Илья Ильф, Евгений Петров «Остап Бендер»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское | Сатирическое | Социальное | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Цикл произведений известных советских писателей рассказывает о приключениях сына «турецко-подданного», «идейного борца за денежные знаки» и «великого комбинатора», а по сути своей фантастического афериста и жулика Остапа Бендера в Советской России конца 20-х годов ХХ века.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (331), датский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (301), периодика (15), самиздат (2), аудиокниги (15)
- /перевод:
- (1), М. Пилинская (1), Э. Хорскьяр (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 2 февраля 2019 г.
Уже «отметился с отзывами» в каждой из книг дилогии. А отметиться и здесь побудил недавний разговор с хорошим знакомцем. Суть: «...Миронова с Папановым видел, книжку — не читал. И — не буду, впечатления портить не хочу...».
Ошибки бОльшей, уважаемый потенциальный читатель, Личность совершить — в плане литературном — не может. И суть не в том, что помимо Миронова есть ещё и Юрский. Просто Книга — она, как минимум, НЕ ХУЖЕ. Но... — как бы это поточнее... — разнообразнее, что ли.
Вот я дилогию — ПЕРЕчитал. И не «после фильмов», а после их же (авторов) «Одноэтажной Америки». Потому как — был просто поражён совершенно новым «образом» этой пары талантов. И подумалось — сразу же: «...а ведь Остапа читал-то давно...». Как сказал Абдулла из «Белого солнца пустыни»: «...Молодой был, глупый...».
ПЕРЕчитал. Шедевральная штука. Удовольствия — как в первый. Хотя, наверное — больше
tolstyi1010, 27 мая 2021 г.
«Командовать парадом буду Я!»
В дилогию Ильи Ильфа и Евгения Петрова посвященную Остапу Бендеру входят юмористический роман «Двенадцать стульев» и сатирический роман «Золотой теленок» написанные в 1927 и в 1931 годах соответственно.
В основе сюжета лежат приключения «великого комбинатора» Остапа Бендера. В произведении «Двенадцать стульев» он совместно с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым ищет бриллианты, спрятанные в одном из двенадцати стульев покойной тещи последнего. В романе «Золотой теленок» он совместно с экипажем автомобиля «Антилопа» отправляется в Черноморск, где живёт настоящий советский миллионер.
Чем же выделяются эти два произведения от остальной массы книг тех лет. Помимо юмора и сюжета в романах просто потрясающе передан дух того времени, а также здесь потрясающие главные и второстепенные герои. Мошенник и авантюрист Остап Бендер, не унывающий проходимец, который может извлечь выгоду из всего, а также знает «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». «Гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору» Киса Воробьянинов. «Человек без паспорта» Паниковский, «сын лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов, водитель «Антилопы Гну» Адам Козлевич, Отец Федор, члены «Союза меча и орала», мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка и многие другие. Они не теряются на фоне прославленного Остапа Бендера, каждый имеет свой характер, каждый внес весомый вклад в юмористическую составляющую книг, а также имеют запоминающиеся цитаты: «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», «Не учите меня жить», «Вы ещё не знаете Паниковского! Паниковский вас всех продаст, купит, и снова продаст, но уже дороже!», «Удовлетворимся квасом».
Великолепные произведения, написанные красивым языком, наполненные шутками, цитатами и запоминающимися героями, которые должен прочитать каждый.
Podebrad, 7 октября 2014 г.
Возможно, эта дилогия — лучшие сатирические романы в истории русской литературы. Вторая книга получилась даже сильнее первой. А ведь их едва не запретили, и логику запретителей можно понять. К счастью, разум взял верх.
Воспринимать содержание этих книг можно по-разному. Можно наслаждаться тем, как обаятельный проходимец виртуозно морочит бюрократов, спекулянтов, мелких и крупных жуликов, бездельников, проходимцев и подобную публику. Обычно воспринимаешь именно так. А можно увидеть всю абсурдность утвердившихся в государстве порядков. Правда, для этого надо почувствовать себя самого на какой-то момент сторонним наблюдателем, стоящим вне системы. Думаю, сами авторы всё-таки ощущали себя частью системы, и именно поэтому на каждой странице выходили за рамки дозволенного.
Что касается самого Бендера, он поразительно умный человек. Точно знает, когда пустить в ход своё обаяние, когда наглость, а когда лучше сделать большой крюк в сторону. Трясти он предпочитает тех, кто занимает не своё место. Ну, какой из Ипполита Матвеевича искатель сокровищ? Он и предводителем дворянства стал в своё время по явному недоразумению. А какой священник из отца Фёдора? Он мог оставаться при церкви только в межвоенное время, когда большинство настоящих священников погибло, а новых больше не готовили. О сотрудниках «Геркулеса» или заговорщиках из «Меча и орала» я уже не говорю.
Единственный настоящий противник Бендера — Корейко. Личность сильная, жутковатая, почти инфернальная. Собственно, Остап берёт над ним верх только благодаря случайности. Пройдёт время, и наследники Корейко подомнут под себя всю страну и возьмут измельчавших наследников Бендера к себе на службу.
Но главный секрет успеха книг в их исключительных литературных достоинствах. Их не смогла и не сможет передать ни одна экранизация. Лёгкий свободный стиль, ехидный и беззлобный одновременно. Неожиданные отсылки и сравнения. Потрясающая точность наблюдений. Целые страницы запоминаются сами собой, почти наизусть. Чуть ли не каждая вторая фраза стала литературной находкой, разошлась на цитаты. Мне даже кажется, что спасли книги не соображения целесообразности, а то, что большие начальники сами умирали от смеха, читая о приключениях Остапа.
nikn, 5 августа 2011 г.
Не знаю, существуют ли книги смешнее, чем роман «12 стульев» и ироничнее, чем «Золотой теленок». Книги уже давно разобраны на цитаты, эпизоды и по сей день повторяются как шутки и анекдоты. Великолепная сатира советского времени остается актуальной и смешной по сей день. До сих пор не создан герой с большей харизмой, чем у Остапа Бендера. Впрочем, о чем можно говорить, если сложно найти человека не знакомого с этими произведениями.
Могу рекомендовать прочитать эти книги всем, кто знаком только с великолепными экранизациями (за исключением отвратительного фильма М. Брукса).
В целом роман вне времени и конкуренции. Оценка 10+.
Блофельд, 27 июня 2015 г.
Остап Бендер — незаурядный персонаж. Ловкий мошенник, остроумный, находчивый, обаятельный. Не могу припомнить в русской литературе никого наподобие Бендера. В американской литературе двойником Бендера назвать Джеффа Питерса из рассказов О. Генри.
Некоторые считают, что Бендер из «Двенадцати стульев» и Бендер из «Золотого телёнка» сильно отличаются друг от друга. Но лично я не заметил между этими двумя Бендерами большой разницы. Только и заметил, что Бендер из «Двенадцати стульев» постоянно повторяет фразу «ключ от квартиры, где деньги лежат», а Бендер из «Золотого телёнка» постоянно упоминает Рио-де-Жанейро. И наоборот, персонаж «Двенадцати стульев» ни разу не упоминает бразильский город, а персонаж «Золотого телёнка» ни разу не говорит про ключ от квартиры. А во всём остальном эти два Бендера одинаковые.
eollin6, 23 марта 2012 г.
Трудно сказать, как будет восприниматься книга теми, кто вырос уже в новых реалиях, но, тем не менее, думаю, что положительно. Ведь это — классика нашей литературы, а классика, как правило, не стареет. Но нам, родившимся и выросшим в СССР, эта книга дорога ещё и тем, что все её образы были узнаваемы — психология, достоинства и недостатки жителей СССР с 30-х по 80-е изменилась на удивление мало. Думаю, что и через 50 лет 12 стульев и Золотой теленок будут также интересны и популярны, как и 50 лет назад. Гениальные книги гениальных авторов!