Чарльз де Линт «Лезвие сна»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Сон и явь… Тонкая и острая как лезвие грань между ними рассекла жизнь Изабель Коплей пополам. В прошлом талантливая художница, ученица великого живописца, теперь на уединенном острове она ищет спасения от своих ставших реальностью кошмаров. Что разрушило судьбу Изабель — необыкновенный дар или страшное проклятье? И кем на самом деле является ее учитель — коварным злодеем или непревзойденным гением? Художница боится узнать правду. Но, словно призрак, появляется письмо от давно умершей подруги и заставляет Изабель вернуться в прошлое и еще раз пройти по лезвию сна.
Входит в:
— условный цикл «de Lint Master Mythos Universe» > цикл «Ньюфорд»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Jadis, 3 декабря 2011 г.
Понравилось и зацепило гораздо больше рассказов.
Главное, что хочется сказать — ДеЛинт потрясающе пишет о творчестве, о процессе создания, о том, что вдохновляет на ту или иную картину, даже просто описания читать — одно удовольствие. Как-то очень цепляет. Есть впечатление, что фантастические последствия всего происходящего — по-своему логичны, что ли.
Увлекает не с начала, а где-то с середины. Поначалу сложилось впечатление, что книга тяжелая психологически, будет строиться вокруг образа уже умершего на момент событий человека — ну, последнее отчасти действительно так, однако меня зря это напугало. Моменты внутреннего самокопания персонажей очень удачно вплетены в общее повествование, и вообще именно такая подача истории — события прошлого вперемешку с событиями настоящего — очень хорошо подошла этому сюжету.
Интересно отметить вот что — видела, что ДеЛинта критикуют за то, что недостаточно раскрыты характеры ньюменов. Однако, а чего же ожидать от персонажей, сошедших с картин? Они именно в первую очередь яркие образы, а не сложные личности, как персонажи-люди вроде Кэти или Иззи, и на мой взгляд это оправданно самим явлением, если можно так выразиться. Все-таки их во многом определяет именно изображение, внешний облик, и все то, что вложено художником.
Sola, 17 апреля 2008 г.
На мой взгляд, достаточно интересный роман. Здесь есть почти все, что я люблю у Де Линта. Но первоначально была несколько разочарована — та магическая атмосфера, которая присутствует в «Городских легендах» и «Девочке-Луковке», окутывающая читателя с головой, — чувствовалась здесь слишком слабо. Казалось, она размывается в большом количестве текста. Но чем дальше, тем больше магии и волшебства мы видим, так что интерес шел по нарастающей. Персонажи прорисованы замечательно — особенно женские. Или правильнее сказать — как всегда женские.
Одна из главных сюжетных линий — отношения Изабель и Рашкина. Учитель может многое ей дать, помочь обрести дар, о котором можно только мечтать. Но непростые отношения между ними не делают ее ученичество легким. В любом случае, я считаю, что гениальность Рашкина нисколько не извиняет его обращения с Изабель. Сама Изабель вызывает сложные чувства, нередко раздражение и недоумение, но в конце книги остается только сочувствие.
Особенно мне понравились короткие описания картин Изабель — «Женщина, читающая книгу» и «Дикарка». Здесь не нужны иллюстрации, чтобы читатель мог увидеть их перед собой. Де Линт вкладывает в эти описания столько поэзии и лирики, что текст говорит сам за себя — лучше любой картины. И очень приятно, что в романе то и дело мелькала Джилли. Вот уж действительно душа Ньюфорда.
zverek_alyona, 26 апреля 2019 г.
Кому-то нравятся сюжеты в духе «Золушки» или «Красавица и Чудовище», а у меня давняя слабость к историям «про Пиноккио» — об оживших творениях (куклах, роботах, персонажах), которые пытаются стать независимыми от своего создателя. О тех, кто появился на свет не-человеком, но очень хочет им стать (или хотя бы чтобы их считали равными людям). Некоторые такие истории могут быть очень «переживательными» (на мой вкус, разумеется).
В романе Чарльза де Линта «Memory and Dream» тема связи между творцом и его ожившим творением (а в данном случае речь идет об многочисленных творениях) очень яркая, но не единственная. Другая нашла отражение уже в названии, которое переводится как «Память и Сон», что больше соответствует содержанию, чем «Лезвие сна»: главной героине приходится разбираться не только со своими архисложными чувствами к своему учителю-мучителю (тема абьюзивных отношений буйным цветом), но и с несколькими «реальностями», в которых она существует-живет: во-первых, это реальность в привычном для нас смысле; во-вторых, это сны, которые то ли отражают ту самую привычную реальностью, то ли влияют на нее; и в-третьих, это ее воспоминания, которые порой так далеки от реальной картины событий, что могут полностью вывернуть их наизнанку.
Это было мое первое знакомство с творчеством Чарльза де Линта, и я не разочарована — понравилось и то, как автор работает с многочисленными сюжетными линиями (все «ружья» выстрелили, все «хвосты» подвязаны), и то, каким языком он пишет.
Анабелл Вейн, 7 февраля 2007 г.
С этой книги началось моё знакомство с Чарльзом де Линтом. Я ещё выбирала тогда между «Лезвием сна» и «Лунным сердцем». И я думаю, что выбери я тогда «Лунное сердце», то оно вполне могло стать моей первой и последней прочитанной у де Линта книгой. И я никак не могу понять, почему у книги такая низкая оценка:confused: Эта книга достойна куда большего. Это книга, после которой мир вокруг вас изменится и изменится к лучшему:smile:
Solnechnaja, 6 октября 2014 г.
Бывает, что книге после прочтения очень трудно поставить оценку. Это может быть в высшей степени замечательное произведение, признанное и читателями, и критиками, но у меня оно не вызовет никакого душевного отклика. А может случиться наоборот – в процессе чтения я замечу множество недостатков, но, закрыв роман, понимаю, что он заслуживает высшего балла. Так получилось и в случае с «Лезвием сна».
Я могла бы придраться к затянутости книги, потому что две трети ее, не меньше, мне хотелось скорее добраться до финала через все эти бесконечно повторяющиеся самокопания главной героини и бессмысленные диалоги, каждый из которых содержит в себе одно здравое предложение, а все остальное – переливание из пустого в порожнее.
Главная героиня, художница Изабель Коплей – вообще тема для отдельного разговора. На протяжении практически всего романа она представляется эталоном наивности и бесхребетности. Она доверяет самым сомнительным личностям, отказывается принимать очевидное и в итоге заваривает такую кашу, в которой читателю вряд ли удастся сразу разобраться. При этом я прекрасно понимаю чувства героини – вряд ли обычный человек, столкнувшись с какими-то мистическими событиями или сказочными существами, готов будет сразу принять все на веру. Однако при всех тех доказательствах, которые получает Изабель, и на которые она закрывает глаза, больше всего поражает ее отношение к происходящему. Какая все-таки полезная особенность – избирательно перекраивать свои воспоминания так, чтобы неприятные события выглядели по-другому! Вместо того, чтобы разобраться в своем прошлом, героиня живет по принципу «не виноватая я, он сам пришел!» и предпочитает прятаться от ответственности, а потом страдать, как же она виновата.
Что же касается сказочных элементов-ньюменов, то они как раз вышли у автора очень удачными. Их немного, и на сюжет большинство из них влияет весьма опосредованно, но зато характеры их получились полнее и ярче, чем у героев-людей. Чего только стоят непосредственная и взбалмошная Козетта, серьезный и гордый Джон, загадочный Пэддиджек и добрая Розалинда. В них присутствует искра, которая горит и в главном злодее. Он, пожалуй, единственный персонаж, которого де Линт не ставит изначально на сторону плохих или хороших. Впрочем, в его преступных намерениях читатель убеждается довольно скоро, в отличие от Изабель, ну да о ней мы уже поговорили.
Несмотря на всю ту критику, которую я привожу, книга поднимает очень хорошие и важные вопросы. О том, как важно ценить дружбу и внимательнее относиться к людям вокруг себя, потому что, погрузившись в собственные проблемы, очень легко пропустить что-то важное и не заметить приближение трагедии. О том, что можно жить рядом с человеком на протяжении многих лет и совершенно не знать его истинного характера, а только маску, под которой он скрывает боль и разочарование. Об ответственности, от которой главная героиня все время пытается убежать, но этим только усугубляет положение. Кроме того, в романе радует и вдохновляет атмосфера взаимовыручки, когда даже малознакомые люди готовы помочь друг другу в опасной ситуации, не задавая вопросов, хоть и не верят до конца в фантастичность происходящего. Конечно, все это сказка, весьма оторванная от реальности, но сказка эта получилась удивительно доброй и обнадеживающей, несмотря на мрачные и трагические события.
В общем, высокую оценку книга де Линта получает у меня скорее из-за послевкусия, которое оставляет роман, нежели из-за каких-то объективных своих особенностей. Возможно, ее не помешало бы сократить, убрав самоповторы и совершенно ненужное нагнетание таинственности, но главным здесь, как ни странно, оказался не процесс, а результат. И вот он-то весьма порадовал.
ksu12, 18 декабря 2013 г.
Имя Чарльза де Линта для меня — открытие . Крайне интересное открытие. Я всегда считала, что произведение искусства, в которое вложена душа создателя, способно оживать и приходить в этот мир не только в виде прекрасных полотен и историй, но и жить своей жизнью, влияя на нашу . И вот у Чарльза де Линта я нашла отражение своих мыслей и нашла историю, в которой захотелось очутиться. Нечто было и у Оскара Уальда, и у других сказочников, но здесь все как- то особенно трепетно и искренне.
Талант художника, писателя, музыканта, скульптора итд способен вызывать к жизни Ангелов и Демонов. Рисуешь картину, полотно , а персонажи летают и поют вокруг твоей головы, пытаясь познакомиться... Эти персонажи не всегда дружественны, зачастую опасны, хотя по их внешнему облику этого не скажешь.
Учитель и ученик, художник и полотно, книга и иллюстрация — здесь много магических связей.
» Лезвие сна» — это мифологическая проза , городское фэнтези. Действия происходят в вымышленном городе Ньюфорде, , на вымышленном острове Рен, но вместе с тем эти географические объекты вполне могли бы быть реальными и окружать нас в современности. А вот события — волшебные , персонажи сказочные , неожиданно все среди витрин магазинов и мимо проезжающих автомобилей. Сказка вышла из леса и пришла в город. Все переплетено- люди и существа, искусства и фантазии.
А образ художника Рашкина — это же чудовищно прекрасный образ! Он художник с внешностью то тролля , то нормального человека , смотря как на него взглянуть. То он добр и великодушен, то впадает в такую неистовую немилость , что может избить и покалечить. Ему надо передать магию , магию искусства . Но не всем дано взять подобные уроки , не всем дано настолько проникнуться искусство.Надо быть очень осторожным с подобным даром. Сказанное не вернешь , нарисованное не сотрешь бесследно. Сколько мудрости народной на эту тему. Искусство должен творить человек с чистой душой и открытым сердцем , с чистыми намерениями, и даже такому человеку надо быть осторожным . Всем нам следует быть осторожными со словами , с помыслами , с фантазиями, и особенно осторожными, если воплощаем их в творчестве.
Написано великолепно, кинематографично . Получился бы прекрасный фантастический фильм с анимацией.
Ожившая Козетта, оживший индеец с картины, эльфы- фантастическая феерия. Это сказка и о двойственности природы всего сущего . Мы все — добро и зло, свет и тьма , плюс и минус...
Немудрено , что столько творческих людей- художников, писателей , музыкантов итд сошли с ума , покончили с собой или были очень эксцентричными, необычными людьми. Возможно, это результат соприкосновения с плодами своего творчества... Кто знает...
Искусство — это Мост, Мост к другим мирам , другим сущностям , а значит это Мост к осознанию космичности и обширности всего сущего.
А еще -« мы в ответе за тех, кого приручили», создали, родили и даже просто придумали. Мы им всем родители — плохим и хорошим, настоящим и фантастическим. В романе рассказывается и о судьбе художника — кто он — злой гений или светоч добра в этом мире.
Мне нравятся многие истории- фэнтези , но редко какое западает в душу. Это одно из редких. Эта история осталась со мной, в ней есть игра , философия , есть загадка и мудрость и вместе с тем необыкновенная легкость.
А Чарльз де Линт для меня теперь один из фаворитов мистической мифологической прозы! Совершенно очарователен! Предела нет восторгу детской части моей взрослой души...
Elessar, 17 февраля 2013 г.
Прозу де Линта довольно трудно классифицировать и отнести к какому-то конкретному направлению. С одной стороны, это магический реализм, но совершенно своеобычный и очень далёкий от того, что обычно принято ассоциировать с этим жанром. С другой стороны, это определённо городское фэнтези, но опять же не имеющее ничего общего с лихими фантастическими боевиками в городском антураже, к которым привыкли читатели. По ритму и настроению «Лезвие сна» больше похоже на классическое и даже мифологическое фэнтези, раздумчивое и медлительное. В декорациях современного мегаполиса автор разворачивает вполне реалистичный на первый взгляд сюжет. И только потом, совсем как на картинах Изабель, главной героини романа, читатель замечает маленькие чудеса большого города.
Фантастическое здесь не выходит на первый план и уж тем более не врывается в ход событий внезапно. Чудеса всегда были частью повседневного мира, скрываясь в полумраке теней, их просто нужно уметь увидеть. «Лезвие сна» — вещь удивительно камерная и атмосферная, построенная, несмотря на антураж, скорее по канонам магического реализма, где во главу угла ставятся переживания и эмоции вполне реальных людей, хоть и показанные сквозь призму сверхъестественного. Вопросы веры и доверия, типично человеческие метания в поисках смыслов, место и путь художника. Волшебное лишь помогает автору яснее очертить все эти проблемы, выступая скорее средством, чем целью. Да и начало своё все эти чудеса берут в искусстве, которое на самом деле и есть та самая дверца в удивительные миры, доступная каждому человеку. Отношения Изабель с ньюменами и в первую очередь Джоном — что-то вроде очередной иллюстрации реального мира, где привязанности и чувства, что возникают между людьми, заменены на неразрывную связь творца и творения. В своей дружбе с Кэти Изабель видела ровно то, что хотела увидеть, то, что, как ей казалось, должно было быть. Чтобы отказаться от этого невольного эгоцентризма, героине пришлось столкнуться с собственным творением, ожившим и обретшим полную свободу воли. Если уж Джон, казалось бы, созданный одной только силой искусства Изабель, оказывается для неё непостижим, то что уж говорить о других людях. Вещие сны, и ожившие картины, и пожар, и смерть, и встреча лицом к лицу со злом. Изабель заплатила очень дорогую цену за простое осознание того, что даже в своих чувствах человеку разобраться не дано. Именно в этом и скрыт ключ к чуду, если верить автору. Великая сила искусства сродни любви и точно так же берёт начало из глубины души. Главное — чувства людей, а удивительные создания, населяющие заброшенные закоулки Ньюфорда, скорее следствие, внешнее проявление подлинного чуда, что скрыто в сердцах людей. Так что перед нами совсем не обычное городское фэнтези. Магия де Линта рождается в видениях и мечтах, на тонкой границе между реальностью и миром по ту сторону холста. На лезвии сна.
florell, 4 января 2017 г.
Учится у великого мастера — чего еще можно желать начинающему художнику? Наверняка, так думала Изабель, когда ее заметил и позвал в свою студию самый великий художник города — Винсент Рашкин. Да, он был самодуром, и иногда доводил дело до рукоприкладства — но можно и потерпеть такое, ради его уроков.
Прошло немного времени, когда Изабель стала на улицах замечать людей, точь-в-точь похожих на тех, кого она изображала на своих картинах. Так девушка поняла, что получила в свое распоряжение невероятный дар — вызывать своих нарисованных персонажей в реальный мир. Но благо это, или проклятие — еще только предстояло выяснить.
Де Линт рисует в своей книге типичный средний городок, коих в огромном количество разбросано в глубинке страны. Но есть у него и одна особенная изюминка — в нем реальность и чудеса настолько глубоко переплетены воедино, что порой нельзя отличить одно от другого.
“Лезвие сна” заключает в себе несколько временных линий. Такие скачки дают возможность аккуратно выстроить весь сюжет, как большой паззл — от кусочка к кусочку. Связующий стержень — выбор между добром и злом, а также ответственность за принятые решения и их последствия, пронизывает книгу практически с первых страниц и до самого конца. Ну а автору уже самому необходимо будет решить — кто здесь герой, а кто злодей, кого поругать, а кому выразить сочувствие.
be_nt_all, 18 декабря 2007 г.
История об учителе и ученице, о создателе и созданиях, гении и злодействе. Ещё – о том, порой неподъёмном, грузе, который мы тащим из детства во взрослую жизнь.
Интересная фантастика и хорошая проза, которые, правда, порой сбиваются на достаточно достаточно банальный экшен и не менее банальное богемное бытописательство. До шедевра этот роман, к сожалению, заметно не дотягивает.
Но сюжет романа – совершенно оригинален, так же как и идея фантастического романа из жизни современных художников (лично я на подобную тему могу вспомнить разве что несколько сумбурную дилогию Александры Сашневой «Без Наркоза»).
Claviceps P., 7 апреля 2007 г.
Полифонично, достаточно интеллектуально, тонко. Тщательно, с психологизмом, выписано. Живые герои, не ходульные. Вроде бы талантливо и качественно… Но… Что не так? Отклика как-то мало, не взволновывает… То ли во мне самом дело, то ли стивен-кинговские нотки не катят, то ли… Да и тема взаимоотношений художника и его произведений не нова уж, с самых древних времен всплывала.
Откровенно скучно конечно не было, но иногда я вздыхал. В надежде что дальше будет лучше…
В принципе мог бы и большую на балл оценку поставить... Но у меня такое чувство, что когда мы ждали де Линта — мы ждали все же немного другого...
Irena, 17 августа 2011 г.
Поэтично. Приятно. Красивый и достаточно оригинальный ход. Но иногда ощущение «приятного неспешного повествования» перерастало в мысль о затянутости.
Кроме того, лично мне бы больше понравилось, если бы упор был не на какие-то темные силы и борьбу с ними, а на проблемы именно ньюменов, отношения их с создателем, с другими людьми, с «чужими» ньюменами... А именно это оказалось на заднем плане. Какие-то характеры есть только у Джона и Козетты, остальные... никакие. А жаль. И финал показался несколько вымученным, как будто не писалось, а надо, плюс как-то надо выкрутить хэппи-энд.
Хотя в целом — впечатление весьма приятное.
Библиотекарь БСЧ, 1 октября 2007 г.
Сильная книга с интересными героями, живыми картинами и безумными художниками:smile:
Единственное разачаровало то, что книге не хватает драйва и динамики, повествование идет неспешно, никуда не торопясь и иногда хочется чтобы автор слегка ускорил течение событий.
kirieshka-spb, 30 марта 2009 г.
Согласна, в некоторой степени, с оратором — Анабелл Вейн.
Сама познакомилась с произведениями де Линта с этой книги. Прочитала на одном дыхании. А вот если бы начала с Лунного сердца, то бросила не дочитав... Считаю эту книгу одной его из лучших!!!
Только вот конец не очень:( как-то мне эти две девочки «не понравились»
Лэйла, 25 февраля 2009 г.
Достаточно необычным для меня показался этот роман — ранее ничего похожего не читала.
Идея, несомненно, меня заинтересовала.
Однако что бы ну настолько уж представить кого-то чудовищем... Мне кажется — это уж слишком сильный перегиб. Поэтому в начале интересно, но чем больше нагнетается атмосфера, тем скучней и скучней становится.
По мне главная героиня сама что-то вроде монстра: создавать образы, которые оживут в жизни, знать об этом, видеть эти несчастные свои творения и ничего не предпринять, чтобы это прекратить — это же преступно, с моей точки зрения. Она еще и возгордилась на какой-то момент: вот как я могу писать.
Короче, каков учитель, таков и ученик. Кто знает, что ей грозит в старости.
Автор, по мне, сама не знала толком, как провести читателя через то, что задумала. Да и вопрос: до конца ли она осознавала то, чем кончится ее творение, когда начала писать.
Конец, по-моему, достаточно прогнозируемый что, несколько, разочаровало. «Добрая, хорошенькая девочка победила злого старикашку». Причем нигде в романе не указано, что ее талант идет от нее самой — чистое обезьянство за «плохим» учителем. Я мол сделаю то, чему учил он гораздо лучше. А смогла бы она его переубедить, доказать ему, что он неправ?
Однако сам роман написан таким языком, что я еле смогла дочитать книгу до конца. Несколько раз бросала, потом снова начинала читать. Читать взялась из-за того, что сказали, что мол «модный современный» роман.
KindLion, 22 октября 2010 г.
Мир, нарисованный де Линтом в этом романе – как будто бы скопирован с быта юной богемы какого-то европейского городка. Высочайшая концентрация молодых и энергичных творческих личностей на кубический метр пространства в единицу времени – рождает поистине живородящий коктейль.
И из коктейля этого рождаются весьма специфические личности – ньюмены. Они выходят в наш мир такими, какими их нарисовала молодая талантливая художница Изабель. А, поскольку, в определенный период своего творчества, Изабель рисовала не только людей, но и фантастические персонажи, то в нашем, реальном мире, они и появляются – горгульи, женщины с заостренными, покрытыми густой рыжей шерсткой ушами, и прочие ньюмены.
Книга захватывает с первых страниц. Живородящий коктейль – отнюдь не единственный коктейль, который имеется в баре писателя де Линта. Любовь (в том числе и нетрадиционная), верность, дружба, ненависть, творчество, утеря творческой искры, инцест, непростые отношения между детьми и родителями – далеко не полный перечень тем, которые затрагивает де Линт.
Основных недостатков, из-за которых я снизил оценку, три:
1. Чрезмерно простой язык. Это воспринимаешь нормально вначале книги, там он кажется оправданным самим ритмом повествования, но к концу книги стиль «он пошел – она сказала» начинает надоедать.
2. Повествование ведется в двух временных плоскостях, разделенных 20-ти летним промежутком. Герои – студенческой поры, и герои – уже достигшие определенных успехов в жизни и творчестве. Эти две временные плоскости — пересекающиеся. Т.е. развитие событий 1970-х годов, постепенно объясняет то, что происходит в годах 1990-х. Но, на мой вкус, эти временные плоскости пересекаются под слишком острым углом. Т.е. история 1970-х слишком медленно догоняет историю 1990-х.
3. Самый серьезный недостаток. Книга затянута. Соберись автор с духом, вырежи треть текста – и первые 2 недостатка, возможно, сошли бы на нет. А так – только 7 из 10. Причем эта 7 – ближе к 6, чем к 8.