Антон Чехов «Скучная история (Из записок старого человека)»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
История, рассказанная старым человеком, 62 летним профессором Николаем Степановичем, более 30 лет прослужившем в университете, о жизни, взаимоотношениях с коллегами и домашними: женой, дочерью Лизой, воспитанницей Катей, о сложившихся привычках и представлениях…
Впервые — «Северный вестник», 1889, № 11, ноябрь, стр. 73—130 (ценз. разр. 27 октября). Подпись: Антон Чехов. Помета: «Село Лука, Сумск. уезда. 1889».
Вошло в сборник «Хмурые люди», СПб., 1890, и включалось во все последующие его издания.
Вошло в издание А. Ф. Маркса.
При жизни Чехова «Скучная история» была переведена на немецкий, польский, сербскохорватский, финский и чешский языки.
Входит в:
— сборник «Хмурые люди», 1890 г.
— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том V. Рассказы», 1901 г.
— антологию «Русские повести XIX века», 1991 г.
- /языки:
- русский (34), эсперанто (1)
- /тип:
- книги (30), аудиокниги (5)
- /перевод:
- А. Корженков (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 10 июля 2021 г.
Очень тяжёлая повесть — история старого человека, признанного профессора, одной ногой находящегося в могиле. В семье он понимания не находит, отчётливо и даже с чёрным юмором относится к приближающейся смерти, которая, по его оценке, произойдёт в ближайшие месяцы. Одолевают тягостные размышления о том, что перед лицом смерти все равны и достижения свои в могилу не заберёшь. Как это ни странно для человека 19-го века, в своим мыслях он ни разу не обращается к богу, причащаться не собирается, на посмертный рай не претендует. Видимо, дело в том, что время действия — всё же преддверие века 20-го, к тому же, герой наш — учёный-медик, не отягощённый религиозными предубеждениями.
Неотвратимое понимание того, что в жизни смысла, оказывается, и нет. Всё то, что раньше казалось значимым, рассыпается в прах. Глубоко пессимистичное произведение.
Повесть исполнена философией и, как всегда у Антон Палыча, меткими, ироничными наблюдениями из жизни обывателей — обитателей тамошнего времени. Книга очень тяжеловесна и при первом прочтении может показаться действительно скучной. Для того чтобы понять, разобраться и проникнуться, необходимо иметь соответствующее настроение неспешного философа, но, думаю, оно того стоит.
osipdark, 17 июня 2019 г.
Рассказы, повести и пьесы Антона Павловича Чехова — это огромная бакалейная лавка или базар эмоциональных тонов и сюжетных вариаций. Хочешь мистический рассказ с элементами сюрреализма и психоделики? Необычную и пародийную любовную историю? Миниатюрную комедию о провинциальном быте? Красивые описания кушаний и яств, чтоб нагнать аппетиту перед бедным рядом с чеховскими творениями ужином? На любой возраст и про любую жизнь, годы, чувства и состояния — все есть у самого великого короля малой прозы в истории русского языка. Например, «Скучная история» среди «прилавков» мыслей и чувств может привлечь автора, который желает заглянуть за пелену годов. Осмотреть одним глазком, но основательно неизбежную и, казалось бы, почтенную, именитую и счастливую старость. Но с особенными и специфическими проблемами, которые выпадают на участь Николая Степановича, который и профессор, и тайный советник, но в полугоде от неизбежного ухода из всех званий и титулов. В дневниках, в своем потоке мыслей главный герой пытается понять черты надоевшего ему быта и причины этого надоедания, описывает усталость от своего бренного тела, но с сохранившейся тягой к жизни, воспоминания о счастливой, но короткой молодости и любовь к науке. Но за всем этим он, как настоящий философ, пусть к «любви к мудрости» он несколько скептичен, ищет Основание, Целое внутри себя. То, что делает его, Николая Степановича, им самим и позволяет ему жить. Что сращивает его воспоминания, ментальные состояния, осколки сознания и чресла вместе. И на последних страницах книги он, называя это «общей идеей», ее самую и не обнаруживает. Страдает, плачет, но неожиданно для себя и скрытно для читателя обнаруживает ее. Совсем ненадолго и теряет на всегда, обрывая повествование дневниковой повести. А все его разнообразные мысли и длинную жизнь с идолом-храмом в виде науки скрепляла, неосознанно для него, трагическая девица по имени Катя. Приемная дочка, источавшая из глаз в детстве любопытство и любовь-согласие к устройству мира ко всем вещам и людям в нем, но после житейских неудач утратившая его. Но даже после разлуки и страдальческих испытаний их с Николаем Степановичем связывало нечто особенное, такое, что нельзя передать человеческими, поэтическими ли, наукообразными ли, речениями. Правда, именно это неописуемое и делает нас нами. До самого конца.
Так что читаем в любом возрасте своеобразного Марка Аврелия на русской почве и в седых летах. Не даром ведь стоики посетили чеховские строки этой повести.
Alex Kolz, 10 января 2013 г.
Профессор Николай Степанович. Он старый заслуженный и уважаемый ученый, его любят студенты, он умен, честен и добр. Но что-то не так в его жизни и он сам пытается это понять, как бы настигнуть, вернуть что-то утраченное, но что это? С удивительным мастерством Чехов показал поиски и страдания старого, но все еще чувствующего, куда-то стремящегося человека. С другой стороны, повесть тяжела и мрачна. Как будто показан медленный процесс умирания человека изнутри, его постепенное опустошение. Повседневная жизнь вытягивает что-то из него, оставляя просто правильно функционирующую оболочку.
Каких-то особо ярких событий в повести и нет, это действительно скучная история. Но она насыщена не внешними происшествиями, а человеком. Его духовными исканиями, попытками понять окружающих, но самое главное — самого себя. Вот даже старому, опытному и мудрому профессору это оказалось не под силу.
Пытаясь обрисовать достоинства повести, я немного упростил все. Ведь Чехов пишет невероятно тонко, даже тактично. Это трудно улавливается, трудно формулируется простыми словами. Это надо читать.