Кейт Лаумер «Берег динозавров»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Неопределённое место действия
- Время действия: Дочеловеческие времена | Очень далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На первый взгляд Игорь Рейвел — обычный человек ХХ века. На дворе 1936 год, у него есть работа, дом и любящая жена Лайза. Но на самом деле в ХХ веке он только на задании. Рейвел — оперативный агент Пекс-Центра, организации Четвертой Эры, осуществляющей программу Чистки Времени. Его работа состоит в том, чтобы аннулировать все вмешательства предыдущих программ изменения прошлого...
Входит в:
— антологию «Берег динозавров», 1995 г.
— сборник «Odyssey», 2002 г.
- /языки:
- русский (8), английский (2)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- И. Бестужев (2), О. Колесников (1), Н. Любимова (2), А. Орлов (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NG84, 11 декабря 2021 г.
Я бы назвал Берег классическим романом о кульбитах во времени и со временем. Лаумер, как Азимов и Хайнлайн, предлагает нам достаточно логически выверенную, последовательную, с сохранением причинно-следственной связи сюжетную линию, насыщенную приключениями-боевичками с супер-героем в главной роли. Несмотря на наличие множественных петель времени и их хитросплетений, мы все равно в конце концов возвращаемся к дилемме: в какой вселенной все таки мы живём, во вселенной Эйнштейна, где вернуться в прошлое нельзя или во вселенной где путешествия во времени возможны?
Если это вселенная Эйнштейна-Хокинга, с хронометрической последовательностью, защищающей свободу выбора наблюдателей (нас с вами), тогда все просто. Нет никакого «эффекта бабочки», нельзя убить своего прапрапрадеда, столкнуться с собою на лестничном марше или ещё хуже — выстрелить себе в затылок как у Лаумера. Возможно, и можно присутствовать в прошлом как бестелесный наблюдатель, предстать свидетелем исторических событий, т.е. быть статистом, лишенным возможности сознательно вносить правки или же просто на просто мусорить. Такая вселенная наиболее напоминают нашу темпоральность: без возможности «засейвиться», откатить назад, внести правки в прошлое, если что-то пошло не так в будущем.
А вот если наша вселенная с «эффектом бабочки», с возможностью вернуться в прошлое или будущее, тогда все гораздо хуже...
И Лаумер, стоит отдать ему должное, наглядно и очень увлекательно показывает безнадегу такой вселенной. Сам Берег заканчивается хэппи-эндом, но это конец с двойным дном, а точнее с дном бесконечным. Любая попытка откорректировать, подчистить прошлое неизменно приведёт к росту энтропии в будущем, к нарушению пространственно-временного континуума т.е. к разрушению матрицы реальности. Это исходный код спец.агента Равеля, нашего главного героя, двойного агента, первые 3/4 романа действующего в слепую. Открыв механизм перемещения во времени-пространстве путем искривления оного, человечество замыкает временную петлю. Вмешательство в прошлое растет с геометрической прогрессией. Сначала как череда неконтролируемых визитов с разбрасыванием «мусора» и «артефактов» из будущего, далее как многочисленные героические попытки большой уборки. Интересный ход Лаумера с самоустраняющимся Богом, спасающим человечество 21 века, нас, от дефрагментации (и как спасающим, тонко, сплетя в глубок все линии энтропии и поместив их в стазис), не спасает человечество от Дня сурка. Начав все с чистого листа 21 века человек разумный рано или поздно совершит научные открытия, которые лягут в основу соответствующей инфраструктуры и, возможно, а-ля Безос путешествий во времени отправит первую партию туристов в прошлое...
И снова все по кругу, это и есть замкнутая временная петля без реперных точек (точек причинно-следственной стабильности) или замкнутая времениподобная траектория с полным набором временных парадоксов. И если она/они могут существовать согласно законам вселенной с «эффектом бабочки», значит непременно будут существовать благодаря или вопреки вмешательству и неважно какому, человеческому или божественному.
Берег обладает искрой Стругацких, так я называю стоящие вещи. Вы прошли мимо, закрыли книгу, но она продолжает жить в вашей голове. И вот не с того ни с сего то, что показалось вам простым и плоским, вдруг становится объемным и требующим вашего пристального внимания, требующим думать. Вот тогда и появляется послевкусие по-лаумеровски.
flying_kitten, 13 июля 2023 г.
Очень хороший классический роман про парадоксы путешествий во времени и эффект бабочки. Написано на эту тему изрядное количество книг, немало прочитано, но далеко не всё запомнилось. «Берег динозавров» прочитал впервые очень давно, решил перечитать и вновь — исключительно позитивные эмоции.
В процессе чтения регулярно ловишь себя на мысли, что запутался в перемещениях героев во времени, однако логика событий сохраняется и книга не кажется сказкой. Сюжет динамичный, главный герой — человек с активной жизненной позицией, причём в меру романтичный. :) Есть о чём подумать, пошевелить, так сказать, мозгами, однако всё, повторюсь, логично.
Хорошая книга.
Массаракш, 25 июля 2021 г.
Перемудрил старина Лаумер, вот честно – перемудрил. Просто голова кругом от агентов второй, третьей, четвертой и последующих эр (эра здесь – некий условный отрезок времени, цивилизационная ступень, правда, неясно, по каким критериям определяемая), от темпоральных вихрей и временных петель, от мышеловок, которые внутри ловушек, которые внутри клетки, которая внутри западни. А роман-то по объёму невелик, поэтому события несутся с калейдоскопической быстротой, особенно во второй половине, когда уже начинает рябить в глазах и порой теряешь нить происходящего. Кто на ком стоит? Зачем? Ну, и финал, конечно. Почему-то настораживают произведения, где решаются судьбы мироздания и фигурируют цифры в 400 миллионов лет. Не лезут в горло, давишься как-то.
Кроме того, хронофантастика – штука скользкая. Мало кому (по пальцам пересчитать) удалось выкрутиться из неизбежных парадоксов и создать более-менее непротиворечивую картину. У Лаумера стражи времени устраняют вредоносные последствия от действий предыдущих стражей, а более поздние стражи – от действий этих. И так далее вверх по цепочке. И всё это происходит, если можно так выразиться, одновременно. А можно хоть один пример этих вредоносных воздействий? Как манипуляции в прошлом влияют на будущее, на существование третьей, четвёртой и так далее эр? А никак. Все эры активны и в поте лица корректируют деятельность предшественников. «Самая технически грамотная хроноопера» – так характеризовал «Берег динозавров» один из предыдущих рецензентов. Серьёзно? Это ж какая каша должна получиться в результате такой гипергиперкорректировки, производимой разными игроками с разными целями? Но Лаумер пошёл другим путём. С олимпийским спокойствием он все эти дурацкие парадоксы просто проигнорировал. Эры у него – не производные одна от другой, а скорее похожи на разные государства, одни более развитые, другие менее, сражающиеся за влияние, пытающиеся подгрести хроноресурсы под себя. Практически всё действие происходит внутри временных петель, а реальный мир отсутствует, хотя за его существование вроде бы и борются. Под ногами впридачу путается машинный разум. Но за спинами игроков прячется другой машинный разум, куда более могущественный... В общем, чего там, каша и есть.
Однако это всё-таки Лаумер. Живой язык, бодрый герой, прекрасные эпизоды. Знаете, есть признанные писатели, мастодонты, но читать их почему-то невыносимо скучно. А вот Лаумера – нет, не скучно. Душой отдыхаешь, что ли. А всё, что написано выше, будем считать придирками. В конце концов, у любимой женщины не обязательно должна быть идеальная фигура. Можно и простить некоторые недостатки...
beskarss78, 9 февраля 2013 г.
Такие книги «закрывают» темы.
В том смысле, что можно разрабатывать аналогичные фантдопущения, но написать что-то лучше — немыслимо сложно.
Почему?
Автор детально показал, как должна развиваться структура общества после открытия путешествий во времени, как будут трансформироваться те структуры, которые отвечают за обеспечение хроно-программ. И путь рассуждений был пройден автором до конца. Это очень важно, такое редко удается. Обыкновенно рассказывают о начале проблем к временными парадоксами, с хроноклазмами, описывают будни «службы времени», которая пытается упорядочить бегоню из года в год. И все. Дальше не идут.
Лаумер прошел этот путь.
Когда одни попытки сменяются другими, после краха одних структур возникают новые, ставки все выше, обоснования все детальнее. Вмешательство в прошлое все глубже.
И все хотят жить. Даже машины хотят существовать. А кризисы после краха очередной программы — все страшнее.
На этом фоне автору удалось раскрыть характеры нескольких весьма примечатльных персонажей.
Главный герой — это почти бесконечная матрёшка, в нем всегда есть сюрприз.
Несколько оппонентов главного героя — и туповатый механизм, и почти гениальные люди — у каждого свой резон, у каждого свои позитивные идеалы.
Девушка главного героя — весьма запоминающаяся и боевитая (тут нельзя не признать, что на автора давило время, «бондианы» были в расцвете).
Удалось «обкатать» почти все сюжеты с петлями, тупиками, катастрофами, самоубийствами, бесполезными ожиданиями. Книга — почти как энциклопедия допущений. Есть даже попаданчество ;)
И, главное, вывод-финал.
Получается очень устойчивая схема, в которую укладывается почти любой роман о путешествиях во времени — если допущение о путешествиях не «попаданческое», не одноразовое, а все-таки перед нами служба, структура. И если вы решили написать что-то своё — лучше перечитайте эту книгу. Она заменит десяток других.
holyship, 10 января 2021 г.
Мало осталось фантастики, которую перечитываешь через 15 лет и не плюешься. Экшна многовато и после середины начинает казаться, что автор уже сам запутался, но финал всё чётко расставляет по полкам. Итого: очень круто!
Ненаучно выглядят только технические детали — машина времени внутри зуба, сама вселенная и мотивация персонажей прописаны весьма гармонично — книге вполне веришь.
Ольгун4ик, 9 октября 2021 г.
Берег динозавров прочитан в переводе О. Колесникова.
Мне понравилось.
В 1991 году, когда был куплен этот сборник
Более того, я помню, что это единственный роман, который мне безусловно и категорически понравился.
В 1991 году
Но я его благополучно забыла, как и остальные произведения из книги.
Зато, вновь знакомясь при перечтении, я вспомнила, как «восхищалась», нет, не переводом, а очепяткам и переставленным или неправильно склоняемым словам. Но общий смысл и тогда, и сейчас был ясен.
И мне понравилось.
да да да, в 1991 году
А сейчас ровно 30 лет этому изданию. И я готова вернуться и освежить в памяти этот роман и другие произведения своего старого томика.
Отступление окончено.
Пересказ.
1 часть.
Темнело, приближалось время ужина, жена отправилась в дом, чтобы все подготовить, а муж пошёл в бар выпить эля.
И тут все заверте...
2 часть.
Сначала его пытались взять на слабо, потом он одного поколотил, а подстрекателя увез и разобрал на запчасти. И вернулся. Домой.
на Берег динозавров
3 часть.
А дом взорвали. Не осталось никого
И тогда он «прыгнул». И ещё раз. И позволил себя убить.
4 часть.
Воспользовавшись своим трупом, он вернулся домой.
на берег Динозавров
А дома то нет. Он взорван. Есть воронка, наполненная жижей, из которой его вытащил...
то есть вытащила жена. Правда, её звали по-другому, и она его не помнила
Потом им пришлось «прыгать» вместе.
И они допрыгались, чтобы встретить свою старость
На самом деле, старость встретила только жена. Но они при этом были вместе.
И даже не расстались
Но от прыжка их это не остановило.
Только дальше «прыгать» им пришлось под руководством того, которого герой разобрал во второй части.
И жена не смогла пережить это руководство
5 часть. Матрёшки (называется)
И больше ничего не напишу:-)))
6 часть.
Все умерли.
7 часть.
Герой пришёл на ужин
Вывод 1:
Мне ПОНРАВИЛОСЬ и в 2021 году!
Вывод 2.
Надо другое издание. Очень надо.
mogzonec, 18 февраля 2015 г.
В свое время с приятелем много обсуждали эту книгу, и весь цикл. Посмеивались над забавным и, пожалуй, самым оригинальным способом перемещения во времени. Молодые были, веселые. Как впрочем и сама книга, динамичная, ироничная, авантюрная.
mick_ekb, 5 октября 2012 г.
Такие вещи я даже не знаю как воспринимать. Есть некая грань, перейдя которую убогое становится замечательно наивным, дурное становится увлекательным, а ужасное приобретает некий оттенок прекрасного. Такое милое чудовище из сказок: доброе внутри, но ужасное снаружи. Вот и эта книга какая-то странная. У автора в голове абсолютнейшая каша. Чего стоит только сюжет с семикратной вложенностью(!) рекурсии:
Что удивительно, данная примитивная мешанина вполне себе читается. Нет, это не мастерство автора, не способность облекать сюр в приличную форму: прочие-то его произведения, которые я читал, чистая неудобоваримая примитивщина. Это совокупность случайный факторов.
Вот некоторые писатели говорят, что работают над книгами, что собирают материал, продумывают сюжет и характеры героев. Лаумер не такой, он выше всего этого. Я бы еще простил такую наивную свалку непосредственных идей и решений писателю-фантасту начала 20-го века — чего там только не было. Но понять, почему это стало хоть сколько-то популярным сейчас мне не дано.
osipdark, 20 февраля 2014 г.
Итак, роман прочитан. Доволен ли я? Давайте по порядку...
Итак, многие моменты, например, как частое упоминание слово «темпоральный», организации для изменения времени, помощь будущего для создания идеальной Реальности без путешествий во времени ради развития Человечества... Все эти элементы из всеми знакомого романа Айзека Азимова «Конец Вечности», который является для меня классикой НФ и хронофантастики, тем идеалом, к которому стоит стремиться. Но, Лаумер, скорее, использовал это для создания очень неплохой, на мой взгляд, пародии на путешествия во времени вообще.
Кстати, если входить в подробности перемещений во времени, которые не всегда могут быть понятны, что меня сильно удивило, ведь, я прочитал не одно хронопроизведение, автор использовал концепцию петли с началом и концом (ее можно и создать, и разорвать).
Ну, как-то так. Несколько предсказуемо, но, прочитать можно)
primorec, 5 мая 2012 г.
Время дает безграничные возможности для полета фантазии, даруя писателю уже готовый мир с известной историей, набором героев, обычаями и традициями. И вот уже на свет рождаются бесконечные альтернативные реальности, более или менее талантливо поданные декорации для приключений многочисленных героев.
Но для классиков жанра это был бы слишком легкий путь. Их интересовали более глобальные проблемы и их освоение Времени масштабно. Время для них не фон, а герой произведений — опасная вещь, одновременно и хрупкая и мощная, способная уничтожить неразумных за их жалкие попытки управлять основами Вселенной.
Таков роман «Берег Динозавров». Повествование о глобальных проблемах и опасностях, охватывающее огромный отрезок от времени динозавров до конца Солнца.
Всегда найдется тот, кто возомнит себя богом, опьянев от могущественных технологий, попавших к нему в руки. А тут — такой вариант. Можно править саму Историю, изменяя ее «по справедливости». Но Время — это гобелен из миллиардов нитей и среди них нет главных или второстепенных. Тронь одну — и пострадает вся целостность ткани. И не помогут многочисленные программы Чистки Времени, которые, латая одну дыру, тут же создают другую. Сменяют друг друга команды разных эпох, и каждая считает, что только ее путь — правильный. И вот уже во Времени кипит настоящая война между «чистильщиками», забывшими главную цель. И в самый центр этой войны попадает главный герой.
Роман динамичен. Одно время сменяет другое с небывалой скоростью, так, что нам мало что удается узнать о герое, его характере и истории жизни, подумать и сложить из небольших фрагментов цельную картину. И это вызывает раздражение: неужели нельзя остановиться и дать разобраться в событиях? Но именно этот прием не дает роману превратиться в скучный набор диалогов, напичканных псевдонаучными терминами, и поддерживает интригу до самой неожиданной развязки.
И, казалось бы -такой масштаб, неплохая задумка, многие слои интриги! Но для меня роман так и не стал любимым произведением о покорении Времени. Слишком ясен и прямолинеен смысл: о том, что у людей итак все есть, чтобы что-то менять в их истории, и о движущей силе любви. И нарочитая, навязчивая реализация этих идей. Слишком много фрагментов у этой мозаики. Мне оказался ближе более тонкий и вдумчивый роман «Конец Вечности» Азимова. Но, тут уж, кому как.
naprolom, 27 ноября 2012 г.
Совершенно бесподобная книга !
Временные развилки лихо закручены и конечно требуют внимательного прочтения с другой стороны своеобразная философия
одна из самых любимых книг ..
V-a-s-u-a, 2 августа 2009 г.
Удивлён таким обилием положительных отзывов. А вот меня роман разочаровал. Во-первых стиль — слишком много всяких квазинаучных терминов и понятий(значение некоторых из них я к своему стыду так до конца и не понял) и фигурируют они в доброй половине диалогов, а также часто в тексте от первого лица. Порой становится неимоверно тошно от этих «темпополе», «стазис» и прочее и прочее... Во-вторых, сюжет — да, он динамичный, но всё же присутствует много непонятностей и нелепостей. Например, как можно набрать какой-то код на клавиатуре встроенной в свой зуб да ещё и языком(!)? В-третьих, слабо или может быть просто невнятно описаный мир. Ну и наконец, концовка — она неожиданна, но вот ничего черезчур глубокого и филосовского я в ней не нашёл. Точно та же мысль — не стоит игратся со временем, чем больше вы изменяете своё прошлое — тем хуже — высказана, причём значительно лучше, у Азимова. К тому же концовка как-то ни к селу ни к городу — никакой особой связки со всем, что случилось ранее в ней нет — роман вполне можно было бы поделить на 2 части(1-ая — история с суперкаргом, 2-ая — концовка) и получились бы 2 самодостаточных произведения.
В силу всех этих причин чтение данного творения удовольствия не принесла.
brego, 30 августа 2009 г.
Одна из моих любимых книг. В отиличие от других произведений, например Империума, читается вполне приятно даже с современной точки зрения. Как там писали критики — «... автор рискнул написать не только книгу с путешествиями во времени, но и закольцевал время в вложенные циклы. Выжившие читатели...» А мне вот очень нравилось вместе с героем ломать голову над тем, какой последовательностью парадоксов могла возникнуть текущая ситуация и как ее исправить.
Книга дает повод подумать. Так легко поломать что-то, вот исправить всегда намного сложнее. Особенно, если исправить можно только ценой отказа от себя — и вот тут человек пасует.
be_nt_all, 27 марта 2010 г.
Ну, «Конец вечности» лучше уже тем, что написан на 15 лет раньше. Возможно «Берег» это такая «альтернативка» к Азимову, идею которой можно озвучить как:
«мэтр конечно „правильный“ роман написал, только стабильная „вечность“ абсолютно не реалистична, а сейчас я расскажу как всё было на самом деле :smile:»
Лаумера вообще отличает достаточно серьёзный подход к физике и математике большинства своих миров, так он один из немногих западных фантастов, правильно использующих слово «измерение».
(Я в своё время был в лёгком шоке, когда впервые увидел использования слова «измерение» как синонима понятия «параллельный мир»)
И используя «квазинаучные термины и понятия» автор явно более-менее представляет себе их смысл, оперируя некоторой более-менее стройной [квази]научной картиной мира. Так что в этом смысле «Берег динозавров» — самая технически грамотная хроноопера, из тех что я читал. (Впрочем я не слишком большой знаток этого жанра, но для начала 70-х это явный прорыв).
Что же касается «гуманитарной» части — то мораль та же, что и у Азимова — «руки прочь от времени». А небезуспешные попытки Лаумера вообразить и описать всё это переплетение нарушенных времён имеют психоделический эффект не хуже, чем Дик имел от своих амфетаминов. Правда у Азимова в «вечности» есть ещё и «про любовь» а тут как то всё больше «про войну», так ритм у произведения совсем не тот: быстрый, рваный и сложнозавёрнутый.
Жанры с «Вечностью» чуть разные. У Азимова — классическая SF, у Лаумера — фантастический боевик, хотя тоже, как минимум, не лишённый философии...
В общем вещь, которую стоит читать всем любителям «хронооперы», увлекательная, и дающая «пищу для мозгов».
alex2, 1 ноября 2007 г.
Серьёзная книга. Мне она почему-то мысли навеяла о тщетности всего на свете. Суетимся, спешим, исправляем нами и не нами допущенные ошибки, при этом совершаем их ещё больше. Предки воюют с потомками за то, кто прав, кто лучше понял,что надо делать. И каждое следующее поколение точно знает, в чём их предшественники были неправы. А разве в жизни не так?
А в конце — целая жизнь как МАЛЕНЬКОЕ вознаграждение за все старания. Ох, мелькнёт иногда мысль — а может и моя жизнь — такое же вознаграждение? А может «вчера»-то и не было? И всё, что помню — ложь?
:wink: