FantLab ru

Генрих Альтов, Валентина Журавлёва «Баллада о звёздах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
132
Моя оценка:
-

подробнее

,

Баллада о звёздах

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это было время, когда люди начинали прокладывать путь в Звездный Мир.

Молодого, талантливого скульптора Ланского приглашает к себе умирающий учитель. И поручает сделать вместо него работу о экспедиции Шевцова к Сириусу.

Еще один вариант контакта с внеземной цивилизацией

Примечание:

Впервые напечатан в журнале «Знание — сила» — 1960, №№ 8-10:

- так же: Г. Альтов, В. Журавльова. Балада про зорі: Уривок з науково-фантастичної повісті / Пер. з рос. С. Захарової // Наука і життя, 1962, №1. (на укр. яз.)


В произведение входит:

7.32 (28)
-
7.46 (24)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— антологию «Золотой лотос», 1961 г.

— антологию «Alfa Eridana», 1962 г.

— антологию «Les meilleures histoires de science-fiction soviétique», 1963 г.

— антологию «Рассказы советских писателей», 1963 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала "Новое Измерение" / Premios Nueva Dimensión, 1968 // Рассказ на иностранном языке (СССР; повесть)

Похожие произведения:

 

 


Золотой лотос
1961 г.
Рассказы советских писателей
1963 г.
В мире фантастики и приключений
1963 г.
Летящие по Вселенной
2002 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 10, октябрь 1975 г.
1975 г.

Издания на иностранных языках:

Alfa Eridana
1962 г.
(польский)
Les meilleures histoires de science-fiction soviétique
1963 г.
(французский)
Les meilleures histoires de science-fiction soviétique
1972 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С большим удовольствием продолжаю открывать для себя маленькие шедевры советской фантастики — популярные и значительные тогда, и практически забытые сейчас. На этот раз очередь дошла до совместного творения Г. Альтова и В. Журавлевой — повести «Баллада о звездах». Сразу скажу, что не являюсь большим поклонником Генриха Альтова, и знаком с его творчеством пока лишь по двум произведениям («Опаляющий разум», «Дедал и Икар»). А вот Валентина Журавлева наоборот — входит в десятку моих любимейших русскоязычных авторов и ее «фирменный почерк» я мгновенно узнаю. Трудно сказать (да это, наверное, и не нужно) чей вклад в это произведение был более значительным, но это тот самый случай, когда результат объединения творческих усилий оправдал все ожидания. «Баллада о звездах» — красивая, поэтичная и очень «человечная» повесть. И, пожалуй, наряду с «Астронавтом» — лично для меня это вершина раннего творчества Журавлевой. Каждая строчка в повести пронизана романтикой, одухотворенностью, жаждой открытий, стремлением к высоким моральным идеалам, готовностью к самопожертвованию... Для меня эта повесть стала одним из ярчайших символов фантастики 60-х, еще одной небольшой «энциклопедией человековедения», которую хочется буквально растащить на цитаты.

И самое примечательное в этом произведении то, что стандартные, на первый взгляд, для фантастики темы — парадокс времени, контакт — рассмотрены авторами гораздо глубже, с неожиданных ракурсов. Все обсуждается не умозрительно, а происходит прямо в реальном времени — здесь и сейчас.

Вот человек (в данном случае — один из главных героев повести, астронавт Шевцов) удаляется от Земли на субсветовой скорости. Он — единственный пилот, его присутствие на корабле необходимо и играет решающую роль. Для него полет займет несколько месяцев — на Земле за это время пройдет почти семнадцать лет. Он не выбирает — лететь или не лететь. Он уже летит... и смотрит на фотографию любимой девушки. С каждым часом, с каждой минутой время разделяет их все больше и больше. Вот она уже старше него... А что же будет через семнадцать лет? Этого времени достаточно, чтобы стать абсолютно чужими людьми. И на короткий миг появляется непреодолимое желание развернуть корабль обратно, пока еще можно что-то вернуть! Но он понимает, что от результата его работы зависит жизнь сотен людей и продолжает свой путь... Вот он — парадокс времени, здесь и сейчас, на своей собственной «шкуре».

Что касается вопросов контакта, то в «Балладе о звездах» (еще за год до публикации Лемовского «Соляриса», и за девять лет до Ефремовского «Часа Быка») авторами уже были сформулированы качества «первопроходца будущего», на чьи плечи упадет ответственность от имени человечества установить первый контакт с иным разумом, насколько бы необычным для понимания человека ни оказался этот разум. Буду цитировать по тексту:

1. «...нужно соблюдать величайшую осторожность, ибо даже хороший астронавт может оказаться плохим психологом».

2. «Да, мы привыкли — дурная привычка! — мерить на свой аршин. Мы представляем себе обитателей чужих планет либо как наше прошлое, либо как наше будущее. Чепуха! Там, где другие условия существования, там все идет по-другому...»

«...именно в эту минуту — мы смотрели друг другу в глаза — я понял, что существа эти не выше и не ниже человека по развитию. Они просто иные!»

3. «Человек будущего — поэт и ученый. Точнее — и то, и другое одновременно, ибо за какой-то гранью эти понятия сливаются...»

Помимо того, что Альтов и Журавлева таким образом «примиряют» физиков и лириков, представляя их составной частью гармоничной личности людей будущего, выдвигается новая категория ответственности человека — уже в космических масштабах:

«Это была ошибка. И первые же мои шаги на чужой планете были ошибочными. Как человек — я мог так поступать. Но как представитель человечества — нет и трижды нет!»

«Видящий мог сказать мне: «Вы, люди, хотите сделать нам добро? Но почему мы должны вам верить? Кто вы? Еще столетие назад — всего столетие назад — вы уничтожили два города придуманным вами оружием. Еще несколько десятилетий назад лучшие свои силы вы отдавали совершенствованию оружия. Пусть не все люди таковы. Но мы судим все человечество. Каждый из вас отвечает за то, что происходит на планете.»»

«Баллада о звездах» опубликована в 1960 году, прошло шестьдесят лет, скоро мы приблизимся ко времени действия повести, а все вопросы по-прежнему остаются открытыми...

А теперь — в свободной форме еще о нескольких моментах:

Произведение настолько красиво и талантливо написано, вызывает такую гамму эмоций и размышлений, что это нужно «увидеть собственными глазами». Невероятная достоверность происходящего... Я понимал, что вместе со скульптором Ланским сижу в зале Станции Звездной Связи и слушаю этот рассказ лично из уст Шевцова, как и подразумевалось по тексту. Слышу все интонации, малейшие оттенки в голосе — вот где писательское мастерство! А сама история о расе Видящих Суть Вещей... Вообще нужно сказать, что произведение просто «напрашивается» на экранизацию по всем параметрам. Оно изначально построено как фильм. И не случайно первое издание повести в журнале «Знание-сила» вышло с иллюстрациями легендарного Н. Гришина. Да, они немного наивные и «теплые-ламповые» по современным меркам, но в этих иллюстрациях чувствуется какая-то печальная, лирическая нотка... Они замечательно передают дух произведения и самой эпохи! Очень рекомендую читать именно в этом издании. Если Вы романтик, мечтатель и ценитель искусства, любящий книги со смыслом — эта повесть для Вас. И пусть коммунистическая составляющая никого не смущает — это неотъемлемая «фишка» советской фантастики! Единственное что — когда читаешь повесть, ощущаешь бездонную пропасть между нравами, целями и стремлениями той эпохи и современностью. И я говорю именно об общечеловеческих ценностях и качествах, которых сейчас очень не хватает...

P.S. И, напоследок, один веселый момент. Альтов и Журавлева в этом произведении передали, по всей видимости, «зашифрованный привет» И. Ефремову, А. Казанцеву и братьям Стругацким, который без труда распознают многие любители отечественной фантастики. В повести есть эпизод, где главный герой — скульптор Ланской — вспоминает романы об астронавтах из наследия Земли, с которыми он ознакомился для создания скульптурной композиции. Среди них фигурировали: «Галактика Артемиды» («Туманность Андромеды» Ефремова), «Лунный путь» («Лунная дорога» Казанцева) и «Страна зеленых облаков» («Страна багровых туч» Стругацких).

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть пронизана романтикой дальних космических путешествий и открытий. Добрая, немного грустная и наивная история. Грустная — потому, что жалко «Видящих...», наивная от того, что сейчас уже никто не поверит в бескорыстность душевных порывов героев. Это в те далекие года люди могли себе позволить мечтать о помощи незнакомым и бесконечно далеким братьям по разуму, и высекать из камня не олигархов-торгашей, а героев первопроходцев. А сейчас... сейчас — это выглядит не практично, пафосно и отдает дешевой идеологей.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, если Манифест коммунистической партии пронизан поэзией, то просто нет слов. А также дальнейшее изложение теории марксизма-ленинизма в виде литературных обобщений, выводов и новаций просто раздражает. Как это все нас достало в советское время.Но в целом написано хорошо, и, если убрать затянутости, идеологические составляющие, то могло бы получиться неплохое произведение.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Баллада о звездах... Точнее и не определить именно Баллада... Баллада о Безграничности Мироздания, о Призрачных существах с улыбкой Джоконды «Видящих суть вещей», о вселенском одиночестве Человека и целых Цивилизаций... Читала, давным давно и до сих пор помню вплетенные в повествование, строчки «Заклинания» Ильи Сельвинского...

Позови меня, позови меня,

Позови меня, позови меня!

Если вспрыгнет на плечи беда,

Не какая-нибудь, а вот именно

Вековая беда-борода,

Позови меня, позови меня...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве- отрочестве читал несколько раз. Этим летом перечитывал еще раз — если убрать политическую составляющую — рассказ просто отличный! Рекомендую читать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх