FantLab ru

Роберт Шекли «Седьмая жертва»

Седьмая жертва

Seventh Victim

Рассказ, год; цикл «Жертва»

Перевод на русский: С. Авдеенко (Седьмая жертва), 1978 — 1 изд.
А. Иванов (Седьмая жертва), 1989 — 2 изд.
В. Гопман (Седьмая жертва), 1990 — 4 изд.
Перевод на украинский: Р. Ткачук (Сьома жертва), 2006 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 103

 Рейтинг
Средняя оценка:8.23
Голосов:778
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В этом мире желающие испытать острые ощущения становятся то Охотниками, то Жертвами. Десять удачных убийств — и ты можешь стать членом Клуба Десяти. Стентон Фрелейн собирается на охоту за своей седьмой жертвой...

© Lucy

Входит в:

— цикл «Жертва»


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма (перевод)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2008 // Переводной рассказ (США, 1953)

Экранизации:

«Десятая жертва» / «La decima vittima» 1965, Италия, Франция, реж: Элио Петри



Похожие произведения:

 

 


Американская фантастика
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Координаты чудес
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.

Периодика:

«Литературная Россия» № 3 1978
1978 г.

Аудиокниги:

Где не ступала нога человека
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Above the Human Landscape: A Social Science Fiction Anthology
1972 г.
(английский)
They Came from Outer Space
1981 г.
(английский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
Reel Future
1994 г.
(английский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Остання збірка
2006 г.
(украинский)

2011 г.
(английский)
Store of the Worlds: The Stories of Robert Sheckley
2012 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2013 г.

Многое зависит от возраста и времени, в котором Вы прочли этот рассказ. Сейчас, во втором десятилетии 21-го века культура, нравственность и психология окружающего нас социума такова, что наверное и подростку и даже некоторым детям не говоря уже о взрослых, рассказ и его финал покажется очень предсказуемым. А вот меня, чьё детство пришлось на 80-е и первую половину 90-х в то время рассказ потряс до самых глубин души. Первый в жизни не «happy end», первое запомнившееся низкое предательство, первое врезавшееся в память чёрное коварство. Первая же прочтённая история в жанре антиутопия, причём до того как узнал и осмыслил этот термин. Это также и произведение, повлиявшее на мои литературные пристрастия. С тех пор и до ныне в жанре «хоррор» реальный страх и психологическое напряжение возникают у меня не при чтении историй о зомби, призраках и тому подобном, а при описании того, что сами люди могут сотворить друг с другом.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2009 г.

Один из самых первых из прочитанного рассказ Роберта Шекли и один из самых любимых. Очень часто многие другие фантасты моделировали человеческие игры и забавы будущего, но только у Шекли я встречал такую потрясающую правдоподобность описываемого, и во многом это оттого, что он даже в таком небольшом по объёму рассказе даёт полное, детальное описание игры-Охоты, со всеми основными правилами и условиями. Всё продумано и отточено, ничего лишнего. В этой истории Шекли даже даёт своё обоснование причин появления такого вида людских утех, с которыми можно спорить, наверное, — я лично с ними не согласен, потому как считаю, что идея избавиться от глобальных войн путём мелких, междусобойных и, приданная этой идее форма Игры, несколько надумана; как по мне, так без этого обоснования рассказ смотрелся бы выгоднее. Но, что касается исполнения, то тут Шекли великолепен. Всё нарастающее напряжение и динамизм, вся полнота эмоций, мыслей и терзаний Фрелейна, и жёсткая, смелая концовка, — все эти атрибуты отличного «саспенса», — вот слагаемые успеха этого рассказа.

Шекли никого не оправдывает и не осуждает в этой истории: каждый получил порцию удовольствия. Фрелейн полюбил на миг, на короткое, последнее мгновение своей жизни, но мир будущего жесток, и на одной любви далеко не уедешь, и тем более в Клуб Десяти не вкатишься в золочёной карете. В этом мире будущего человек человеку – волк; не съешь ты – съедят тебя; сантиментам нет места – есть цель и тонкий, жёсткий расчёт.

После каждого прочтения этой истории я снова и снова задаю себе вопрос: что первичнее в нашем мире – жестокость человека или жестокость этого самого мира? Человек делает свой мир жестоким или мир делает жестоким человека? Вопросы, вопросы…

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2009 г.

Потрясающий рассказ. Для такого маленького объема так описать чудовищность созданного мира!

Казалось бы мир без войны, что может быть лучше. Но какой ценой? Люди потеряли свой человеческий облик и подчинились древнему инстинкту убийства. Даже те кто не играет в эту игру стали считать убийство нормой. Сколько фирм паразитируют на этом, продавая оружие и защиту специально для Охоты. И тут невольно задаешься вопросом: «А куда же собственно покатиться такой мир, в котором все и вся держится на человеческой смерти?»

В принципе, ответ можно найти в таком, казалось бы, предсказуем конце. Но он не просто предсказуем, он удивительно логичен для этого мира, поэтому и кажется предсказуемым.

А самое грустное во всем этом то, что при всех отличиях мир в рассказе очень похож на наш. Но пока, слава богу, жить я бы предпочел в нашем.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2011 г.

Охотник! Не проявляй жалость во время охоты, иначе ты станешь жертвой. Замечательный рассказ о том, как эмоции могут стать серьезным препятствием перед достижением цели.

Сама идея выброса агрессия на подобной охоте мне кажется несколько непрактичной. Агрессия должна быть спонтанна, она не может быть запланирована. Запланированная агрессия превращается в намерение, а это уже совсем другое.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2015 г.

Впервые прочитал этот рассказ очень давно, но до сих пор в памяти оставалась суть его сюжета – и развязка. Поэтому эффект от перечитывания был, конечно, ослабленным, но это не мешает дать рассказу высшую оценку.

Интересно, конечно, был ли Шекли первым писателем, кто воплотил в литературном произведении идею об узаконенном убийстве, допускаемом и даже поощряемом обществом во имя «высших» целей – удержания в ограниченных пределах неискоренимо присущей человеку тяги к преступлению, насилию, войне — и в конечном счёте – в целях самосохранения самого общества.

Если да, то, наверно, одного этого рассказа было бы достаточно, чтобы Шекли навсегда вписал своё имя в историю фантастики.

Рассказ в неявном виде ставит перед читателем вопрос: какова природа человека, где проходит зыбкая грань между допустимым и неприемлемым для него, насколько подвижны границы морали.

Заповедь «Не убий» всегда обставлялась оговорками и допускала массу исключений. До сравнительно недавнего времени было допустимо убивать (казнить) жестокого преступника. Допустимо убивать в «справедливой» войне. Допустимо убивать нерождённого ребёнка. Во имя чего? Во имя сохранения государства, во имя защиты жизни его граждан, во имя обеспечения прав женщин и т. п. Оправдание придумать несложно.

Поэтому изображённое Шекли общество недалёкого будущего представляется вполне возможным. Авторский художественный приём даже не назовёшь гиперболизацией или доведением до абсурда. Всё остаётся в рамках «разумного». Но только жить в таком мире мне бы не хотелось.

Несмотря на краткость изложения, психология поведения Фрелейна показалась мне изображённой вполне убедительно. Хотя он уже опытный охотник-убийца, его сомнения и колебания в новой ситуации (жертва – женщина, да к тому же выглядящая такой беззащитной и подавленной), на мой взгляд, вполне достоверны и жизненны. И это по-своему страшно: сосуществование в одном человеке агрессивности и беспощадности (которые Фрелейн наверняка проявлял по отношению к своим предыдущим – «правильным» – жертвам), с одной стороны, и «пережитков» обычных моральных норм («джентльменское» отношение к женщинам), способности влюбиться и т. п. – с другой. Впрочем, до добра его это не довело.

Один частный вопрос. Использовала ли Джанет Патциг такую же тактику по отношению к предыдущим 9 охотникам? Наверно, нет. Во-первых, в рассказе нет ничего, что указывало бы на это. Во-вторых, эффективность такой тактики не очень-то и высока. Ведь в случае с Фрелейном Джанет уцелела просто чудом: Стентон застрелил бы её в кафе, если бы не появившийся в решающий момент официант. Получается, что либо Джанет ошиблась, избрав слишком ненадёжный путь, либо же ей захотелось сильно пощекотать себе нервы – поиграть в своего рода русскую рулетку.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2016 г.

Произведения Шекли из цикла «Жертва» я начал читать с романа «Десятая жертва» и, как оказалось, напрасно. Если бы раньше мне кто-нибудь сказал, что Роберт может быть зануден, я, скорее всего, рассмеялся бы в голос. Однако, касательно «Десятой жертвы» — это действительно так. Бодрое начало, описывающее завязку сюжетной интриги, каким-то неуловимым и едва заметным образом скатилось в приторно романтическую солянку с легко (что для Шекли вообще запредельно) читаемым финалом. Другие романы этого цикла читать я уже не стал, но любопытство все таки взяло свое, заставив познакомится с рассказом-прародителем.

Что ж, любопытство оказало мне добрую услугу, поскольку познакомило с еще одним замечательным произведением из малой формы автора, существенно превосходящим вышеупомянутый роман. Мир не может существовать без войн. Истину эту открыли задолго до Роберта, но вот какие выводы нужно из неё сделать, так никто и не понял. Перенести кровавые баталии на поля активных видов спорта? Идея хорошая, несомненно, именно она двигала древними греками при создании первых олимпийских игр. К сожалению, спорт не способен в полной мере заменить то необъяснимое чувство азарта и адреналина, что испытывает солдаты во время реального боя. Как говаривал мистер Мальтус из «Принца Флоризеля» — Страх! Вот истинное наслаждение! Но как можно узаконить ту часть войны, что связанна со схваткой ценою в жизнь, не скатившись при этом в оголтелое варварство? Средство было найдено в виде неких дуэлей, где охотник и жертва выбираются произвольно и меняются местами после каждого раунда. В принципе, придраться тут совершенно не к чему. Выбор добровольный, условия равные, а следовательно честные, за жульничество полагается суровая расплата.

Рассказ ведется от лица охотника, на счету которого уже несколько удачный выступлений, как в роли охотника, так и его жертвы. Следующая по счету охота должна стать для него седьмой и близится та отметка, которая позволит ему стать членом элитарного клуба. Жертва выбрана и, казалось, осталось лишь проработать план атаки, как главного героя начинать одолевать сомнения.

В животном мире, где понятие охотник/жертва являются краеугольным камнем парадигмы выживания, существует необъятное количество всевозможный форм этой схватки. Охотник может множество часов сидеть в засаде, притворяясь частью ландшафта и выжидать свою жертву. Животный мир крайне жесток и одна-две неудачных попыток могут стоить хищнику жизни, потому как просто может не хватить сил на третью. Но и жертва, веками приученная жить в постоянном страхе, выработала умение распознавать малейшие признаки наличия хищника и срываться с места в последнюю секунду. Куда интереснее наблюдать за схватками тех, чьи роли определены лишь номинально. Наверное, многие видели сюжет про голодную рыбку, увидевшую в песке беззащитного червяка, и решившую им полакомится. Подплыв поближе, она может и успевает сообразить, что «червяк» в этот раз попался какой-то странный и явно «вылез» не просто так. Увы, для голодной рыбки эта мысль, как правило, становится последней. А другая, уже сытая рыбка, отправляется искать новое место для засады.

Мораль у этой истории довольно проста. Как говорится в одной народной поговорке «назвался груздем, полезай в кузов (с клизмой забавнее, но чересчур пошло)». Коль уж встал на путь охоты, так и иди по нему до самого конца. Романтика и сентиментальность, перерастающие в подлинное чувство, могут сыграть с вами злую шутку. Ведь никогда точно не знаешь, кто вылезет из песка: простой червяк или что-то более крупное…

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2014 г.

Сама по себе идея остановить войны способом спускания пара через разрешенные убийства, как мне кажется, очень даже наивна, ибо война есть политика, но другим способом , а уж она отношения к агрессивности не имеет. Вторая идея, прекрасный сюжет, который показывает, что в кровавой схватке все средства хороши и побеждает не самый сильный и ловкий, а наоборот самый хитрый, самый коварный. Вот именно это и удалось показать автору во всей красе, ну, а соединив это качество с женщиной, я думаю, многих заставит взглянуть на них по другому, ибо женщина всегда была охотницей на мужчин, так заложено природой, любой женатый это знает.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2007 г.

Рассказ об игре в смерть. Насилие и жестокость изначально присущие человеческой натуре качества. Что бы их обуздать государство легализует убийство и вводит соответствующие правила. На таком фоне происходит действие рассказа. Тема и идеи рассказа вполне понятны и актуальны, а вот в сюжете не обошлось без вопросов. Как герои, живущие в мире легализованных убийств и к тому же эти убийства периодически совершающие, могут быть так беспечны и не осторожны. На первый взгляд жертва в рассказе очень элегантно обыграла своего охотника. Но если вдуматься, то лишь фантастическое везение могло ее спасти, причем спасти одни раз, но никак не десять. Да и охотник, совершивший уже двенадцать убийств, ведет себя крайне странно и нехарактерно для убийцы.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2009 г.

Отличный рассказ, начало просто захватило. Чуть более умеренная концовка, за что и 8, но не согласен с предыдущими авторами по поводу полной предсказуемости сюжета, ну нельзя же от красивой женщины ждать только неприятностей...с такими мыслями не нужно никаких охотников, так, самим можно вымереть:wink:

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2014 г.

Это был первый рассказ Шекли, который я прочитал в детстве, в 1960-е годы. Современные «Голодные игры» — это лишь развитие идеи Шекли. После рассказа, но гораздо позже и в зрелом возрасте, смотрел фильм «Бегущий человек», в котором многое сохранилось от «Седьмой жертвы». Любил этот фильм только за напоминание о рассказе, который произвел сильное эмоциональное впечатление. Самое забавное, что рассказ Шекли я прочел в журнале «Советская милиция», который принес мой старший брат.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2010 г.

Жестокость правит миром... Литературно конечно рассказ выдержан в лучших тонах, но вот после прочтения остается неприятный осадок. И дело тут не в женском коварстве, я его, кстати, не особо заметил — обычная ловля на живца, герой-мужчина тоже в своем продвижении к клубу использовал массу хитростей и уловок. Дело в жестокости, мир в котором возрождены гладиаторские бои насмерть, оружие доступно, любой может стать легально убийцей, а остальное общество относится к этому с пониманием и интересом, мне кажется обречен.

Автор оправдывает верх жестокости такого мира отсутствием глобальных войн. Но тут он не прав. Как мне видится, войны в современном мире развязываются совершенно не теми кто убивает и умирает в окопах, а теми, кто дергает за веревочки. А вот эти последние губят миллионы жизней (это называется большой политикой), но в такой игре вряд ли участвовали бы, как правило их шкура им очень дорога. Потому массовое насилие проблему глобальной войны скорее бы подогрело, чем пресекло. Да и посмотреть на Америку, с их периодической стрельбой в школах: им легализуй убийство — они без всякого ордера друг друга перестреляют из спортивного интереса.

Так вот, в чем собственно идея рассказа, чему он учит, кроме неприятного осадка?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2008 г.

Идея предотвращения войн Охотой на себе подобных весьма интересна. Кстати и не такая уж она и фантастическая. Ведь если люди честно посмотрят на себя, без этой маски внешнего морализма и пр., то увидят весьма не лицеприятное создание часто с неуемной агрессией. Сейчас можно убивать словами, действиями, смотреть жестокие зрелища и удовлетворять эту тягу, но, накапливаясь, она выливается в глобальные конфликты. А мелкие охотки могли бы решить проблему. Тут конечно можно долго еще на эту тему беседовать.

И вот пожалуйте рассказ. Я бы назвала его зарисовкой из городских будней. Сюжет не замысловат, привлекателен и еще раз доказывает слабость инстинктов мужчин перед хитростью женщин. Девушка порадовала своим изящным способом))

Не знаю как в 53, но сегодня этот номер популярен до нельзя, а нам искушенным читателям подобные вещи кажутся уже предсказуемыми.

Наверное, поэтому интерес вызывает не сам сюжет, а идея такого мира.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2008 г.

Слишком предсказуемый сюжет, что разочаровало. Да и вся эта идея насчет создания системы «охот» для избавления от войн — по-моему, очень надуманная.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2012 г.

Интересный рассказ, хорошая задумка и вроде бы все обосновано автором, но... как-то наивненько. Уже на первом описании седьмой жертвы становится понятно, что будет дальше, а уж тем более — чем закончится их встреча.

Как уже писали — охотник не должен сочувствовать жертве — особенно странно это выглядит когда речь идет об опытном охотнике. За идею, реализацию, наивность и небольшие недочеты 7+.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2007 г.

Концовка неожиданная. Но какова бестия, так обхитрила 10 человек. Неужели она такая красивая, что понравилась всем. И ещё я не верю, что не нашёлся из этих 10 человек, хоть один хладнокровный убийца.

Или на край другая женщина. Мораль такова: не верьте красивым женщинам, ибо красота убийственна.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу