fantlab ru

Фёдор Достоевский «Дядюшкин сон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
194
Моя оценка:
-

подробнее

Дядюшкин сон

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Повесть о том, как одна заботливая мать пыталась выгодно выдать замуж свою дочь за старого князя, как жених был рад, и чем всё это закончилось.

Примечание:

Впервые опубликовано в журнале «Русское слово» (1859. № 3. Отд. 1. С. 27—172).


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 135

Активный словарный запас: крайне низкий (2212 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 58% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Дядюшкин сон» 1966, СССР, реж: Константин Воинов

«Дядюшкин сон» 1981, СССР, реж: Александр Орлов



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в шести томах. Том 1
1885 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 2
1888 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1894 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 2
1894 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы
1905 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 3
1911 г.
Дядюшкин сон: из мордасовских летописей
1922 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 2
1926 г.
Дядюшкин сон
1955 г.
Дядюшкин сон
1956 г.
Дядюшкин сон
1956 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2. Произведения 1848-1859
1956 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 2
1972 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 2
1972 г.
Дядюшкин сон. Село Степанчиково и его обитатели. Скверный анекдот. Зимние заметки о летних впечатлениях
1982 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2
1982 г.
Преступление и наказание. Бедные люди. Дядюшкин сон
1983 г.
Дядюшкин сон. Скверный анекдот. Вечный муж
1986 г.
Повести и рассказы в двух томах. Том 1
1986 г.
Повести и рассказы. Том 1
1986 г.
Село Степанчиково и его обитатели
1986 г.
Белые ночи
1987 г.
Белые ночи
1987 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1988 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1997 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 3
1997 г.
Бедные люди
1998 г.
Белые ночи
1998 г.
Сборник
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 2
1998 г.
Бедные люди
2001 г.
Бедные люди
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 3
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Дядюшкин сон. Ранние рассказы
2005 г.
Бедные люди
2006 г.
Подросток. Дядюшкин сон. Скверный анекдот. Игрок
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 3
2006 г.
Собрание сочинений. Том 1. Белые ночи
2007 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2007 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2007 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
2010 г.
Дядюшкин сон
2011 г.
Скверный анекдот
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2012 г.
Записки из Мертвого дома
2012 г.
Игрок
2012 г.
Бедные люди
2013 г.
Игрок. Дядюшкин сон. Скверный анекдот
2013 г.
Белые ночи
2014 г.
Новеллы
2014 г.
Полное собрание сочинений и писем. В 35 томах. Том 2. Повести и рассказы
2014 г.
Двойник. Повести и рассказы
2015 г.
Собрание повестей и романов в одном томе
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
2015 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2015 г.
Дядюшкин сон
2018 г.
Дядюшкин сон
2018 г.
Малая проза. Книга первая
2018 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Дядюшкин сон. Том 1
2021 г.
Дядюшкин сон. повести
2022 г.

Аудиокниги:

Дядюшкин сон
1949 г.
Идиот. Дядюшкин сон (аудиокнига на 3 аудиокассетах)
2002 г.
Дядюшкин сон. Крокодил. Скверный анекдот
2004 г.
Дядюшкин сон
2007 г.
Дядюшкин сон. Чужая жена и муж под кроватью. Честный вор
2007 г.
Дядюшкин сон
2009 г.
Русская литература. Выпуск 1
2010 г.
Великие исполнители. Том 13
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Uncle`s Dream / Дядюшкин сон
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Год примерно назад был я в Третьяковской галерее и обратил внимание на известную картину «Неравный брак» Василия Пукирева, которую ранее, понятно, видел только на репродукциях. А картина-то немаленькая, под два метра в высоту. И все подробности, скрадываемые в размере картинки, в подлиннике явлены во всем своем великом безобразии. Старик венчается на юной девице — и все сдерживаемое похотливое самодовольство этой развалины и вся неизбывная горечь девушки, ее покорность, написанные на лице. И прочие гадости наших свадебных ритуалов — все слишком жестко и обнаженно в своей правде так и бросается в глаза.

Подобная же трагедия едва не произошла в богоспасаемом городе Мордасове. Разве что Зинаида Афанасьевна Москалева, несостоявшаяся невеста, не того сорта была девица, чтобы горестно опускать очи долу. Она боец, девушка с чертом, провозвестница таких дерзких бунтарок, как Аглая Епанчина, Лизавета Тушина и Катерина Верховцева.

Однако, пусть сюжет и взят Достоевским из водевиля. Темы выявленные и явленные в повести слишком обширны, чтобы считать ее чем-то проходным, забавным пустячком, а то и вовсе «неудачей» автора. Да 99,999% авторам в принципе не удастся достичь такого уровня мастерства, что проявил Федор Михайлович в этой безделке, писанной нехотя и второпях.

Нравоописательная часть повести поражает своей актуальностью. Это просто сконцентрированный микс той бытовухи, что окружает каждого из нас повседневно. Сплетни ,склоки, битва мелких амбиций, желание урвать кусок послаще и попроще пройти через узкое место. Человек редко живет на высоте эмпирей духа, в основном хлопочет. Вот эти-то ужасные, смешные, дикие и обыденные хлопоты Достоевский и вскрывает как механизмы жизни. Вот ,мол, полюбуйтесь на самих себя! Как живете! Ну да ,мерзковато становится. Приосанишься, сделаешь на одну гадость меньше. Уже автор не зря старался.

Но есть в повести линия более критическая, и для нас злободневная увы. Социально-политическая. Повесть предреформенная, описывает конкретное время после катастрофы Крымской войны. И причины, к ней приведшие, столь вопиющие, что явно выразились и в этой легкой шутейной повестушке.

Старый маразматик князь К. покупал себе накладные волосы и парики. И купил такую же накладную бороду своему ямщику Фелофею ,а у того самого родная борода в два раза обширнее. Князь приказал сбрить и надеть накладную. Для беззащитного Фелафея это была целая трагедия. Причем произошло это накануне поездки в Мордасов. Так что может быть действительно неслучайно кибика князя перевернулась ,а сам он чуть не убился.

Также князь вспоминает своего крепостного слугу Селифана ,который сбежал от него в Германии. А потом князь встретил его в Париже под ручку с очаровательной девицей. Селифан имел вид самый респектабельный и важно раскланялся с князем.

А сбор самых важных кумушек в городе, которые уже несколько месяцев не могут организовать благотворительную постановку. А душераздирающая история любви нищего учителя и поэта и гордой дворянки Зины Москалевой.

Все это черточки, которые складываются в неприглядную, а точнее, чудовищную картину угнетения, рабства, человеконенавистничества. Кучка паразитов после смерти Петра Великого захватили власть в стране и сосали из нее все соки, пуская доходы, тяжким трудом добытые народом, на брюлики, шмотки и поездки по заграничным курортам. И тянули Россию в выгребную яму всеобщей гибели.

Наверняка, Достоевский о таком не думал, да и царской цензуре ничего подозрительного в повести не увиделось. Но Федор Михайлович был крепкой выучки критический реалист. Поэтому нам из сегодня понятно, читая этот страшный документ, что итог похождений всех этих князей-маразматиков и генералов с аксельбантами был закономерен. Россию от них удалось спасти, но какой дорогой ценой!

Вот цена за запоздалые реформы.

Персонажи повести великолепны и многогранны. Целая плеяда ярких индивидуальностей. Остановлюсь на г-же Москалевой и ее дочери.

В первых же строках повести Достоевский представляет Марью Александровну Москалеву как провинциального Наполеона Бонапарта. И дальше виртуозно проводит эту аналогию через все перипетии происходящего — она действует решительно, напористо, ввязывается в драку, а потом смотрит по обстановке. Она блестящий тактик, и никакущий стратег. И даже поражение терпит грандиозное на своем собственном Ватерлоо. В общем, видно, что фигура Наполеона очень интересовала Достоевского задолго до создания «Преступления и наказания», и он отлично разбирался в его биографии и характере. И гениально смог воплотить это в образе провинциальной дамы.

При этом г-жа Москалева совершенно шекспировский тип, просто новое явление чудовищного Ричарда Глостера, только в юбке.

Дочь ее Зина самовольница и бунтарка, и поумнее матушки будет ,однако не это привлекает к ней пристальное внимание. Более поздние героини ФМД, инфернальницы и истерички, более относятся к сфере духа, чем к сфере обыденности. В них влюбляются, но решительно непонятно за что. Наверно за тот самый пресловутый богатый духовный мир.

Зиночка же очерчена едва ли не пером Ренуара. Это существо из плоти и крови, пылкая и провоцирующая с первого же взгляда мужчин на то, чтобы воспылать к ней страстью. И Достоевский крайне убедителен, давая ее портрет в движении. Возможно был прототип, уж слишком зримая красотка получилась. Ну, и душевная осанка прекрасна.

Как написано. Гениально, чего уж. Но тут хотелось посетовать на досадное разделение истории литературного процесса в России на гоголевскую и пушкинскую школу, довольно долго довлеющее в нашей науке. Сатира и сугубый реализм. Но вот в «пустяковом» «Дядюшкином сне» Достоевский виртуозно сочетает обе эти традиции. Повесть насыщена реминисценциями из Гоголя, есть просто потрясающая «сцена вранья», да и не одна. И как уже верно было замечено, финал повести — чисто пародийная аллюзия на финал «Евгения Онегина». (И кстати, стало понятно, откуда в Пушкинской речи Достоевского взялся «старик-генерал», за которого якобы вышла Татьяна Ларина. Ведь у Пушкина муж-генерал — ровесник Онегина. Перепутал Федор Михайлович с собственным сочинением))

В общем ,если делать подробный анализ этой «пустяшной» повести, то можно извлечь большие объемы обогащенной литературной руды, лучащейся чистой гениальностью. Только черпай, да пользуйся.

П.С. Кстати, г-же Москалевой Достоевский адресовал чистую психологическую максиму в совершенно французском духе: «Тирания есть привычка, становящаяся потребностью». Я даже проверил — может, цитата? Нет. Его идея, к которой он потом еще возвращался. Он и так — глубоко, тонко, лапидарно — умел.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Charmant! charmant!.. (c) Вот что я об этом обо всём думаю.

Максимально меньшая достоевщина, если мыслить шаблонами. Но в конце все же накручивает автор, остаётся себе верен.

Прочитав где-то треть повести, словил себя на ощущении, что это похоже на... мною нежно любимого Драйзера. Чем гг-иня (очевидно, что Марья Александровна) не Каупервуд в юбке, а?

Вообще мне конструкция видится построенной на двух личностях — Марье Александровне и Мозглякове, все остальные кажутся инструментами в их руках.

Финал несколько банальный, без него, кажется, повесть смотрелась бы законченнее.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, наконец-то появилось время добраться и до этой книжки...«Дядюшкин сон» — это первое произведение, которое ФМ выпустил после амнистии. Читается сия «комическая» повесть хорошо, правда, почему-то забывались дамские имена — кто есть прокурорша («заклятой враг Марии Александровны, хотя и друг по наружности»), кто полковница, кто соседка и т д. (хотя обычно у меня проблем с запоминанием и гораздо большего числа персонажей не возникает). Поэтому я вполне понимаю состояние дядюшки (которого к тому же беспощадно троллили все кому не лень), окончательно запутавшегося к концу книжки в том, кто и чего ему говорил...

«Лорда Байрона помню. Мы были на дружеской но-ге. Восхитительно танцевал краковяк на Венском конгрессе. — лорд Байрон, дядюшка! помилуйте, дядюшка, что вы?

-Ну да, лорд Байрон. Впрочем, может быть, это был и не лорд Байрон, а кто нибудь другой. Именно не лорд Байрон, а один поляк [...] И пре-ори-ги-нальный был этот по-ляк»

»-Ну да, положим, что теперь не до не-го. Потом был На-по-ле-он, а потом как будто мы чай пили и какая-то дама пришла и весь сахар у нас поела...»

Итого: несмотря на некоторые эмоционально-патетические ноты, история все же смешная. Однако, осталось ощущение, что Федор Михайлыч рановато закруглил произведение (возможно, торопился сдать рукопись в журнал). И это с его то талантом поиграть судьбами.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это восхитительно! Решительно невозможно прочесть повесть и остаться в безразличии!

Здесь и радуешься, и печалиться, и смеёшься, и плачешь с героями. Причем совершенно искренне.

Достоевский решительно становиться моим любимым автором.

Характеры героев, сюжет, язык, все, абсолютно все, здесь гениально и выверено до последней буквы.

Я даже и не знаю, как можно не читать его? С другой стороны, все прочее, после гения Достоевского читать совершенно(решительно) невозможно. Такой невероятный стиль, а язык...

Если ещё не читали, прошу, прочитайте обязательно.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очаровательная вещица, по стилистике и содержанию очень похожая на «Село Степанчиково», которое я нежно люблю. Такой уже ужасно едкий юмор, едва прикрытый традиционной вежливостью повествователя, который, разумеется, ни на секунду не вмешивается, а лишь беспристрастно излагает события. Имеем некий провинциальный городок, в котором все друг друга знает. В городке существует свое маленькое «высшее общество» — узкий гадюшник, в котором местные дамы пытаются, сохраняя внешние приличия, побольнее уколоть друг друга. При этом делят, разумеется, не корову, а некое формальное общее одобрение. Есть местная «статс-дама» Марья Александровна, которая по положению, разумеется, ничуть не выше остальных, но сумела ловко себя поставить; впрочем, ее права первенства постоянно оспариваются другими дамами городка, которые считают себя не менее достойными. Между ними идет очень веселая холодная война, в которой стороны используют любые возможности, чтобы насолить друг другу. И тут как раз повод — в городок приезжает совершенно выживший из ума, но по местным меркам довольно богатый старичок-князь. Вокруг него начинается феерическая кутерьма, разбиваются судьбы, портятся репутации, разрываются помолвки, в результате бедный старичок сходит в могилу, а город обсуждает происшествие еще пару лет. Все это ужасно весело, как обычно ФМ пишет такие вещи — балансируя на тонкой грани между реалистичностью и сатирой. Смотря со стороны, осознаешь, насколько вся их кутерьма вокруг князя смешна, бестолкова и нелепа. А с другой стороны, читая, как Марья Александровна уговаривает свою своевольную красавицу-дочь выгодно выйти замуж, я просто узнаю свое семейство. И так — во многом, в этом особая прелесть ФМ, кажется, в его сатирических вещах зачастую очень много того, что смешно только на бумаге и весьма грустно в жизни.

Что отдельно забавно — так эта концовка, представляющая собой чистой воды пародию на «Онегина». И «какой-то важный генерал» тоже присутствует, хоть малинового берета нет.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше живешь, тем все более трагичной видится фигура старого князя- «мертвеца на пружинах»-Подобно бедному старику хочется воскликнуть:- «О ma charmante chБtelaine! вы мне так много напомнили... из того, что давно прошло... Я тогда думал, что всё будет лучше, чем оно потом было. .. а теперь... Я не знаю, что уже теперь..»

Достоевского надо перечитывать .

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть ироничная, легко читаемая и не требующая вселенского сосредоточения. Персонажи забавны, но порой и жалки. Каждый читатель может узнать в чертах героев и свои чёрточки — и вовремя себя одёрнуть, избегая конфузов и даже позора.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх