Андрей Платонов «Джан»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Московский экономический институт заканчивает молодой нерусский человек — Назар Чагатаев (когда-то, в голодный год, русский солдат Чагатаев получил целую безмолвную женщину в обмен на еду в котелке: его мать, замужнюю туркменку Гюльчатай, из небольшого кочующего народа из разных национальностей — джан...).
Вернувшись в Ташкент Назар получает назначение — найти потерянный народ, — свой народ — джан, что блуждает и бедствует где-то в районе Сары-Камыша, Усть-Урта и дельты Аму-Дарьи....
Джан — душа, которая ищет счастье (туркменское народное поверье). Прим. автора.
Повесть написана в 1935 г.
Фрагменты повести публиковались в 1938 г. в «Литературной газете» как рассказ «Возвращение на родину», в 1947 г. в «Огоньке» как рассказ «Счастье вблизи человека».
Отдельные главы публиковались в журнале «Сельская молодёжь» № 3, 1963 г.
Первая публикация — в журнале «Простор» (Алма-Ата) № 9, 1964 г.
Входит в:
— антологию «現代ソヴェト文学18人集», 1967 г.
Экранизации:
— «Смерч» 1988, СССР, реж. Бако Садыков
- /языки:
- русский (34), болгарский (1), японский (1)
- /тип:
- книги (36)
- /перевод:
- С. Владимиров (1), Т. Хара (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KindLion, 18 июля 2020 г.
Мое знакомство с творчеством Андрея Платонова началось с… театра. Как-то досталась мне контрамарка на спектакль «Епифань». До этого я, темный человек, ничего у автора не читал. Только слышал там и тут раздающиеся стоны, что Платонов, это, конечно, оригинальный язык, но, боже-ж мой, как скушно, как грустно, как бе-бе-бе.
А тут – контрамарка. На спектакль с ни о чем не говорящим мне названием. Лишь в фойе театра, листая афишу, я узнал, что пьеса написана по мотивам произведения Платонова.
«Ну что ж, посмотрим-посмотрим,»- сказал я мужественно, — в крайнем случае можно будет уйти с середины». От спектакля я был в восхищении! И язык, и сюжет, и игра актеров – были великолепны! Тут же, как отпетый книгоман, пообещал себе что-либо почитать у автора.
И вот, выбранная абсолютно наугад повесть «Джан». Начало восхитило и обрадовало – прекрасный, незамутненный, нигде ранее не встречавшийся, язык. Нет, язык, конечно, русский. «Джан»– вовсе не рукопись Войнича. Но боже мой, как же оригинально использует богатство и образность языка!
Начинается повесть с того, что Назар Чагатаев, главный герой повести, оканчивает Московский экономический институт. Недолго живет в Москве, и уезжает работать в Азию.
Там ему поручили привести в рай социализма маленький потеряный на земле и на небе народ. Народ, который сам себя называет Джан – душа в поисках счастья. Основная часть повести – это блуждания Назара в поисках этого народа и блуждания Назара вместе с этим народом.
Язык автора, оставаясь таким же красивым, в то же время – изменился. Веселый и оригинальный в начале книги, он становится болезненно оригинальным чуть позже, и лишь чуточку выздоравливает к концу. Я читал повесть, и чувствовал, что Платонов пишет ее кровью своего сердца. И у меня тоже, когда я читал, болело сердце. От жалости к этому народцу, к бедным людям, от безысходности и жажды. Жажды физической и жажды духовной.
Очень сильный автор. Очень сильная книга.
serege, 10 декабря 2012 г.
В повести Платонов отлично «играет» на контрасте двух миров. Автор переносит читателя из Москвы, в которой присутствуют знакомые нам горести человеческого существования, в мир совершенно иной, в мир жуткий, страшный, где квартирный вопрос и бытовые условия не существуют вовсе, а любая пища имеет ценность и употребляется неторопливо. Мир, где человеку для счастья и спокойствия достаточно смерти. На фоне этой жизни Москва кажется нам теплым, уютным местом, местом, куда хочется вернутся и забыть все, как страшный сон. Автор возвращает нас в Москву и наступает спокойствие, но в воспоминаниях все равно присутствует народ Джан, который до сих пор живет на дне Сары-Камыша.