Роберт Шекли «Жертва»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Участвовать в Охоте может любой достигший восемнадцатилетнего возраста, независимо от национальности, пола и религиозных убеждений. Вступивший в клуб Охотников обязан принять участие в десяти Охотах — пять раз в роли Жертвы и пять раз в роли Охотника. Охотникам сообщается имя и адрес Жертвы, а так же выдается ее фотография. Жертвам лишь сообщается, что на них ведется Охота. Все убийства должны осуществляться только лично, то есть либо Охотником, либо Жертвой, любая замена запрещена. Ошибочное убийство строго преследуется по закону. Победитель всех десяти Охот наделяется практически неограниченными гражданскими, финансовыми, политическими и сексуальными правами.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (29), английский (14), французский (1), итальянский (2), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (43), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- С. Авдеенко (1), Н. Виленская (1), В. Гопман (5), А. Иванов (2), С. Коноплёв (8), А. Негретти (1), М. Пенсанте (1), А. Полошак (2), И. Почиталин (12), Р. Ткачук (1), В. Чушкова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olpo70, 31 августа 2022 г.
Я решил что свое мнение о каждом произведении этого цикла объединю в одном отзыве. Сразу на весь цикл.
Описывать новый мир и Охоту не вижу смысла. Уважаемые мною фантлабовцы и не только, разобрали все это у Шекли до последнего винтика. И ругая и хваля. Мне в принципе и добавить то нечего. Поэтому я просто выскажу свое мнение, свои впечатления от прочитанного. И начну по мере написания, не по хронологии событий. Может это и не правильно, но мне так хочется.
Итак 1953 год и «Седьмая жертва». Нам открылась прекрасная идея Охоты (а для кого-то и отвратительная). Сразу стало понятно что Шекли открыл новую тему в фантастике, в которой казалось бы сочинять и сочинять. Но что-то пошло не так... Кроме новой идеи мне в рассказе больше ничего не понравилось. Наверное я не жил в том далеком году и поэтому не могу поверить что опытный охотник( за плечами 12 побед) потерял голову за каких-то два дня. Можно возразить что жертва девушка. Да меня это тоже смущает. Я вот и в наше, более циничное время, не могу сделать женщине больно. Но главный герой стал уже профессиональным убийцей. И да вот еще странность. Как он будучи еще не влюблен в жертву, не увидел что она намного старше, а вдруг прозрел в момент опасности. Хочется еще отметить тактику жертвы. Мне кажется это просто безумный риск. Не верю что в реале кто-то бы выбрал именно такое поведение, ведь на тебя охотятся опытные убийцы. Но на этой тактике и построен рассказ.Так что имеем , что имеем.
Но что-то пошло не так... И следующее произведение выходит через 12 лет. «Десятая жертва». На мой взгляд это та же «Седьмая жертва», но переработанная в роман и подогнанная под Голливуд. В результате чего даже было снято кино ( мое мнение так себе фильм). Главное отличие смена полов охотника и жертвы. Но стоит отметить, что тут уже нет любви на «скорую руку». Здесь чувства зарождаются постепенно и в принципе следить за этим было интересно.И так как роман киношный, то и в отличии от первого произведения нас ждет хеппи-энд. Для меня это произведение стало «проходным». Не жалко потраченного времени, но если бы и не прочитал, то сильно и не расстроился.
А дальше опять что-то пошло не так и следующий роман вышел через 22 года. Во как! «Первая жертва». И знаете перерыв пошел на пользу. Естественно и Шекли уже матерый писатель фантаст, да и времени подумать наверное было предостаточно. Я прочитал запоем.Причем сам роман состоит как бы из двух частей. Первая часть это путешествие главного героя по постапокалиптической Америке, а вторая непосредственно сама Охота. К первой части вообще нет претензий. Классные приключения, с легкой иронией и отменной фантазией. А вот ко второй части претензия имеется. Я так и не понял странного несоответствия, касающегося помощника- наводчика ГГ. Он нам подается как опытный в своем деле специалист. Успевший поработать даже со звездами Охоты. А что происходит на самом деле. Его разводят на ровном месте. Его ходы все разгаданы и предусмотрены соперниками. И наш главный герой только чудом остается живым. Чет не то. Да? Но в целом весь роман читается на ура и простим любимому автору это небольшое несоответствие.
И вот через год выходит четвертый и заключительный роман цикла «Охотник-жертва». Он же роман-начало всего цикла. И тут я в полном восторге. Сказать что понравилось- это ничего не сказать. Я не буду петь дифирамбы их спели и так достаточно. Я отмечу лишь один великолепный плюс этого произведения. Это то как прописаны герои этого романа. Главный герой это понятно, о нем и роман. Но вот все остальные. Да про каждого из них можно написать отдельную книгу. Яркие, «сочные». За каждым из них так и маячит целая не рассказанная или рассказанная не целиком история. Жаль что наш любимый Роберт так и не сподобился нам поведать эти истории.
Ну вот такое мое виденье данного цикла. В целом он «заходит» очень хорошо. И рекомендовать его прочитать стоит. К данным рекомендациям присоединяюсь и я.
Нескорений, 25 марта 2016 г.
Оригинальная идея цикла впервые прозвучала в рассказе «Седьмая жертва» — чтобы избавиться от войн, нужно разрешить убийства, превратить всё это в игру по правилам. Для этой цели была разработана концепция Охоты. В рамках цикла нам предлагается проследить все этапы этого глобального эксперимента — от возникновения в конце ХХ века идеи, до ее всеобщего внедрения и наконец — почти полного запрета Охоты в конце XXI столетия. Известно, куда приводят благие намерения, вот и эта жестокая, но по сути гуманная идея — выбирается меньшее из двух неизбежных зол — на поверку оказалась нереализуемой утопией. По итогам, которые предстают перед нашим внутренним взором в заключительном романе «Первая жертва», планета превратилась в постапокалиптическую помойку — земли частично заражены радиацией, животных почти не осталось, периодически возникают страшные эпидемии неизвестных, но явно рукотворных вирусов, перенаселение обрекает человечество на голод и нищету.
Есть ли в этом вина Охоты или же просто эта концепция не смогла предотвратить неизбежные процессы? На мой взгляд, справедливо второе — последний заповедник Охотничьего мира процветает — там царит достаток, роскошь и благодать, крутятся большие деньги, толпы туристов считают это место раем на земле. Почему же тогда Охота не принесла желаемого результата по всей планете, окуклившись в пределах небольшого острова? Всё дело в том, что идеологи не учли ряд существенных дополнительных факторов — государства продолжали бороться между собой за ресурсы, следовательно войны продолжались. Проблему перенаселения Охота не решала — прирост существенно превышал незначительную убыль, которую составляли погибшие в процессе Охоты. О сохранении природы никто не задумывался, продолжало существовать всё то же общество бездумного потребления, только с упором на бытовой милитаризм — вместо новых автомобилей, холодильников и телевизоров реклама продвигала средства нападения и защиты, различные вспомогательные гаджеты для охотников.
Не учли создатели Охоты и человеческий фактор, заключающийся в том, что люди всегда ищут возможность смухлевать, обойти закон. Пока в обществе процветает необоснованное неравенство, правят блат и связи, всегда богатые будут находиться в более выигрышном положении — от суда можно откупиться, а любой компьютер заставить подтасовать результат. Даже если закон и не нарушать, экономическое неравенство дает огромное преимущество состоятельным участникам Охоты — они могут нанять несколько десятков Наводчиков, обеспечить себя лучшими средствами защиты и оружием, занять оборону в бункере, укрепленном по последнему слову техники. Совсем иная ситуация могла сложиться в случае, если бы охотникам было разрешено полагаться лишь на себя и совершать убийства либо голыми руками, либо с использованием холодного оружия. Только тогда можно было бы говорить о включении механизма естественного отбора, когда выживает не самый богатый или хитрый, но действительно сильнейший.
Также необходимо отметить, что в процессе развития идеи правила игры неоднократно изменялись. Когда концепция еще только обкатывалась и не имела общественного признания, Охотниками становились социально мотивированные люди, руководствовавшиеся мотивами мести, восстановления справедливости. Согласие Жертвы зачастую даже не требовалось, на эту роль подбирали военных преступников, продажных чиновников, террористов. Не действовало правило десяти убийств, т.е. по сути добиться окончательной победы охотник не мог. Впоследствии, когда был принят закон о легализации Охоты, правила приняли более четкие очертания. Подбор пары Охотник-Жертва стал осуществлять беспристрастный компьютер, Жертве направлялось уведомление о начале Охоты, право на Наводчика получили обе стороны игры, возрастной ценз был установлен на уровне 18 лет. Важной недоработкой считаю отсутствие психологического теста для потенциальных участников — человек сам может распоряжаться своей жизнью, но бывают периоды временного помутнения, когда индивид после тяжелого душевного потрясения начинает стремиться к смерти — такие случаи следовало пресекать.
На закате существования Охотничьего мира правила стали сложнее, что компенсировалось не всегда строгим их соблюдением. Возрастной ценз был снижен до 16 лет, наказание за гибель случайных людей во время Охоты стало символическим, а количество злоупотреблений достигло максимума. Для меня так и осталось непонятным, что же на деле дает Охотнику столь желанная победа, которая регистрируется после успешной десятой охоты. На страницах романов цикла мы не раз встречаем победителей, но они как-то не производят впечатления людей у которых жизнь удалась. Цитируя правила Охоты, автор говорит, что победитель наделяется практически неограниченными гражданскими, финансовыми, политическим и сексуальными правами. На деле же победители продолжают вести прежнюю жизнь, кроме авторитета среди других Охотников обещанных преимуществ я не заметил. Возможность реализовать свои агрессивные наклонности не принесла человечеству ничего хорошего — вместо научного прогресса и освоения дальнего космоса цивилизация вернулась на уровень Древнего Рима, только с блэкджеком и шлюхами.
Положительно отмечу фантазию автора, который постарался показать все разнообразие средств уничтожения, различных вспомогательных устройств для Охоты. Мы последовательно проследили этапы формирования общества, построенного на законном насилии и убедились в малоэффективности такой концепции. Первоначальный положительный эффект такой системы, который мы видели в «Седьмой» и «Десятой жертве» впоследствии не только сходит на нет, но и начинает работать в минус, разворачивая человечество лицом к эпохе варварства. Важно почувствовать, что при кажущейся абсурдности системы Охоты, в реальности нет ничего невозможного, то что сейчас кажется нонсенсом, через пару десятков лет может оказаться уже социально приемлемой нормой. Это будущее, которое необходимо предотвратить, и сделать это пока вполне реально, если не бояться заглянуть внутрь самого себя. Считаю этот цикл безусловно достойным внимания читателя, неравнодушного к различным вариантам ближайшего будущего и не испытывающего отвращения к сценам жестокости. Единственным слабым звеном здесь является приквел, который можно легко пропустить, ничего при этом не теряя.
Gourmand, 6 августа 2014 г.
Самый пустой цикл у Шекли. Сложилось впечатление, что «оседлав волну» после первого действительно интересного по идеи романа автор пошёл обсасывать эту идею со всех сторон, но неудачно. Тема разрешённого убийства у других авторов раскрыта намного глубже, чем тут.
gorvzavodru, 16 декабря 2012 г.
Начальный рассказ — весьма понравился.
Идея хороша — общество в котором желающие могут убивать других желающих. (вообще к идее запрета самоубийства негативно отношусь)
Из за него решил остальные произведения цикла прочитать.
Но остался неудовлетворён.
Если «Первая жертва» показалась ещё ничего, то второе и четвёртое произведения цикла счёл весьма посредственными.
Bob6147, 12 сентября 2009 г.
Благодоря этому циклу, видишь еще одну грань таланта Шекли, но он верен себе и произведения цикла «Жертва» читаются по прежнему легко и интересно, а за этой легкостью автор вскрывает серьезные проблеммы.
jur, 13 мая 2008 г.
Приятный цикл. Шекли удалось построить необычный и интересный мир и придумать выход из существующей ситуации и, заодно, решить проблему перенаселенности Земли.
Первое произведение, описывающее мир, — рассказ «Седьмая жертва». По рассказу, в Италии, сняли фильм «Десятая жертва» с Марчелло Мастрояни в главной роли. Полученный результат мало походил на первоначальный рассказ и Шекли написал его новеллизацию с тем же названием, при этом в тексте есть отсылка на первоначальный рассказ. Дальше был написано продолжение истории по миру Охоты «Первая жертва» и приквел об истории создания организации охотников: «Охотник -жертва», в котором идет отсылка на «исторический фильм «Десятая жертва»». Цикл — зациклился, и в этом весь Шекли ;).
Что интересно, в цикле Шекли рассмотрел все возможные варианты любви в рамках охоты ;).
Моим любимым из цикла является роман «Первая жертва», уж больно мне понравился созданный мир ;).
Lord D.A., 4 июня 2007 г.
Это «зеркало» жестокости нашего мира, которая не преувеличена, но показана нам с другой стороны.
Vendorf, 2 июня 2006 г.
Цикл поднимает достаточно серьезные моральные проблемы в развитии человечества, но смесь кровопролитий и жесткой сатиры — очень гремучая смесь...
Lord_of_light, 6 октября 2005 г.
Да... А Шекли еще называют сатириком. Я бы назвал его сумасшедшим пророком.