FantLab ru

Роберт Шекли «Вор во времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
976
Моя оценка:
-

подробнее

Вор во времени

A Thief in Time

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

К проблеме петли времени рано или поздно обращается каждый фантаст. Не минула чаша сия и Роберта Шекли, а что из этого получилось — судить Вам.

Входит в:

— сборник «Гражданин в космосе», 1955 г.

— антологию «Золотое время», 2006 г.

— антологию «Неувязка со временем», 1991 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени», 2003 г.

— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, July 1954», 1954 г.


Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Шекли
1984 г.
Ордер на убийство
1990 г.
Вор во времени
1990 г.
Вор во времени
1990 г.
Неувязка со временем
1991 г.
Избранное
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 5. Выбор. Рассказы
1994 г.
Миры Роберта Шекли. Прикладная демонология
1997 г.
Абсолютное оружие
1999 г.
Корпорация
2000 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени
2003 г.
Цивилизация статуса
2003 г.
Золотое время
2006 г.
Цивилизация статуса
2009 г.
Координаты чудес
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Координаты чудес
2018 г.

Аудиокниги:

Гражданин в космосе
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy Science Fiction, July 1954
1954 г.
(английский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Citizen in Space
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2009 г.

Интересный, захватывающий рассказ, с немного нелогическим и запутанным сюжетом, но на чтение это почти не влияет. Особенно понравилось начало рассказа, представляю себе эту сцену, человек никому ничего не сделал, тут откуда не возьмись из воздуха появляются люди из будущего и говорят, что он вор. А вот концовка немного разочаровала...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2009 г.

Отличный рассказ, один из моих самых любимых у Шекли. Эту историю отличают: чудесный язык, необычные временные парадоксы, увлекательные приключения главного героя. Было очень интересно читать, как главный герой идет по своим собственным следам из одного времени в другое и всякий раз нарывается на неприятности. Понятно, что здесь спрятан некий подвох, но не так просто догадаться какой именно. В главном герое вроде бы и нет ничего особенного, но симпатию он вызывает и за его него действительно переживаешь. Рассказ читается очень легко и этим выгодно отличается среди прочих бесчисленных историй о перемещениях во времени. Возможно, некой глубины у этой истории и не хватает, но удовольствие от ее прочтения вы получите почти наверняка.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2008 г.

Несморя на то что рассказ написан таким автором,считаю его полным абсурдом!Складывается такое ощущение что автор поспорил с кем то,на то что успеет написать роман за 3 часа,или его просто посетила какая то мимолётная мысль и он её тут же описал,но ни как «это» не тянет на обдуманное и рассчитанное произведение.Так же Шекли только попытался придать рассказу хоть какой то интересный сюжет,и у него не вышло:история скучна,а хоть какое то отношение к главному герою просто отсутствует.Так же существуют и противоречия в самом рассказе!Цитирую:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Полагаю,всё обойдётся,потому что парадоксов времени не существует.»
а затем в самом конце рассказа(абсолютно не обоснованным на мой взгляд)пишется вот такая вещь:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Так было покончено с Элдриджем II.Отныне он становился Элдриджем I и твёрдо знал, куда направляется и что будет делать.»
Это первое произведение от этого автора прочитанное мной,и я очень надеюсь что не все его книги «такие»:haha:

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2009 г.

Презабавный рассказ! Ах, парадоксы времени, парадоксы времени… Как же вы парадоксальны, спорны, невозможны, непонятны, не исследованы, но жутко интересны! И ведь вряд ли когда будут исследованы, поняты и приняты. Несмотря на эти трудности, фантазия раннего доброго старого Шекли просто фонтанирует – Элдридж без устали мечется меж временных секторов туда-сюда как бы «запросто и просто», и этим Автор создаёт для нас иллюзию той самой возможности путешествий во времени (причём, в любом направлении) настолько правдоподобную, что веришь, и даже хочется воскликнуть: «Чёрт подери! Я тоже так хочу!».

Тут и эти самые парадоксы уходят на такой задний план, что и не разглядеть. Но на то они и парадоксы, чтобы их время от времени опровергать, ну, или доказывать их состоятельность.

Что до женщины в частности, и до любовной линии в целом, так они здесь вполне логичны и оправданы. Ну скажите мне, а ради кого и чего ещё совершать подобные безумства, кроме как ради любимой и этого прекрасного чувства?.. В общем, картинка у Шекли получилась яркая, незабываемая, свежая, остроумная и вполне состыкованная логически.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2016 г.

Чем больше сталкиваюсь в фантастических произведениях с путешествиями во времени и иными временными парадоксами, тем больше мне кажется, что главные проблемы — не столько в нарушениях физических законов, вроде изменения объёмов и масс или классических «убийства дедушки» и раздавленной бабочки, сколько в метафизической плоскости. Во-первых, парадокс, связанный с беспричинным возникновением не людей, но идей (скажем, если я привезу маленькому Саше Пушкину готовый текст «Евгения Онегина»). Парадокс встречается очень часто, правда, обычно автор ухитряется сделать так, чтобы кольцо всё-таки не замкнулось. Иногда — просто и гордо, как у Зиборова в «Фирдоуси», когда будущий творец сам отказывается от подобного «шулерства». Иногда — несколько натянуто, как у Тенна в «Открытии Морниела Метауэя» (ну не верю я, что матёрый искусствовед, увлечённый своим делом и влюблённый в своего кумира, вдруг забыл ВСЕ его картины — разве что тут вмешался некий новый, неизвестный доселе закон мироздания, стоящий на страже подобных случаев). Но если вдруг... Собственно, тут может быть что угодно: музыка, математическая теорема, химическая формула, да хоть кулинарный рецепт! Кто-то же должен был изобрести пресловутую «машинку Малера»? Получается, идея кому-то принадлежит? В случае книги-то всё просто — Абсолютному Наблюдателю. То есть автору. А если в жизни?.. А во-вторых — парадоксы этического характера.

Собственно, для возникновения парадокса этического характера не требуется даже машины времени как таковой. Достаточно просто некоего Д-древнего и С-страшного Пророчества. А дальше простой вопрос: вот есть, скажем, маленький ребёнок. Нет, не будущий антихрист. Нет, не потенциальный тиран всея Галактики. Нет, не грядущий изобретатель Скайнета. Но если его сейчас убить — жестоко и мучительно! — то через пару тысяч лет мир спасётся от глобальной катастрофы. Ребёнок ничем не виноват — там очень сложная причинно-следственная связь с очень длинной цепью событий. Нет, какая конкретно — вам знать не положено. Нет, в другом месте её нельзя прервать — только здесь. Почему-почему... Да потому что Предсказамус настрадал!!! Сто лет назад. Человек мучился, слова подбирал, ночи не спал, а вы что же — не верите? Самому Великому Предсказамусу? И всё. Вот вам дилемма. Чем это отличается от, скажем, принесения того же ребёнка в жертву сатане (без Пророчества, но во имя тоже, само собой, чего-нибудь «хорошего«!) — каждый решает сам.

Итак, что мы имеем здесь: герой, по сути, обрекается на то, чтобы замкнуть петлю. И, стало быть, прослыть — заслуженно прослыть, по крайней мере с объективной стороны дела! — преступником, подонком и мерзавцем. Есть ли у него выбор? Обречён ли он на это внешней силой? Или выбор он сделал всё-таки сам, в тот момент, когда решил, что его устраивает финал его петли — безотносительно к тому, через какие проступки и подлости она пролегает? Не знаю. Но впечатление от рассказа у меня осталось тягостное.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2011 г.

Я считал и считаю, что темпоральная фантастика вещь довольно сложная, так как все эти временные парадоксы по большей части уже заезжены, и придумать что-то новое, даже в плане сюжета, мало кому удаётся. Вот и сейчас, когда я брался читать, упорно казалось: будет что-то вроде «Абсолютно невозможно» Сильверберга – так же просто и «дёшево» (особенно название на это наталкивало). Но… НО! К счастью, это мрачное соображение меня обмануло! Нет, конечно, каких-то особых идей связанных с парадоксами времени я не увидел (а я, в общем-то, предпочитаю рассказы с идеей). Но – чёрт возьми! – как же интересно было читать! Рассказ невероятно динамичный. Плюс все эти вопросы – высочайшая интрига будто подхватывает с первых абзацев и несёт не отпуская. Вот мастерство. Похоже на снежный ком – с каждой страницёй всё интересней, будто вместе с героем решаешь эту головоломку про его же собственное будущее/прошлое. Этот странный набор вещей. Это поведение Элдриджа 1. Нет, это, конечно, мастерство высокой пробы – вот так вот разжечь интерес. Да, особой такой сверхидеи я не увидел, чего-то нового в плане мысли я не заметил. Но, чёрт возьми, что за сюжет! И ведь рассказ-то короткий! Читал и не мог оторваться! Очень и очень хорошее ощущение я получил во время прочтения. Единственно – смазала немного концовка. Не очень-то я понял смысл последних абзацев и то, куда и зачем собрался герой… Не дошло до меня как-то… Вот, блин, эта чёртова концовка… А в целом ¬– замечательный рассказ, однако. Понравился.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2014 г.

Среди многочисленных хронопроизведений данный рассказ стоит несколько особняком, ибо предлагает свое сюжетное решение, которое практически не встречается в литературе: исследование героем своих будущих поступков. Не буду исследовать логику и обоснованность тех или иных событий, ибо можно не доказать их возможность, но вот именно недосказанность и некая нелогичность событий и создают привлекательный антураж, который заставляет читать произведение не отрываясь.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2018 г.

В любой хронофантастике есть моменты, когда вчитываешься, перечитываешь и вникаешь в те сюжетные перипетии, что автор хочет дать понять читателю. Со всеми теми временными парадоксами, противоречиями и возможными несостыковками — это понятно.

В мастерстве Шекли никто не будет сомневаться, но и ему в полной мере не удалось убедить в достоверности приключений во времени, своего повествования в «Воре во времени». Автор решил все объяснить просто — «парадоксов не существует», — и тут же его герой оказывается в водовороте всевозможных парадоксов и сам себе помогает, пользуясь противоречиями путешествий во времени.

Сам рассказ получился очень интересный, увлекательный, и если не быть таким придирчивым к деталям как я, можно поставить ему и десятку. От «Вор во времени» осходит какое-то особое тепло, уют, наверное, от торжества справедливости и счастливой концовки.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2008 г.

Интересный рассказ про путешествия во времени. На мой взгляд, идея сама по себе интересная, но полностью ее раскрыть в таком относительно небольшом рассказе просто невозможно. Написано очень хорошо, увлекательно, но сам сюжет(не идею, а именно всю фабулу произведения) можно было придумать и поувлекательнее.

Согласен, у Шекли есть рассказы и получше, но нельзя считать рассказ абсурдным или парадоксальным из-за личных убеждений по поводу путешествий во времени. Я таких людей встречал, надеюсь они прочитали этот отзыв. итак, вцелом рассказ неплохой, но из такой идеи можно было бы выжать и побольше.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2015 г.

Один из самых ярких рассказов на тему «петли времени».

Дело в том, что Р.Шекли – мастер жанра. Ему удается для своего материала подобрать самую удачную и самую емкую форму. Благодаря ей он с легкостью увлекает читателя даже на таком – весьма «избитом» – сюжете.

«Конец вечности» А.Азимова и «Все вы зомби» Р.Хайнлайна, по сути, берут за основу ту же самую картину. Но в их произведениях нет той динамики, которая несет в себе, кажется, что-то юмористическое. Эти писатели подходят к тому, о чем они говорят, серьезно. И это Затрудняет чтение.

Р.Шекли же играет с читателем на равных – он, понимая, что читателю не составит труда разгадать незамысловатый сюжетец с «петлей времени», просто решает заострить его внимание на самом процессе повествования.

А так, как за дело берется неутомимый мастер, оторваться от рассказа невозможно.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2015 г.

Всё бы ничего, но вот концовка, что-то в ней не так. Недосказанная и нелогичная. Могло быть лучше.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2007 г.

Язык автора очень приятный, но чего-то я запутался в концовке

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2007 г.

Недаром многие утверждают, что путешествия во времени невозможны именно потому, что могут создавать парадоксы.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2005 г.

А мне очень пондравилось, захватывающий рассказ и читается на одном дыхании! А концовка ваще полный отпад! И все это опять из-за женщин :)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2005 г.

Типичная история временного парадокса, написана легко и с юмором.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх