Роберт Шекли «Гражданин в космосе»
Пронизанные тонкой иронией и блестящим юмором, наполненные необычайными приключениями истории, созданные классиком американской фантастики Р.Шекли, предлагаются вниманию самого искушенного читателя.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Неизвестный Ч., 21 сентября 2022 г.
Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бОльшую часть ответа.
Роберт Шекли -- Верный вопрос
Одна из любимых цитат. Второй авторский сборник Роберта Шекли — «Гражданин в космосе» (1955). Слушаю одним ухом — никогда еще ежедневный путь на работу не был столь приятным. :) Все рассказы сборника когда-то читал — кроме, может, быть, «Счастливчика», здешнего варианта «Лавки миров». (Глянул — впервые его перевели у нас в 1993-м, точно не читал.) Для некоторых рассказов на избитые темы — космические приключения, путешествие во времени — я уже устарел, другие, истинные жемчужины, по сей день не потускнели: «Кое-что задаром», «Билет на планету Транай» (гражданин в космосе?), «Ордер на убийство», «Я и мои шпики», «Верный вопрос». Может быть оттого, что темы в них — вечные. Плюс изящество исполнения, которого не хватает, на мой взгляд, концептуальным же «Безымянной горе» и «Битве».
Нескорений, 27 апреля 2016 г.
Второй авторский сборник рассказов Р. Шекли, увидевший свет спустя два года после выхода «Где не ступала нога человека», продолжает самопрезентацию писателя. В структурном плане, в том, что касается жанрового разнообразия, смыслового и художественного наполнения «Гражданина в космосе» можно назвать сиамским близнецом его старшего брата. Помимо прочего здесь можно отыскать и хронооперу, и постапокалиптику, и антиутопию — при этом всё исполнено если не на превосходном, то на очень хорошем для начинающего писателя уровне. Примерно на три четверти сборник состоит из произведений, которые можно причислить к мини-шедеврам — это очень большой процент, даже учитывая небольшой объем выборки. Большинство рассказов хорошо известны широкому кругу любителей фантастики, хотя для себя я отметил, что пара-тройка здешних историй в свое время прошла мимо меня, теперь этот пробел восполнен. Удовольствия от чтения масса — ничуть не слабее предыдущего сборника, который пролетел для меня на одном дыхании.
Тем кому нравится цикл о Грегоре и Арнольде, большая часть которого была написана как раз в период с 1954 по 1956 годы, стоит обратить особое внимание на два здешних рассказа. В процессе терраформирования новой планеты, предназначенной для земной колонизации, бригада строителей сталкивается с непредвиденными трудностями, которые ставят под угрозу реализацию проекта, что это — происки конкурентов, случайные совпадения, магия аборигенов или нечто иное? Финал рассказа «Безымянная гора», который ответит на заданные вопросы, впоследствии будет перенесен автором в заключительный рассказ цикла о Грегоре и Арнольде «Долой паразитов!». История недружественного контакта троицы земных контрабандистов с одиноким уроженцем планеты Мабог легла в основу рассказа «Руками не трогать!». Взаимоотношения землян с транспортным средством, заточенным под негуманоидные формы жизни, были не менее ярко чем здесь описаны в «Мятеже шлюпки», который также входит в упомянутый цикл.
После долгих сомнений я всё-таки пришёл к выводу, что пару рассказов сборника можно с определенными допущениями отнести к жанру фэнтези. Вечный конфликт отцов и детей получает новое воплощение в рассказе «Бухгалтер». Обычная с виду семья Дии ведет происхождение от древнего колдовского рода, проблема в том, что девятилетний сынишка с неохотой посещает школу колдовских искусств, мечтая стать бухгалтером. Родители, перепробовав все способы наставления отпрыска на путь истинный, решаются на последнее, самое страшное средство... Рассказ «Битва» я без сомнения отношу к лучшим произведениям автора. В преддверии Армагеддона, когда сатанинские полчища готовы ворваться в наш мир, военные готовятся встретить Антихриста во всеоружии, противопоставив легионам бесов новейшие достижения человеческой техники. Ситуация необычна сама по себе, но финал рассказа просто великолепен — образность вкупе с философской поучительной моралью делает историю своего рода притчей, которую хочется читать и перечитывать.
Жанровым разнообразием радует еще одна пара новелл. Тему путешествий во времени, начиная с Г. Уэллса, не эксплуатировал только ленивый. Хроноопера «Вор во времени» оставляет в целом приятное впечатление. В кабинете молодого ученого прямо из ниоткуда материализуется странный тип, обвиняющий героя в преступлении, которого тот не совершал. Теперь молодому человеку предстоит увлекательное путешествие по странным мирам и реальностям, сопряженное с детективным расследованием, в котором по следам преступника идут не только силы закона, но и он сам. Почти пасторальная постапокалиптика предстает перед нами в рассказе «Счастливчик» — восприятие реальности зависит от точки зрения смотрящего. Главный герой не скорбит об утраченном, не боится смерти, но каждую отпущенную ему минуту посвящает простым житейским радостям, познанию нового. Тема одиночества, являющаяся центральной для этой новеллы подается без надрыва, ты словно сам ощущаешь, как приходишь в гармонию с окружающим миром.
Если рассказ «На берегу спокойных вод» из предыдущего сборника затрагивал темы любви, дружбы и одиночества в минорном ключе, то от здешних рассказов веет оптимизмом. Помимо «Счастливчика» здесь хочется также отметить историю «Я и мои шпики». Она начинается как социальная сатира, высмеивающая тоталитарные общества будущего, которые пытаются следить за гражданами ежеминутно. Главный герой, уставший от навязчивого контроля, отправляется в космос, чтобы жить на какой-нибудь небольшой планете вдали от людей, но еще в полете выясняется, что от правительства отделаться не так-то просто. Любителям философской фантастики придется по нраву рассказ «Верный вопрос», который напомнил мне «Мешок» У. Моррисона, вышедший тремя годами ранее. Ходят слухи, что где-то на просторах космоса существует загадочный артефакт, который может ответить на любой вопрос. Его искали представители многих рас, в том числе и люди, но чем же закончились поиски? Если сравнивать, то «Мешок» — более легкая, развлекательная история, которая понравится и детям, и взрослым, Р. Шекли ориентируется на более зрелую аудиторию, заставляя задумываться и размышлять.
На социально-психологическую тематику здесь можно найти пару просто великолепных произведений, которые мне нравятся до глубины души. Это повесть «Билет на планету Транай» — земной идеалист отправляется на край Галактики, где по слухам находится загадочная планета Транай, обитатели которой счастливы и не знают никаких социальных болезней. Добравшись до пункта назначения Марвин Гудмэн понимает, что это не совсем то, что он так долго искал. Идея воплотить утопию антиутопическими методами могла возникнуть только у Р. Шекли, подобного больше я нигде не встречал. Не менее здоровским считаю и рассказ «Ордер на убийство», жители небольшой земной колонии Новый Делавэр, на долгие годы утратив контакты с Землей, по сути воплотили пасторальную идиллию. Однажды радио в кабинете мэра оживает, чтобы известить, что на планету едет ревизор с Земли. Чтобы достойно встретить проверку жители начинают активно восстанавливать земные порядки по старым книгам. Тому Рыбаку выпала роль Убийцы, не зря же строили тюрьму и полицейский участок. Кстати, в переводе теряется игра слов, связанная с фамилиями персонажей, из-за этого страдает атмосфера — обычные англосаксонские фамилии Смит, Фишер, Карпентер, Бейкер перевели дословно, отсюда в переводе Рыбаки, Кузнецы, Плотники, хотя не переводить здесь тоже нельзя, такие дела.
Предостережением любителям халявы, жизни взаймы звучал рассказ «Стоимость жизни» из предыдущего сборника. Его идейным продолжением можно назвать историю «Кое-что задаром». Начинается всё как волшебная сказка, чуть ли не на голову главному герою сваливается некий аппарат, который может исполнить любое желание. Проблема в том, что его предыдущий владелец жаждет заполучить обратно столь ценный артефакт. Джо Коллинз понимает, что живем только раз, позабыв пословицу о бесплатном сыре, он использует возможности Утилизатора класса А на полную катушку. Финал истории очень остроумный и поучительный, а сам рассказ запоминается с первого прочтения надолго. Столкнуться с проблемами пришельцев, взглянуть на мир их глазами предоставляется возможность в рассказе «Охотник». Главный герой — элбонийский скаут, один из худших в своем отряде, чтобы получить значок и общественное признание он берется за трудное задание — принести шкуру опасного зверя мираша. Проблема в том, что мираши на планете дано вымерли, хотя разведчики недавно засекли три крупных мужских особи. Веселая приключенческая история, финал которой многих заставит от души посмеяться.
В общем, сборник достоин пристального внимания. Это вещь, которую можно читать и перечитывать вплоть до бесконечности — рассказы не стареют, не теряют остроумного блеска со временем, а фантазия их автора продолжает радовать как старых, так и новых читателей. То чувство, когда нет ничего лишнего — не могу выделить ни одного рассказа, который я мог бы счесть недостойным места в этом сборнике. Все истории разные, но в центре внимания, как правило, извечные вопросы — беспокойство за судьбу человечества, ответственность за свои поступки, целеустремленность и одиночество, любовь и дружба. Здесь можно найти рассказ на любой вкус — от легких искрометных историй, призванных развлекать, вызывать смех и улыбки, до серьезных произведений, поднимающих глубокие философские вопросы, но от этого не становящихся скучными и занудными. Короче, если хотите провести пару вечеров за книгой в хорошей и уютной компании, то этот сборник будет прекрасным выбором.
Доктор Вова, 2 мая 2011 г.
На мой взгляд, «Гражданин в космосе» — один из лучших сборников не только у Шекли, но и во всей мировой сокровищнице фантастики! Непередаваемый, самобытный, авторский стиль Великого Шекли, наполненный тонкой иронией, юмором и глубиной — это то, что объединяет все произведения сборника. Рассказы, вошедшие в него, разные, но очень сильные. Я не встречал ни одного человека, которого бы этот сборник оставил равнодушным. И несмотря на обилие фантастической литературы, предлагаемой в наши дни читателям, этот сборник остается актуальным и востребованным, знакомиться с ним считаю обязательным для любого поклонника фантастической литературы! Это — Классика от Классика (извините за тавтологию, но лучше не сформулировать) !
Ерохин, 7 сентября 2007 г.
Очень ровный и онозначно очень хороший сборник получился. Рассказы «Безымянная гора»,«Битва» и «Счастливчик» просто шедевральны