fantlab ru

Корнелл Вулрич «Окно во двор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
124
Моя оценка:
-

подробнее

Окно во двор

Rear Window

Другие названия: Должно быть это было убийство; It Had to Be Murder

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Прикованный к инвалидной коляске главный герой вынужден целыми днями просиживать у окна, наблюдая за соседями в доме напротив. И однажды ночью он неожиданно осознает, что стал невольным свидетелем убийства.

Входит в:

— сборник «After Dinner Story», 1944 г.

— журнал «The Saint Detective Magazine, October/November 1953», 1953 г.

— журнал «Искатель 1968'1», 1968 г.

— журнал «Ellery Queen Mystère Magazine no259», 1969 г.

— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, February 1969 (Vol. 53, No. 2. Whole No. 303)», 1969 г.

— антологию «Зарубежный детектив», 1969 г.

— сборник «Rear Window and Other Stories», 1984 г.

— антологию «The Mystery Hall of Fame», 1984 г.

— антологию «Ellery Queen’s Anthology Summer 1987. Ellery Queen’s Bad Scenes», 1987 г.

— антологию «Мастера детектива. Выпуск 2», 1990 г.

— антологию «Та, которой не стало», 1990 г.

— антологию «Тайна чёрной шкатулки», 1990 г.

— антологию «Честный шарлатан», 1990 г.

— антологию «Ведомство страха», 1991 г.

— антологию «Окно во двор», 1991 г.

— антологию «Собака, которая выла», 1992 г.

— антологию «The Best American Mystery Stories of the Century», 2000 г.

«Острый сюжет», 2006 г.

— сборник «Speak To Me Of Death: The Collected Short Fiction of Cornell Woolrich, Volume One», 2012 г.


Экранизации:

«Окно во двор» / «Rear Window» 1954, США, реж: Альфред Хичкок

«Попугай для сыщика / Окно напротив» / «Вікно навпроти» 1991, СССР, реж: Эдуард Дмитриев

«Окно во двор» / «Rear Window» 1998, США, реж: Джефф Блекнер



Похожие произведения:

 

 


Зарубежный детектив
1969 г.
Мастера детектива. Выпуск 2
1989 г.
Мастера детектива
1989 г.
Рассказы «Зарубежного детективного клуба». Выпуск II
1989 г.
Та, которой не стало
1990 г.
Стеклянный ключ
1990 г.
Тайна чёрной шкатулки
1990 г.
Честный шарлатан
1990 г.
Окно во двор
1990 г.
Окно во двор
1990 г.
Окно во двор
1990 г.
Окно во двор
1991 г.
Ведомство страха
1991 г.
Окно во двор
1991 г.
Убийство на улице Морг. Окно во двор
1991 г.
Собака, которая выла
1992 г.
Совращение
1994 г.
Избранные произведения
1996 г.
Убийца поневоле
1999 г.

Периодика:

The Saint Detective Magazine, October/November 1953
1953 г.
(английский)
Искатель № 1 1968
1968 г.
Ellery Queen’s Mystery Magazine, February 1969 (Vol. 53, No. 2. Whole No. 303)
1969 г.
(английский)
Ellery Queen Mystère Magazine no259
1969 г.
(французский)

Издания на иностранных языках:

The Mystery Hall of Fame
1984 г.
(английский)
Ellery Queen’s Anthology Summer 1987. Ellery Queen’s Bad Scenes
1987 г.
(английский)
Ellery Queen’s Bad Scenes
1988 г.
(английский)
The Best American Mystery Stories of the Century
2000 г.
(английский)
The Best American Mystery Stories of the Century
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, прекрасный фильм Хичкока во многом (и очень важном) спойлерит данную историю (уверен, что тех, кто смотрел фильм гораздо больше, чем тех, кто сначала читал рассказ). Однако и без этого в нём много такого, что заставляет им восхищаться. В первую очередь это сама потрясающая задумка. Это детектив (нуар/триллер) в котором герой в буквальном смысле прикован к одному месту. Всё «расследование» ведется из одной точки обзора – сам герой называет своё положение «за сценой». Его положение очень необычно – и именно это идею я считаю особенно прекрасной. История (изначально скрытая от него) проявляется сквозь тонкие психологические замечания, и только потом – уже более характерно для детектива – подтверждается логическими умозаключениями. Это тоже очень любопытно и интересно. Ну, и на сладкое, ближе к концу всё превращается в опасную борьбу умов (надо сказать, противник героя оказывается весьма опасным), тут же перерастающую в борьбу физическую, острота которой заключается в полной беззащитности героя. В итоге – мощнейшее напряжение в таком небольшом произведении. Да, меня лично, слегка подкислила концовка,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
больше похожая на рояль в кустах – уж слишком удачно для героя сложились обстоятельства.
Но это не меняет моего главного вердикта: «Окно во двор» – вещь в чём-то необычная (в рамках жанра), с удивительной задумкой, напряжённая и интригующая, вполне заслуживающая того внимания, что обернулось не одной а несколькими экранизациями а так же титулом негласной визитной карточки Вулрича-Айриша. Действительный шедевр детективного рассказа.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный детективный рассказ с затягивающей интригой, с напряжением, которое не даёт читателю отложить книгу и пойти перекусить. История герметичная — убийство в закрытой комнате, однако с весьма оригинально реализованным ходом: до последней страницы автор вместе с главным героем водит читателя и полицейских за нос, заставляя сомневаться: а было ли оно вообще — это убийство? Или же речь идёт всего лишь о разыгравшемся воображении пожилого человека, страдающего ерундой в вынужденном безделье по причине загипсованной ноги? Этакий «мистер Марпл» местного розлива. Так и подозреваешь, что автор где-то в самом конце переведёт всё в шутку и окажется, что сосед в окне напротив — вполне себе законопослушный гражданин.

И — да, автор и в самом деле...

А вот, что там «автор в самом деле», узнает лишь тот, кто прочитает данный рассказ.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный, полный тонких психологических моментов рассказ.

И выводы, которые делает из своих наблюдений его герой, способный лишь косвенно влиять на развитие событий, гораздо логичнее сомнительных умозаключений Шерлока Холмса или же мосье Огюста Дюпена.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохой рассказ с интересной задумкой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет таков: у Джеффа травма ноги, поэтому он прикован к коляске на какое-то время. Эта история случается летом, где-то середина 20 века: интернета и компьютеров ещё нет, а читать наш главный герой не любит, соответственно, и заняться ему нечем. Приходиться целый день смотреть в окно, которое выходит во двор. Живёт он в многоквартирном доме, а напротив расположено такое же здание. И вот начал он следить за жителями того дома, подмечать чем они занимаются.

Больше всего его заинтересовала семья, которая целыми днями была дома. В этой семье муж не работал, а жена болела гипертонией, и практически всегда была прикована к кровати, а муж за ней ухаживал. Шторы они всегда закрывали на ночь, а утром открывали. Но в это утро всё пошло не так. Две шторы, открывающие вид кухни и гостиной, были открыты, но третья штора, которая вела в спальню, была всё ещё закрыта. Джеффу это показалось странным, и он стал пристально следить за этой квартирой, но целый день ничего особенного в ней не происходило. К вечеру муж вышел на балкон и, покуривая сигарету, начинает осматривать дом напротив, в котором и жил главный герой. Причём осматривал пристально, не просто оглядывая всё вокруг, а как-будто искал что-то конкретное. И дальше произошла вещь ещё более странная: он не пошёл в спальню ко своей жене, а заснул на диване в гостиной, и за целый день так и не зашёл наведать её. Джефф старается объяснить себе, что происходит и пытается тщательно осмотреть квартиру через подзорную трубу. Но надолго сил его не хватает, и он погружается в сон.

На утро он просыпается и видит, что в квартире напротив всё также закрыта третья штора в спальню, где должна находиться жена. Её муж пакует какой-то сундук, и как только он это закончил, то сразу пошёл на кухню, выпивает рюмочку коньяка и принимается кушать. Вдруг происходит стук в дверь, приходят два грузчика, которые берут тот сундук, и куда-то его уносят, а он закрывает дверь и вместе с ними уходит. Главный герой звонит своему знакомому детективу, просит его пробить информацию об этой квартире и прислать своих парней на расследование. Приезжают ребята, проверяют квартиру, но никаких улик не находят. Спустя пару минут приходит этот муж, настолько уставший, что выпивает три рюмки коньяка. Чем он занимался — непонятно. Позже звонит наш знакомый детектив, и говорит о том, что ему удалось выяснить. Этого мужа зовут Торвальд. Оказывается, что его жена отправилась загород на отдых, а в том сундуке были её платья, и даже уже в почтовом ящике есть письмо, в котором она пишет, что удачно доехала. На этом дело вроде как раскрыто, всё хорошо, но у Джеффа остаются в голове нерешённые вопросы: «Почему она уехала, если так тяжело болеет? Почему одна? Почему сундук везут ей отдельно?». Поэтому он продолжает следить за этой квартирой.

Джефф и Торвальд жили на четвёртых этажах. Отличие было в том, что Торвальд жил в очень старом доме. Поэтому там было решено провести ремонт, начиная с самого верхнего этажа — шестого, и затем опускаясь всё ниже. Таким образом, за короткое время можно было привести дом в надлежащий вид. Главный герой посылает своего помощника положить письмо под дверь квартиры Торвальда, в котором написано «я знаю, что ты с ней сделал», далее Джефф находит номер Торвальда в телефонном справочнике, и звонит с целью выманить его из дома, мол «я всё знаю, требую денег за молчание, приходи в парк, там обговорим подробности». Торвальд всё отрицает, но соглашается прийти в парк на разговор. Кладёт трубку и идёт в гостиную к шкафу, что-то из него достаёт (сначала думалось что деньги, чтобы откупиться, но это был пистолет). И пока он ушёл в парк, Джефф посылает своего помощника пробраться в квартиру и специально показать, что в ней кто-то был. После того как дело сделано, он отпустил своего помощника домой. Возвращается Торвальд к себе в квартиру, главный герой ему звонит, пока тот не включил свет и не увидел, что в квартире произошёл небольшой разгром. Дальше идёт запугивание, мол «я специально не пришёл, потому что видел, что ты вместо денег взял пистолет, поэтому совершил небольшой погром в твоей квартире». Торвальд выглядывает в окно и как-будто бы видит нашего главного героя, затем кладёт трубку, ничего не говоря ему в ответ. Теперь, когда мы убеждены, что этому человеку явно есть что скрывать, Джефф звонит ещё раз своему знакомому детективу, но поскольку уже поздно, тот ушёл домой и телефон взяла секретарша. Джефф попросил её уведомить детектива о том, что у него появились новая информация о расследовании дела, поэтому пусть он приезжает срочно сюда. На этом телефонный разговор обрывается, кто-то обрезал провод и поднимается к нам в квартиру.

Главный герой видит на полке с книгами бюст человека, видать от старых хозяев квартиры. Затем накрывается одеялом и помещает этот бюст себе на плечо, (напоминаю, что всё это он делает находясь в коляске) делая из себя со стороны как бы стоячего. В квартире свет был выключен, а в темноте, пока не подойдёшь ближе, сложно будет разобраться кто там у окна. Расчёт у Джеффа был такой: убивают обычно в голову, и если убийца подойдёт достаточно близко для того, чтобы ударить главного героя по голове ножом, то в таком случае, убийца просто разобьёт этот бюст, а Джефф, пока тот уже будет достаточно близко к нему, просто схватит его и задушит, либо оглушит ударом. В план не вписывался вариант, если убийца сразу начнёт стрелять, не подходя близко к нам. И пока главный герой думал над тем, какие действия предпринимать в таком случае, был совершён выстрел в бюст, который тут же рассыпался. Видать убийца в темноте плохо всё разглядел и подумал, что убил Джеффа, поэтому быстро выпрыгнул через окно и пополз к дому напротив. Когда убийца перепрыгивал через окно Джеффа, то главный герой увидел, что это и был Торвальд.

Затем приехала полиция и наш знакомый детектив, который признался, что его это дело тоже не отпускало, поэтому он решил покопаться поглубже и ещё больше засомневался, насколько в деле всё чисто. Пришёл детектив к Джеффу под утро, когда тело Торвальда и его жены уже увозили. В итоге выяснилось, что Торвальд действительно убил свою жену, потому что она ему надоела. Но работать он не хотел, привык жить на пособие, которое получала больная жена, поэтому он её застраховал. Торвальд дожидался, когда в квартире сверху уже начнут делать ремонт. И когда там положили цемент, он убил жену и кинул её в цемент, который недавно положили. Затем он отправил свою сообщницу загород, чтобы та притворилась миссис Торвальд и отправила письмо о том, что она спокойно доехала. Далее план заключался в том, чтобы через пару недель прислать второе письмо о том, что мол, «мне, миссис Торвальд, надоело так жить, поэтому я наложила на себя руки где-то загородом, можете даже не искать мой труп.» Торвальд смог бы получить страховку и жить в своё удовольствие, но его план сорвался и его убили при задержании. Джефф оказался прав в том, что подозревал всё с самого начала. Через пару минут приходит доктор и говорит, что гипс с ноги пора снимать. На этом история заканчивается.

Главный герой в рассказе странный. Где-то с середины и до самого конца нам показывают будто он помешался на этом деле, пытается найти то, чего нет. Из-за этого у нас не получается проникнуться им, потому что вёл он себя действительно как помешанный, не имея веских доводов для такого подозрения. Даже под конец складывается ощущение будто ему повезло и так совпало, а не то, что он сам логически дошёл до раскрытия данного дела.

Слог в рассказе никакой. Читать было интересно только из-за того, что ты хотел узнать чем всё закончится, а не из-за красоты слога автора. Странные выражения, невнятные описания.

В детективах всегда были, есть и будут логические несостыковки, к ним придираться особо не хочу. Но рассказ, именно как детективная история, довольно средний. Начинается всё хорошо: интересная задумка с подсматриванием в чужие окна, появляется интрига, в середине нам рассказывают много разной информации и догадок, которые, как мы думаем, нам пригодятся, чтобы всё в конце сошлось, но затем история обрывается крайне невнятно. Нам очень поверхностно всё объясняют в несколько предложений, не раскрывая многие детали дела. Герой каким-то образом сам догадывается до правильного раскрытия, и сам разъясняет детективу о произошедшем. Как он до этого раскрытия догадался непонятно, учитывая то, что нам рассказывали обо всех его мыслях в голове и никаких подобных предположений он не высказывал. В произведении используется слишком много лишней информации, которая нас только сильнее запутывает, а в конце мы так и остаёмся в недопонимании от многих «догадок» главного героя, которые не доведены до логического заключения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, был очень странный момент: Джефф обратил внимание на то, что Торвальд, живущий на 4-ом этаже, и хозяева на 6-ом этаже движутся параллельно, как бы синхронно. Далее он это абсолютно непонятно как подвязал в конце с тем, что жена находится под цементом на 5-ом. Как это вообще связано?

Экранизация 1954 года получилась неплохой, довольно отличающейся от рассказа. Очень понравился эпизод в ночь, когда произошло убийство: главный герой смотрит в окно, полил дождь, все легли спать, и видит как Торвальд несколько раз уходит и возвращается в свою квартиру. Весь момент получился очень атмосферным.

Главный герой теперь не один: у него есть возлюбленная, а вместо помощника здесь горничная. Изменили некоторых соседей, добавили новых. Дали профессии главным персонажам: теперь Джефф — фотограф, а Торвальд — продавец драгоценных камней. Изменили и концовку, но, к сожалению, в худшую сторону. Совершенно ничего не объяснили, оборвав всё на полуслове.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К финалу, вместо помощника в окно пробирается наша возлюбленная, Торвальд возвращается и замечает её, Джефф звонит в полицию и они тут же приезжают, арестовывая её за проникновение в чужую квартиру. И пока наша горничная побежала спасать её, мы остались совсем одни. К нам также как и в рассказе приходит убийца Торвальд и вместо того чтобы нас застрелить, он нас сбрасывает с окна, и мы падаем, (в рассказе мы жили на четвёртом этаже, а здесь почему-то на втором) ломая себе вторую ногу. Момент с ремонтом верхней квартиры, положением жены в цемент — всё это убрали. В фильме получается так, что муж убил жену просто так. И если в рассказе нам пытались объяснить это хотя бы материальной выгодой, то тут никакого мотива вообще нет.

Добавленная нам возлюбленная тоже непонятный персонаж. Главный герой — фотограф, поэтому ему приходится ездить по странам и бывать в разных опасных местах, на одном из низ он как раз и получил травму. Он подумывает жениться на ней, но боится подвергать её опасности с ним в путешествиях. Плюс она женщина довольно из богатой семьи, и не привыкла к такому риску. Как она раньше с ним уживалась нам почему-то не объясняют. И вроде бы происходит разрыв, но потом она снова почему-то с ним. Как их отношения после развивались, как и подробности преступления, нам остаются недосказаны.

Но в целом фильм получился камерным, атмосферным и довольно приятным. Понравился даже немного больше рассказа. Хотя концовка и там и там получилась никакой, и если в рассказе хотя бы пытались сшить белыми нитками события, то в фильме всё просто обрывочно заканчивается. Но, если сравнивать напрямую, то я лучше пересмотрю фильм, чем перечитаю рассказ.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ годится в любую коллекцию «Лучших детективов»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх