролировать поведение непокорных субличностей, постоянно ища компромиссные решения, страдая от раздробленности и бессилия в решающие моменты. Вынужден бороться одновременно со страхами перед последствиями поступка и перед последствиями бездействия.
По ходу поисков к арфистке Меаране присоединяются и другие спутники, ведомые разными мотивами — служение, тщеславие, долг. Многих мы помним по предыдущей книге. Но в отличие от «Танцора Января», где погоня за древним артефактом, шла очень неспешно, а сюжет сплетался из многочисленных преданий, воспоминаний, историй, в «Реке Джима» герои неуклонно идут навстречу неприятностям, наперегонки с агентом Конфедерации, пытаясь выяснить, что искала Гончая бан Бриджит и какое преимущество это может дать Лиге. Череда небольших квестов и загадок постепенно объединяется в стройную линию, указующую на затерянную планету, где в предгорьях таятся долгожданные ответы...
Итог: классический поиск-странствие в антураже космической научной мифопоэтики.
Deliann, 18 декабря 2017 г.
«Сиквелы всегда хуже оригинала» (с) «Танцор Января».
Арфистка выходит из бара с человеком со шрамами, и вместе они отправляются на поиски пропавшей матери арфистки. «Река Джима» выглядит как большой эпилог «Танцора Января» и это не идет роману на пользу.
С одной стороны, сиквел получился если не хуже, то проще и прямолинейнее. Весь роман представляет собой обычный квест, в котором герои перемещаются из одного пункта в другой, постепенно приближаясь к намеченной цели. Нет больше замысловатой структуры из нескольких начал или рассказа в рассказе, нет интриги и масштаба событий.
С другой стороны, «Река Джима» является неплохой космооперой и воспринимается хуже только из-за сравнений с оригиналом. Между тем, у романа хорошо прописанный и продуманный мир, интересные персонажи и неплохой язык, благодаря которому, «Река Джима» читается легко и довольно быстро.
Глобально, данный роман – хорошая, но тривиальная космоопера. Если вам интересна судьба персонажей первой книги, то прочесть «Реку Джима» стоит.
SarmatUA, 13 июля 2018 г.
Ну не знаю я, многие пишут, что Река Джима лучше Танцора, я с ними в корне не согласен, на мой взгляд скучнова-то. Зная, что действо переместится на другие планеты, фантазия автора расскажет нам про новые миры, ожидал большего, так как Танцор очень понравился. А эту книгу еле добил. Конечно в конце, когда включаешь фантазию , и представляешь себя на месте героев, то очень захватает, концовку читал взапой. Ну а так...хотел 7, но нет, к сожалению нет. Отдохну немного от Спирального рукава, но «В пасти Льва» уже ждёт на полочке )
primorec, 8 января 2016 г.
Широко раскинулась по Галактике Человеческая река, медленно перетекая от звезды к звезде, от туманности к туманности. У нее есть свое главное русло, где человечество представлено во всем своем многообразии, выплескиваясь на берега гигантскими городами с их невообразимыми технологиями, откуда в странствие отправляются звездные корабли торговцев и искателей приключений. Есть свои застойные закутки, где время застывает в неизменности, и сохраняются древние традиции, уже ставшие на главной дороге забытой историей. Есть тайные пути, скрытые от посторонних глаз туманностями и временем. Есть неисследованные протоки, по которым когда-то отправились первопроходцы, да так и сгинули в неизвестности, оставив после себя лишь смутные легенды.
И все эти русла-пути пересекаются, переплетаются, перемешиваются, так, что тем, кто захочет отыскать истоки всех старых тайн, придется пуститься в долгое странствие, находя путь по легендам, песням, старым хроникам и завиткам узоров на старом медальоне.
Вот в такое странствие-плавание по Человеческой реке оправляются герои этого романа, пришедшие к нам из «Танцора Января»: арфистка Меарана и человек со шрамами Донован в компании со своим внутренним легионом. В пути, как это и принято в эпическом путешествии, к ним будут присоединяться новые герои, встречаться скрытые или явные друзья и враги, обнаруживаться подсказки, которые непременно надо понять, чтобы продвинуться в своем поиске.
Эпическому путешествию полагается не менее эпическая цель. И пусть каждый из героев ее определяет по-своему- любовь, долг, слава, сокровище, все сводится к одному — истокам истории. Общей или личной уже не так и важно.
Вот это примирило меня с «Танцором Января», который мне в свое время совершенно не понравился своим рваным ритмом и историей ради самой истории. Но сейчас, когда Вселенная «Спирального Рукава» стала приобретать очертания, наполняться красками и атмосферой, «Танцор Января» стал казаться отличным ЗАЧИНОМ Галактической сказки Странствий, когда найденные в нем остроугольные кусочки мозаики связываются раствором в единое полотно.
Как упорные лососи, наши герои поднимаются вверх по течению Человеческой реки, обходят препятствия или преодолевают их невероятными прыжками, попадают в тупики, сворачивают в забытые русла и находят по едва уловимым приметам тайные пути. Как первые путешественники человечества, которые плыли к истокам по бесчисленным рекам Земли, они все более удаляются от привычного и цивилизованного, погружаясь в глубины истории Человечества.
Иногда это путешествие, в котором все больше фантастической «мягкости» и все меньше «научности»(практически уже и никакой), напоминает блуждание по Восточному базару, где полно диковинок, иногда- странствие следопыта, исследующего новые земли, или экспедицию авантюристов, отправившихся на поиски утерянных сокровищ. И этот путь, отмеченный отсылками в личные истории, восходящими к «Танцору Января», колоритными персонажами, яркими и странными, иногда пугающими, но всегда великолепными декорациями, почти карнавальными костюмами, блюдами и пряностями, экзотическими традициями, пожалуй, самое захватывающее в романе.
Сюжет же, как вы догадались — плавный переход от одного квеста к другому, что знакомо, привычно и не сулит особых неожиданностей. Течение нашей Человеческой реки не слишком бурное. Периодически встречаются водовороты, когда сюжет начинает ловить себя за хвост, и даже застойные заводи, когда герои вдруг начинают заниматься самокопанием. И только иногда могут встретиться водопады и пороги, но не слишком опасные или непроходимые.
Более того, самым раздражающим моментом стало наличие многочисленных подсказок о роли персонажей и дальнейшем ходе событий, настолько явных, что можно было бы вставлять спойлеры прямо в текст. Если в других роман вы встречаете ружье и знаете, что оно выстрелит, вы все же, как правило, не догадываетесь, в кого и когда. Здесь же, как в тестах для идиотов: что связывает Донована и арфистку? Кого в конце романа встретит Донован? Выберете правильный ответ из одного пункта и восхищайтесь своей сообразительностью!
Но даже это, а также голливудское-постановочное- мелодраматическое-сентиментальное приключение на космическом ковчеге, общего впечатления не испортили. Хочется надеяться, что река «Спирального рукава» не станет медленнотекущей, и в дальнейшем ее упорные лососи будут радовать нас новыми опасными путешествиями.
Manowar76, 8 сентября 2018 г.
Я везучий человек! Благодаря рецензиям в Мире Фантастике и на fantlab.ru я за последние годы прочитал столько классных «новых космических опер»!
Цикл «Культура» Бэнкса (9 романов и повесть)– правда, пока не до конца. Их лучше читать в бумаге. Сотни планет, десятки цивилизаций, при этом далеко не всегда антропоморфных, могущественные ИИ, огромные возможности человеческого тела. Прогрессорство.
У Бэнкса есть ещё отдельный роман в том же жанре – АЛГЕБРАИСТ. Просто праздник для любителей космических романов.
Цикл «Ойкумена» Олди (четыре трилогии на данный момент) – с десяток различных рас, произошедших от той или иной земной нации разных периодов человеческой истории. Сознательно упрощено, для пущей яркости и наглядности. Есть наследники Древнего Рима, испанские гранды, иранские огнепоклонники, аналог индусов, немцев, русичей и т.д. Из нечеловеческих рас – только волновые сущности, пытающиеся наладить контакт с людьми. Очень ярко, разнообразно и захватывающе. Отсутствие перевода – очень большой плюс этого цикла.
И, наконец, цикл «Спиральный рукав» Майкла Флинна. На данный момент написано 4 книги, переведено 3: ТАНЦОР ЯНВАРЯ, РЕКА ДЖИМА, В ПАСТИ ЛЬВА. Все три книги очень разноплановые жанрово. Квест за неким артефактом Предтеч; поиск пропавшей матери; война спецслужб. Во Вселенной Спирального рукава тоже есть только Человечество, рассеянное по двум секторам, разделённым Разломом и упоминается раса кремниевых Предтеч, чьи сражения, возможно, и создали этот беззевёздный Разлом, тянущийся на сотни световых лет…
Особенность мира Флинна в том, что несмотря на достаточно развитые технологии, Золотой Век этой Вселенной прошёл. Потеряна Терра; распалось былое Содружество, успев запустить по Спиральному Рукаву терраформирующие корабли и ковчеги с колонистами в анабиозе; произошло невероятное смешение культур, при этом основной культурой во многих мирах оказалась ирландская; понимание многих изобретений потеряно — возможно только слепое копирование.
В начале каждой книги есть прекрасные карты, с которыми я периодически сверялся.
Очень здорово и изящно реализованы межзвёздные путешествия по Электрическому авеню.
Автор очень много внимания уделяет лингвистическим особенностям разных миров, и это, как ни странно, не раздражает.
Есть броские фразочки и диалоги... Небольшой пакет особо понравившихся цитат:
…как гласила терранская поговорка: «Высшая справедливость причиняет максимальный ущерб».
***
План — это шантаж глупцов непредвиденными обстоятельствами.
***
Одна из ее корпоративных максим гласила: «Чем богаче становятся люди, тем больше их можно обобрать».
***
— Уверенность — удел безумцев, — говорит человек со шрамами. — А здравомыслие — ценный товар. Закон спроса и предложения.
***
— Надежда — это яд?
— Все, кто умер от разочарования, вкусили сначала надежду.
***
— Изменение существующего порядка — не проблема. А вот изменение его к лучшему…
Отдельное удовольствие – сообразительные персонажи. Они обо всё догадываются одновременно с читателем, а иногда и раньше, что приятно.
Подразумевается глобальное противостояние двух межзвёздных объединений: Конфедерации Центральных Миров и Объединенной Лиги Перефирии. Спецслужбы обоих конгломератов, из-за особенностей межзвёздных путешествий, очень персонализированы. У Лиги это Гончие со своими подручными-Щенами, у Конфедерации – Тени, или Смертоносные, со своими учениками Сороками. И те, и те практически супермены – специалисты всех видов и способов ведения боя, умные, быстрые, зачастую безжалостные.
Первые два тома мы путешествовали по разнообразным мирам Лиги, проникались культурой этих планет, от развитых и декадантских, до первобытных дикарских миров. В третьем томе действие перемещается в Конфедерацию и мы знакомимся с Тенями и их междуусобицей. Правят же Конфедерацией из Тайного Города некие таинственные Имена.
Короче, всё очень захватывающе и неглупо. Хоть прям четвёртую часть на английском читай.
На волне интереса к Флинну решил прочитать всю его библиографию. Оказалось, помимо трилогии «Спиральный Рукав» на русском издано ещё всего два его романа. Конспирологический триллер В СТРАНЕ СЛЕПЫХ и серьёзная темпорально-попаданческая фантастика ЭЛЬФЕНХАЙМ: ГОРОД-ПРИЗРАК.
Начал читать В СТРАНЕ СЛЕПЫХ – действительно, как все и пишут, очень похоже на трилогию АКАДЕМИЯ Айзека Азимова, только не в будущем, а в середине 90-х. Ещё без сотовых, но уже с зарождающимся прообразом интернета.
Gilad, 27 марта 2018 г.
Моя оценка данного произведения – 7 баллов.
Ну что ж, «Река» начинается там, где закончился «Танцор», автор дает читателю некоторые пояснения и вводит новую старую цель – поиск пропавшей героини. Далее перед нами классический квест, с элементами детектива. Герои следуют из пункта А в пункт Б на основе фактов, домыслов и элемента удачи.
Действие разворачивается в той же области космоса, сместившись к другим звездам периферии, их описание все также поверхностно, с опорой на истории заселения. Чтобы не запутаться – смотрим карту и отслеживаем путь героев. Хоть какая-то конкретика с описаниями появляется в заключении, когда герои спускаются на планету и шаг за шагом вдоль местной реки идут к логическому концу.
Каких-либо новых оригинальных технологий больше не встречается, да им и неоткуда взяться, большинство локаций – такая аллегория средневековья с межзвездными полетами да сломавшийся ковчег-предков, который не понять, не починить нынешняя наука не в состоянии.
То появляются, то снова исчезают герои первой части. Наиболее ярким и интригующим будет человек со шрамами, мастер на все руки и человек оркестр, его описание автором очень оригинально.
М. Флинн отходит от «музыкального» стиля «Танцора», «Река» более стандартное произведение в этом плане. Появляется динамика, от былой размеренности и неспешности не остается и следа (почти), с интригой все-также проблемы, автору не удается скрыть свои замыслы и внимательный читатель заранее уже знает, что произойдет на следующей странице. Читается легче, стало меньше стилевых «заковырок», вместе с тем потеряна часть той необычной атмосферы, свойственной первой части. Все также, рекомендовать не буду, текст не для всех, но если хотите узнать, чем же закончится история – читайте.
k2007, 16 ноября 2018 г.
Достаточно интересный роман. Приключения молодой девушки по космосу в поисках матери на разных планетах, ее спутники, спецслужбы и убийцы, висящие на хвосте, интриги, предательства. Но для меня в этой книге не было ни одного героя, за которого я бы переживал. Не получилось у автора создать таких персонажей. Так что при чтении мне было практически все равно, чем книга закончится
ilya_cf, 4 октября 2015 г.
Мне несколько странно видеть, что «Река Джима» кому-то понравилась больше «Танцора...», но ничего, бывает. Ведь если верить древнему богу Шри Эйнштейну, всё в мире относительно, а значит и восприятие второй книги «Спирального рукава» будет разниться в каждом конкретном случае.
И если «Танцор...» что мозаика, некий красочный витраж, где центральный сюжет о камне и нужен-то был дабы связать воедино частички многогранного мира и главных героев, то «Река...» более прямолинейна, чётко нацелена и ... тускло вторична.
Как в той трубе Красникова, где путь строго центрован, краски поблекли и размыты, а по обочинам, выцвевшими пятнами, окаменевшие образы.
Разочарован, но жду продолжения.
knihar, 25 февраля 2016 г.
Когда дангчаоры говорят «Я иду по реке Джима» — это означает большие неприятности. По реке Джима идут человек со шрамами и уроженка Дангчао, арфистка Меара, знакомые нам по роману «Танцор Января», в поисках матери последней. Матерью Меары является не кто иная как Франсин Томпсон, известная нам как Гончая Бан Бриджит. Она исчезла за три года до описываемых событий, оставив своей дочери Люсии медальон и записку с текстом: «На пределе. Огонь с неба. Скоро вернусь». Люсия обращается за помощью в поисках к человеку со шрамами, который оказывается бывшим агентом Конфедерации Центральных Миров Донованом, искавшим 19 лет назад Крутящийся Скипетр вместе с Бан Бриджит под личиной Фудира. Но после того, как Донован не выполнил задание Кофедерации, Тайные имена подвергли его экспериментальной параперцепции, и теперь в его теле уживаются несколько личностей, среди которых Донован, Фудир, Ищейка, Силач, Внутренний Ребёнок, Педант и некоторые другие. Поиски ведутся в районе Лафронтера Периферии, на планетах, которые посещала Бан Бриджит. Из бара на Иегове герои книги отправляются в главный офис Своры на Верховной Таре, затем посещают императора Утренней Росы на Чертополоховом Пристанище, где Бан Бриджит руководила восстановительными работами после разрушительного землетрясения, а к концу поисков оказываются на борту торгового корабля «Одеяла и бусы» под управлением бывшего астрогатора Амоса Января Мэгги Барнс. Необходимо отметить, что «Река Джима» написана в том же стиле, что и «Танцор Января», но этот роман отличается линейным повествованием и отсутствием вставок между главами с диалогами арфистки и человека со шрамами. В целом, отличный роман в полюбившейся многим манере.
repaS, 4 сентября 2016 г.
Если бы не последние страниц пятьдесят, поставила бы оценку 5: всю книгу господин Флинн упивался созданными и продуманными до мелочей мирами, потом, небось, подустал и решил «пора закругляться», и понеслось... Очень захватывающая концовка, хотя и без особого драматизма и в большей части предсказуемая. Интересная идея, почти детективный сюжет, больше бы динамики в это повествование! Буду ли читать цикл дальше? Буду!
chuvikovsky, 3 октября 2015 г.
Интересно. Книга понравилась больше чем «Танцор...». Больше динамики в сюжете. И как бы он более целе и понятен. На мой взгляд. Хорошая космическая фантастика. Рекомендую к прочтению.
registr28900, 22 октября 2015 г.
Не плохой роман! Стиль совсем другой (в отличии от Танцора Января), но читается легко и интересно. Если вас захватила история первой книги то вот оно продолжение! (потом и ещё будет). Про перевод скажу одно — он такой-же как и в предыдущей книге. Моя оценка 8.
fitin, 25 января 2016 г.
Полная противоположность первой книге. Вся атмосфера потеряна, сумма тупых телодвижений, большое серое месиво. Не понимаю тех кто оставил положительные отзывы. Надеюсь автор наверстает в третьей книге.