FantLab ru

Роберт Шекли «Лабиринт Минотавра»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.73
Голосов:
289
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт Минотавра

Minotaur Maze

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

Тесей, получеловек-полубог нашёл объявление о вакантном месте нового героя. Работодатель предложил ему разыскать и убить мистическое существо Минотавра. О его путешествии и окружающем мире богов и идет речь в произведении.

Автор не ставил своей целью следовать чётко мифологии и в описаниях позволил себе достаточно вольные трактовки.

Входит в:

— журнал «Если 1998'4», 1998 г.


Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Лабиринт минотавра
1999 г.
Лабиринт Минотавра
2003 г.
Лабиринт Минотавра
2009 г.

Периодика:

Если № 4, апрель 1998
1998 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению могу рекомендовать это произведение лишь самым упорным и убежденным поклонникам творчества Шекли, особенно любителям мифологического направления в творчестве автора. Именно таким любителям, я бы вообще рекомендовал знакомиться со всей подборкой переделки античных мифов именно с этого произведения. Ибо само произведение, можно сказать, состоит из многих более мелких почти законченных расказов объединенных общей тематикой лабиринта который создал Дедал и который получился больше мира из которого он изначально создавался, и по которому бродит уже надцатый Тесей, который не помнит всех своих женщин (куда уж без этого?) в поисках Минотавра, который в душе и не минотавр вовсе, а единорог, который мечтает положить голову на колени девственнице Ариадне, которая вообще-то жена Тесея, который друг Минотавра, а сейчас она вообще живет с Дионисом и наверно давно не девственница, потому что у нее есть дети, потому что Тесей ее бросил на каком-то острове, но у Минотавра вовсе не в этом проблема, а проблема в том, что рогов у него 2 и не по центру, поэтому башка на колени девственнице не влазит...

Ну вот, мне кажется описание, у меня вышло с некоторой долей юмора, но вы не подумайте — там этого (юмора) нет. Поэтому если вас заинтересовало, что дальше — эта книга для вас. Остальным же могу рекомендовать не тратить свое время не только на эту книгу, а практически на все мифологическое творчество автора, как я уже сказал этой книги вполне достаточно чтобы получить представление об остальных произведениях автора подобной тематики (кстати это не самое плохое). Временами мне почему-то начинает казаться, что все интересное у автора я уже прочитал, осталось лишь подобное чтиво, а жаль, ведь у автора много и достаточно оригинальных и интересных произведений.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Западная цивилизация является прямой духовной наследницей античного мира. В университетах до сих пор преподается римское право, ставшее основой юридической мысли, художники и скульпторы эпохи Ренессанса создавали свои шедевры, вдохновляясь мифами и легендами Эллады, даже сама идея демократии впервые возникла в умах античных философов. Исторически сложилось, что у нас большей популярностью пользуется греческий пантеон, а на Западе — римский. Хотя именно греческая первооснова выглядит глубокой и разноплановой, а римский вариант производит впечатление урезанной версии. Почему так, подробнее можно почитать в предисловии к «Дневникам Зевса» М. Дрюона. Благо, что Р. Шекли в своих произведениях, посвященных античной мифологии, активно использует именно греческую трактовку. Классический вариант легенды о кносском лабиринте, нити Ариадны и поединке Тесея с Минотавром известен всем. Шекли переосмысливает этот миф, создавая на его основе свою научно-фантастическую концепцию.

По своей задумке «Лабиринт минотавра» стоит очень близко к циклу рассказов «Город мёртвых», при желании автор легко мог увязять их в одно целое, устранив отдельные противоречия, касающиеся законов пространства-времени, но, видимо, не посчитал нужным. Перед тем, как начинать читать, лучше сделать вид, что вы ненадолго забыли о существовании «Легенд и мифов...» Н.А. Куна, и постараться воспринять всё с чистого листа. В первую очередь — это интересный литературный эксперимент, который развивает тему сохранения древних богов и героев в некой виртуальной реальности после распада античного мира. Полигоном для разгула авторской фантазии здесь является не царство Аида, как в «Городе мертвых» или Ностальгия, куда можно попасть через портал, скрытый в шкатулке Пандоры, как в «Истории рыжего демона», написанной в соавторстве с Р. Желязны, а сам Лабиринт, ставший вечным убежищем всей эллинской ойкумены, включая Атлантиду.

Лабиринт здесь представляется в качестве замкнутого универсума, вещи в себе. Вся фишка в том, что он получился больше, чем мир, в котором был построен, при этом в нем слились воедино не только прошлое, настоящее и будущее, но и все земные географические локации, плюс бесконечное множество нереальных, выдуманных местоположений. Главная особенность Лабиринта — на его территории не действуют законы причинности, да и вообще, судя по всему, никакие законы, это ведет к нестабильности общей конструкции, которая непрерывно меняется, зато автор получает идеальную песочницу для реализации своих самых смелых и безумных идей. В роли местного демиурга выступает Дедал, который по стечению обстоятельств стал самой важной персоной для обитателей Лабиринта. Дедал находится в состоянии непрерывного творческого процесса, перестраивая и восстанавливая отдельные части Лабиринта, только он может вводить и отменять определенные правила игры, хотя и не спешит пользоваться этим правом.

Отдельной похвалы заслуживают образы главных героев, которым автор придает нестандартную глубину и психологические мотивации. Тесей вынужден бессчетное количество раз проходить свой известный квест, определенную свободу ему дают только разные трактовки мифа, но суть всегда одна. Учитывая слияние временных и пространственных сфер в рамках Лабиринта, никого не удивляет, что герой путешествует в ковбойских сапогах и джинсовке, а заказ на истребление чудища принимает, пропустив пару стаканчиков ржаного виски в недорогом баре. Минотавр всячески пытается показать, что он не безмозглый монстр, но тонкая натура с богатым внутренним миром. Он тяготится своей ролью в этом сюжете, необходимостью раз за разом погибать от руки героя, который представляется ему чем-то вроде маньяка-убийцы. Самостоятельным персонажем становится даже Нить Ариадны, способная по желанию менять свою форму, что вызывает ассоциации с Призом, который был спутником Тома Кармоди в «Координатах чудес».

Помимо прочего, нашлось здесь место и для социальной сатиры. В рядовом местном населении — атлантах — безошибочно угадывается образ американского обывателя. Практически в каждом доме есть сферический телевизор, потребность в зрелищах полностью удовлетворить невозможно, именно по этой причине Дедал вынужден постоянно разыгрывать реалити-шоу на основе древних легенд. Острым копытом Минотавра автор прошелся по абсурдистанской толерантности, зацикленности на правах человека, с неизменной иронией потоптавшись на идее всеобщей уравниловки. Досталось и трансгендерам, а образ J.F.K. и выстрелы в Далласе, вообще получили неожиданное воплощение. Каждая глава повести по сути небольшой самостоятельный рассказ, влияние общего сюжета чувствуется, но он не превалирует над составными элементами. По идее, можно было развивать произведение хоть до объемов романа-эпопеи, бесконечно оттягивая встречу Тесея с Минотавром. В целом, хорошее произведение, но для тех, кто не имеет предубеждения перед постмодерном.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно скучное и томное произведение, на мой взгляд. Простой «капустник» на тему мифологии. Герои повести носят с детства знакомые всем имена: Ариадна, Минотавр, Тесей и т.д., но это только имена, за ними стоят выдуманные автором существа и люди с порой, неприсущими им характерами...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дело в этом произведении не в сюжете или истории какой-то. От него веет эдаким милым легким сюрреализмом. = ) Приятно когда автор работает не на публику, а пишет то, что идет изнутри...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чушь полная! Идея может и неплохая, но читать было скучно. Не спасали даже потуги на юмор...

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Шекли — это преломление Дугласа Адамса (и, шире, Монти Пайтона) через призму советского сознания. Нигде Шекли не любят так истово, как в бывшем соцлагере и условно социалистической-же Италии. Шекли не то, чтобы прямо заумен — он заумен, как советский интеллигент после рюмочки-другой.

«Лабиринт Минотавра» — вполне себе шедевральный вариант немножко характерных для советских юморесок вариаций на тему античных мифов. Это апогей советского юморотворчества по данной теме.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

не согласен с отрицательными рецензиями.

повесть классная,

очень оригинальные аллюзии,

тонкий юмор и сарказм

разумеется нормально восприниматься может только после прочтения Координат Чудес и Обмена Разумов

чистая психоделия :-)

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В каждой из 30 глав этого произведения — загадка автора. Загадка о пороках в человеческом обществе, перенесенных из мифов древней Греции в нашу современность. Отдельная глава — свой отдельный рассказ. Основная сюжетная линия — охота Тесея, греческого поллубога-получеловека за мифическим животным Минотавром. Минотавр бедное забитое существо, уставшее от гонений и мечтающий о простом человеческом счастье.

Здесь все — и государственная система, и банки со своим злыми кредитами, общество вывернутое наизнанку автором. Написано в легком юмористическом стиле.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лабиринт создан для тех, кто ищет деконструктивизма мифологем. Победитель Минотавра — победитель очень условный; поскольку невозможно одолеть Минотавра, не разрушив прежде его лабиринта. А поскольку разрушение этого же лабиринта не представляется возможным, так как перед героем и не ставится такая задача (все как раз наоборот!), то Шекли вынужден об этом лабиринте что-то написать. Хотя бы для того, чтобы под конец повествования его герой был этим лабиринтом испытан. Его Минотавр — это природные силы вовлечения, и это Шекли берет у современности. А лабиринт — длинный путь к этой же современности. Другое дело, что архаика этого лабиринта неизменно уводит к временам праистории.

Кроме того, мы и до сих пор не знаем, а Шекли так и не дает нам никаких ориентиров, чем или кем именно считать Минотавра. Воплощением чего он будет. И будет ли это отдельный, самостоятельный персонаж, или же мифологическая аллегория. Или сущность, которую уже нельзя изгнать или победить; но у которой свойство — создавать лабиринт, и его же обосновывать, а особенно в литературе. И поэтому для литературы это очень интересная версия старой притчи. Но, увы, и она: лишь попытка подойти к серьезной тематике лабиринта.

Оценка: 7
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Опупенная книжка! И смешно, и необычно, ведь это все-таки Шекли!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх