fantlab ru

Павел Хюлле «Тайная вечеря»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Тайная вечеря

Ostatnia Wieczerza

Роман, год



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга из великолепной серии «Современное европейское письмо. Польша». Какой-то умный работник библиотеки в своё время не пожалел казённых денег на приобретение книг этой серии в нашу местную районку, дав, подарив читателям великолепную возможность приобщиться к миру современной польской литературы. Причём литературы самых разных жанров.

Для меня это уже четвёртая книга этой серии, и несколько на польской полке ещё мелькает и ждёт прикосновений, перелистываний, вчитываний, сочувствий и сомыслий, состраданий и сорадостей — сосуществований и сожизний.

Писать что-то по сабжу смысла нет никакого — всё возможное, чтобы без спойлеров, содержится во вкусной аннотации. И нужно просто взять книгу, открыть и начать читать и вкушать.

Ещё раз хочется подчеркнуть великолепную работу издателей — стильные в одном вкусе обложки книг, интересные неизбитые шрифты, качественная приятная на ощупь и в перелистывании бумага, надёжная проклейка книжного блока — в общем, для рук книга столь же приятна, как и для глаза и для восприятия.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

(реализм ближнего прицела)

Первая прочитанная, и возможно не самая показательная и удачная вещь Хюлле. «Тайная вечеря» — это травелог, злободневный и вневременной роман-коллаж, роман-странствие, медлительный дрейф по временам и странам, с заранее просчитываемой финальной фразой (но стоило ли писать ради неё одной такую объёмную вещь?), и навеяный картиной — но не той, о которой вы вероятно подумали (в этом случае вам лучше обратиться, например, к «Иуде» Лео Перуца), а работы Мачея Свешевского (вступление от которого и предваряет роман).

Вещь практически бессюжетная, до гениальности простая и логичная. Натурщики для картины на известный библейский сюжет добираются к месту фотосессии: описывается их перемещение, мысли и чувства, навеянные воспоминания. Здесь и реальность, имевшая место в действительности, и сны, и события, которые могли бы произойти, но не произошли, и появились исключительно по авторскому произволу, а также мысли по поводу, касающиеся в основном вопросов веры и творчества (попробовал поставить себя на место верующих. представляется, «Тайная вечеря» может показаться спорной и даже скандальной для писателя из католической страны. но если вас интересуют эти темы, можете смело читать: перевод достаточно качественный, и сам текст насыщен мыслями и аллюзиями).

Автор устраивает форменный балаган, практически комедию о втором пришествии с последующим разоблачением. Написанная как бы всерьёз, вещь по сути трагикомическая — реальные и не самые весёлые события из жизни перемешаны здесь с размышлениями, ироническими зарисовками на грани сатиры и клише из массовой культуры (например, в сцене с бежавшим из психушки маньяком автор заранее раскрывает все карты и предупреждает, что пистолетом тот не воспользуется).

Большинству читателей «Вечеря», вероятно, покажется скучноватой — никакого тебе экшна (хотя поначалу повествование кажется даже остросюжетным), сплошные отступления, да и сама фигура первого лица меняется от главы к главе: то это профессор, то художник, ксендз, инженер, врач или даже сам автор — словом, нет никакого порядка и определённости в этом зыбком плавающем мире, где всё неустойчиво и эфемерно, словно в тумане.

Роман стопроцентно реалистический, хотя действие и перенесено в ближайшее будущее — но не в то дальнее «Завтра», которое найдёте у писателей-фантастов, а в то, что наступит на этой неделе. Европейский фон напоминает отечественные реалии — теракты, этнические и религиозные стычки, взаимные обвинения в провокации, беспорядки, оппозиция и полицейский произвол. Надежды на светлое будущее практически никакой: что-то мрачное носится повсеместно в воздухе — кризис, разрушение, закат и гниение — настоящая осень человеческой западной цивилизации, почти как у восточных соседей.

Эта книга о современности (которая прикрывается будущим), но и прошлое играет здесь важную роль. Оно всплывает снова и снова — в мыслях, в снах, в встречах, которым не дано было произойти — и обращается то временами зарождения христианства, то падением Константинополя, вечным спором славян между собою и отрубленными головами, «Солидарностью», борьбой с коммунистическим режимом и развалом Варшавского блока, древнегреческим антуражем борделя. Всплывает в виде отсылов к библейским событиям — и в трактовке Библии, и в образах рисовавших эту сцену художников Ренессанса (при том, что религия не занимает здесь много места, она является ключевой для понимания). Предполагается, что читатели будут отождествлять персонажей — кто является Петром, кто Иоанном? и кто наконец Иуда и Христос? (необязательно узнавать всех: не все сходу назовут Варфоломея, обоих Иаковов, Филиппа, второго Иуду и Симона. а об Андрее если и вспомнят, то исключительно в связи с крестом). Это не имеет значения: не знают пока и сами персонажи, всё разъяснится в конце.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх