Роберт Шекли «Секретный агент Стивен Дэйн»
- Жанры/поджанры: Боевик | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Отважный боец невидимого фронта, секретный агент Стивен Дэйн не боится никого и ничего, он готов следовать в любую точку земного шара и идти на любой риск, чтобы выполнить задание. Теперь ему предстоит делать свою работу среди выжженных беспощадным солнцем пустынь Востока, карабкаться по горным тропам, пробиваться сквозь ураганные порывы песка и свинца. Но и в этих, мягко говоря, непростых для цивилизованного человека условиях Дэйн проявляет присущие ему бесстрашие и находчивость, ведь от него зависят жизни сотен людей, а порой — и будущее всего мира! Роберт Шекли в очередной раз доказывает, что настоящий талант никогда не замыкается в рамках единственного жанра — его шпионские боевики не менее увлекательны, чем принесшие писателю мировую славу фантастические произведения.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (4)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- М. Авдонина (2), В. Баканов (2), Е.Я. Дрибинская (2), И. Непочатова (2), М. Пановко (1), О. Степашкина (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 25 февраля 2023 г.
Иронично, что в цикле самыми слабыми повестями мне показались первая — «50й калибр», и последняя — «Времени в обрез». Наверно, в начале Шекли ещё не знал, как это писать, а под конец уже устал от своего шпионского цикла. Косвенно, это подтверждает и длительный перерыв между двумя последними частями.
Впрочем, это в любом случае достаточно качественное приключенческое чтиво. Юмора совсем немного, экшена, интриг и детектива побольше. ГГ не чисто бондианский герой, он второстепенный фоновый персонаж, который маячит на фоне и по секретноагентски направляет главных героев. Это придаёт некоторой оригинальности и необычности, мне, во всяком случае, этот приём очень понравился.
Естественно ещё, что цикл сугубо проамериканский, хоть и за исключением последней повести это и не ощущается чрезмерно навязчивым. Хотя я посмеялся над одним персонажем, уверенно заливающим про гуманность американцев в сравнении со всякими арабами и русскими.
Нескорений, 11 марта 2016 г.
На фоне блестящих фантастических работ Р. Шекли его опыты на ниве приключенческого детектива смотрятся бледновато. Цикл, посвященный американскому спецагенту Стивену Дэйну, довольно неровный — большинство вошедших сюда повестей не поднимаются выше среднего уровня, а единственным достойным внимания произведением стал для меня увлекательный крепкий боевичок «Белая смерть». Основными отличительными чертами цикла являются: разнообразие географических локаций, попытки автора смешивать в разных пропорциях жанры детектива, приключенческого боевика и шпионского триллера, невыразительный образ главного героя, самодостаточность отдельно взятых произведений, связанных сквозным персонажем — Стивеном Дэйном. Наибольший акцент делается на развлекательную составляющую и зрелищность, но зачастую именно этого эффекта и не получается добиться — сбивается темп повествования, не хватает активных сцен, ярких образов и характеров.
В состав цикла входят пять повестей, каждая из которых посвящена тому или иному направлению деятельности спецслужб — поиск секретных документов, сбор информации и подготовка революции на Ближнем Востоке, ликвидация каналов поставки оружия, наркотиков и рабов. Детективная составляющая выглядит, как правило, довольно банально — это стандартный квест, начинающийся со сбора небольшого пати, которое в ходе дорожного приключения добирается в итоге до злодея, как правило еще менее яркого, чем главный герой, и вершит справедливость по-американски. Там где есть шпионская тематика, ситуация еще хуже — автор слабо представляет себе работу реальных агентов, по этой причине восполняет недостаток матчасти обилием «роялей» и постепенно старается всё перевести в экшен. Наиболее удачные моменты цикла получились там, где присутствуют элементы боевика. Не всегда, конечно, но довольно часто автору удается постановка динамичных сцен и трюков, проблема в том, что их не так уж много, как хотелось бы.
В первых трех повестях Стивен Дэйн действует на втором плане, именно так, по мнению автора, должен вести себя настоящий суперагент — быть незаметным рыцарем плаща и кинжала. Главный герой так и не получил яркой индивидуальности, его отличительная черта — серость во всем, нет ни коронных фраз, ни внятной истории его становления, ни чего-то такого за что можно проникнуться к персонажу положительными чувствами. В критических ситуациях он предпочитает выжидать развития событий с невозмутимостью мраморной статуи, все его планы работают как часы, нарушить их и поставить Дэйна в безвыходную ситуацию не могут даже случайные факторы. Вообще, Дэйн больше похож на робота, чем на человека — ни эмоций, ни сочувствия, ни ошибок или человеческих слабостей.
Про второстепенных персонажей следует упомянуть особо, учитывая авторский подход к образу главного героя. При таком раскладе именно на них, на второстепенных, ложится главная нагрузка — на контрасте с Дэйном они должны быть яркими, притягивать внимание читателя. К сожалению, такие типажи нам встречаются только в одной повести — «Белая смерть», где невзрачность Дэйна удачно компенсируют его запоминающиеся спутники — иранец Ахмед, туркмен Хитай и швед Хансен. Жаль, что это лишь исключение из правила, в остальных произведениях вспомогательные персонажи написаны по шаблону — плохие русские, покорные негры, хитрые арабы, вспыльчивые латиноамериканцы. Женщинам повезло вообще меньше всех — в двух первых повестях автор пробовал присобачить к тексту романтическую линию, но получалось так топорно, что впоследствии он вообще стал избегать женских персонажей, лишь изредка упоминая о том, что Дэйн провел ночь с очередной местной жрицей любви, дабы у читателя не зародились нехорошие подозрения в отношении ориентации невозмутимого спецагента.
Одной из главных «фишек» сериала, по замыслу автора, должно было стать обилие географических локаций, чтобы читатель не только следил за поворотами сюжета, но и наслаждался экзотическим колоритом. В этом плане опять же можно похвалить разве что повесть «Белое золото» — туркменские степи, опасные горные перевалы, безжизненные пустыни — всё это добавляет атмосферы происходящему, а постоянное перемещение героев по горам, степям, лесам и пустыням не дают нам заскучать. Европа получилась хуже всего — известные столицы похожи друг на друга, о достопримечательностях и мелких особенностях местного быта ни слова. Карибы и побережье Флориды напоминают слайд-шоу в офисе дешевого турагентства — кроме пляжей, пальм, синего моря и местных базарчиков автора ничего не интересует. Ситуация с Северной Африкой выглядит лучше — в «Живом золоте» мы следуем по маршруту паломников в Мекку, здесь хотя бы чувствуется, что автор плотно поработал с географическими картами. Ближний Восток мне показался как-то не очень — почувствовать всю прелесть и загадку этих экзотических стран у меня не получилось.
В первую очередь данный цикл может представлять интерес для поклонников творчества Р. Шекли — узнать, что любимый автор помимо прочего баловался написанием книжек «про шпионов» само по себе занимательно. Ещё более интересно следить, как автор от повести к повести всё больше набивает руку — пробует различные краски, экспериментирует с сюжетной композицией, отбрасывает неудачные ходы и добавляет новые. Короче, это похоже на наблюдения за работой художника, который всю жизнь рисовал портреты и вдруг решил попробовать писать пейзажи. Знатоки приключенческого жанра здесь ничего интересного для себя не найдут — всё это уже было, подобное мы видели не раз и в лучшем исполнении. При желании самостоятельно ознакомиться с циклом, лучше начать с повести «Белая смерть» — если пойдет нормально, тогда рискнуть с «Живым золотом « и «Времени в обрез», первые две части лучше обойти стороной, во избежание разочарования. Благо, каждая повесть — самостоятельное произведение, и цикл можно легко читать в произвольной последовательности.
670739, 12 ноября 2009 г.
Судя по двух романах которые я читал из этой серии не стояло Шекли писать в таком стиле, поскольку он очень примитивный и совсем не красит такого заслуженого фантаста
Bob6147, 14 сентября 2009 г.
Цикл не согрел совершенно. Оценку поставил скорее за имя:confused:
Krokus, 28 марта 2008 г.
Средненький цикл — читается без интереса! Короче чтиво на один раз — поматросил и бросил! :frown:
Lord D.A., 4 июня 2007 г.
Читаем. Но не стоит думать, что эта серия что-то серьёзное. На самом деле — это откровенный бред и банальность.
Vendorf, 8 августа 2006 г.
Цикл конечно так себе. Читать интересно, порою увлекательно, но нет того запала, который бы отличал его от многих других произведений этого жанра, не эпизодов, которые берут за душу. Спокойное и ровное чтиво