FantLab ru

Уильям Гибсон «Виртуальный свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
516
Моя оценка:
-

подробнее

Виртуальный свет

Virtual Light

Роман, год; цикл «Трилогия Моста»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

Стильный футуристический триллер, открывающий вторую трилогию Уильяма Гибсона (вслед за «трилогией киберпространства» — «Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза Овердрайв») – «трилогию Моста». Разрушительное землетрясение, разделяющее Калифорнию на Северную и Южную. Вырождение экосферы, делящее всех людей на аллергиков и «приспособившихся». Разлом проходит не только по планете, но и внутри общества, внутри человеческих отношений, внутри самого человека.

События этого романа разворачиваются в начале следующего века в Сан-Франциско. Девушка-мотокурьер Шеветта крадёт у неприятного встречного странные очки. Главного героя, молодого охранника Райделла, нанимают, чтобы вернуть очки, являющиеся носителем важной информации, но он влюбляется в объект своей охоты. Корпорации и хакеры активно «корректируют» события, естественно, в противоположных направлениях.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Аврора / Prix Aurora Awards, 1995 // Крупная форма на английском языке

лауреат
Сигма-Ф, 2002 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1994 // Роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 1994 // Крупная форма на английском языке

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1995 // Зарубежный роман. 2-е место (США/Канада)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1996 // Научная фантастика - Роман (США/Канада)

Похожие произведения:

 

 


Виртуальный свет
2001 г.
Виртуальный свет
2002 г.
Виртуальный свет
2002 г.
Виртуальный свет
2003 г.
Трилогия моста. Виртуальный свет
2003 г.
Виртуальный свет
2005 г.
Виртуальный свет
2011 г.
Виртуальный свет
2011 г.
Виртуальный свет
2015 г.
Виртуальный свет
2016 г.
Виртуальный свет. Идору. Все вечеринки завтрашнего дня
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Virtual Light
1993 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу книга оглушила собой. Некоторое время я не понимала, что происходит и о чём идёт речь. Понятным было лишь одно – всё очень хорошо продумано и подаётся осмысленно. И хотя не всё понятно, но книга то читается. Через некоторое время я, что называется ,,въехала'' и книга дочитывалась быстро и с большой увлечённостью.

Из рассказа было понятно, что действия происходят в первой четверти нынешнего века, но такое впечатление, что я попала в девяностые прошлого – очень здорово ими отдавало. Окружающее мне передавалось в грязно–бело–серых оттенках. Несмотря на то, что действие происходят в южной части США перед глазами предстал весь мир – круто изменившийся мир. Большинство прежних государств нет – они упоминаются раздробившимися. Почему так круто мир изменился особо не объясняется – только упоминаются какие–то землетрясения. В этом мире есть даже свой, новый святой, которого превозносят, как нового миссию, пострадавшего за людей и спасшего их. Святой, мягко говоря, сомнительного вида деятельности и жизни вообще, но именно он послужил созданию вакцины от СПИДа (а когда книга писалась эта тема была самой болезненной) и из сказанного о нём видно, что новые иконы для подражания и поклонения создаёт ТВ и мультимедиа (чтобы понять это достаточно увидеть в последней главе, как работает мысль и как создаются новые герои программ, сериалов и с какой скоростью подписываются контракты).

Но всё равно, читая мне казалось, что я попала в прошлое и будущее одновременно. Курьер, кража, гонки, наркотики, политика, шпионаж, полицейские–бандиты верзилы русские (ну как же без нас?, один из героев упоминает тот факт, что везде и в жизни и по ТВ предстают здоровые и жестокие русские – без них никуда), афроамериканцы–геи и просто афроамериканцы… Всё это больше отдавало нуаром – киберпанка совсем мало, но он присутствует – немного голограммы и виртуальной реальности. Но подано это так классно, вкраплениями, мазками, как самое начало вхождения в мир, в жизнь этого явления, некое его становление и утверждение, что его эра настаёт.

Особое место в романе занимает Мост – невероятное сооружение, которое утратило своё прямое назначение и вместе со всем миром превратилось в нечто безумное, жуткое, живое. Мост–район, мост–город, мост–государство. Его завоевание происходило, как завоевание цитадели. Там живут, рождаются, умирают, празднуют праздники и карнавалы, совершают сделки, продают, покупают и меняют – там другой патриотизм, порядок и закон.

Персонажи разные и ни все адекватные, но они, как мне кажется, очень и очень соответствуют теме. Шеветта мне напомнила Лизбет Саландер, не по интелллекту, а по внешности – такая же маленькая, худенькая, со странной причёской и невесёлым взглядом, такая ,,себе на уме''. Бедняга Райделл – в сущности то добрый, неравнодушный парень – вокруг него закручивается вся эта гора непонятного и он честно пытается её понять. Поначалу не очень то верилось в его умственные способности, но он как–то всё ж таки сумел придумать ходы–выходы. Ещё понравился Ямадзаки – как его вообще сподобило забраться на этот Мост, он там как белая ворона.

В итоге скажу, что книга очень понраилась – стильная, выдержанная, динамичная. Понравилась манера изложения, передача информации (конечно, я читала в переводе). Она позволила без особого труда с удовольствием окунуться в антиутопический мир Автора и увидеть его, подробно рассмотреть под другим углом -- не с позиций всемогущих хакеров и виртуальных войн, а от лица простых обитателей улиц, как–то уживающихся в этом запутавшемся и заплутавшем в своих дебрях мире.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкой стилистической красоты вещь с элегантным макгаффином, оказавшим настолько сильное воздействие на киберпанк, что уже в 1995-м образ, после «Странных дней» Кэтрин Бигелоу и ее же «Диких пальм» (с камео самого Гибсона), прочно закрепился в визуальном иконостасе жанра... ну а потом были Oculus Rift и собственно GG. Несколько подотстали японцы, ну да это не беда: NTT-Docomo уже представила собственный вариант носимых очков дополненной реальности. Годзилла-землетрясение, разрушившее Токио, отзеркалилось в консенсусной действительности Великим землетрясением Тохоку марта 2011 года, а катаклизм, уничтоживший Сан-Франциско и Окленд, --- Нортриджским землетрясением января 1994.

Киберпанк, как всегда, не умер, он уже здесь.

Читано в оригинале и переводе Пчелинцева. Так и не понял, почему фразу «Правда сделает вас свободными» понадобилось соотнести именно с песней «We shall overcome», а не с более ранними грекоязычными источниками I в. н. э., и почему аббревиатура компании NEC передана кириллицей (НЭК), а корпорации NHK --- оставлена без изменений.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется Гибсон тот автор, которого надо было читать ТОГДА, в те годы и с тем миром, тогда это революция. А сейчас если берёшь в руки его книги, то увязаешь в сюжете, смысл всего усколльзает и прочитав кусок понимаешь что просто мучаешь сябя продираясь через текст. Мысли уже не новы, никакого вау нет, такое впечатление что все тупят как в самом плохом кино. Я пробовала читать книг пять. Джони прочитала просто потому что «надо». Единственное что более менее понравилось это его «Распознование образов» и то своей идеей, читать тоже было очень тяжело. А всё остальное просто читаешь и думаешь: о чём он, ну о чём он. Я ловила себя на мысли что его книги напоминают инструкции, когда отдельные слова вроде знакомые, а общий смысл не улавливается.

Оценку книге считаю не верным давать с моей стороны, ибо бросила промучавшись треть.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная, изысканно-утонченная книга. Значительно отличается от прочих книг Гибсона. Выделяется безупречным стилем автора. По-моему, лучшее в «Трилогии Моста». Насколько убого выглядят пановские «Анклавы» по сравнению с волшебником Гибсоном...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решил взятсья за Гибсона, долго думал, с какой трилогии начать. Начал с Моста.

Не могу сказать, что пришёл в неописуемый восторг. Книга хороша, но не превосходна. Внутренний мир героев загадочен и противоречив — в частности, главного протагониста я так до конца книги и не понял. Кто он — неудачник, психопат, неуравновешенный качок, искатель правды или искатель тихого места для своей пятой точки?... Большая часть персонажей совершает поступки потому, что они были удобны автору, а не потому что персонажи сами этого хотели.

Но с другой стороны, нельзя не похвалить ту детализацию, с которой автор вгрызается в мир. Это не совсем книга-экшен, это больше походит на описание странствий натуралиста по миру другой планеты, каковой автор представляет нам запад Америки будущего. И эта описательная часть удалась у него на ура. Ни разу я не зависал, пытаясь недоуменно разобраться в хитростях технологии, но и не разу не плевался от «да это уже сто раз было, это уже скучно». Да, автор перебирает массу клише, просто-таки целый пёстрый ворох клише. Но каждое обыграно по-новому, закручено в новый яркий фантик. И от этого читать интересно и приятно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман изобретателя киберпанка Уильяма Гибсона «Виртуальный свет» из тех, что написаны ради антуража. Сюжета в них даже на рассказик нет, интриги никакой, зато есть авторское видение будущего. Видение, скроенное не только из представления о техническом развитии, как это частенько бывает, но и из представления о развитии общественных институтов, дизайна, религии... Гибсон дарит нам свою картинку, оборачивая ее вокруг простенького сюжета о парне из системы, который решил против этой самой системы пойти, встретив девушку, которую... Ну, вы знаете.

Знакомьтесь, Райделл — бунтарь без причины, бывший коп, которому в опасных ситуациях напрочь срывает башню. Лишившись работы рентакопа(такая смесь частной охраны и полиции, куда устраиваются в том числе и бывшие копы) из-за превышения полномочий после очередного срыва башни, Райделл нанимается на мутную работенку — побыть водителем у Люциуса Уорбэйби, частного сыщика, сотрудничивающего с бывшими работодателями Райделла. Уорбэйби как раз занят поиском второй главной героини романа — Шеветты. Шеветта, работающая курьером, при выезде на один из заказов по наитию вытащила из кармана неприятного типа очки Виртуального Света. Из-за этих очков все и заворачивается.

«Виртуальный свет» напичкан всеми возможными штампами, какие только приходят на ум при слове «киберпанк», за отсутствием главной — виртуальной реальности. Она если и существует, то где-то на заднем плане. Райделл попадает в нечто похожее на ВР один раз, используя ее как средство связи. Остальной антураж роман типичен донельзя — разделение общества на невероятных богачей и бедняков, вынужденных продавать домашнюю утварь ради завтрака; маргинальные группировки, отгораживающиеся от общества(собственно, жители Моста, самой интересной локации романа); война за информацию; хакеры, рушащие планы «плохих парней»; и, наконец, бунт одиночки против общества.

Несмотря на все эти штампы, читать роман интересно. Интересно благодаря авторским описаниям, тому самому видению будущего. Этот мир хочется увидеть в каждом его кусочке: вот Мост, ставший местом жительства для всевозможных маргиналов; вот Лос-Анджелес, который предстает перед читателем набором локаций, лишенным настоящего пространства; вот община фаллонитов — людей, ищущих Бога в телевизоре. Объема всем этим выдумкам придает прекрасный язык Гибсона. Описания автора, быть может не всегда точны, но всегда поэтичны. Иногда они могут дать описание не самого предмета, но того ощущения, которое он вызывает у смотрящего. И этими описаниями Гибсон создает в голове читателя образ своего мира, будто использует тот самый Виртуальный Свет, поставляющий картинку мозгу, минуя фотоны глаз.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После трилогии киберпространства роман показался ну совсем простецким, пресным. Из визионерства тут у нас только мост, связующее звено трилогии. Боевиковая составляющая — а «ВС» все же боевик! или с натяжкой триллер — совсем слабая. Даже разочаровывающая — слишком много лишнего, слишком слабая и невнятная кульминация, а развязка и вовсе, простите, фуфло.

И это при том всем, что написано, как обычно, красивым, образным языком — мне очень нравится стиль Гибсона и то, как он разбивает роман на главы, ведь некоторые из них настолько поэтичны, что их можно читать, как коротенькие, лирические рассказы. Лучший пример из «ВС» — это глава «Пламенеющая плоть исполинов». Но насколько она красива сама по себе — настолько же и бессмысленна в контексте романа, ведь личность курьера в нем играет микроскопическую роль.

В общем, я слегка разочарован. Такое ощущение, будто Гибсон пишет не ту литературу, хотя то, чем мог стать этот роман, можно разглядеть в городском антураже, в обрисованном будущем и его героях. По-простому говоря, все хорошо, кроме сюжета. И это удивительно, если вспомнить восхитительный сборник «Сожжение хром» — насколько там все четко и стройно. Гибсон не справляется с крупной формой? Не верю! Ведь был же замечательный «Нейромант«! Поэтому буду читать дальше.

ЗЫ: всегда радуюсь, когда Гибсон вплетает в книгу контр-культурные вещицы — здесь у нас «Видеодром» и Кроненберг, Гигер, героиня, с которой, можно сказать, слизана полюбившая всем «девушка с тату дракона»...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько менее замороченная, чем «Нейромант», книга, но по силе воздействия ни в чем не уступает дебюту. Замечательная, многослойная канва повествования, неповторимый гибсоновский стиль, очень хороший перевод (в Уральской «Ультра-культуре», где издан роман, подход к переводам, похоже, более отвественен, чем в АСТ). Вообще, обожаю обе трилогии Гибсона, тогда как его отход к мейнстриму в «Распознавании Образов» разочаровал.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаешь, значит, какой-нибудь современный фантастический боевик/триллер, где есть приближенное будущее, развитые технологии, а одновременно с этим – страны, либо развалившиеся, либо успешно к этому идущие. Еще религию лихорадит, сект возникло множество тут и там. Генные модификации и киберпротезирование…, в общем, много чего. Было неоднократно.

Читаешь, значит, и понимаешь – надоело. Слишком много всего понапихано. Слишком однообразные проблемы у героев – то новая религия во всем виновата и ее представители, то некое изобретение, вышедшее из-под контроля. То сами люди, доусовершенствовались по самое не могу, и теперь хотят всякого (образно выражаясь). То всё вместе, в разных пропорциях. То из космоса угроза, то из океана. Исключения бывают – но пойди, найди их еще.

Работа, конечно, проделана большая, и кое-кто действительно предлагает читателю высококачественный текст. Но в определенные моменты оценивать уже и не хочется. Чего-то другого бы…

И тут на глаза попадается «Виртуальный свет».

Что там? Недалекое будущее, технологии некоторые любопытные, государства потеряли свою целостность. Куча сект возникла, и «бог в телевизоре» и мессия/проститутка/носитель лекарства от спида не самые яркие их представители.

Что-то знакомое?

Ну да. Но в пользу этой книги, а не почти любой другой похожей, говорит ее стиль. И автор. И созданный им мир, не «Нейромант», но прототип его, хоть и написан цикл после «Муравейника». Тут вирт-мир блеклый, толком не сформировавшийся и точно не разумный. Инструмент, упакованный в обыденную вещицу, интересную только узкому кругу людей.

Перед нами простой технотриллер, лишь слегка припорошенный киберпанком в виде непонятной штуковины, за которой все охотятся, героев-маргиналов или близких к этому статусу, злых корпораций и миром, периодически скатывающимся в упадок. Где-то там, за океаном, люди восстанавливают свои города совсем иным образом, и жизнь там, кажется лучше – как говорят в новостях.

Но здесь совсем по-другому. Местным жителям не до тех улучшений пока что.

Сюжет – параллельные ветки о действиях разных героев, желающих улучшить свою жизнь, или, по крайней мере, не ухудшить окончательно из-за последствий своих решений.

Все просто. Поначалу непонятно, пока автор лаконичными, подчас рваными предложениями рисует картину здешнего миропорядка. А затем увлекательно (или привыкаешь). Выдержан баланс между действиями, диалогами и описанием окружения. Соблюден баланс между прошлым героев, их теперешним поведением и мечтами о будущем. Ничего лишнего. Такой текст приятно читается, и претензий особых не возникает – не к чему, потому что.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых замечательных находок Гибсона — понятие «томассон», обозначающее бесполезные, бессмысленные явления и предметы. «Исходный Томассон был игроком в бейсбол. Американец, очень сильный и красивый. В 1982 году он перешёл в «Йомиури Джайантс», за огромные деньги. Вскоре выяснилось, что он не может попасть битой по мячу». Образец великолепного томассона в романе – разрушенный сокрушительным землетрясением стальной мост «Голден Гейт» между Сан-Франциско и Оклендом. От оснований опор до вантов мост облеплен сооруженными из подручных средств лачугами, в которых ютятся изгои и отбросы общества (где-то здесь, у самой верхушки устоев обитает и Шеветта, которую приютил местный старожил Скиннер, один из первопоселенцев моста). Маргиналы и деклассированные элементы захватили мост, «на котором кончилась современность», они основали там свой несанкционированный мир и живут в нём по особым правилам. «Убежище, дикое, странное, но – убежище, где можно лечь и уснуть, единственный приют бесчисленных людей и их бесчисленных снов».

Подробнее здесь:

http://www.tm-vitim.org/rezonans/search/mode=show_article&a_id=232

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем, как начать читать «Виртуальный свет», запомните — главное, продраться сквозь первые 50 страниц, которые забивают голову какой-то странной трудноперевариваемой жвачкой. Просто сложно понять, в чем суть повествования. Но потом вдруг становится очень легко читать. Да и сам сюжет, который спустя 50 страниц начинает раскрываться, ничего нового не открывает. Суть книги мне немного напомнила фильм «Карты, деньги, два ствола». Только в «Виртуальном свете» случайно сперли то, что нельзя было трогать. Из-за маленькой безобидной кражи ГГ наживает себе кучу проблем.

Очень простой сюжет в необычном антураже (засквотированный старый мост в Сан-Франциско). От киберпанка есть совсем чуть-чуть (обольщаться не стоит). У Гибсона получилась простая история, которая местами вызывает улыбку (в хорошем смысле слова). Понравится больше любителям триллеров, чем киберпанка (за всю книгу целый один раз залезли в сеть, чтобы встретиться с хакерами).

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не очень радостное близкое будущее. Корпорации. Мафия. Продажная полиция. Продажная частная полиция. Люди, которые стараются выжить, не перейдя дорогу всем вышеозначенным структурам. Люди, которые плюют на стремление выжить и делают то, что считают правильным.

Не надо рассматривать роман как киберпанк, нет тут его. Очки виртуальной реальности и хакеры в качестве второстепенных персонажей — это не киберпанк, это антураж.

Фантастический роман о довольно близком будущем с элементами антиутопии. Довольно достоверный. Довольно интересный. Нормальные герои, жизненные.

Можно даже перечитать как-нибудь

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Часто мелькал Гибсон при выборе книг на различных сайтах... Решил начать именно с этой, так как отзывы были хорошие.

Первые 50 страниц вообще не понимал что к чему, было даже как-то неинтересно, но очевидно, что все это будет взаимосвязано в будущем, иначе глупо. После сотой страницы потихоньку сюжетные линии начали переплетаться, но странное ощущение не покидало — как будто на голову одели мутную запотевшую банку.

Единственное — понравилась атмосфера происходящего на Мосту, уж даже слишком понравилась. Он (Мост) у автора очень хорошо проработан.

Еще пару слов можно сказать о киберпанке. Так как роман написан в '93 году прошлого века, то современному читателю может показать как-то всё не очень продвинуто, но для того времени, думаю, было очень и очень прилично.

Перед покупкой следующей книги трилогии, обязательно скачаю электронный вариант: зря не хочется деньги тратить. Надеюсь, они будут в какой-то степени захватывающе и интереснее.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совенршенно ничем не примечательный детективец. Очень напоминает современные слегка фантастизованные фильмы. Посмотрел и забыл. Запомнятся разве только некоторые отдельные моменты (про телецерковь, например). Никаких мыслей по прочтении не будит.

Средне.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Проснувшись поутру, ты и не думаешь здороваться с каждой мелочью окружающего мира, но ведь эти мелочи – из них же и состоит мир, весь мир.»

Как справедливо заметили многие, перед нами отнюдь не киберпанк, но его предтеча. Некоторые черты, отдельные предпосылки, но... это вам не «Нейромант». Хотя авторский стиль узнается, Гибсон верен себе — грязь, разруха, брань... ну да этим нас не напугаешь. Стилистически роман очень хорош, первая половина так вообще «объедение». Ненужных деталей практически нет, все мелочи так или иначе создают антураж, в общем — все к месту. Главные герои симпатичны, второстепенные несколько шаблонны (об этом чуть позже) либо гротескны.

Сюжет в начале не вызывает пререканий, но вот финальный финт смущает — уж настолько странен этот притянутый за уши хэппи-энд. Так вот, персонажи — прости, Уильям, но нельзя стотыщмильонов раз употреблять к одному и тому же персонажу производные слова «скорбь», даже не пытаясь их время от времени разбавлять; а именно так нам представляется Уорбейби, соперничающий в странности со своим помощником-фриком Фредди. Но у них нет никаких шансов против дуэта полицейских Шитова и Орловского, настолько шаблонных русских я еще не встречал, разве что тот чокнутый космонавт в шапке-ушанке из фильма «Столкновение с бездной». Пусть нет у этих ребят ни ушанок, ни балалаек, ни ручных косолапых, но, *непереводимый итальянский фольклор* что же это за пустоголовые шкафы, упакованные в несколько бронежилетов и пожирающие «мальборо» упаковками? У меня слов нет. Скиннер настолько ярко выписанный образ «бомжа», один только вопрос, зачем ему столько внимания? Ладно, хоть главгерои вызывают симпатию. Хотя не только, респект за Саблетта, он прекрасен.

Ну и все, вроде как. Начало было многообещающим, финал нелеп, атмосфера, конечно, сильная, и, несмотря на перечисленные огрехи, чувства незаконченности нет. Посмотрим, что представляют из себя остальные романы трилогии.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх