FantLab ru

Патрик Несс, Шиван Доуд «Голос монстра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
359
Моя оценка:
-

подробнее

,

Голос монстра

A Monster Calls

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Это Тис, монстр. Он приходит к тем, кто в нем очень сильно нуждается. Рассказывает три истории, и просит рассказать одну правдивую историю. Если этого не сделать — он вас съест.

Это Конор. Ему тринадцать лет. Его мама тяжело болеет, отец ушел к другой женщине, с бабушкой у него натянутые отношения и в школе трудности.

И вот одной ночью монстр пришел к Конору.

Награды и премии:


лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2011 // Детская книга года

лауреат
Китчис / The Kitschies, 2011 // Красное щупальце (роман)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2012 // Переводной подростковый роман фэнтези (Великобритания)

лауреат
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 2012

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2013 // Роман для юношества (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Подростковый роман

номинант
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2011 // Фэнтези и научная фантастика для младшего и среднего школьного возраста

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Детско-юношеская литература (1 783 голоса)

номинант
Портал, 2013 // Переводная книга

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2013 // Переводной роман для подростков

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2017 // Книга фэнтези (Великобритания)

Экранизации:

«Голос монстра» / «A Monster Calls» 2016, США, Испания, реж: Хуан Антонио Байона



Похожие произведения:

 

 


Голос монстра
2012 г.
Голос монстра
2016 г.
Голос монстра
2017 г.
Голос монстра
2019 г.
Голос монстра
2019 г.
Голос монстра
2021 г.
Голос монстра
2022 г.

Аудиокниги:

Голос Монстра
2017 г.

Издания на иностранных языках:

A Monster Calls
2011 г.
(английский)
A Monster Calls
2012 г.
(английский)
A Monster Calls
2015 г.
(английский)
Поклик монстра
2020 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз приходится быть каплей дёгтя в бочке медовых отзывов, почему то (особенно, если дело доходит до моднявых западных книг), всегда каких-то обобщенных, прилизанных, создающих ощущение, будто читаешь профессиональный синопсис, смысл коего — заманить тебя на покупку книги, а не заставить критически взглянуть на работу автора.

Почему-то большинству читателей достаточно красивых картинок, или одного лишь замысла, что бы увидеть здесь «идеальную книгу», и это удручает. На LiveLib дела обстоят ещё хуже. Сие прибежище женщин, укутанных в шали, просто пестрит счастливыми визгами, и если кто и вставляет критику, то только по поводу отсутствия любовной линии. Но мы на фантлабе, а это значит, что прежде чем наставить мне минусы, меня хотя бы прочтут.

Сразу отмечу, что я слушал аудиокнигу, и потому рассматриваю «Голос монстра» исключительно с литературной точки зрения. Иллюстрации могут быть бесконечно красивыми, но если книга плоха, то её не спасут никакие картинки (привет «Дому странных детей»). Если же вы считаете иначе, то можете просто пропустить мою рецензию – у нас разные уровни восприятия.

Основная канва – жизнь 13-летнего Гарри, переживающего смерть матери, ссоры с бабушкой и издевательства в школе. Подана она примитивно, в стиле так называемого «ультра-реализма» — т.е. лютой бытовухи, которая не предусматривает никакой художественной ценности. И это уже минус, потому что открывая художественную книгу, я жду литературный текст. Чья особенность – это способность в одном условном абзаце передать больше информации, чем текст обыкновенный, благодаря образам, смыслам, закладываемым туда автором. Мне же втюхивают откровенную халтуру, в виде «он сделал то, а потом это, а потом сказал то» залитую бесконечными надрывными стенаниями мальчика в духе «ОНА ВЫЖИВЕТ!! НЕ СПИСЫВАЙ ЕЁ!!! ВЫЖИВЕТ!!!» или «Я НЕ СМОГ ЕЁ УДЕРЖАТЬ!!!! ААААА!». Безусловно, это подаётся автором как «жиза» и «суровая правда жизни». Но я не люблю литературу, в которой негатив становится самоцелью, главной темой. Когда ты знаешь с самого начала, что будет хуже и хуже, и просто «пьёшь» по капле несчастья других, выдуманных людей.

Таким образом, я уже с первых глав сделал ставку на Чудовище, которое должно было спасти Гарри, книгу, и мои нервы одновременно. Но вот оно появляется, и его истории… мне кажется, в них есть какая то неправильность что ли. Безусловно, посыл – «не дели мир на чёрное и белое» хорош, даже для многих взрослых людей, но…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В первой сказке, Керун оправдывает принца, убившего возлюбленную ради свержения колдуньи. Ну, мотив понятен – ради благой цели можно простить зло, цель оправдывает средство. Но схематизм сказки не достаточно передаёт сей мотив. Принцу не обязательно было убивать её, так как гнев народа можно было вызвать и другим способом, тут Гарри прав. Перед ним не было выбора «или убивай её, или власть навсегда останется у королевы», убийство было ИНИЦИИРОВАНО им самим. Может кто-то и видит в этом трагический выбор, но я вижу неуравновешенного и неадекватного человека, которому сложно сочувствовать. В итоге, тису приходится оправдывать его невнятными фразами типа «такие люди сами верят в то, что говорят», «он правил счастливо всю жизнь».

Во второй сказке, Чудовище разрушает дом священника, который допустил отступничество от своей веры в случае исцеления больных дочерей. Я не понимаю, зачем это следовало делать. Конечно, священник смалодушничал, но он и так был наказан смертью своих детей. Керун же ведёт себя как быдлан, прогоняя его из дома. Один из рецензентов сказал, что «бояться смерти — это нормально, что быть эгоистом и не желать отпускать близких — типичная реакция». А почему мы должны сочувствовать эгоизму Гарри, но презирать эгоизм священника? Мне последнего жаль гораздо больше, так как терять детей и ждать смерти бездетным гораздо страшнее, чем терять родителей в сущности, уже не в столь нежном возрасте.

Вобщем, описываемые истории, а точнее отношение Чудовища к их героям весьма спорны, а само оно вызвало чувство чего-то неправильного, какое-то недоверие. Его слова «разрушения приносят удовлетворение, ручаюсь» звучат странно, а сама логика типа «нет ни хороших, ни плохих» хороша только в том случае, если использующий её способен мыслить масштабно, взвешивать решения, избегая при этом эмоций. Дети на это точно не способны.

Вообще, сложно сказать, на какую публику рассчитано произведение. Разные рецензенты на этой страницы выдают совершенно разные мнения:

«Дети ничего в ней не поймут.» (sergej210477)

«..для читателей того же возраста, что и герои произведений.» (Grim_Ripper)

«…нужная и важная для любого возраста» (Календула)

«Не сказка. Не для детей.» (A.Ch)

«роман для подростков» (Alex Fear)

Противоречивенько так, да?

На мой личный взгляд, детям ни к чему читать столь депрессивную литературу, во всяком случае, не всем. А к ране-подростковому возрасту у любого нормального ребёнка должно быть осознание того, что твои близкие когда-нибудь умрут, возможно, даже внезапно и быть к этому готовым.Книга скорее всего для возрастных инфантилов 18-30 лет, коим некогда взглянуть в глаза простым истинам в виду ритма жизни, самореализации и прочей суеты, на которую они распыляются.

Что касается сознательных взрослых, то основная идея книги для них неактуальна, а литературная ценность минимальна. Поэтому читать исключительно по желанию.

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предельно лаконичный роман, который скорее тянет на повесть. Но скромный размах и ужатый формат нисколько произведение не портит. «Голос монстра» Несса — это не только поучительная (но не нравоучительная!) история для молодого поколения, но прекрасная история о том, как пережить жизненные трудности. Как бороться со страхом, как противостоять агрессии, а главное — как научиться ОТПУСКАТЬ. События, чувства, а главное — людей.

Отдельная прелесть «Голоса монстра», помимо роскошных атмосферных иллюстраций — это неоднозначные рассказы титульного монстра, древесного чудовища Тиса. В них видно, насколько типичные сказочные истории про добро и зло одномерны и примитивны в своих трактовках и насколько реальность может быть сложнее и глубже, стоит лишь в них разобраться.

Роман, конечно, больше подойдёт для читателей в категории от 12 до 17, но и взрослому человеку, помимо многих прописных истин, будет приятно почитать хороший, чувственный, глубокий и осмысленный текст.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация готовит нас к тому, что с этой книгой весело не будет.

Но даже заранее настроившись на сложную тему, не успела вовремя заблокировать эмоции.

Причем, примерно первые две трети повествование не особо цепляло. Сюжет крутился вокруг странного монстра-дерева — полусна, полуяви... Какая-то мистическая или даже сказочная составляющая мешала проникнуться трагедией мальчика, и воспринималась, скорее, как детская страшилка. Это чуть позже понимаешь, что сама жизнь мальчика превратилась в такую жуткую сказку — чем дальше, тем страшнее. А он упорно пытается бороться и вернуться к тому укладу жизни, где было все просто и понятно — мама готовит завтрак, а если она устала — пусть полежит, он и сам справится. И не надо им никаких бабушек! И отцов, у которых есть другая семья!..

Ужасная ситуация в школе — то сначала ты на виду у всех, чуть пальцем не тычут, узнав о больной матери. А затем становишься невидимкой — все закрывают глаза на невыученные уроки, плохие поступки...

И такие качели расшатывают психику мальчика окончательно.

Над финалом ревела. И долго не могла переключиться на позитив. А потому эту книгу можно рекомендовать с осторожностью — выборочно и под особое настроение.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Голос монстра», написанный Патриком Нессом по идее Шиван Доуд и проиллюстрированный Джимом Кеем.

Не думайте, что это какое-то детское фентезийное произведение о встрече с лесным монстром.

Вовсе нет, это роман о борьбе со своими страхами, о принятии мира и жизни со всеми их минусами и плюсами. Это книга о сложности мира и о сложности собственных чувств к нему.

В Британии этой книге выставили возрастной рейтинг 9+, а у нас — 16+. Но эта книга действительно позволяет ребенку лучше понять всю сложность этого мира, и жаль, что у нас так завысили ограничение из-за её суровости.

При этом стоит отметить, что и для взрослых эта книга имеет смысл. У каждого она вызовет свои, личные эмоции.

Ну и иллюстрации. Джим Кей каждый раз попадал в точку, передавая требуемую для повествования атмосферу.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рано или поздно настает тот одинокий вечер, когда не знаешь что взять почитать. Одни ищут ответы на этот вопрос в интернете, другие же обращаются к литературному списку, составленному уже на 20 лет вперед из-за большого количества в нем книг. Я пришел к совету за другом, который и посоветовал мне прочитать «Голос монстра». Прочитал буквально за вечере, взахлеб. Оторваться просто невозможно.

Честно сказать, не ожидал, что конкретно эта книга так впечатлит меня... Но обо всем по порядку.

В первую очередь, хвалю издательство за оформление. Когда читаешь, иллюстрации помогают лучше прочувствовать историю, ее атмосферу, услышать звуки и почувствовать запахи.

Сюжет очень тяжелый и мрачный, что и придает определенный образ книге. Произведение затрагивает очень серьезные темы: «однозначно или черных, или белых — нет» и «умение взглянуть своим страхам в лицо». Это самые запоминающиеся выводы из романа. На мой взгляд, подростку, читающему данную книгу будет сложно ее переварить, но, несомненно, нужно. Сие произведение даст необходимые мысли о неизбежности смерти, о борьбе со страхами, об устройстве мира в целом.

Возможно вы уже заметили, что я считаю целевой аудиторией книги — подростков, т.к. более младшему поколению эта тема скорее всего «не зайдет», а взрослым и так это должно быть понятно. Но все же, никто не запрещает Вам читать любые книги в любом возрасте, а от конкретно этой уверен, что вы получите восторг, как и я.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялась за книгу из-за читательского марафона – «Голос монстра» экранизировали, а у меня принцип сначала читать, потом смотреть. Писателей вроде Патрика Несса я уважаю за честность и однозначность, но именно доля цинизма не позволяет полюбить его. Хотя я тоже уверена, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лучше кошмарный конец, чем кошмар без конца. И бессмертия никто никому не обещал… пока.

Придуманные миры есть даже у нетворческих людей, в том-то и беда. И мальчик Конор – хороший, добрый, заботливый, очень настоящий придумал для себя мир, в котором его умирающая от рака мама обязательно поправится. А пока мама принимает лечение – его заберет отец, чтобы не пришлось жить с бабушкой – «железной леди», повернутой на порядке. Все попытки реальности до него «достучаться» Конор отвергает, объявляя взрослых персональными врагами и понапрасну рассчитывая на ненадежного, бесхребетного отца. Хотя именно «плохие» взрослые (бабушка, учительница, директриса) оказываются нормальными людьми. Не желающими мальчику зла.

Воображаемые друзья тоже есть у вполне нормальных детей. А какими они будут – зависит от содержимого подсознания. Страх, безнадежность, усталость от недетской по тяжести ситуации породили Монстра – говорящее и ходящее тисовое дерево. Тоже не желающее Конору зла. И его жуткие, наполненные тяжестью и безнадежностью сказки говорят о том, что мир не черно-бел. Что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
злая правительница не значит убийца конкретного человека, что жадный знахарь-травник не значит шарлатан, пастор может стать предателем веры, а белокурый ангелоподобный мальчик с прекрасной успеваемостью – беда для школы. И иногда самый понятный язык – язык силы, некоторые по-другому не понимают.

Несмотря на универсальность описанного (все дети страдают одинаково из-за того, что несправедливо) один момент задел меня. Тот «вакуум», в котором оказался Конор после того, как все узнали о диагнозе мамы. Для славянской ментальности это дико: у нас бы бросились помогать, собирать деньги в интернете, просто поддерживать. Тут же «боязнь заразиться проблемами и неуспехом» в каком-то нереальном масштабе. Но наверняка автор взял это не с потолка и не из пальца…

«Голос монстра» — сильная и глубокая книга, которую следовало бы читать подросткам, чтобы не застрять в мире розовых пони и радужных надежд.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и завершена эта книга. Прочитана буквально одним залпом. Как бутылка водки с горла. Так и эта книга обжигает изнутри, сжигает вызываемыми эмоциями, своей энергетикой печали и отчаяния. К этому невозможно подобрать слова. Это нужно прочувствовать. Это нужно прожить. Только тогда в полной мере можно ощутить всё, что есть в этом тексте.

На глазах тринадцатилетнего мальчика от болезни умирает его мать. Медленно и безнадежно. И все, что происходит у него в душе, излито словами этой книги. Честно, искренне, страшно и без прикрас. Но главное — честно. Возможно тот, кто не сталкивался с подобным, не сможет в полной мере оценить правду этих переживаний. Всю глубину такой трагедии. Кто терял или теряет своих близких — прочтите эту книгу и возможно вам станет легче.

Это жизнь. Такая какая она есть. И от этого никуда не деться и не скрыться. И рано или поздно всегда придется столкнуться с правдой, даже если очень не хочется.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безупречное, совершенно идеальное индии-произведение британского пера! Сложно словами передать всё, что хочется сказать о «Голосе монстра». И, увы, без спойлеров никуда. Поэтому, если вы не читали\не смотрели книгу\фильм, то пропустите мой отзыв. Помните, я вас предупреждал!

Конор О’Мэлли достаточно обычный мальчик. Разве у многих в 13 лет есть друзья? Я про друзей, а не товарищей. Разве у многих в 13 лет полная семья? Разве у многих в 13 всё гладко в жизни? Нет, нет и ещё раз нет. Поэтому всё это делает Конора вполне обычным подростком. Но кое-что всё-таки резко выделяет его из толпы пубертатных детей.

Его мама при смерти.

Можно ли пройти мимо без сочувствия? Вряд ли. Такого никому не пожелаешь, даже самому заклятому врагу. Конор О’Мэлли не хотел, чтобы его мама умирала, но вот только у него не спросили. У него нет друзей. Отец живёт в другой стране и лишь изредка ему звонит по скайпу. Даже когда его бывшая жена просит приехать к единственному сыну, то Лиам делает это из-под палки. Грустно… Те, у кого отцы ушли в другие семьи, поймут. Я понял. Конор не желает принимать скорую смерть матери. Холодная бабушка, которая в срочном порядке вызвала спасать положение, всё только усугубляет. Судя по контексту, она очень далека от семьи Конора. Тем ещё грустнее.

Значит, нужно жалеть мальчика? Нужно сочувствовать ему? Проникаться душой? И, в конце концов, просто симпатизировать? Что ж, авторы считают иначе. В поведении Конора очень много неприятных черт. Он замкнут, он не идет на контакт с людьми, даже с родственниками. Он предпочтет держать красивую мину при плохой игре, нежели признается в своих проблемах. Массовое «сочувствие» (лицемерное и показное) делает всё только хуже. Лично мне не шибко симпатичен Конор. Может, кто-то даже будет его упрекать или ругать. Но, опять же, не я. Потому что кто я такой, чтобы упрекать Конора? Я не прожил его жизнь. Я не понимаю того, что он пережил, переживает и будет переживать. Больше того, я не хочу понимать. И никому не желаю. Это слишком больно – понимать и принимать смерть.

Но мальчик вынужден. У него не спросили. Его защитные механизмы идут в обход рациональности и создают свой способ понять и принять – через голос Монстра. Слишком бурная фантазия? Неправда. В таких обстоятельствах бессознательное Конора нашло очень даже хороший выход. Может, не лучший, но и не худший.

А каковы рассказы Монстра? Каждый – отдельное произведение, до жути ёмкое и сильное. К сожалению, в наш век «литературы» встречаешь порой книгу, где в тысяче страниц смысла меньше, чем в одной (любой) истории Монстра. Прискорбно, но реальность такова. Я даже не буду разбирать эти истории. Каждый увидит в них что-то своё. Ну, а если не увидит, то снова жаль. И идти дальше.

Что касается жанровой принадлежности, то тут очень сложно определить правильные факторы. Я бы сказал, что это чистой воды реализм, но тогда потеряется лёгкий флёр, поэтому тут ближе будет «готический роман» (кладбище, мрачность происходящего, Монстр), но многие поспорят. Магический реализм? Слишком по-детски. Но пусть будет так.

Заключение: эту книгу должны прочитать все, я убежден в этом. Удивительно, но в 200 страниц поместили очень много подтекстов, очень много мыслей и смысла. Сказка? Нет. Для детей? Снова нет. Подросткам? Возможно, но вряд ли. Взрослым? О да. Соглашусь. Экранизация у романа тоже шедевральная, подстать книге.

PS: жаль только, что книга у меня без иллюстраций. Большой вопрос к Рипол-классик, который ставит бешеный ценник за книгу в 200 страниц, но не добавляет туда иллюстраций.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мама Конора тяжело болеет. Отец бросил мальчика, уехал в Америку и живет с новой семьей. В школе трудности, друзей нет. Но одной ночью, ровно в 00-07 к нему пришел монстр Тис, чтобы рассказать три истории.

Одна из тех книг, которые после прочтения хочется перечитать еще раз. Вдумчиво, неторопливо, обдумывая каждое слово и каждое действие героев. Книга после, которой начинаешь по-новому глядеть на окружающий мир. Книга, которая написана понятным и простым языком (и даже перевод его не испортил).

Сюжет рассказывать смысла нет. Произведение довольно короткое, читается легко. К мальчику по имени Конор по ночам приходит монстр Тис и рассказывает ему истории, после которых Конор (да и читатель тоже) начинает глядеть на мир другими глазами. Сюжет довольно необычный. И если сначала ты как и Конор боишься Тиса, то ближе к концу книги, пройдя через все истории, ты начинаешь уважать его (да и не только его если честно).

Читать обязательно. Всем возрастам, от мала до велика. И обязательно перечитывать.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это история о взрослении, о попытках примириться с неизбежным, о нежелании думать, что век человека недолог, о невозможности отпустить близкого и родного человека. Это история о разбитом сердце.

Это удивительная, эмоциональная, полная переживаний книга. «Голос монстра» пробуждает в душе животный страх перед смертью, страх перед одиночеством и пустотой. И тем страшнее, что столкнуться с этим приходится подростку, мальчику в весьма непростой жизненный период. Конор никак не желает мириться с тем, что его мать смертельно больна и угасает. Он цепляется за ее наигранные улыбки и пытается убедить себя, что все будет хорошо. Но хорошо уже не будет, и в глубине души Конор это понимает. Понимает настолько, что замыкается в себе, перестает общаться с друзьями, отталкивает от себя всех, придумывая монстра. Или он настоящий?.. В этой книге переплелось очень многое в неразрывный клубок, и вот уже сложно разграничить правду от вымысла, сон от яви, желаемое от действительного. Аллегорический образ монстра, рассказывающего философские притчи, показывает читателю всю бездну отчаяния мальчика, его попытки ухватиться даже за мнимую надежду. И его можно понять — он не желает отпускать маму. Ведь он просто ребенок, а то может быть страшнее для ребенка, чем потерять мать?

Книга страшна своей реалистичностью. Монстр живет в каждом. Нет абсолютного добра и абсолютного зла, мир не черно-белый, он состоит из тысячи оттенков серого. Люди не плохие и не хорошие, они такие, какие они есть. Вот что пытается донести до нас автор через рассказы чудовища. В то же время мир двойственен, и автор вводит в повествование тис как символ этого — ведь тис несет в себе яд и лекарство.

Это книга о жизни, но все-таки больше о смерти, о попытках примириться с неизбежным, найти в себе силы отпустить самого родного человека и попытаться жить дальше. Это книга о боли, о смирении, об отчаянии. Это книга о прощении: нужно простить монстра в себе, в первую очередь ради себя самого. Это книга о неизбежном, о том, о чем мы стараемся не говорить, от чего стыдливо отводим глаза и надеемся, что с нами такого не случится. Конору выпало это испытание, он оказался один на один со своим монстром, но он сумел примириться с ним. Голос чудовища исцелил мальчика через отчаяние, через боль, подарив тем самым надежду.

Эта книга страшная в своей честности и открытости поставленных вопросов, но нужная и важная для любого возраста. Нас не учат сталкиваться с подобными ситуациями, не учат реагировать на них. столкнувшись с подобным, многие просто теряются, не знаю, что и ка делать, что говорить. Эта книга — откровенный разговор о болезни и смерти, о том, что горевать — это не плохо, что бояться смерти — это нормально, что быть эгоистом и не желать отпускать близких — типичная реакция. Эта книга о жизни... и смерти и о том, как важно говорить об этом.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомившись с отзывами, посмотрев рейтинг голосов, я захотел тут же приобрести эту книгу. Забежал в книжный, оставил там 500 рублей и вернулся домой в предвкушении чуда. Книгу прочитал за несколько часов.

И вот что меня поразило. Это, наверное, единственный роман для подростков, затрагивающий столь мрачную и глубокую тему. Он наполнен невероятно чёткими образами, внимательным изучением психологии, и совершенно не боится раскрыть всю боль, всю жестокость... короче, всю правду жизни. Я могу вспомнить только один детский/подростковый роман, в котором переживания главного героя были столь же точны и выверены в психологическом плане — «Ночные птицы» Хаугена. Однако «Голос монстра» затронул тему всё же более глубокую, нет, более тяжёлую — тему смерти и принятия её как неотъемлемой части нашего бытия.

Очень пронзительный, очень мрачный роман, но в то же время — очень нужный. И сейчас, пока я пишу этот отзыв, мной продолжают владеть счастье, что я оказался владельцем столь мощной книги, а так же лёгкая, но не проходящая грусть.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу можно причислить к разряду лучшей литературы для подростков. Этому способствует и малый размер «романа», который больше воспринимается как небольшая повесть или рассказ, благодаря чему чтение не затягивается надолго и та квинтэссенция смыслов, которые пропитывают роман и делают это чтение одновременно интересным и полезным. Прежде всего книга про взросление главного героя. В жизни каждого человека иногда происходят такие события, которые заставляют целиком или частично поменять мировоззрение, отказаться от старых идеалов и поступков, изменить характер и стиль поведения. В нашем случае, речь идёт о беззаботном тринадцатилетнем подростке, Коноре, который в свои юные годы уже сталкивается со смертью. Умирает его мать, самое близкое и дорогое, что есть у мальчика. Столкнуться со смертью в такие годы, признать её существование и смириться трудно даже взрослым. Что же может произойти в голове простого мальчика, если не взрыв? Взрыв старых представлений и шаблонов, которые сопровождали его жизнь. Это заставляет его изменить взгляд на мир и людей вокруг. Это заставляет его повзрослеть. Он понимает, что не всегда люди получают то, что заслуживают. Что нет абсолютного добра и абсолютного зла и так далее. Невозможно принять эти идеи и при этом остаться беззаботным подростком одновременно. И поэтому, монстр, который присутствует в романе это лишь своеобразная метафора в романе. Этот монстр в сложных обстоятельствах появляется всегда и у всех людей как ответ на собственную слабость, могущий её превозмочь и сделать человека сильнее и взрослее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Ты сам позвал меня, Конор О’Молли, — заявило чудовище, серьезно глядя на него. — Тебе и отвечать на эти вопросы.

— Я позвал тебя, чтобы ты спас ее. — Лицо Конора покраснело, слёзы бессильной ярости покатились по щекам. — Чтобы ты ее вылечил!

Листья чудовища зашелестели, словно налетел ветер, — это был долгий, тихий вздох.

— Я пришел не для того, чтобы лечить ее, — возразило чудовище. — Я пришел лечить тебя.

Книга пропитана сильным психологизмом, в ней прекрасна реализована концепция принятия горя человеком. Сначала идёт отрицание: Конор отказывается поверить, что его близкий человек может умереть, что смерть возможна. Потом гнев: Конор злится на врачей, не могущих спасти свою мать; на мать, что не верит в своё исцеление ина родственников по той же причине; на свою подругу, взболтнувшую правду одноклассникам; на себя, за то, что в тайне желает, чтобы мать быстрее умерла и её мучения были прекращены, при этом желая её жизни, зная что она будет страдать; на весь мир и всех людей, что жалеет его и относится предвзято из-за смерти матери, и и отказывается его наказать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Вы даже не собираетесь наказать меня?

— А смысл, Кон? — Отец покачал головой. — Есть ли в этом смысл?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Думал напугать меня, О’Молли? — спросил Гарри, потирая окровавленный лоб. — Думаешь, я стану тебя бояться?

Конор не ответил, он просто двинулся к нему.

Гарри отступил на шаг.

— Конор О’Молли, которого все жалеют из-за его мамочки, — пробормотал он, и в голосе его зазвучали ядовитые нотки, — бродит по школе, делая вид, что он особенный, страдалец, которого никто не понимает…

Конор уже настиг Гарри.

— Конор О’Молли, который так хочет, чтобы его наказали, — продолжал тот. Он не сводил глаз с Конора, но при его приближении отступал на шаг. — Конор О’Молли, которому просто нужно,чтобы его наказали. Так почему, Конор О’Молли? Какие ужасные секреты ты скрываешь?

— Заткнись! — приказал Конор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не имеет значения, что ты думаешь, — продолжало чудовище. — В мыслях ты противоречишь себе сотни раз за день. С одной стороны, ты хотел дать ей уйти, а с другой, ты в отчаянии призвал меня её спасти. Ты верил успокоительной лжи, зная болезненную правду, которая делала эту ложь необходимой. И ты сам наказал себя за веру и в то, и в другое.

Торг. Поняв, наконец, что смерть реальна и действительно может настигнуть его мать, Конор начинает торговаться с судьбой. Он начинает верить, что есть особенное лекарство (из тисового дерева), которое спасёт и исцелит его мать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Конор, — начал отец. — Новый курс лечения, который проходит твоя мама…

— … ей поможет, — уверенно заявил Конор.

Отец мгновение сидел молча.

— Нет, Конор, — наконец возразил он. — Возможно, вовсе нет…

— Поможет, — настаивал Конор.

— Это последняя соломинка, сынок. Мне жаль, что все происходит так быстро.

— Это вылечит ее. Я уверен.

— Конор, — продолжал его отец. — Конор, бабушка злится на меня ещё и потому, что думает, будто мы не говорим тебе правды. О том, что сейчас происходит.

— Да что бабушка об этом знает?

Отец положил руку ему на плечо.

— Конор, бабушка…

— Мама всё делает правильно, — Конор встал и покачал головой. — Этот новый курс лечения — тайна. Он поможет, есть причина. Я знаю, что говорю.

Отец, казалось, смутился.

— Какая ещё причина?

— Возвращайся в Америку, — продолжал Конор, — Возвращайся к своей новой семье, нам будет хорошо здесь без тебя. Лекарство поможет.

— Конор, не…

— Да! Оно поможет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чудовище вылечит маму. Так и будет. Иначе зачем оно приходило? Других вариантов не было. Оно же ходячее дерево здоровья, такое же дерево, из которого сделали лекарство для матери. Иначе зачем это чудовище приходило?

«Пожалуйста, — мысленно попросил Конор, глядя на свой нетронутый поднос с обедом. — Пожалуйста»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Как это лекарство могло не сработать? — снова спросил Конор, будто ожидал услышать что-то другое.

— Знаю, — ответила его мама, по-прежнему печально улыбаясь. — Когда я каждый день смотрела на этот тис, мне казалось, что у меня есть друг, который придет на помощь в трудную минуту.

Конор по-прежнему держал руки сложенными на груди.

— Но он не помог.

Его мама едва заметно кивнула. На лице ее читалось беспокойство, и Конор понимал, что мама беспокоится о нем.

— И что теперь? — спросил Конор. — Врачи будут придумывать новый курс лечения?

Мама не ответила, но это уже само по себе было ответом.

Тогда Конор сказал очень громко:

— Разве нет еще какого-нибудь лекарства? — и это уже был не вопрос.

— Мне жаль, сынок, — пробормотала мама, слезы потекли у нее из глаз, хотя она по-прежнему улыбалась. — Мне в жизни никогда не было так сильно жаль.

Конор снова уставился в пол. Казалось, он не дышит, словно кошмар отнял у него силы.

— Ты говорила, он сработает, — сказал он едва слышно.

— Знаю.

— Ты сказала. Ты верила, что он сработает.

— Знаю.

— Ты лгала, — Конор снова посмотрел на мать. — Все это время ты мне лгала.

— Я и сама верила, что он сработает, — прошептала она. — Может, поэтому я так долго и продержалась, Конор. Я верилаточно так же, как и ты.

Мама протянула к Конору руку, но он отодвинул ее.

— Ты лгала, — повторил он.

— Я думаю, в глубине сердца, ты всегда знал правду, — сказала его мать. — Разве не так?

Конор не ответил.

Депрессия. Герой, понимая, что не в силах как-либо изменить и повлиять на судьбу, впадает в меланхолию и только уже потом смиряется с ней спокойно принимая как факт, неизбежную и непреложную данность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конор хотел было спросить о том, что случится после, но не посмел.

Потому что чувствовал, что знает.

— Если ты скажешь правду, ты сможешь принять любое грядущее, — прошептало чудовище ему на ухо.

А Конор все смотрел на маму, на ее вытянутую руку. Он кашлянул и заплакал.

Реальность ничуть не напоминала кошмар. Все было проще и яснее.

Но так же тяжело.

Он взял мать за руку.

Она на мгновение открыла глаза и поймала его взгляд. Потом снова опустила веки.

Но она все же увидела его.

И он понял, что все произошло именно здесь. Он понял, что на самом деле не было пути назад. То, что должно было случиться, — случится независимо от его чувств и желаний.

И еще он знал, что должен пройти через это.

Ужасно. Хуже, чем ужасно.

Но он сумеет это пережить.

Именно для этого пришло чудовище. Его присутствие было необходимо. Конор нуждался в нем и позвал его. И чудовище пришло. Но только на время.

Поэтому, не смотря на то, что концовка является грустной, нельзя сказать, что она является плохой. Мать не выжила, никакого хэппи-энда, но в тоже время мы видим моральный облик героя, который духовно исцелился и понял, что смерть это всего лишь часть жизни в её круговороте (да в этом есть какие-то буддистские нотки и повторение буддистских философских притч на тему смерти).

В завершение можно сказать, что данная литература идеально подойдёт не только развивающемся поколению, но и вполне взрослым читателям. Может поэтому её и можно назвать лучшей?!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, этот роман — жестокая, безжалостная, правдивая, откровенная, но удивительно мягкая и аккуратная в своей концовке работа.

Читать вещи подобной тематики всегда тяжело и по-особому больно и страшно. А когда видишь, какими могут быть последствия, становится жутко. Такие работы оставляют тяжеленный осадок на душе, смыть который может либо время, либо концовка, исполненная в более светлых тонах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что автор и сделал.

Личная драма главного героя прописана великолепна. Разговоры с монстром меткие и действительно поучающие. Равно как и истории, которые поведал монстр Конору.

Прекрасный язык, отличные образы и потрясающие диалоги. Последние — особенно яркие и, скажем так, больные. Очень уж бьют и задевают. Связка Конора и монстра чем-то отдаленно напомнила «Бойцовский клуб» (особенно в сцене с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
избиением
). Также интересно стремление Конора быть наказанным. Концовка подводит к тому, о чем начинаешь догадываться почти сразу же. Психология и поведение обоснованы, становится понятно, почему гг ведет себя именно так.

Светлым лучиком в этом царстве депрессии и беспробудной тоски выглядит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лили. И хорошо, что она написала ему ту записку. Иначе ничего чистого со стороны внешнего мира не осталось бы.

По книге: атмосфернейшие иллюстации, которые максимально дополняют книгу. Всё в тему, гармонично и поддерживает заданное автором настроение.

Также здорово, что автор не затянул и все сделал «сжато» и «пружинисто».

Очень и очень понравилось.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страшная книга.

Реалистичная, без грамма фантастики.

Добро и Зло неотделимы. Иногда нужно жертвовать. Невидимый не значит непонятый.

Разрушение подавляет боль. Есть лекарство даже от смертельных болезней. Сон даёт ответы.

Роман взросления. Беспощадный и злой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не сказка. Не для детей. Без счастливого конца.

Читая, ждёшь, ощущаешь надежду, пытаешься защитить её.

Грусть. Держит и не отпускает.

Тяжесть страниц. Не в их количестве дело.

P.S. Вы способны рассказать четвёртую историю?

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня очень кратко, как и сама книга. Почему выбрал? Сказать точно не могу. Увидел книгу в магазине – решил прочесть. Аннотацию, как и отзывы, никогда не читаю перед выбором.

Главный герой – это маленький мальчик, школьник, который только начинает сталкиваться с взрослой жизнью.

Мир романа – это наш с вами мир, глазами этого самого мальчика, которому предстоит проститься с детством очень рано.

Сюжет романа расскажет нам о конце детства этого самого мальчика. Мальчик – Конор не может осознать происходящего вокруг него, а именно мать, которая умирает от рака. Надежда Конора не угасает. И тут на помощь к мальчику приходит монстр. Тисовое дерево, которое росло рядом с домом, ожило. И пока не ясно, чего ждать от монстра бед или помощи.

Сильно, как многим, мне не зашла. Определенно на страницах, а в особенности рассказах монстра, есть большой смысл и мораль. Но, по моему мнению, книга больше пробивается в мозг человека, а должна в сердце. Книга заставляет пораскинуть мозгами над тем или иным случаем, и тем как человек должен оценивать ситуации и как их принимать. Но, а должна пробиваться к чувствам и заставить сопереживать и прочувствовать то, что переживает главный герой. Но она этого не делает. То есть, вся книга – это такой большой посыл, но с художественной части она слабовата. Не до жал автор.

Вывод. Данная книга не обычна для меня. Да и, пожалуй, для многих. Ее некому посоветовать. Взрослый ее не оценит, а юный не поймет. Как мне кажется, не хватило в романе самих чувств. Роман лишь призывает читателя в любой ситуации смотреть на вещи реально. Встречать неприятности лицом к лицу. Не быть эгоистом. Смотреть на вещи трезво. И так далее. В целом есть над чем задуматься. Значит, время за чтением не пропало зря.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх