FantLab ru

Томас Харрис «Ганнибал: Восхождение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Голосов:
219
Моя оценка:
-

подробнее

Ганнибал: Восхождение

Hannibal Rising

Другие названия: Восхождение Ганнибала

Роман, год; цикл «Ганнибал Лектер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Ганнибал Лектер.

Гениальный психиатр и безжалостный маньяк.

Антигерой легендарных триллеров Томаса Харриса «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Красный дракон».

Миллионы читателей полагали, что знают о нем все... но они ошибались!

Самая темная тайна Ганнибала – тайна его прошлого.

И эту тайну Томас Харрис раскрывает только сейчас, в этом захватывающем триллере!

Примечание:

Приквел трилогии.


Входит в:


Экранизации:

«Ганнибал: Восхождение» / «Hannibal Rising» 2007, Франция, Великобритания, Италия, Чехия, реж: Питер Веббер




Ганнибал. Восхождение
2008 г.
Ганнибал. Восхождение
2008 г.
Ганнибал: Восхождение
2008 г.
Восхождение Ганнибала
2012 г.
Восхождение Ганнибала
2014 г.
Восхождение Ганнибала
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Hannibal Rising
2007 г.
(английский)
Hannibal Rising
2007 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения создалось ощущение:

Томасу Харрису звонит агент. Спрашивает, как дела. Потом говорит — ты в курсе, что через месяц книгу сдавать?

- Да ты что! Я думал, у меня в запасе лет пять. Я же долго книги пишу.

- Нет, старик, извини. Там уже бюджет дали на фильм, надо срочно. Сляпай что-нибудь.

- За месяц?!

- Ну да. Читатели ж дураки, они и это проглотят. Давай скорее, а то штраф влепят. Лучше вообще через неделю.

Мне иногда кажется, что этот роман написал не Харрис. Ну не мог человек, который создал потрясающие, великолепные «Молчание ягнят» и «Ганнибал», с точностью деталей, вкуснейшими описаниями, и психологизмом моментов, сделать такую халтуру. Количество ляпов в романе просто зашкаливает все мыслимые пределы, не говоря уж про развестистую клюкву — ну да этим грешат все американские писатели. Отец Ганнибала, литовский граф, живет в советской Литве в своем замке (!), с садовником (!!) и прочей прислугой — и почему-то не в Сибири. При приближении немцев он бежит в лес, хотя, как вся балтийская элита, должен бежать к ним навстречу. Далее, фигурируют литовские части СС, хотя в Литве была только вспомогательная полиция, и никаких частей СС. Бывшие эсэсовцы спокойно переходят на работу в советскую милицию, без всяких проблем, и проверок. Советский милиционер собирается везти хоронить своего отца в Швецию — да ерунда, при Сталине все запросто ездили в Швецию. Дикие несовпадения с прошлыми книгами. Так, Ганнибалу было 11 лет в конце войны в прошлой книге, а тут ему 13. Сестре Мике как было 2 в начале войны — так, похоже, и 2 в конце — говорит она точно также. Плюс — в прошлой книге говорится, что мать кормила и Ганнибала, и его двухлетнюю сестру грудью одновременно — смелое решение, если Ганнибалу 13 лет. Когда сестру съедают дезертиры, в прошлой книге он видит ее зубы в выгребной яме. Тут он находит череп сестры с зубами. Перечислять ляпы можно бесконечно — они не поддаются учету, и книга оставляет впечатление написанной на коленке.

От столь профессионального автора, мастера своего дела, я такого не ожидал. Сюжет прост до нуля — да, Ганнибал такой, потому что у него сестру скушали. Никаких неожиданных поворотов сюжета, ни сюрпризов нет. Работа литературного негра, в роли которого почему-то выступил сам автор.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж не знаю, кому может понравиться данный роман-приквел. Прочитал его на одной волне с остальными романами о знаменитом докторе-каннибале и просто ужаснулся. Во-первых, полностью поддерживаю мнения о том, что этот роман Томаса Харриса просто вынудили написать, настолько он вымучен, искусствен и не нужен. Если знаменитая трилогия — это психологические детективы, которые интересно читать, следя за стремительным развитием событий и ходом мыслей главных персонажей (хотя к роману «Ганнибал» это относится лишь отчасти), то «Восхождение» это уже не детектив, а некое покушение на территорию псевдоисторических романов. Не буду говорить о множестве исторических несоответствий, о которых много сказано другими рецензентами, не буду говорить и о чисто сюжетных ляпах наподобие несоответствия возраста Лектера в «Ганнибале» и «Восхождении». Скажу только что этот роман вообще в принципе не должен существовать, чтобы не нарушать общее положительное впечатление о саге. Он практически ничего не добавляет в образ доктора Лектера, разве что некий совершенно неправдоподобный ореол робингудства. Скучно, скучно и еще раз скучно. Фильм получился в разы интереснее.

Во-вторых, теперь просто боюсь представить, что же Томас Харрис выдаст в следующем опусе о Лектере, ведь он по контракту должен издательству еще один роман. Будет ли это описание его врачебной практики, предшествующей его заключению, или же это будет «Ганнибал: нисхождение» о последних счастливых деньках доктора в объятиях любимой Старлинг с ее грудью во рту? Время покажет...

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы когда-нибудь держали старый альбом с фотографиями кого-нибудь из родителей или даже бабушек\дедушек? Под веткой обложкой множество фотографий, которые делались с первого раза. Повезло – никто не закрыл глаза. Не повезло – фотография всё равно есть. Снимки там самые разнообразные, порой даже хаотичные. Мне попадался такой альбом, где были фотографии не только владельца, но и родственников. И каждый раз приходилось смотреть и спрашивать – а это кто? Вот и «Ганнибал: Восхождение» похож на такой альбом.

Рваное повествование, перескок с одного персонажа на другой. Зачастую линия обрывается чуть ли не на половине. Стоит немного привыкнуть к стилю Харриса, как понимаешь, что он выбрал правильный вектор. Повествование настолько сжатое, что под обложку и малое количество страниц помещается очень многое, а именно – детство и становление Ганнибала Лектора.

Выжал ли максимум Томас Харрис, описывая будущего маньяка и садиста? Обелил ли в глазах Ганнибала, оправдал ли? Вопрос, конечно, интересный. В детстве Ганнибал был умным, проницательным ребенком, склонным к исследованию и изучению природы многих явлений. И не его вина, что его детство пришлось на Вторую мировую войну. И не его вина, что его детство пришлось на места, где прошли сперва фашисты, а затем – русские. Драма Ганнибала…серьезная и тяжелая. Меня немного удивило, что Лектер так сильно привязан к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сестре Мике и почти холоден к родителям. Именно смерть Мики стала отправной точкой к становлению маньяка внутри Ганнибала. Это была первая точка, но затем появились и другие. Здесь – любовь к матери, причем платоническая, здесь суровая жизнь в приюте, здесь первое убийство и покровительство мачехи, здесь смерть родного дяди, который стал Лектеру даже ближе, чем отец
. Повторюсь – оправдывает ли это юного Ганнибала? Ввиду такой хладнокровности и тщательной продуманности – нет. Но всё-таки нивелирует Лектера до уровня приемлемого. Были в реальной истории личности и пострашнее. Даже в тексте книги о них говорится.

Книга чем-то похожа на сериал «Декстер» (хоть книжный, хоть киношный). Не во всем, но общие черты есть.

Заключение: неплохой роман-приквел. Я не читал оригинальную трилогию и не смотрел фильмы, поэтому книга мне понравилась, хотя не обошлось без минусов (в числе них: рваное повествование, суховатая атмосфера, внутренний мир Ганнибала раскрыт слабовато). Обязательно прочту продолжение.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав первые три книги из цикла, незамедлительно взялся за “Ганнибал: Восхождение”. Интересно, почему Харрис в последних двух работах не придает большого значения к заглавию произведения. Сути это не меняет, но хотелось бы что-то более оригинальное, чем имя главного героя. И если с третий книгой этот ход оправдан, как-никак была подведена черта и раскрыт образ Лектера, то в случаи с последней (возможно) книгой цикла заглавие выглядит как акт неподготовленного решения, будто Харрис не смог придумать ничего лучше, а время для сдачи рукописи поджимало. Может быть и так. Оставим такие мелочи в покое и перейдем непосредственно к обсуждению романа.

Судя по смешанным отзывам, что я смог прочиться на просторах различный сайтов я не ожидал от книги откровения или нового витка в развитии образа доктора Лектера. Ведь выше подняться уже, кажется, нельзя. Раскрытие пугающей души маньяка началось в “Ганнибале” и, стоит отметить, было подано с точной размеренностью мысли. Не буду углубляться в предшествующее произведение лишь отмечу, что болезнь души доктора и ее причина нам были рассказаны в третьей книге. Что же мы видим в “Восхождении”? (позвольте называть роман так) Месть. С первых глав и до самой последней нам показано отмщение как материя повествования, как поле действия романа. И на этой земле взрастает гений. Харрис обыгрывает несчастья Второй Мировой Войны, с некоторыми историческими ошибками. На недочетах останавливаться не буду, скажу только — они есть, что немного портит восприятие романа, но Харрис не профессор истории, чья специализация XX век, так что опустим придирки, хоть я и не люблю неточности такого рода. Итак, конец войны и начало постепенной реабилитации общества. Вот временной отрезок романа. Но важнейшее для читателей и Ганнибала Лектера событие произошло в конце войны. Там, в охотничьем домике мальчик изменился навсегда. Ребенок, обладая великолепным умом и способностями, возможно один из самых одаренных людей современности, стал использовать свои таланты во зло. Но в романе Ганнибал не предстает злом в полной мере, он мстит и месть его кровная. Создается впечатление, что он является чуть ли не десницей судьбы, и обрушивает заслуженную кару на группу прибалтийских хивисов. Но имел ли юноша права? Вопрос спорный и дискуссионный. Кто-то скажет что месть по крови это дело святое и в средние века, особенно в Италии, это было нормой, а кто-то вспомнить про божественную волю. Я не берусь никого судить и только отмечу, что исполняя свою кровавую цель, Ганнибал погрузил в кому свое светлое, юношеское я, до встречи с Клариссой, которая, кстати, являла собой все лучшее из его воспоминаний о сестре и о леди Мурасаки.

Теперь немного об этой замечательной женщине. Она сама, как произведения писательницы X века, давшей ей имя, такая же элегантная, воздушная и таинственная. Это чувство при постижении чуждой, но такой притягательной культуры, погружения в совершенно особенный колорит Японии, притяжении неизвестного, все это слилось в тете Ганнибала. Я не возьмусь спорить с корифеями японоведами, и оперируя лишь собственными скромными познаниями и восприятием ее как героини романа, назову образ леди Сикибу Мурасаки самым удачным в книге.

Балтийские хивисы у Харриса вышли отрицательными, уродливыми и злыми. Обсуждать их с позиции их преступлений не имеет смысла, но, заметим, что не все из них остались животными. Как минимум у двух были семьи. Но Ганнибал не дал им права на суд, собственно он их осудил еще в детстве.

Я написал достаточно много текста, хотя всеми силами сдерживал себя от обилия слов. Пора подвести итог. “Восхождение” отличается от остальных книг общей структурой. И хотя на первый взгляд основные детали на месте: Лектер, полиция, преступники, драма. Но во главе угла стоит Ганнибал. Харрис продолжает “ганнибаллоцентризм”, начатый в третьей книге серии. Автор придает красок в образ Лектера, описывает персонажа со всех сторон, так сказать в трехмерной форме. Удалось ли это – да, но на четверку. Все-таки мы давно знали трагедию его детства и вполне законно ожидали от книги какого-то необычного поворота. Его не было. Попытка перенести действие в Европу, преимущественно во Францию, не была так успешна как Флоренция “Ганнибала”. Японский элементы были хороши, но их было недостаточно, чтобы роман вышел на уровень своих “братьев”. Итак, книга проигрывает остальным в квадрологии, но как бы то ни было остается очень убедительным триллером, пусть и отличающимся от остальных трех книг.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ганнибал Лектер…

Вариации на тему Баха, изысканные блюда, напитки, книги, рисунки, острый ум и нечеловеческая проницательность. Хладнокровные, по-театральному вычурные убийства. Власть над умами.

Это все о нем.

Последний по времени написания роман Томаса Харриса, под названием «Ганнибал: Восхождение» должен был, если верить аннотации, пролить читателю свет на то, как доктор Лектер стал тем, кем он стал. Как в его душе соединились в редчайшем сплаве все эти черты.

Однако, что мы узнаем из этого произведения?

Во-первых, это приквел. События «Восхождения» хронологически предшествуют «Красному дракону». Ганнибал еще мальчик, война еще не началась, у него еще есть дом, имя и семья. Его сестра еще жива. А ведь именно на отношениях с трагически погибшей сестренкой строилась часть его поведенческой линии в «Ганнибале». Что мы имеем? Во-первых, Харрис закладывает фундамент для эстетизма Лектера – его отец был литовским графом древнего рода, а мать – итальянкой благородных кровей. Вот вам и аристократичность и любовь к Италии. В замке семью окружают предметы искусства, редкие книги, ведутся разговоры на разных языках. Есть и зачатки для безумия – душевнобольной дядюшка. Словом, ружья развешиваются планомерно, методично и аккуратно. Но, увы, с этой педантичностью пропадает неуловимый флер таинственности, окутывавший личность Лектера, подводя надежный базис под образ, который доселе лишь выстраивался читательским воображением.

Во-вторых, доминирующим мотивом цикла было противопоставление изысканной и многовековой европейской культуры утилитарности и суетной практичности Нового Света. Итальянские главы «Ганнибала», описание музыки завораживающе хороши. Здесь же безо всяких видимых причин, нарушая логику всех трех предыдущих романов, их эстетику и основу, акцент делается на японскую тетушку Ганнибала и ее привычки. На увлечение Ганнибала японской культурой. На мой взгляд, желание внести свежую струю в уже явно заказной роман не спасло положения, а напротив, подчеркнуло то, что должно было закамуфлировать. Вижу в этом лишь желание потрафить читателю, использовав модные японские мотивы.

В-третьих, Ганнибал из чертовски привлекательного, но все же отрицательного персонажа первых двух книг, предстает эдаким рыцарем, героем безусловно положительным. Да, он совершает убийства, но мотивы, мотивы… Любой на его месте поступил бы так же! А главное – кто противники? Военные преступники, мародеры, которые лишили его семьи, убили сестру, да что там, съели бы и его самого, если бы не счастливая случайность. Тут даже изобретательность юного Лектера в борьбе с врагами не спасает стремительно тонущий от его же добродетели цикл. Предположительно роман должен демонстрировать, как Лектер убил в себе все то светлое и человечное, что в нем еще оставалось, но увы, это все очень натянуто.

И, наконец, в-четвертых, сразу бросается в глаза, что роман писался под нужды экранизации. Эффектные описания деталек – так прямо и видится кадр с крупным планом, кинематографические образы, некоторая «рваность» сюжета и планов – все это, должно быть, удобно для узнавания. Независимо от того, сначала ли смотрелся фильм, или читалась книга, разница между ними должна быть минимальной. Но на пользу роману, как произведению литературному, это совершенно не идет.

Подводя итог.

«Ганнибал: Восхождение» будет интересен в основном заядлым поклонникам цикла, которые ценят в нем не сколько параноидальную атмосферу, сколько хладнокровные убийства и неаппетитные подробности. Те, кто любит цикл за многочисленные отсылки к европейской культуре и образ доктора-эстета, будут разочарованы и разочарованы жестоко.

Если рассматривать роман в отрыве от цикла, будет бодренький и крепенький боевичок с претензией на триллер. Не ждите от него большего.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ганнибал Лектер... Для многих это маньяк-убийца, маньяк-эстет, любящий изысканные блюда, напитки, классическую музыку, но в тоже время оставался хладнокровным зверем! Но почему он стал таким, каким стал? Для многих это была тайна за семью печатями, до тех пор, пока не была написана эта книга! Итак, приоткрывая завесу тайны, попробуем разобраться во всём по порядку. Не смотря на то, что ляпы допущенные автором при написании книги присутствуют, впечатления от этого ничуть не смазывается. Ведь эта книга на историческую достоверность событий и не претендует. Но вот то, что в прошлой книге упоминалось, что в конце войны ему было 11, а здесь 13, а его сестре Мике как было 2 года, так и осталось, думаю, многие кто внимательно прочитал, это заметили, извините просто невнимательность автора. Видимо именно потому, что эта книга писалась последней, в ней присутствуют такие моменты, можно же было её сопоставить с остальным циклом!

Итак, семья Ганнибала живёт в советской Литве, в замке графа Лектера отца Ганнибала. Мать-итальянка благородных кровей. Ганнибал обожает свою сестрёнку Мику. Проводит с ней всё свободное время. На отношениях между Ганнибалом и Микой строиться фактически, если не весь цикл, то роман «Ганнибал»- точно.

Довольно подробно рассказывается как Ганнибал родился, учился, вплоть до того трагического момента, когда маленький мальчик, погиб и на свет появился зверь, маньяк. Подробнее описывать не имеет смысла.

Ненависть к убийцам своей сестры является ключом, выпустившим на свет необычайное зло. И если в предыдущих частях цикла, Ганнибал не вызывал нечего, кроме страха и ужаса. То здесь прослеживается мотивация его поступков месть и предстаёт пред нами в сияющих доспехах тёмный рыцарь! Ведь каждый из нас поступил бы точно также в такой ситуации. Кто знает, возможно ли было ему самому остановиться?

И так, Ганнибал Лектер — мститель, маньяк-убийца упивающийся кровью своих обидчиков. Но кроме этого, он студент — медик. И надо сказать блестящий студент, подающий большие надежды. Автор всё-таки сумел заглянуть в душу Ганнибала. Но полностью разгадать не получилось.

Отдельно стоит упомянуть отношения Ганнибала и его тётушки — мадам Мурасаки. Ведь фактически это был единственный человек, которого любил и превозносил Ганнибал. Та маленькая частица светлого, которая всё же оставалась в душе Ганнибала была привязана к тётушке. Хотя порой казалось, что любил он её не как племянник...

Он готов был за неё порвать глотку любому, и первый кто ему попался — был Поль Момун. В предыдущих книгах цикла Ганнибал представал как искусный ценитель европейской культуры, здесь же вразрез этому, Ганнибал тянется к японской культуре. Но кто знает, ведь это только начало, может он пристрастился к европейской культуре гораздо позже?

В общем и целом очень даже роман выбивается из общей стилистики предыдущих книг цикла, и ясное дело, что приквел писался под нужды кинематографа, но впечатление от этого не испортилось. Когда берёшь эту книгу в руки, прежде всего не надо от неё ждать полного сходства молодого и взрослого Ганнибала, но все-таки прочитать её стоит, хотя бы ради того, чтобы иметь представление о том, как всё начиналось.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из этой книги мы узнаем о детстве Ганнибала Лектера – о том, как из маленького мальчика он вырос в одного из самых безжалостных убийц, известных миру. Его детство в Литве в годы Второй мировой войны, его первое убийство, начало его медицинской практики, его месть за сестрёнку Мику...

«Восхождение» – самая бестолковая и бесполезная книга про Ганнибала. Третий роман закрывал историю маньяка так, что продолжения были бы нелепы, поэтому спустя семь лет последовал не сиквел, а приквел. Вымученный и скучный. Что уж говорить, если Харрис сам заявил, что написал этот роман только потому что боялся, будто кто-то другой напишет историю происхождения Лектера без его участия. А чего тут бояться? Всё, что нам было нужно знать о происхождении dottore было рассказано в «Ганнибале», поэтому интриги из этого не вышло. Более того, предыстория значительно противоречит не только другим, более ранним книгам, но и самой себе, и даже историческим фактам. В частности, читателей ждёт развесистая клюква про СССР, Латвию, Вторую мировую войну, Японию... Никаких намёков на тонкий психологизм, никакой глубины характеров, ничего такого, ради чего этот роман стоило бы читать

Вышедшая в 2007 году экранизация, тоже оказалась бестолковой и глупой, в первую очередь потому что такой был первоисточник. Хотя девочкам нравится, там же в роли Ганнибала снимается их любимый красавчик Гаспар Улель.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная предыстория о становлении личности одного из самых знаменитых вымышленных маньяков. Хорошо написано о после военной Европе. Об оккупации восточной Европы немцами и «освобождении» союзом. Хорошо прописан образ Лектера.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ганнибал. Восхождение» это нечто другое чем основная серия. Знаете, это больше похоже на фанфик, очень профессиональный, яркий, но все же фанфик. Роман, написанный специально для создания фильма, ни чем выдающимся отличится не может.

Нет, в нем конечно все прелестно. Нам просто на блюде преподносят «переход на сторону зла» Лектера, его муки и вспоминания о съеденной сестре и родителях. Ганнибал все также кровожаден, умен и строптив, он все такой же эстет и гурман, хитер и неуловим. И как раз тут вот и зарыта собака. Выжав из героя почти весь сок в предыдущих романах, автор пытается налить еще чего-нибудь свеженького, но к сожалению… Все перипетии и переживания, «жестокие» убийства и наказания не производят должного впечатления, скучно и предсказуемо.

Если все же вам захотелось узнать почему Ганнибал-каннибал стал тем кем о стал, то лучше не тратить время на чтение этого нудного романа. Посмотрите фильм, и этого будет достаточно.

P.S. Кстати, я читал на украинскам языке — ну кто так переводит, тихий ужас. Множество русизмов и непонятных словечек, предложения выстроены хаотично и странно. Вообщем на украинском не читать!

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о том, как родился один самых умных и эпичных маньяков 20-го века. Детство и пережитые в нём эпизоды нанесли безусловно, отпечаток неслабый, но при этом закалив характер Ганнибала до максимума. Написано произведение очень качественно, очень интересно читать и проникать в мысли Лектера, о которых в фильме впринципе мы не могли ничего узнать, начало одной из самых интересных эпопей нашего времени, всем к прочтению.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх