Роберт Силверберг «На большой дороге»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Техническая цивилизация на Земле погибла давным-давно. Люди разделились на небольшие племена, биологически далекие друг от друга. Вторжение дикарей из племени Зубов на восточные земли заставило сотни беженцев бежать на запад. Венец, Лист, Тень и Жало тоже спасаются в фургоне от надвигающейся беды.
Входит в:
— антологию «No Mind of Man», 1973 г.
— сборник «The Feast of St. Dionysus», 1975 г.
— сборник «Beyond the Safe Zone», 1986 г.
— сборник «In Another Country and Other Short Novels», 2002 г.
— сборник «Trips: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Four (1972-73)», 2009 г.
— антологию «Surviving Tomorrow», 2020 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 18 января 2025 г.
Первый камень — в переводчиков. Зачем очевидное «Это дорога» переводить как «На большой дороге»? Где они большую дорогу разглядели? Ну, это я так, ворчу по-стариковски, Ктулху меня простит.
В первых строках содержательной части моего отзыва хочу сказать, что основу сюжетной конструкции, заложенной в этой повести, мы, читатели, уже не раз встречали в произведениях Толкиена и прочих авторов.
«На большой дорооге» — это типичная фэнтези road story или, как выразились бы в Голливуде, который Ктулху карает сейчас, road movie. Четвёрка беглецов на необычном транспортном средстве типа фургон пытается спастись от нашествия племени каннибалов с «говорящим» названием Зубы. Их необычные приключения и составляют сюжетную основу текста.
Во вторых строках необходимо отметить сеттинг: действие происходит на Земле будущего, где существует необычная разношёрстная (иногда в прямом смысле этого слова!) в социальном плане цивилизация, состоящая из различных по своему статусу племён и кланов. Одни считаются «высшими», другие относятся к «низшим». Описанный мир на остатках техногенной цивилизации тоже не блещет оригинальностью, но прорисован он, местами, довольно неплохо. Пурпурные дожди, безногие, вернее, одноногие(ха!) пауки, лошади-кошмары, управляемые телепатическими сигналами — всё это будоражит воображение.
Главной же положительной особенностью текста я бы назвал неплохо представленные образы действующих лиц. Как главных, так и второстепенных. Выписаны они весьма колоритно. Это касается внешности, особенностей характеров и поведения. Главное, что лично мне понравилось, так это то, что персонажи ставятся автором перед сложными выборами линий развития собственных судеб.
Особенно ярко и характерно описан выбор Венца из народа Тёмного Озера. Он наиболее драматичен по своей сути и пронзителен по своему морально-этическому обоснованию. «Стоит ли жертвовать своей жизнью во имя ненависти?» Вопрос, на мой непросвещённый взгляд, отнюдь не риторический.
Всё шло хорошо, но в финале автор начал скатываться в банальное морализаторство на основе концепции всеобщей толерантности. В тексте, который до этого развивался совершенно в другом концептуальном ключе, выглядит такая трансформация как-то странно, если не сказать больше. «Мы все одинаковы, как бы не выглядели». Ну, что за бред! Или: «Боль отступает, когда приходит смирение». Особенно меня возмутило фаталистическое: «Ничего не имеет значения, ничего, кроме умения принимать судьбу»
Позволю себе не согласиться.
Резюмирую: вплоть до последних страниц история мне «заходила», но чувство когнитивного диссонанса в финале испортило всё впечатление и, конечно же, повлияло на итоговую оценку.
Ashaman, 4 августа 2010 г.
Очень сильно напоминает «Ночные крылья». Земля после катаклизма, касты, захватчики. Даже набор персонажей чем-то похож. И в таком сравнении данный рассказ проигрывает. В Крыльях и атмосфера глубже, и персонажи более интересные. Здесь же за исключением пары упоминаний и не видно, что это наша планета. Если бы не нужно было донести мысль, что человечество никогда не изменится, то можно было бы с тем же успехом взять некий абстрактный мир.
Но читается рассказ легко, свои мысли в нем есть, так что даже несмотря на то, что постапокалипсис не получился, выглядит вполне достойно.
kkk72, 19 апреля 2009 г.
Силверберг в очередной раз удивил меня. Если бы я не знал автора, я бы поклялся, что этот рассказ принадлежит перу Вэнса или Муркока. Печальные и причудливые картины умирающей Земли переданы с большим мастерством. Очень интересны и необычное разделение людей на племена, и причудливая техника, и диковинные существа, населяющие мир будущего. Ну и, конечно, впечатляет внутреннее противостояние главных героев. Сохранить себя, свою гордость и убеждения и погибнуть, или смириться, отказаться от чего-то, но выжить? Такой нелегкий выбор приходится делать героям рассказа. Эта история произвела на меня сильное впечатление и своей красотой, и глубиной поднятых вопросов. Один из лучших рассказов сборника.
Vladimir Puziy, 19 мая 2009 г.
Беспомощный, пустой рассказ, который мог бы выйти из-под пера какого-нибудь доморощенного графомана. Логические нестыковки (воздушная карета на антигравах, которую тянут лошади!), бесконечные пережёвывания и так очевидного, картонные персонажи, диалоги дурновкусной мыльной оперы.
Желаете цитату? Извольте:
-- Ты действительно в это веришь?
-- Да. Верю, что человечество -- это человечество. Мы все одинаковы, как бы ни выглядели. Все перемены нашей внешности -- пустяки. И лучшее, что мы можем сделать, -- найти своё счастье, какими бы тёмными ни были времена.
-- Эти времена темнее прочих, Лист.
-- Возможно.
-- Это злые времена. Близится конец света.
Лист улыбнулся:
-- Пусть близится. Нам выпало жить в эти времена, и не надо спрашивать почему, и не стоит грустить о хорошем прошлом. Боль отступает, когда приходит смирение. Вот всё, что у нас есть. И мы должны смириться. Это дорога, по которой мы идём. /.../"
Написано 38-летним мужчиной, между прочим.